RU

Наука

Ученые ВШЭ и Адыгейского госуниверситета активизируют исследования на стыке лингвистики и медицины

Ученые ВШЭ и Адыгейского госуниверситета активизируют исследования на стыке лингвистики и медицины
В Адыгейском государственном университете открылась лаборатория экспериментальной лингвистики, научным руководителем и консультантом которой стала главный научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой. Лаборатория будет изучать психо- и нейролингвистические механизмы функционирования национальных языков России, в том числе в ходе научных экспедиций.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Нейролингвисты НИУ ВШЭ выяснили, как шум влияет на понимание прочитанного

Нейролингвисты НИУ ВШЭ выяснили, как шум влияет на понимание прочитанного
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, как шум влияет на качество чтения — становится ли оно более поверхностным, когда человек опирается лишь на значения слов, но не связи между ними. Оказалось, что понимание текстов в зашумленных условиях не страдает. А вот скорость чтения меняется. Оно замедляется, когда вокруг слышны даже неразборчивые разговоры. Зато когда человек сталкивается с визуальным шумом, он начинает читать несколько быстрее — судя по всему, из-за раздражающего эффекта. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Никита Анисимов: «Для молодых ученых ничего не должно быть жалко»

Никита Анисимов: «Для молодых ученых ничего не должно быть жалко»
В пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная «Менделеевской карте» — новому всероссийскому проекту, в рамках которого молодые ученые, а также школьники и студенты — победители предметных олимпиад будут получать различные преференции. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов высоко оценил инициативу по созданию этого инструмента и рассказал о практиках поддержки молодых ученых в Вышке.

ИСИЭЗ ВШЭ опубликовал 17-й сборник серии «Индикаторы науки»

ИСИЭЗ ВШЭ опубликовал 17-й сборник серии «Индикаторы науки»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет очередной статистический сборник ежегодной серии «Индикаторы науки», выпускаемой с 2007 года в партнерстве с Минобрнауки России и Росстатом. Традиционно сборник включает актуальные данные официальной статистики о состоянии российской науки: финансировании исследований и разработок, кадровом потенциале и материально-технической обеспеченности, результативности научной деятельности. По ключевым индикаторам науки приводятся международные сопоставления.

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество
Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.

Прием документов от абитуриентов аспирантуры НИУ ВШЭ в первую волну завершится 13 марта

Прием документов от абитуриентов аспирантуры НИУ ВШЭ в первую волну завершится 13 марта
В четырех кампусах университета для выбора доступны 29 образовательных программ, на каждой из которых есть бюджетные места. В случае если они будут заполнены в ходе первой волны, вторая волна не состоится.Подать заявки и участвовать в отборе могут не только дипломированные магистры или специалисты, но и те, кто обучается на выпускном курсе магистратуры или специалитета. Диплом они должны будут представить к моменту зачисления.

Ольга Драгой: «Целевая аудитория наших научно-популярных проектов — все, кто говорит на русском языке»

Ольга Драгой
До 15 марта продолжается прием заявок на третий Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Он проводится по двум номинациям: «Лучшая научная публикация» и «Лучший научно-популярный проект». Жюри во второй номинации возглавляет ординарный профессор, главный научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» она рассказала, какие работы принимаются на конкурс в этой номинации и почему каждый серьезный ученый не должен оставаться в стороне от популяризации науки.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.