• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебная группа "Исследования креативного города"

Публикации
Книга
Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах

Соколов М. М., Чуйкина С. А., Сафонова М. А. и др.

М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Статья
Трансформация творческой занятости в современной России: на примере сотрудников негосударственных арт-центров Москвы

Кулева М. И.

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 50-62.

Глава в книге
Fashion Bloggers as Cultural Intermediaries: The Meaning of Brand Choices in Style Production В печати

Kuleva M., Maglevanaya D.

In bk.: Digital Transformation & Global Society: Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21-23, 2017, Revised Selected Papers. Springer International Publishing, 2017.

Препринт
Old factories, new stakhanovites: Moscow contemporary art-centres as workplaces

Kuleva M.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2016. No. 138.

Публикации в СМИ

1

14 февраля 2013

В Петербурге портят дорожные знаки, чтобы заявить о политическом протесте

В Петербурге становится популярным подвид городского вандализма – «корректировка» дорожных знаков. Информационные указатели – находка для человека протестующего, нужен только творческий подход. Ведь убрать- даже испорченный - знак просто так не могут ни ГИБДД, ни Дирекция по организации движения. И вот фотографии «исправленного» знака уже разлетаются по интернету, вдохновляя подражателей. Автор: Нина Астафьева, Мой Район

Мой район

Научно-учебная группа завершила свою работу.

 

В рамках проекта "Креативный город: переформатируя публичное пространство" наша группа будет исследовать творческие инициативы, направленные на благоустройство и изменение городской среды. В фокусе исследовательской деятельности группы - социальные сети, профессиональные траектории участников художественных проектов и идеологии повседневности, которые эти проекты предлагают своей публике. Нас интересует, как агенты креативной экономики (Санкт-Петербурга) трансформируют публичное городское пространство, и какие основания для социального неравенства эти трансформации создают. 

С паспортом проекта можно ознакомиться в разделе "Методология".

В разделе "Библиотека" - аннотации текстов, которые мы обсуждаем.

В "Семинарах" - краткие отчеты о семинарах проекта.

Крупные города России, в том числе Санкт-Петербург, находятся в контексте современных урбанистических тенденций переформатирования городского пространства и развития новых креативных практик в сфере занятости, досуга, культурного потребления, социальной и гражданской активности. Эти городские преобразования осуществляются различными группами «креативных» профессионалов, интеллектуалов и активных горожан. Социальные характеристики этих акторов, особенности их образа жизни, причины вовлечения в креативное преобразование города и их творческие «карьеры», связи сотрудничества и конкуренции между ними – интересный феномен для изучения. Особенный вес приобретают инициативы благоустройства городской среды средствами искусства: самоорганизующиеся креативные «команды» продумывают и пытаются реализовывать проекты по трансформации городского публичного пространства в соответствии с собственным видением комфортного, «правильного» города. Граффити, «партизанские» арт-проекты, практики «сделай-сам», события, посвященные осмыслению и демонстрации «городских» арт-проектов в креативных пространствах – элементы гораздо более разнообразного диапазона инициатив молодых художников, дизайнеров, архитекторов, которые направляют свою творческую энергию на трансформацию среды обитания. Данные инициативы динамичны, легко сменяют одна другую, редко становятся широко известны; меж тем, можно идентифицировать довольно четкую сеть активистов, которые обмениваются опытом и поддерживают связь друг с другом.

Проект ставит перед собой цель исследовать и картировать сеть творческих инициатив, направленных на преобразование города средствами искусства. Методологической особенностью проекта является изучение «карьер» активистов, их социальных сетей и сетей обмена опытом как специфической среды, в которой рождаются и развиваются инновационные формы творческого переосмысления города.

Исследовательская группа также стремится озвучивать в академической и в более широкой публичной сфере критическую позицию по отношению к «креативному» городскому развитию, привлекая внимание как к его потенциалу, так и к возможным негативным последствиям, среди которых можно обнаружить социальное исключение, маргинализацию социальных групп и сегрегацию.

Семинар 10.12: Подготовка к выступлению на «Научной среде» в СПбГУ, презентация текущей аналитической работы и немного теории

На прошедшем рабочем семинаре в первую очередь было необходимо обсудить  доклад нашей группы  на предстоящей 17.12. «Научной среде» в СПбГУ. Саша Бармина и Таня Третьякова представили макет презентации: теоретическую ее часть и результаты сетевого анализа интервью и карточек (см. предыдущие обзоры семинаров).

Семинар 4 декабря: «Креативный город» в гостях у «Манифесты»

Коллектив научно-учебной группы посетил последний из «Диалогов Манифесты», в которой в качестве одного из спикеров выступила участница проекта Маргарита Кулева.

Семинар 19.11: Концепция «креативных индустрий» и ее критика

Продолжая тему культурных индустрий, развернутую на прошлом семинаре, в этот раз мы решили вернуться к концепции «креативных индустрий», которую мы подробно рассматривали в прошлом году.

Семинар 7.11: Все индустрии культурные, но некоторые культурнее?

На  прошедшем семинаре наша научно-учебная группа обсуждала тексты, посвященные рассмотрению креативности и креативных индустрий (Daniel Mato «All industries are cultural», Toby Miller «From creative to cultural industries»), а также разницу между понятием культурных и креативных индустрий. 

Семинар 20.10: Семантические сети и Nvivo

Семинар был посвящен работе с семантическими сетями и программой Nvivo.

Семинар 17.09: Обсуждаем результаты pile-sorting

На прошедшем семинаре наша учебная группа обсуждала интервью, взятое у представителя одной из крупных площадок группы «традиционных институций»

Семинар 3 сентября: подводим итоги "полевого" лета

Креативность в другом городе: отчет о выездном семинаре в Москве

Публикуем отчет младших участников НУГ о совместном путешествии исследовательского коллектива в Москву. В рамках поездки мы посетили редакцию журнала "Социологические исследования", научный отдел культурного центра "Гараж" и провели совместный семинар с коллективом ЛПИГ НИУ ВШЭ.

Семинар 12.06: перечитываем «Поле литературы»

Семинар 5 мая: что общего между ночными клубами Бостона и петербургскими арт-пространствами?

На очередном семинаре научно-учебной группы было принято решение использовать методику, предложенную американскими исследователями, изучавшими «гейткиперов» – отборщиков рок-групп в ночных клубах Бостона [Foster et al., 2011].