Семинар 7.11: Все индустрии культурные, но некоторые культурнее?
На прошедшем семинаре наша научно-учебная группа обсуждала тексты, посвященные рассмотрению креативности и креативных индустрий (Daniel Mato «All industries are cultural», Toby Miller «From creative to cultural industries»), а также разницу между понятием культурных и креативных индустрий.
Основной тезис Д. Мато в том, что определенные сферы определяются как культурные индустрии по неявным и достаточно избирательным критериям, так же как и более широкое понятие культурного потребления. В частности, Д. Мато задается вопросом, почему посещение этнографической выставки о Японии станет можно назвать культурным потреблением, а потребление суши – нет? Вместо того, чтобы делить индустрии на культурные и нет, нужно искать формы символического производства во всех отраслях. В своей статье Д. Мато приводит примеры из сферы межкультурной коммуникации, производства игрушек, индустрии текстиля.
Одно из главных утверждений статьи Мато, с которым не соглашается Т.Миллер, что все индустрии могут считаться культурными, так как производимые ими продукты имеют не только функциональное, но и символическое значение. В своей работе Миллер описывает исторический контекст появления понятия креативные индустрии, где смена политического направления является определяющим фактором.
Участники семинара обсудили представленные идеи на некоторых примерах, что выявило вопросы, оставшиеся незатронутыми в статьях: например, как понимать, что есть культурное, и какие индустрии могут быть культурными; как и кем происходит процесс приписывания дефиниций «культурности», как работает культуральный подход Д. Мато на практике и чем отличается от существующих исследовательских традиций.