• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся шестой семинар НУГ "Источниковедение социальных наук"

На семинаре 14.05 обсуждалась теория нарратива Поля Рикера. С докладом выступила Екатерина Васильева.

На семинаре 14.05 обсуждалась теория нарратива Поля Рикера. С докладом выступила Екатерина Васильева.

В докладе были затронуты обоснования тезиса Рикера о нарративной организации опыта. В частности были рассмотрены соотношение языка и дискурса в теории Рикера, после чего нарратив был соотнесен с дискурсом и далее анализировался как дискурсивная практика.

Рикер определял нарратив на основании двух категорий аристотелевской «Поэтики»: мифа как упорядочивания событий в единую конфигурацию и мимесиса как подражания реальному действию. Причем миф раскрывается через мимесис, а последний имеет нерасторжимую связь с опытом. Мимесис способен репрезентировать реальное действие, поскольку в том уже содержатся преднарративные свойства, которые могут быть рассказаны (его символизм, особая семантика и т.д.). Далее в выстраивании единой конфигурации событий между изначально разнородными и разрозненными элементами устанавливаются логические взаимосвязи и каузальные отношения. Завершается построение сюжетной конфигурации в акте чтения, поэтому это всегда процесс, но не свершившийся факт. В акте чтения мир текста встречается с миром читателя, а потому референции данного текста могут быть интерполированы на предикаты жизненной ситуации читателя, и так нарратив вновь встречается с опытом.

Также в докладе были затронуты возможности нарратива отражать временной опыт человека. Рикер анализировал временной опыт человека, основываясь на описании представлений о времени в «Исповеди» Августина.

В завершении доклада были раскрыты тезисы Рикера о потенциальных или «не рассказанных ещё» историях и о нарративной организации наук, исследующих опыт, в частности – истории и социологии.

В завершении доклада участники семинара обсудили несколько вопросов. В частности, дискуссия коснулась теоретической проблемы соотношения действия и нарратива: какими ресурсами обладает нарратив для репрезентации действия? В каком смысле нарратив сам является действием? Можно ли говорить о существовании герменевтического кргуа между действием и нарративом? 

Затем обсуждение перешло в прикладную область. О. Стрелкова высказала аргумент, что социологи, работая с анкетами, выстраивают нарративы о нарративах респондентов. В этом смысле социологическое знание можно признать нарративно опосредованным.

Завершил дискуссию И.Н. Данилевский, показав на примере описания Куликовской битвы, существующего во многих нарративах, что ремесло историка связано с конструированием прошлого, которого нет. Поскольку прошлого нет, то его единственной реальностью становятся исторические конструкции, данные в