• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Пущино состоялась Биологическая сессия проекта «Академия Школьников»

В качестве преемника «Академии старшеклассников» - выездных тематических образовательных сессий, посвященных профориентации и погружению учащихся в современную науку – Дирекция общего образования запустила «Академию Школьников».

Сессия «Биология» этого усовершенствованного проекта была рассчитана на учащихся как партнерских школ НИУ ВШЭ, так и непартнерских образовательных учреждений из разных уголков России, в возрастном диапазоне с 6 по 10 класс, поэтому многим её участникам пришлось погружаться в биологию буквально с самых азов.

Нынешним школьникам бывает непросто определиться со своей областью интересов и будущей профессией, поскольку насыщенные теорией учебники часто оказываются оторваны от действительности. Читая пособия по биологии, очень сложно понять, чем занимаются настоящие ученые и на что нацелена их работа. Биологическая сессия обновленного проекта «Академия Школьников» была призвана создать у учащихся средней и старшей школы более конкретное представление о переднем крае современной науки о жизни, чтобы ребята еще на ранних этапах своего становления могли решить, какая область биологии им наиболее интересна, и познакомиться с тем видом деятельности, который их ждет после поступления в профильный ВУЗ.

Именно с целью наиболее глубокого погружения в научную среду местом проведения сессии был выбран наукоград Пущино - центр биологических исследований Российской Академии наук - Пущинский научный центр, выполняющий целевые наукоемкие государственные программы, обеспечивающие мировой уровень исследований в области физико-химической биологии и биотехнологии. Основными направлениями институтов Пущинского научного центра, некоторые из которых наши участники имели счастье посетить, являются: молекулярная биология, биоорганическая химия, биотехнология, генная инженерия, промышленная и экологическая микробиология, биофизика и клеточная биология, фотосинтез и почвоведение, биологическое приборостроение и пр.

Участники «Академии», проходившей с 26 марта по 5 апреля 2019 года и приуроченной к открытию факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, обучались по авторской программе, согласно которой знакомство с биологией начинается с цитологии, вне зависимости от возраста и уровня знаний школьника. Начав с основ строения атома, за полторы недели учащиеся разобрались в строении клеточных органелл, базовых понятиях биохимии и принципах молекулярной биологии. Кроме этого, школьники старших классов прослушали курсы физиологии регуляторных систем и мегасистематики.

Помимо обязательных пар, у участников также была возможность попробовать свои силы в разных областях биологии и других наук. На разнообразных вариативных курсах им предлагалось изучить жителей талой воды при помощи бинокуляра, определить пол и возраст животных по останкам их костей, наложить повязку или шину на условного пострадавшего или решить сложную генетическую задачу. Наконец, в свободное от учебы время школьники могли отдохнуть на факультативных курсах: танцевальных, DIY и других.

Параллельно с учебной программой для школьников шли семинары и для сопровождающих их учителей. Вместе с опытными преподавателями, тьюторами и практикующими биологами они обсуждали тонкости организации образовательного процесса, способы преподнесения трудных для детского восприятия тем и форматы взаимодействия с учениками.

После полутора недель весьма интенсивной учебы и общения с единомышленниками участники проекта покинули Научно-образовательный центр переполненными знаниями и положительными эмоциями. Есть все основания полагать, что такое активное погружение в современную биологию создало правильное представление у школьников о данной области науки и стало мощным стимулом для подрастающего поколения к дальнейшим занятиям биологией и научно-исследовательской деятельностью.

А мы надеемся встретиться с ребятами снова, в том числе, и на других предметных сессиях проекта, чтобы помочь им окончательно определиться со своими научными интересами и подготовиться к следующим этапам профильной учебы.