"Школьникам о Вышке" в Уфе

Выпускники Лицея №153 (при УГАТУ) и выпускница Гимназии №47 им. А.П. Гайдара вернулись на несколько часов в свои образовательные учреждения, чтобы рассказать учащимся о НИУ ВШЭ. О том, как это было, рассказывают сами студенты.

Часть 1. Выпускники Лицея №153 (при УГАТУ).

Надеемся, что этот отчет (зачеркнуто) рассказ студентов Вышки вдохновит других студентов на выступления в своих школах, а советы, которые дали ребята, помогут провести эти встречи на высшем уровне!

"Студенты 1 курса

Парулава Шалва (МИЭМ, Прикладная математика),
Бакиева Аделина (ФКН),
Рахматуллин Артемий (ФСН, Политология),
Хасанов Тимур (МЭМП, Школа востоковедения)
Ярмухаметов Булат (МИЭМ)

Ездили в Лицей 153, Уфа, Республика Башкортостан, Россия.

Трудно сказать, что именно сыграло главную роль в нашем решении провести мероприятие «Школьникам о Вышке» в стенах родного Лицея №153. Сама идея пришла стихийно, почти что случайно, но энтузиазма было хоть отбавляй. Может быть нам хотелось похвастаться своими успехами, или помочь молодому поколению на нелегком пути к высшему образованию. А возможно мы просто соскучились по месту, который столько лет звали своим домом, по людям, которые нас когда-то окружали.

Независимо от причин, результат превзошёл все ожидания. Но обо всем по порядку.

Когда ты рассказываешь что-либо случайным людям с улицы, то не особо заботишься личной ответственностью за информацию. Не зная собеседника и не предполагая встречи с ним в будущем, так легко увлечься и в своём рассказе забыть о многих важных моментах. К примеру, забыть о минусах, издержках, рисках, трудностях, необходимостью не пытаться убеждать человека, а дать ему самому прийти к личному выводу. Когда же ты общаешься с людьми, с которыми тебя связывает одна школа, общие знакомые, или просто некая солидарность, то все меняется. Предоставить неполную информацию - уже значит подвергнуть этого знакомого опасности.

В нашем мероприятии мы писали речь и составляли презентации как раз по принципу того, чтобы в будущем без угрызений совести смотреть в глаза бывшим лицеистам, ставшими вышкинцами. «Знакомство с ВШЭ» проходило не просто в формате представления факультетов, самого ВУЗа и студенческой жизни, а комплексным образом: наряду со всем перечисленным мы говорили и о тех трудностях, связанных с учебой во ВШЭ, жизни в Москве, поступлении, необходимости правильного распределения личного времени, экономии бюджета в студенческое время, грамотном выборе специальности по душе. Мало сказать о всех плюсах Вышки, которых, конечно, крайне много, нужно быть честным и способствовать тому, чтобы абитуриент шёл в двери ВШЭ не как одурманенным сладкими речами, а обдумавшим все стороны вопроса, потому и уверенным в своих действиях. Возможно, именно этот наш подход поспособствовал тому, что ребята после презентации ещё долго не расходились и все больше спрашивали про университет. Для них ВШЭ не предстала как яркая картинка на обложке модного журнала, ведь мы постарались передать им реальный её образ. Университет, в котором трудная учеба является вовсе не наказанием, а единственным способом повысить свою планку возможностей и целей в жизни. И где, на самом деле, все бытие студента не может и ни в коем случае не будет ограничиваться учебниками и сессией - ведь мало в каком вузе можно найти столько возможностей для реализации себя в самых разных сферах жизни, раскрытия своих талантов.

Нам было крайне приятно, что на приглашение откликнулось народу больше, чем вмещала аудитория. Возможно свою роль сыграли и мы, как спикеры, ведь ещё в школьные годы были на виду у лицеистов как главные активисты ученического самоуправления. Более того, порадовало, что отношение к нам было не как к «чужим». Школьники намного больше доверяют и чувствуют себя свободнее с теми, в ком ощущают «родственные корни». Ну и конечно же вишенками на торте стали не только благодарности за проведённую встречу, но и воодушевлённые лицеисты, не стеснявшиеся задавать вопросы, преодолевшие свою скромность.

А как было приятно снова вернуться в родные стены, вспомнить в них то, что уже стало для нас памятью. Хотя в Лицее никто из нас не почувствовал себя лишним, даже наоборот - ощутил большой прилив сил.

Наш Лицей №153 является учебным заведением для 9-11 классов с одним-единственным профилем - физико-математическим. Какой уже год он поддерживает стандарты по выпуску будущих студентов, обладающих стройным, гибким, практичным умом и углублёнными знаниями в сфере технических наук и большим кругозором в остальных. И для будущих инженеров, программистов и учёных стало открытием, что в заведении с названием «Высшая школа экономики» существуют сильные факультеты математики, информатики, физики. Мало кто из лицеистов знал о многочисленных олимпиадах, принимаемых при поступлении в ВШЭ, фирменных конкурсах вроде "Высшей пробы" и "Высшего пилотажа". Народу понравился этот «европейский» дух ВШЭ, наличие майноров, система скидок. А также особенности образовательных программ, их направленность на современные быстро меняющиеся условия рынка труда, обеспечивающие студентов наиболее полезными компетенциями. Однако лицеисты немного смутились, когда узнали сколько по времени добираться из Дубков до учебных корпусов.

Встреча прошла на высоком уровне и обе стороны остались довольны друг другом. Но на этом «знакомство со студенческой жизнью не окончилось». Мы поддерживаем связь со всеми лицеистами, желающими побольше узнать о ВШЭ и поступлении по олимпиадам, призываем наших бывших одноклассников из других университетов проводить подобные акции.

Для проведения успешного ознакомительного мероприятия для абитуриентов, как мы поняли, следует стараться соблюдать три условия. Во-первых, спикеры и лекторы должны быть по возможности максимально приближены к аудитории. Лучше всего, если они будут знать тех, к кому обращаются, или хотя бы окажутся выходцами из одной среды. Во-вторых, следует проводить знакомство как можно более честно, показывая абитуриентам не только плюсы и преимущества, но и потенциальные издержки с рисками. Необходимо постараться создать целостный и реальный образ, дабы народ мог взвешивать сам для себя важность тех или иных критериев, делая шаги в сторону осознанного выбора. В третьих, крайне желательно продолжать контакты с аудиторией и после выступления, путём консультаций в том числе и в социальных сетях.

На этом наши общие впечатления о замечательном мероприятия подходят к концу. Прикрепляем несколько фотографий и плакатов рекламных.

И предлагаем прочитать отдельные отзывы от спикеров.

"Было крайне приятно вернуться в любимый лицей, атмосфера встречи была очень теплой. Особенно мне понравилась встреча с 11, потому что в отличие от ещё не определившихся 9-10 классов, выпускные классы задавали много вопросов, делились тем, что они уже знают о Вышке, и участвовали намного живее. Здорово делится своими впечатлениями от учебы и помогать принять решение 11-классникам, в положении которых я была год назад." - Аделина Бакиева
"В конце октября вместе с выпускниками лицея мы посетили нашу альма-матер, дабы пообщаться с нынешними абитуриентами, встретиться с учителями и получить море положительных эмоций. Сама встреча с лицеистами происходила в неформальной обстановке, где мы рассказывали про разные интересные моменты во время нашего обучения там, про наше поступление, нашу мотивацию. Но больший интерес ребята проявили к самой Вышке, потому что, к нашему приятному удивлению, многие из них и правда нацелены поступать к нам. Они задавали много различных вопросов про образование, про наше свободное время. Так как лицей физико-математический, то лицеистов преимущественно интересовали вопросы про лаборатории МИЭМа, про возможности реализации их планов и задумок. Надеюсь, что в следующем году я правда увижу их в стенах ВШЭ" - Шалва Парулава»

  

Часть 2. Юлдашбаева Лиана и учащиеся МАОУ Гимназия №47 им. А.П.Гайдара.

Отчет Лианы с фотографиями и отзывами школьников в pdf-файле ниже:

Школьникам о Вышке. Юлдашбаева Лиана, факультет КоМеДи