Потапов Дмитрий Борисович
- Доцент:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики / Департамент экономики и финансов
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Образование, учёные степени
- 2006Кандидат экономических наук: Пермский государственный университет, специальность 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики», тема диссертации: Разработка и инструментальная реализация модели формирования оптимальных планов текущей деятельности для предприятий с серийным типом производства
- 2002
Специалитет: Пермский государственный университет, специальность «Математические методы и исследование операций в экономике»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
"Нормативно-правовые и организационные вопросы подготовки научно-педагогических кадров", 2018
"Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS НИУ ВШЭ", 2019
Стажировки
2017-2018 International Fulbright Scholar - Center for Excellence in Brand and Customer Management at Georgia State University
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
Надбавка за академическую работу (2018-2019, 2016-2017, 2015-2016)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2017-2018)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Лисина А. П. «Разработка программы продвижения для изделия PGM - 10». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Быстрых В. О. «Разработка программы продвижения с использованием инструментов AR». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Еремин А. А. «Разработка плана маркетинговых коммуникаций для компании». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Гордин Р. А. «Разработка системы развития IT – персонала на примере компании Vitamin Group». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Старостюк И. С. «Исследование подходов к управлению командой предоставляющей услуги по разработке и реализации арт – концепций и дизайна». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Кучумова Я. С. «Стратегия продвижения товара или услуги». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Клейн М. А. «Расчет пожизненной стоимости клиента как способ оценки SaaS стартапа». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Ширяева М. А. «Прогнозирование объемов просроченной ипотечной задолженности с использованием индекса риска ипотечного дефолта». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Новикова А. С. «Анализ результативности поведенческих триггеров в благотворительности». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Седлова С. А. «Анализ заявленных предпочтений кастинг-менеджеров модельных агентств». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Ершов М. О. «Влияние потока заявок на изменение цен криптовалютных пар». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Коковякина А. А. «Исследование зависимости вероятности дефолта банков и интенсивности поисковых запросов пользователей». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Тихомиров П. Н. «Разработка программы продвижения на основе исследования потребительского поведения». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Клейн М. А. «Расчет пожизненной стоимости клиента как способ оценки SaaS стартапа». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Яковлева Е. Д. «Влияние мобильности на межбрендовое переключение потребителя в ресторанной индустрии». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2019
Смирнова А. М. «Влияние удовлетворенности на поведение потребителя в ресторанном бизнесе». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2019
Мулюкова Э. Б. «Об одном подходе к удержанию клиентов книжного магазина». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2017
Байдина К. О. «Результативность персонифицированных e-mail рассылок». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2017
Илюхин С. В. «Оценка экономических выгод использования механизма ценообразования Pay-What-You-Want». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2016
Окунева М. И. «Эффективность индивидуального таргетинга для мобильных приложений в ритейле: результаты эксперимента». Факультет экономики (Пермь), 2015
Цевилева М. О. «Изучение потребительских предпочтений при выборе сока: моделирование на дезагрегированных данных кассовых чеков». Факультет экономики (Пермь), 2015
- Магистратура
Пенетова Е. В. «Разработка контент-плана для b2b аудитории в социальных сетях телеком-оператора». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2020
Половинкина О. А. «Поведение потребителей балльной программы лояльности в контексте теории ментального учета». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2019
Лыкова А. А. «Применение предиктивных моделей в CRM маркетинге». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2019
Бадина В. Д. «Разработка кампании по удержанию клиентов в ритейле». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2019
Ожегова А. Р. «Изучение предпочтений зрителей театра: сегментирование на основе модели с латентными классами». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2018
Кулемина Д. Ю. «Оценка результативности онлайн инструментов многоканального маркетинга на примере микрофинансовой компании». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2018
Комлев И. А. «Формирование стоимости брэнда и франшизы клуба Национальной Баскетбольной ассоциации». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2018
Байбародских О. А. «Тестирование нового инструмента программы лояльности для офлайнового книжного магазина». Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики, 2017
Егоркина Н. Б. «Влияние воспринимаемой ценности продукта на послепокупочное поведение потребителей на рынке продуктов дополнительного образования». Факультет менеджмента (Пермь), 2014
Новикова О. В. «Измерение ценности бренда на основе модели потребительского выбора на рынке чая». Факультет экономики (Пермь), 2014
Кунгурцев Р. М. «Оценка пожизненной ценности клиента и её практическое применение в видео играх». Факультет менеджмента (Пермь), 2014
Бурдакова И. В. «Купонный онлайн-сервис как инструмент маркетинговых коммуникаций». Факультет менеджмента (Пермь), 2013
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Имитационное моделирование (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Маркетинговая инженерия (Магистратура; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Безопасность жизнедеятельности (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); направление "40.03.01. Юриспруденция", направление "46.03.01. История"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Безопасность жизнедеятельности (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.05. Бизнес-информатика", направление "38.03.02. Менеджмент", направление "09.03.04. Программная инженерия"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Эмпирическая экономика" (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Проектный семинар (2 курс) (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
2010-2011 гг. |
Методы поддержки принятия решений в маркетинге - Marketing science (Магистратура "Маркетинг" ПФ ГУ ВШЭ) |
2009-2010 гг. |
Математические методы и компьютерные технологии управления проектами (магистратура «Управление проектами» ПФ ГУ ВШЭ) |
2009-2010 гг., 2008-2009 гг. |
Теория игр (бакалавриат экономики ПФ ГУ ВШЭ) |
2009-2010 гг. 2007-2008 гг. |
Дискретные математические модели (бакалавриат экономики ПФ ГУ ВШЭ) |
2009-2010 гг. |
Теория игр в менеджменте (бакалавриат менеджмента ПФ ГУ ВШЭ) |
2008-2009 гг. |
Математическое моделирование в менеджменте (бакалавриат менеджмента ПФ ГУ ВШЭ) |
2007-2008 гг. |
Исследование операций (бакалавриат менеджмента ПФ ГУ ВШЭ) |
Конференции
- 2016EMAC 2016: marketing in the age of data (Осло). Доклад: The effectiveness of individual targeting through smartphone application in retail: evidence from field experiment
- 2015International Conference on Applied Research in Economics 2015 ( iCare 3) (Пермь). Доклад: Empirical analysis of consumer purchase behavior: interaction between state dependence and sensitivity to marketing-mix variables
- 201443rd EMAC ANNUAL CONFERENCE (Валенсия). Доклад: Application of conjoint-analysis for the estimation of multi-attributive product’s utility - the case of real estate market
- XV Апрельская международная конференция по проблемам экономики и общества (Москва). Доклад: Что определяет качество жизни в городе: взаимное влияние удовлетворенности городом и жизнью
- 2nd International Conference on Applied Research in Economics (iCare2) (Пермь). Доклад: Brand equity measurement: consumer choice model
Участие в конференциях
43rd EMAC ANNUAL CONFERENCE, 2014. Application of conjoint-analysis for the estimation of multi-attributive product’s utility - the case of real estate market.
XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 2014. Determinants of city quality-of-life perception: the interaction between city and life satisfaction
XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, 2012. Как измерить полезность города: об одной подходе к исследованию предпочтений жителей
3rd International Colloquium on Place Management, Marketing and Nation Branding, 2011. Creative Class Prefers Special City: Is It True?
20202
- Статья Potapov D. Digital Analytics: Modeling for Insights and New Methods // Journal of Interactive Marketing. 2020. Vol. 51. P. 26-43. doi
- Статья Shafranskaya I. N., Potapov D., Ozhegov E. M. Individual versus companion visitors' willingness‐to‐pay for the theater tickets: The case of Perm opera // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2020 doi
20191
20181
20171
20161
20154
- Глава книги Bozhya-Volya A. A., Potapov D., Shafranskaya I. N. Determinants of city quality-of-life perception: the interaction between city and life satisfaction, in: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. P. 378-400.
- Препринт Novikova O. V., Potapov D. Empirical analysis of consumer purchase behavior: interaction between state dependence and sensitivity to marketing-mix variables / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015. No. 48.
- Глава книги Potapov D., Bozhya-Volya A. A., Shafranskaya I. N. Residents' perception of the city: the interaction between life and city satisfaction, in: 3rd Place Management & Branding Conference: Sustainability, Liveability, and Connectivity Conference Proceedings. Manchester : Manchester Metropolitan University, 2015. P. 692-715.
- Препринт Okuneva M., Potapov D. The Effectiveness of Individual Targeting Through Smartphone Application in Retail: Evidence from Field Experiment / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015. No. WP BRP 47/MAN/2015 .
20144
- Статья Shafranskaya I. N., Potapov D. An empirical study of consumer-based city brand equity from signalling theory perspective // Place Branding and Public Diplomacy. 2014. Vol. 10. No. 2. P. 117-131. doi
- Препринт Okuneva M., Potapov D. Consumer behavior in online games / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2014. No. 25.
- Препринт Kochkina N., Novikova O. V., Potapov D. What affects brand equity: the precise measurement with consumer choice model / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2014. No. 26.
- Статья Шафранская И. Н., Потапов Д. Б. Как измерить соотношение «цена – качество» для услуги: теоретический подход и практические результаты // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2014. № 1. С. 22-31.
20133
- Глава книги Shafranskaya I. N., Potapov D. Multi-attribute products’ utility: an approach to measuring for the real estate market, in: 4th EMAC Regional Conference - Marketing Theory Challenges in Emerging Societies - Conference Proceedeings. St. Petersburg : Graduate School of Management, St. Petersburg University, 2013. P. 319-326.
- Книга Баринов С. Л., Божья-Воля А. А., Букина Т. В., Кузьминов И. Ф., Мальцев А. А., Опарина Е. М., Папушина Ю. О., Потапов Д. Б., Семенова А. В., Турняк К. В., Эпштейн А. А. Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи / Науч. ред.: Е. Л. Зуева. Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2013.
- Статья Потапов Д. Б., Яговцева М. В. Оценка полезности мультиатрибутивного товара на рынке жилой недвижимости // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2013. № 3. С. 192-208.
20123
- Глава книги Shafranskaya I. N., Potapov D. City: Utility, Measurability, Preferability, in: International Place Branding Conference Special Edition: Roots – Politics – Methods Conference Proceedings. Manchester : The Institute of Place Management, 2012. P. 225-236.
- Глава книги Потапов Д. Б., Шафранская И. Н. Как измерить полезность города: об одном подходе к исследованию предпочтений жителей // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 3. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 465-475.
- Книга Экономика и финансы: сборник работ X студенческой научно-практической конференции факультета экономики / Науч. ред.: В. М. Архипов, Д. Б. Потапов, А. М. Емельянов, А. А. Быкова, Е. А. Шакина, А. Ю. Редькина. Пермь : Пермский филиал НИУ ВШЭ, 2012.
20071
20061
20052
- Глава книги Шафранская И. Н., Потапов Д. Б. Использование математической модели деятельности промышленного предприятия в качестве инструмента стратегического и оперативного планирования // В кн.: Материалы шестого всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий" Т. 1. М. : ЦЭМИ РАН, 2005.
- Глава книги Шафранская И. Н., Потапов Д. Б. Модель системы производственных объектов: постановка задачи оптимального управления // В кн.: Равновесные модели экономики и энергетики. М. : ИСЭМ СО РАН, 2005.
Опыт работы
Март 2010 – н.в. Заместитель директора НИУ ВШЭ-Пермь (зона ответственности: научно-исследовательская, экспертно-аналитическая и консультационная деятельность)
Май 2012 – н.в. Руководитель группы эмпирического анализа рынков и компаний, НИУ ВШЭ-Пермь.
Сентябрь 2007 – н.в. Доцент НИУ ВШЭ-Пермь
Январь 2015 – Декабрь 2016. Руководитель научно-учебной группы «Эмпирическая оценка спроса» НИУ ВШЭ-Пермь (Грант No 15-05-0063)
2002-2007. Экономист, зам.начальника экономического отдела, Пермская печатная фабрика Гознака
«Это интеллектуальное наслаждение»: о конференции iCare в Перми
Недавно завершилась традиционная Международная конференция по прикладным исследованиям в экономике, ставшая визитной карточкой пермского кампуса Вышки. Дмитрий Потапов и Дмитрий Виноградов рассказывают об истории и географии конференции, спикерах и планах на будущее.
iCare – 2019: подводим итоги
C 23 по 25 сентября в пермском кампусе Высшей школы экономики прошла VII Международная конференция «International Conference on Applied Research in Economics (iCare)», объединившая работы более 50-ти исследователей из разных стран. Организаторы, ключевые спикеры, преподаватели и студенты делятся впечатлениями о мероприятии и рассказывают, почему iCare — это место, где сбываются академические мечты.
Международный семинар по экспериментальной экономике и машинному обучению: завершение iCare — 2019
Сегодня, 25 сентября, в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся V Международный семинар по экспериментальной экономике и машинному обучению (EEML 2019). Мероприятие стало завершающим в рамках VII Международной конференции «International Conference on Applied Research in Economics».
В НИУ ВШЭ — Пермь прошла серия семинаров по прикладной научно-исследовательской работе
28 – 29 марта на базе пермского кампуса НИУ ВШЭ прошла серия семинаров, посвященных вопросам развития фундаментальных и прикладных исследований. Участниками семинаров стали представители НИУ ВШЭ, органов власти и бизнеса.
Эксперименты в социальных науках и бизнес-практиках: зачем, где и как?
22 февраля научно-учебная группа «Гетерогенные эффекты воздействия в клиентской аналитике» провела второй по счету научный семинар для студентов Пермской Вышки. На семинаре заведующий научно-учебной лабораторией эмпирического анализа рынков и компаний GAMES, доцент департамента экономики и финансов Дмитрий Потапов обсудил уникальность использования экспериментов.
Научный семинар "Эксперименты в социальных науках и бизнес-практиках: зачем, где и как?"
Потапов Дмитрий Борисович (доцент, заведующий научно-учебной лабораторией эмпирического анализа рынков и компаний GAMES) выступил на очередном заседании научного семинара НУГ «Гетерогенные эффекты воздействия в клиентской аналитике», рассказав, какую роль играют эксперименты в социальных науках и при решении бизнес-задач, а также почему ряд ключевых закономерностей интересующих нас процессов можно понять только через эксперименты
На олимпиаде НИУ ВШЭ для студентов и выпускников появился профиль «Теория игр»
Дипломанты олимпиады по этому профилю получат преференции при поступлении на семь магистерских программ, в том числе две — в нижегородской Вышке и одну — в питерской.
Преподаватели департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь получили индивидуальные исследовательские гранты
Ежегодно Научный фонд НИУ ВШЭ проводит конкурс индивидуальных проектов. Конкурс нацелен на поддержку научных исследований, направленных на решение стратегических задач развития университета, вовлечение преподавателей и других сотрудников в научно-исследовательский процесс и развитие научно-исследовательской работы на факультетах и в научных подразделениях Высшей школы экономики.
Алексей Бузмаков и Александр Чащухин выиграли конкурс Научного фонда НИУ ВШЭ на создание НУГ
Основная задача научно-учебной группы (НУГ) — вовлечение студентов, аспирантов, молодых преподавателей в научно-исследовательскую работу Университета. В 2018 году конкурс на создание НУГ от Пермского кампуса Высшей школы экономики выиграли старший научный сотрудник лаборатории GAMES, доцент кафедры информационных технологий в бизнесе Алексей Бузмаков и доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Александр Чащухин.
Экономика, маркетинг и нейронаука: состоялся первый семинар лаборатории GAMES в новом учебном году
10 октября исследовательская группа GAMES провела первый в учебном году семинар для студентов Пермской Вышки. На семинаре сотрудники лаборатории рассказали о своих текущих проектах и поделились с коллегами идеями реализации будущих исследований.
Дмитрий Потапов: «Математика, которая помогает бизнесу быть эффективным — самая востребованная область знаний»
Руководитель Группы эмпирических исследований рынков и компаний (GAMES) Дмитрий Потапов выступил на масштабном форуме Customer Day в Москве. В своем выступлении он представил результаты проекта по кастомизации промокампаний, для которого команда GAMES разработала аналитическое решение и провела серию экспериментов. Дмитрий Борисович рассказал об особенностях академической презентации в бизнес-контексте.
Ученые подтвердили: более любопытные потребители в среднем приносят компании более высокий доход
Эксперименты показывают, что компаниям значительно выгоднее пытаться стимулировать любопытство не всех потребителей, а только тех, кто в ожидаемой перспективе потратит на услуги компании больше, чем среднестатистический клиент.
CASC – 2018: как это было
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ – Пермь состоялась Летняя школа «Customer Analytics Summer Camp». 35 студентов из Москвы, Санкт-Пертербурга, Новосибирска, Уфы и Перми в течение семи дней осваивали ключевые концепции маркетинга и инструменты анализа данных для решения кейса в области клиентской аналитики.
Лаборатория GAMES открыла серию научных семинаров в этом учебном году
6 октября сотрудники Исследовательской групппы эмпирического анализа рынков и компаний провели вводный семинар для студентов НИУ ВШЭ-Пермь, где рассказали о направлениях исследования, формате работы и предстоящих проектах.
«Теория игр — это не только математика, это курс про нашу жизнь»: сотрудники Лаборатории GAMES рассказывают, почему стоит участвовать в олимпиаде
23 сентября в Перми, как и в четырех других городах России, пройдет Открытая студенческая олимпиада по «Теории игр». Помощь в организации олимпиады оказывает Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований, сотрудники которой поделились своей историей изучения дисциплины и мнением об олимпиаде «Теория игр».
В Пермской Вышке прошел Customer Analytics Summer Camp. Рассказываем, как это было
3 - 8 июля более 40 участников разных специальностей из Перми, Уфы и Новосибирска приняли участие в летней школе-хакатоне, организованной на базе НИУ ВШЭ - Пермь.
В пермской Вышке прошел межкампусный академический семинар
15-16 июня НИУ ВШЭ-Пермь стал площадкой проведения межкампусного академического семинара «Agile: от бизнеса к академии», организованного сотрудниками кампусов Высшей школы экономики. Семинар выступил пространством для обсуждения философии agile среди представителей бизнеса и других университетов Перми.
International Professor Inspired by Passion for Learning at HSE Perm
Professor Felix J. Lopez Iturriaga has been a Leading Research Fellow at the International Laboratory of Intangible-driven Economy at HSE Perm since 2014. In an interview with HSE English News service, he spoke about his positive experiences working at HSE and his hopes for developing further international academic exchanges.
Пермские исследователи открываются мировой науке
Пермский кампус ВШЭ делает шаги в сторону интернационализации своей научной деятельности, увеличивая число зарубежных публикаций и привлекая к проектам иностранных исследователей. 17 апреля Ученый совет кампуса подводил научные итоги 2013 года.
Семинар для молодых администраторов ВШЭ
В конце октября прошел очередной семинар для молодых администраторов Вышки, посвященный теме «Модель управления университетом: новые вызовы академической среды». Этот семинар продолжает серию, начавшуюся в 2010 году — тогда аналогичный семинар прошел в Москве, а летом этого года — в Нижнем Новгороде.