Писаренко Ирина Алексеевна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Департамент государственного администрирования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2005 году.
- Научно-педагогический стаж: 50 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2004Ученое звание: Доцент
- 1997Кандидат педагогических наук: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Педагогическое просвещение родителей младших подростков в условиях общеобразовательной школы
- 1997
Аспирантура: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «педагогика»
- 1993
Специалитет: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы»
- 1993
Специалитет: Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, факультет: филологический, специальность «русский язык и литература»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2008 г.- Великобритания The University of Warwick (Стажировка)
2008 г.- Пятигорский государственный лингвистический университет «Изучение инновационного опыта подготовки кадров в ПЛГУ». (Стажировка)
2007 - РГПУ им.А.И.Герцена "Приоритетный национальный проект "Образование": инновационные процессы в образовании" (72ч)
2007 - РГПУ им.А.И.Герцена "Подготовка коллектива РГПУ им.А.И.Герцена к реализации инновационной образовательной программы" (72 ч)
2007 г.- РГПУ им.А.И.Герцена "Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы"
2007 - РГПУ им.А.И.Герцена "Технологии сбора, накопления, систематизации и распространения интеллектуальных ресурсов" (24 ч.)
2008 - РГПУ им.А.И.Герцена "Современные междисциплинарные исследования в инновационном вузе" (12 ч.)
2008 - РГПУ им.А.И.Герцена "Разработка учебно-методических комплексов модульных программ" (24 ч.)
2008 г.- РГПУ им.А.И.Герцена «Компетентность специалиста в области гуманитарных технологий для социальной сферы» (24 ч.)
2008 - РГПУ им.А.И.Герцена «Моделирование системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий»
2009 - Москва, АПК и ППКО, «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» ;
2010 - Москва, АПК и ППКО, «Подготовка тьюторов по деятельностному методу обучения «Школа 2000» для региональных систем повышения квалификации»,
2011 - Москва, АПК и ППКО , «Технологическая школа тьюторства», Москва, АПК и ППКО
2013 - РГПУ им. А.И. Герцена, «Технологии электронного обучения и управления знаниями в реализации образовательных программ высшей школы» (72 ч)
2013 - РГПУ им.А.И.Герцена «Электронные образовательные ресурсы основной образовательной программы подготовки студентов в вузе» (72 ч)
2015 - РГПУ им.А.И.Герцена «Проектирование программ государственной итоговой аттестации бакалавров и магистров на основе оценки компетентностей» (72 ч)
2017 - ИТМО, "Оказание первой помощи" (12 ч)
2019 - НИУ ВШЭ "Диджитализация образования. Инструменты электронной информационно-образовательной среды" (24)
2020 - СПбГУ "Основы работы преподавателя в системе Blackboard" (72 ч)
2020 - СПбГИПиСР "Психологическое консультирование и психокоррекция отношений" (504 часа, диплом о профессиональной переподготовке)
Достижения и поощрения
- Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга (май 2012)
- Почетная грамота ФГБОУВПО "Российского государственного педагогического университета имена А.И.Герцена" (март 2012)
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (март 2012)
- Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования в номинации "За развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении" (май 2008)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Общий семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектирование образовательных программ (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- Психология коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Психология коммуникации (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет социальных наук; 1 модуль)Рус
- Психология коммуникаций (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2, 3 модуль)Рус
- Социальная психология (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Психология коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Социальная психология (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Социальная психология (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Эффективные коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Социальная психология (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Эффективные коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1, 3 модуль)Рус
- Социальная психология (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1, 3 модуль)Рус
- Эффективные коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Современные исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Эффективные коммуникации (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Гранты
Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации (РФФИ, 2020-2022, №19-29-14060)
руководитель проекта Наталья Алексеевна Заиченко
Конференции
- 2020"Цифровое родительство:отнолшение к цифровизации в начальной школе" (Санкт-Петербург). Доклад: Цифровое родительство: отношение к цифровизации в начальной школе
- 2018Семья и школа: равные среди многих? (Санкт-Петербург). Доклад: Современная семья в науке и образовании
- 2017Мониторинги, рейтинги, рэнкинги как инструменты управления качеством образования (Санкт-Петербург). Доклад: Педагоги и родители в контексте оценки качества образования
- 2016Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения (Санкт-Петербург). Доклад: Влияние детско-родительских отношений на здоровье детей
- 2015Образование и мировые города: перспективы БРИКС (Санкт-Петербург). Доклад: Семья в городе: проблемы и потребности
Публикации26
- Статья Писаренко И. А. Отношение родителей к современным школьным учебникам. // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2022. № 1. С. 26-37.
- Книга Заиченко Н. А., Заиченко Л. И., Лебедев О. Е., Рубашкин Д. Д., Бакушина А. Н., Писаренко И. А. Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры / Рук.: Н. А. Заиченко; под общ. ред.: О. Е. Лебедев, Н. А. Заиченко. Т. 2: Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры. Кн. 2: Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. doi
- Глава книги Писаренко И. А. Организация работы с семьёй в период перехода на дистанционное обучение. // В кн.: Практика работы в школе. Выпуск 2. Методическое пособие / Под общ. ред.: И. А. Писаренко; науч. ред.: И. А. Писаренко. Саратов : Амирит, 2021. С. 35-40.
- Книга Практика работы в школе. Выпуск 2. Методическое пособие / Под общ. ред.: И. А. Писаренко; науч. ред.: И. А. Писаренко. Саратов : Амирит, 2021.
- Книга Бакушина А. Н., Заиченко Н. А., Заиченко Л. И., Кондратьева И. Н., Лебедев О. Е., Писаренко И. А., Прикот О. Г., Рубашкин Д. Д. Цифровой дебют образовательных отношений / Рук.: Н. А. Заиченко; под общ. ред.: О. Е. Лебедев, Н. А. Заиченко. Издательство СЗИУ РАНХиГС, 2021. doi
- Глава книги Писаренко И. А., Казакова Е. И. ЧАСТЬ 1 КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ // В кн.: Организация деятельности психолого-педагогических классов. М. : Академия Минпросвещения России, 2021. С. 9-68.
- Статья Писаренко И. А., Паклинская Т. Г. Воронка вовлечения в HR-проект // Мотивация и оплата труда. 2018. № 3. С. 170-175.
- Глава книги Писаренко И. А., Костина Л. М. Изучение образовательных запросов семьи при проектировании индивидуального образовательного маршрута ребенка // В кн.: Педагогические подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка. Методические рекомендации для образовательных учреждений. СПб. : СПб АППО, 2017. С. 33-41.
- Глава книги Писаренко И. А., Костина Л. М. Образовательные запросы семьи в тьюторском сопровождении школьников // В кн.: XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции, в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ «Столетие гуманитарного образования в Саратовском государственном университете: диалог времен – прошедшего, настоящего и будущего» (Саратов, 03 ноября 2017): сб. науч. тр. М. : Издательство "Перо", 2017.
- Статья Костина Л. М., Писаренко И. А. Психологическая безопасность личности дошкольников в период перехода к обучению в школе // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 5. С. 50-58.
- Глава книги Писаренко И. А., Демьянова О. Ю. Специфика готовности педагогов образовательного учреждения к выполнению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // В кн.: Ананьевские чтения – 2017: преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы Международной научной конференции. СПб. : Айсинг, 2017. С. 334-335.
- Глава книги Писаренко И. А. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ // В кн.: Семья и ребенок: проблемы возрастного развития.Сборник научных статей Международной научно-практической конференции 24-25 марта 2016 глда, Санкт-Петербург. / Науч. ред.: И. А. Писаренко. СПб. : Политехника-сервис, 2016. С. 5-11.
- Глава книги Писаренко И. А. КРИТЕРИИ ОТБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВИДЕОРЕСУРСОВ // В кн.: Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия Сборник научных трудов. СПб. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2016. С. 228-231.
- Статья Писаренко И. А. Психология иждивенчества в семейном воспитании // Народное образование. 2016. № 1. С. 129-138.
- Книга Ребенок в пространстве семьи / Рук.: И. А. Писаренко; науч. ред.: И. А. Писаренко. СПб. : Политехника-сервис, 2016.
- Книга Семья и ребенок: проблемы возрастного развития.Сборник научных статей Международной научно-практической конференции 24-25 марта 2016 глда, Санкт-Петербург. / Науч. ред.: И. А. Писаренко. СПб. : Политехника-сервис, 2016.
- Глава книги Писаренко И. А., Соломина Т. Ю. Арт-методы профилактики ситуативной тревожности у детей, воспитывающихся в детских домах. // В кн.: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. СПб. : Политехника-сервис, 2015. С. 98-102.
- Глава книги Писаренко И. А., Карпицкая И. Л. Идеи тьюторства в развитии социального партнёрства образовательной организации // В кн.: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. СПб. : Политехника-сервис, 2015. С. 55-61.
- Глава книги Писаренко И. А. Психологические аспекты дистанционного взаимодействия в системе образования // В кн.: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. СПб. : Политехника-сервис, 2015. С. 6-11.
- Глава книги Миронова Е. А., Писаренко И. А. Семья и школа в экономической социализации детей // В кн.: Семья и ребенок: проблемы взаимодействия. СПб. : Политехника-сервис, 2015. С. 61-69.
- Статья Писаренко И. А. Педагогическая стратегия развития семейного воспитания в современной России. // Народное образование. 2013. № 1. С. 63-68.
- Статья Писаренко И. А. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. Т. 17. № 1. С. 88-92.
- Статья Писаренко И. А. Семейное тьюторство как инновационный ресурс образовательного учреждения. // Народное образование. 2012. № 1. С. 110-114.
- Книга Писаренко И. А., Александрова Т. В., Костина Л. М., Искра Н. Н. Методические рекомендации для научно-методических центров и органов управления образованием районов (города) по поддержке культурного самовыражения национальных меньшинств в дошкольных учреждениях и начальной школе. / Под общ. ред.: И. А. Писаренко. СПб. : Издательство "Политехника сервис", 2011.
- Статья Писаренко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. № 4. С. 83-88.
Опыт работы
Основные направления профессиональной деятельности:
-создание "с нуля" первой в России кафедры педагогики и психологии семьи (в РГПУ им.А.И.Герцена) ; с 2013 года кафедра была переименована в кафедру возрастной психологии и педагогики семьи
-разработка и успешная реализация образовательных программ разного уровня ( 4 магистерских, 2 бакалаврских, 9 программ дополнительного профессионального образования объемом от 72 до 2002 часов)
-научное сопровождение деятельности образовательных учреждений разного уровня (школы, дошкольные учреждения)
-дистанционное психолого-педагогическое консультирование семей
- исследовательская деятельность
-экспертная деятельность (психолого-педагогическая экспертиза медиа- и интернет-продуктов; образовательных программ, проектов и изданий)
-сотрудничество со СМИ (Радио "Эхо Петербурга", "Зенит", "Россия", телеканалы "СТО", "Пятый канал" и т.д.), в целях популяризации научных идей.
Реализованные проекты
Руководитель:
1. Совместная программа Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», проект 028 «Поддержка культурного самовыражения национальных меньшинств в детской среде» (2010-2011)
2. Гос. контракт Администрации Красногвардейского района СПб «Разработка и внедрение инновационных технологий в работе с семьей для Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт- Петербурга» (2010)
3. Гос. контракт Администрации Красногвардейского района СПб «Диагностика и профилактика профессионального выгорания специалистов, работающих с семьями в трудной жизненной ситуации» (2010)
4. Гос. контракт Администрации Красногвардейского района СПб «Повышение качества жизни населения Красногвардейского района, в том числе несовершеннолетних в социально-опасном положении, сопровождение детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях решения демографических проблем и профилактики социального сиротства путем мониторинга социальных проблем в разных целевых группах детей, подростков и родителей (2008-2009)
5. Гос. контракт Министерства образования и науки РФ по проекту «Разработка социально-педагогических технологий адаптации ребёнка к семье - усыновителей, опекунов и приемной» (2008).
Исполнитель:
1. Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (2012, 2014, 2015)
2. Комитет по внешним связям СПб, Программа Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (2011-2012)
3. Комитет по молодежной политике СПб, Санкт-Петербургское городское отделение общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», исследовательский проект «Приемная семья Санкт-Петербурга» (2010).
4. Представительство «Фонда Ага Хана» (Швейцария) в Российской Федерации, проект «Конференции по раннему развитию детей» (2011)
5. Фонд Кирилла и Мефодия (Польша), исследовательский проект «Отцы XXI века (2010)
6. Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность» на 2006 – 2010 годы (программа «Формирование установок толерантного сознания») (2008-2010)
7. Программа Правительства Санкт-Петербурга «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 годы» (2011-2015)
8. Программа Правительства Москвы «Создание специальных отделений по социальному патронату семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на базе центров помощи семьям и детям» (2008)
9. РГПУ им.А.И.Герцена «Междисциплинарное проектирование гуманитарных технологий повышения коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном обществе (2008).
10.РГПУ им.А.И.Герцена «Гуманитарные основы междисциплинарного исследования и проектирования образования человека в поликультурном обществе» (2008)
Информация*
- Общий стаж: 46 лет
- Научно-педагогический стаж: 50 лет
- Преподавательский стаж: 11 лет
Прорведение экспертизы (педагогической, научно-методической)
Научное руководство образовательными организациями (2010-наст.вр.)
Научное руководство аспирантами (с 2008 - по наст.вр.)
Заведование кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им.А.И.Герцена (2004-2016)
Преподаваниев вузе (ассистент, доцент - 1997 - наст.вр.)
Преподавание в школе (1987 - 1993)
Создание и научное редактирование сборников конференций, монографий, учебных пособий.
Разработка образовательных программ (бакалавриат, магистратура, дополнительное образование, он-лайн курсы).
Проведение исследований регионального и международного уровня.
Создание интернет-проектов.
Основное место работы, должность
Санкт-Петербургский государственный университет, доцент кафедры педагогики (институт педагогики СПбГУ)
Авторские проекты
В 2002 году был создан авторский проект для преподавателей, студентов и родителей "Inter-Педагогика": www.inter-pedagogika.ru, вошедшего в 2010 году в международный справочник ЮНИСЕФ (ISSA-UNICEF) и получившего в 2005 году Общественную премию «УВАЖЕНИЕ» (номинация «За лучший интернет-проект в области дошкольного детства»)
Общественная деятельность
Член экспертной рабочей группы по демографичкской политике при Аппарате Полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу
Член Экспертной Комиссии по этике и нравственным аспектам социальной рекламы и социально-значимой информации по Северо-Западному федеральному округу
Член Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА)
"Актуальное из прошлого опыта"
Несколько лет назад (2015 год) преподаватели программы "Управление образованием" И.А.Писаренко и Н.А.Заиченко принимали участие в проекте ФЦПРО по теме "Государственно- общественное управление и оценка качества в дошкольном образовании".
Юбилей Ирины Алексеевны Писаренко
17 февраля юбилей Ирины Писаренко, доцента Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
«Пятый пошел….»
Магистерская программа «Управление образованием» защитила свой пятый выпуск.22 и 23 декабря прошли успешные и очень успешные защиты магистерских диссертаций/
Четвертый выпуск – новый запуск
День студентов, 25 января, был отмечен в истории программы «Управление образованием», как день прощания со студенчеством - выпуском МАГИСТРОВ.
Участие профессорско-преподавательского состава программы "Управление образованием" в международной конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС»
В рамках международной конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС» были организованы сессия «Неинституционализированные образовательные практики и городская среда» «Городская политика и стратегии семей в сфере образования» и круглый стол для исследователей и практиков образования «Доказательная образовательная политика в глобальном городе».