Малошонок Наталья Геннадьевна
- Ведущий научный сотрудник: Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
21.07.2014 - 15.08.2014 - Летняя школа ICPSR, США, Университет Мичигана
25.11.2019 - 03.12.2019 - обучение по программе повышения квалификации "Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов", объем 24 часа
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2018)
Надбавка за академическую работу (2015–2016)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2021–2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020–2021, 2017–2019)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом научном издании (2016–2017)
Лучший преподаватель — 2017
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2021
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2015)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)рус
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Вилкова К. А. Саморегулируемое обучение в МООК: измерение, связь с образовательными результатами и возможности развития навыков при помощи интервенций, 2022
- 2Семенова Т. В. Возможности использования МООК по инженерным дисциплинам в университетском образовании, 2022
- 3Дремова О. В. Критика и оправдание практик академического мошенничества студентами, 2022
- 4Бабаева Д. Косвенное влияние программ финансовой помощи на продуктивность российских аспирантов (aспирантура: 2-й год обучения)
- 5Мельников Н. Д. Трансформация студенческих организаций (сообществ) на постсоветском пространстве (aспирантура: 2-й год обучения)
- 6Музыка П. А. Анализ эффективности моделей индивидуализации образовательных траекторий студентов (aспирантура: 3-й год обучения)
- 7Хамидулина М. С. Формирование навыков саморегуляции при онлайн-обучении в зависимости от психологических характеристик учащихся (aспирантура: 3-й год обучения)
Опыт работы
Работает в НИУ ВШЭ с 2010 года:
2010 - 2012 - Аналитик в ПУЛ "Развитие университетов" Института образования НИУ ВШЭ
2011 - 2014 - Аналитик в Центре внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
2013 - 2014 - участник НУГ по методологии онлайн исследований в социальных науках
2014 - настоящее время - научный сотрудник Центра социологии высшего образовани (Институт образования НИУ ВШЭ)
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Полномочия / обязанности
- разработка дизайна и методологии исследования
- анализ данных
- подготовка научных отчетов и публикаций
- руководство научно-исследовательскими работами студентов и аспирантов
Трое из вуза: русский, американец и китаец оказались похожи
Студенты ведущих университетов США, Китая и России схожи больше, чем различаются. Пол, специальность, год обучения и планы после завершения вуза влияют на вовлеченность учащихся в образовательный процесс одинаково, независимо от страны. Об этом пишет Наталья Малошонок, автор исследования, основанного на опросе более 166 тысяч студентов.
Элитное образование не такое уж и элитное? Студенты топовых вузов России менее активны в учебе, чем их сверстники из обычных университетов
Неожиданно, но факт: студенты ведущих российских вузов показывают более низкую учебную активность по сравнению со сверстниками из обычных университетов. К такому любопытному выводу пришла Наталья Малошонок.
Doctoral Diversities: Unveiling Experiences Through the Departmental Climate Lens
Doctoral programs across the globe face a myriad of challenges, and one particularly intricate puzzle involves the diverse landscape of their student body. This diversity spans across dimensions like age, socioeconomic background, motivation, and career aspirations, injecting a rich tapestry of perspectives into the academic realm. Despite these shifts, doctoral programs often find themselves grappling with the task of adapting swiftly to this evolving environment. In their study, Natalia Maloshonok and Saule Bekova delve into the fascinating concept of 'departmental climate' to unravel how Russian university doctoral students perceive their academic surroundings.
Paradoxes of COVID: Russian Doctoral Admissions Grow, So Do Quality Concerns
While the global tide swayed toward an expansion in doctoral education, Russia found itself swimming against the current, experiencing a dip in enrollments from 2010 to 2019. However, the year 2020 witnessed an unexpected change of fortunes, with an 11% uptick in admissions year-on-year. This curious scenario unfolded in the throes of a global pandemic that had wrought havoc on higher education systems.
IOE’s Natalia Maloshonok, Svetlana Zhuchkova, Saule Bekova, and Evgeniy Terentev have set off on a quest to unveil the forces that have led to the surge in doctoral enrollments in Russia amid the pandemic, and the potential consequences looming on the horizon.
У «vip-студентов» не нашли национальных различий: в США, России и Китае учат по-разному, но по селективным вузам этого не видно
Традиции высшей школы сильно отличаются: в Китае в вузах жесткая дисциплина, упор на лекции и заучивание материала. В Европе и Америке называют это низкоуровневыми стратегиями зубрежки и развивают другие форматы, основанные на активных формах обучения. В российских вузах популярнее китайский подход. Наталья Малошонок из Центра социологии высшего образования изучила, как это влияет на вовлеченность и другие аспекты учебы студентов. В исследовании участвовали 17 тыс. российских, 19 тыс. китайских и 130 тыс. американских студентов.
Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому
Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.
Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации
Реформа аспирантуры, начатая чуть больше десяти лет назад, провалилась — об этом можно судить хотя бы по резкому снижению доли защит в срок: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022 году. Много лет аспирантура была вне поля зрения государства. Начиная с 2012 года попытались это исправить и повысить качество обучения: жестко структурировали программы, сократили количество диссертационных советов, ввели гранты. Но это скорее усугубило, чем решило проблемы. Можно ли помочь российской аспирантуре? Да, если применить одну из трех мер, а лучше сразу три,— считают Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова из Центра социологии высшего образования.
Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже
«Профессия не для девочек» — этот ярлык сопровождает инженерные специальности во всем мире. Россия не исключение. Если сломать этот стереотип, можно отчасти решить проблему нехватки инженерных кадров. Но чтобы это сделать, надо лучше исследовать механизмы такого неравенства. Наталья Малошонок из Центра социологии высшего образования провела исследование и обнаружила, как дискриминация женщин в STEM-специальностях вредит не только самим девушкам, но и юношам, которые учатся вместе с ними.
Дистант выставляет проблемы студентов напоказ
Студентам из низкодоходных семей было труднее учиться онлайн во время пандемии, чем их более обеспеченным сокурсникам. Отчасти из-за разных технических возможностей. Но есть и менее очевидные причины: другие навыки работы в онлайне, худшая коммуникация с преподавателем и даже такие «мелочи», как нежелание показывать свое жилье по видеосвязи. Факторы и масштабы неравенства студентов, проявленного дистантом, изучили научные сотрудники Центра социологии высшего образования Сауле Бекова, Евгений Терентьев и Наталья Малошонок. Их статья опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».
Academic Dishonesty: Fear and Justifications
Why Russian undergraduates cheat and how they rationalise it for themselves and others
STEM Not for Women?
How gender stereotypes stop women from becoming programmers and engineers
Не женского ума дело?
Как гендерные стереотипы мешают девушкам стать программистами и инженерами
Высшее домашнее
Какая разница между онлайн и офлайн-обучением для студентов-«технарей»
Degree from Home
The difference between online and in-person learning for technology students
Per Aspera — But Headed Where?
Instructors hold differing opinions about doctoral school
Пер аспера — куда?
Как расходятся мнения преподавателей об аспирантуре
Understanding Academic Dishonesty at Russian Universities
One common problem across educational systems worldwide is persistently high rates of cheating, plagiarism and other manifestations of dishonest behavior in the academic realm. A recent study by IOE researchers Natalia Maloshonok and Evgeniia Shmeleva seeks to gain new and more conclusive insights into what essentially propels Russian students to engage in unethical academic practices during their university track.
Академические обмены: российские постдоки Вышки
Около года назад в Вышке стартовала специальная программа поддержки молодых исследователей, окончивших аспирантуры российских вузов, – постдоков, которые прежде не учились и не работали в НИУ ВШЭ. Программа призвана способствовать формированию академического рынка в России и укреплению практики интеллектуального обмена между университетами. Это не простой перенос в Вышку зарубежной практики привлечения молодых исследователей, получивших степень PhD, а модификация этого института с учетом российских реалий. В сегодняшнем выпуске «Окон роста» мы публикуем интервью с нашими новыми коллегами – российскими постдоками Вышки.
Конференция ASHE: чем полезна исследователю?
В городе Тампа (штат Флорида, США) завершилась ASHE – одна из самых известных и авторитетных научных конференций в сфере высшего образования. В этом году в ней приняли участие более 1400 исследователей, администраторов и практиков со всего мира. В числе участников была Ирина Щеглова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ. Она выступила с докладом «Различается ли влияние студенческой вовлеченности на формирование навыков студентов в разных странах?», в котором представила предварительные результаты исследования, проведенного совместно с Натальей Малошонок. По мнению Ирины, участие в конференции ASHE может стать ценным опытом для сотрудников и аспирантов Инобра и заинтересовать исследованиями аспирантов иностранных коллег, изучающих близкие темы.
Поздравляем коллег с публикацией в журнале Higher Education
В журнале Higher Education вышла новая статья сотрудников нашего центра, Натальи Малошонок и Евгения Терентьева. На основе исследования аспирантов и руководителей аспирантских программ, проведенного в 2016 году, в статье описываются проблемы современной российской аспирантуры, влияющие на долю аспирантов, вовремя защищающих свои работы
Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы
Доказано экспериментально
Портрет современного российского аспиранта
Сколько российских аспирантов совмещают работу с обучением? Хотели бы они сменить научного руководителя? Какая доля молодых людей поступает в аспирантуру, чтобы избежать призыва в армию? Ответы на эти и другие вопросы о российском аспиранте представлены в новом номере серии "Современная аналитика образования", который подготовили сотрудники нашего центра.
Завершилась VIII Международная конференция исследователей высшего образования
В этом году конференция называлась «Университеты, меняющие себя и мир». Доступность онлайн-образования, позиционирование университетов в глобальном мире, рассмотрение университетов как драйверов в развитии страны, коллаборация университетов, политическое участие и философия высшего образования – такие вопросы обсуждались на пленарных докладах, семинарах и сессиях.
Завершилась VIII конференция Российской ассоциации высшего образования "Университеты, меняющие себя и мир"
Подводим итоги VIII конференции РАИВО
Лето – лучшее время для представления научных результатов
Сотрудники ЦСВО приняли участие в двух ведущих конференциях в сфере образования и методологии проведения исследований: CHER и ESA.
Образование в России и странах СНГ через призму мировых тенденций
Четверть века назад каждая из образовательных систем стран бывшего Советского Союза выбирала собственную траекторию. Рассмотрению различий между ними будет посвящена работа одной из сессий Международного симпозиума «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции.
Декабрьские достижения сотрудников Инобра
Деятельность ведущего научного сотрудника Института образования Марины Пинской, а также студенток Евгении Шмелевой и Татьяны Сапрыкиной получила внешнее признание.
Подведены итоги конкурса НИУ ВШЭ «На лучшую научно-исследовательскую работу студентов 2016 года»
В конкурсе традиционно приняли участие студенты всех кампусов Вышки. Мы поздравляем студентов и коллег - руководителей научно-исследовательских работ, попавших в список победителей и лауреатов конкурса НИУ ВШЭ по социологии.
Высшее образование как общественное благо: конференция ASHE
В ежегодной конференции Ассоциации по исследованиям высшего образования, прошедшей в городе Коламбус штата Огайо, США, приняли участие сотрудники Центра социологии высшего образования Наталья Малошонок и Евгения Шмелева.
Конференция памяти Александра Крыштановского: Как методы и процедуры социологических исследований реагируют на вызовы времени?
23-24 сентября на факультете социальных наук прошла VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского. В ней приняли участие более 400 участников из шести стран.
Как среда в вузе влияет на честность студентов
Чем прозрачнее правила поведения для преподавателей и учащихся, тем больше студенты вовлечены в учебу
В Дублине прошла очередная Международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования EERA
Конференция 2016 года была посвящена вкладу исследователей в образование и освещала широкий круг исследовательских и прикладных вопросов. Институт образования был представлен на форуме внушительной делегацией.
Новая публикация в зарубежном издании
В журнале «Computers in Human Behavior» (первый квартиль по психологии в Скопусе), выходящем под эгидой крупнейшего международного академического издательского дома «Elsevier», опубликована новая статья сотрудников Центра социологии высшего образования Инобра Натальи Малошонок и Евгения Терентьева.
Вышел первый в этом году номер журнала «Вопросы образования»
Приглашенный редактор номера Игорь Чириков дает краткий обзор статей тематического блока по результатам VI Международной конференции РАИВО (октябрь 2015 г.), которая была посвящена вопросам вовлеченности студентов.
Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании
22 декабря на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник этого института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.
Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов
10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.
В России стартует исследование студентов ведущих вузов
16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.