Русинова Ольга Евгеньевна
- Приглашенный преподаватель:Факультет гуманитарных наук / Школа исторических наук
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2023 году.
- Научно-педагогический стаж: 34 года.
Образование, учёные степени
- 2009Кандидат искусствоведения
- 1990
Специалитет: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, специальность «История и теория изобразительного искусства», квалификация «Искусствовед»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Усовершенствование академического письма на английском языке НИУ ВШЭ
Использование электронной образовательной среды LMS НИУ ВШЭ.
Лингво-страноведческая и культурологическая программа в университете Лиссабона, Португалия. Персональная стипендия Института Камоэнса (Португалия). CPLE, Universidade de Lisboa. Programa de Verão de Língua e Cultura Portuguesas (Instituto Camões).
Лингво-страноведческая программа в университете Ла-Корунья (Испания). Персональная стипендия Гос.Университета Корунья (Испания). Centro de Linguas da Universidade da Coruña. Curso de verán de lingua e cultura galegas (Xunta de Galicia).
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Актуальные методы искусствознания (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Актуальные методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История скульптуры: введение в проблемы объемной формы (Маго-лего; 2, 3 модуль)Рус
- История скульптуры: введение в проблемы объемной формы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Академическое письмо (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Актуальные методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Введение в историю искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Европа столиц: искусство Нового времени (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- История скульптуры: введение в проблемы объемной формы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Актуальные методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Введение в историю искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История скульптуры: формы и материалы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Актуальные методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Европа столиц: искусство Нового времени (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- История скульптуры: формы и материалы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Европа столиц: искусство Нового времени (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- История скульптуры: формы и материалы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Культура позднего Средневековья и Возрождения (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Европа столиц: искусство Нового времени (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- История скульптуры: формы и материалы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Методы искусствознания (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Европа столиц: искусство Нового времени (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- История скульптуры: формы и материалы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Конференции
- 2020DNS XVII 2020 Dark Enlightenments (Adelaide). Доклад: The Lisbon Earthquake (1755): The Horrible Image or the Image of the Horrible?
- 2019História e Cultura Luso-Brasileira (Лиссабон). Доклад: Lisbon is in the eye of beholder: commentaries to diaries of Russian seamen (1807-1808).
- 2017Не-восковая персона. Конференция к 50-летию Аркадия Блюмбаума (Санкт-Петербург). Доклад: М.К.Соколов. Жест художника в портрете Вольтера.
- XXXIX Сервантесовские чтения (Санкт-Петербург). Доклад: Франсишку де Оланда об искусстве портрета (1549). Текст и контекст.
- XI Iberian and Slavonic Conference. The Spirit of Reforms in/and Constructing Modernity (Lisbon). Доклад: “Change was in the air”. The Great Schism in the Russian historical painting of XIX century
- 2016Третьи Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс Искусство и культура. (Москва). Доклад: Темы и персонажи Трактата о портрете Франсишку де Оланды (1549)
- 2015Greening History: Studying the Environment across Disciplines, Past, Present and Future. (Версаль). Доклад: The Echo of a Natural Disaster in City Culture and Art: the Сases of St.Petersburg and Lisbon (end of the XVIII-XIX cc.).
- Caught in the Act: The (Literary) Imagiconography of Paula Rego (Лиссабон). Доклад: How to…? Or, Translating Paula Rego into Russian
- Вторые Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. (Москва). Доклад: "Roma Prisca" или "Nova Roma"? Романизм в португальском искусстве эпохи Ренессанса
Публикации18
- Книга Русинова О. Е. ЯН НЕЙМАН. Монументальная скульптура. Санкт-Петербург / YAN NEIMAN. Monumental Sculpture. St Petersburg. СПб. : НП-Принт, 2021.
- Книга Русинова О. Е. Ян Нейман. Неизвестные работы \Yan Neiman. Unknown Works. СПб. : НП-Принт, 2020.
- Глава книги Roussinova (Rusinova) O. Various worlds of Pelageya Shuriga, in: Leste para Ler Vol. 1. Issue 1: Mulheres de Leste. Lisbon, Sao Paulo, Rio Crande : Biblioteca Rlo-Grandense, 2019. Ch. 4. P. 59-82.
- Глава книги Русинова О. Е. «Новый Рим» в искусстве Португалии эпохи Ренессанса // В кн.: Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Сборник статей и материалов. М. : Новое литературное обозрение, 2018. С. 315-328.
- Глава книги Русинова О. Е. Скульптор Никогосян: образы мысли // В кн.: Николай Никогосян. Уходящая классика. 100-летию мастера посвящается. Каталог выставки / Рук.: М. Н. Никогосян; сост.: М. Н. Никогосян. М. : [б.и.], 2018. С. 68-81.
- Статья Русинова О. Е., Мазняк М. М. 1917. «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» В ЛИССАБОНЕ ИЛИ РЕСПУБЛИКА И ЭСТЕТИКА // Древняя и Новая Романия. 2017. № 19. С. 261-268.
- Глава книги Русинова О. Е. Интерпретация живописного полотна // В кн.: Интерпретация текстов культуры: диалоги с искусством : учебно-методическое пособие. СПб. : Свое Издательство, 2017. С. 111-138.
- Глава книги Русинова О. Е. М.К.Соколов. Жест художника в портрете Вольтера // В кн.: Вольтеровские чтения. Сборник научных трудов Вып. 4. СПб. : Издательский отдел РНБ, 2017. С. 250-269.
- Глава книги Русинова О. Е. Португалия. Архитектура и изобразительное искусство // В кн.: Большая российская энциклопедия. Электронная версия. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 199-221.
- Глава книги Roussinova (Rusinova) O. Staging the Hero: 50 years of Memorial Ensembles in St.Petersburg, in: Identity. Concepts, theories, History and Present Realities (a European overview) Vol. 1. Coimbra : Grácio Editor, 2015. Ch. 12. P. 203-229.
- Глава книги Русинова О. Е. «Похвальное письмо» Дидро на монумент Петру Великому работы Фальконе. // В кн.: Вольтеровские чтения Вып. 3. СПб. : Российская национальная библиотека, 2015. С. 214-223.
- Глава книги Русинова О. Е. В поисках утраченной памяти. // В кн.: Португалия: путь от революции... М. : Весь мир, 2014. Гл. 13. С. 259-294.
- Статья Русинова О. Е. "Два искусства" Машаду де Каштру // Древняя и Новая Романия. 2013. Т. 11. № 1. С. 428-447.
- Глава книги Русинова О. Е. Машаду де Каштру, скульптор португальского короля. // В кн.: Проблемы ибероамериканского искусства. Сборник статей Вып. 3. М. : Государственный институт искусствознания, 2013. С. 407-431.
- Глава книги Русинова О. Е. Португальский художник Франсишку де Оланда: путешествие в Италию (1538-1540). // В кн.: Художественный мир глазами иностранцев. Впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. М. : Памятники исторической мысли, 2013. С. 131-144.
- Глава книги Русинова О. Е. 1775. Статуя короля и португальская Мельпомена. // В кн.: Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. Памятники исторической мысли, 2012. С. 212-236.
- Книга Русинова О. Е. Образец для подражания : Этьен-Морис Фальконе, скульптура и литература. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012.
- Книга Тавареш Р. Небольшая книга о великом землетрясении. Очерк 1755 года. / Науч. ред.: О. Е. Русинова. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
Опыт работы
С 2015
НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук, Школа исторических наук (доцент).
2012 – 2015
РГГУ, Факультет истории искусств, кафедра Всеобщей истории искусства\ кафедра истории и теории искусства Нового и Новейшего времени (доцент).
2009 – 2014
РГПУ им. А.И.Герцена, филологический факультет, кафедра образовательных технологий (доцент).
2007 – по наст. время
Европейский Университет в СПб (2014 - факультет истории, приглашенный преподаватель курса общей истории искусства).
Европейский Университет в СПб, программа «Новые технологии в гуманитарных науках» (преподаватель – с 2004, руководитель программы – с 2006).
2003 – 2009
Институт телевидения и дизайна, факультет дизайна, кафедра истории искусства (доцент).
1998 – 2000
Журнал «Новый Мир Искусства» (редактор сайта).
1990 – 1998
Искусствовед-консультант Сев.-Западн. отделения Фонда культуры. Подготовка методического обеспечения лекционных курсов по русскому и советскому искусству.
1982 – 1986
Государственный Эрмитаж (лаборант).
Информация*
- Общий стаж: 35 лет
- Научно-педагогический стаж: 34 года
- Преподавательский стаж: 19 лет
“Кураторские практики” — результаты ежегодного проекта
В этом году студенты нашей программы объединились со студентами нескольких других программ НИУ ВШЭ для курирования настоящей частной коллекции.
Вспоминаю о годах обучения с благодарностью
Ирина Афанасьева – выпускница бакалавриата ФГН 2019 года, работает научным сотрудником в Государственной Третьяковской галерее. Мы встретилась с Ириной и подробно расспросили её о периоде обучения в Вышке, об интересных проектах и планах на будущее.
Взгляд сквозь экран: эрмитажная практика искусствоведов в дистанционном формате
Этой весной традиционная музейная практика в Эрмитаже прошла у учащихся первого курса ОП “История искусств” в дистанционном формате. В этой статье студенты и преподаватели делятся своим опытом виртуального путешествия по Санкт-Петербургу.
“Oh My Guide!” – рассказ о том, как опыт студенческой практики превращается в искусство
Традиционно весной наши первокурсники отправляются на практику в музеи Санкт-Петербурга, и уже второй год подряд в рамках дисциплины «Английский язык» (ESP) студенты выполняют проектное задание – составляют в свободном формате на английском языке свой личный гид по городу и его сокровищницам “Top-10 Objects of Art to See in Saint-Petersburg”, который бы не только давал им возможность творческого самовыражения, но и имел реальное практическое назначение – мог бы быть полезен всем путешественникам и неравнодушным к искусству.
Как первокурсники искусствоведы на практику в Эрмитаж, что в городе Санкт-Петербурге, ездили
Наши студенты за время обучения в бакалавриате трижды выезжают на практику в другие города. Самая первая поездка ждёт их уже после третьего модуля на 1 курсе, и для каждого нового первого курса студентов-искусствоведов она становится чем-то важным.
Каталог персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее художника, скульптора Н.Б. Никогосяна
Никогосян Мариам Николаевна составила каталог персональной выставки народного художника СССР, скульптора Н.Б. Никогосяна.
В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»
О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.