Бекова Сауле Каэржановна
- Приглашенный преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2022 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Образование
- 2016
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология», квалификация «Магистр»
- 2007
Специалитет: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, специальность «Социология», квалификация «социолог, преподаватель социологии»
Гранты
BERA – The Review of Education Early Career Researchers Award 2021
Грант РФФИ "Экспансия", проект 19-113-50238 (2019-2020)
Грант РФФИ мол_а, проект № 14-04-32130 (2014-2015)
Грант РГНФ, проект № 12-13-55003 (2012)
Стипендиат Оксфордского Российского Фонда (2015-2016)
Стипендиат Фонда В. Потанина (2014-2016)
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Университет Гонконга, стажировка, 01.12.18 – 31.01.19
Достижения и поощрения
Полномочия / обязанности
- проведение исследований и разработок в области исследований высшего образования
- сбор, обработка, анализ и обобщение научной и экспертно-аналитической информации
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Подготовка научной публикации (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Дизайн презентаций (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Техника презентаций (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Экономика и управление образованием в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Научный руководитель диссертационных исследований
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
Бекова С. К. Взаимосвязь трудовой деятельности и отсева в российской аспирантуре
20224
- Статья Zhuchkova S., Terentev E., Saniyazova A., Bekova S. Departmental academic support for doctoral students in Russia: Categorisation and effects // Higher Education Quarterly. 2022 doi (в печати)
- Глава книги Bekova S., Terentev E., Maloshonok N. Russia, in: Doctoral Examination: Exploring Practice Across the Globe. Routledge, 2022. P. 119-126.
- Статья Малошонок Н. Г., Бекова С. К., Жучкова С. В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 25-45. doi
- Книга Бекова С. К. Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
20216
- Статья Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 6. P. 1068-1080. doi
- Статья Terentev E., Bekova S., Maloshonok N. Three challenges to Russian system of doctoral education: Why only one out of ten doctoral students defends thesis? // International Journal of Chinese Education. 2021. Vol. 10. No. 1. P. 1-10. doi
- Книга Бекова С. К., Груздев И. А., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн / Науч. ред.: С. К. Бекова. Вып. 4: Современная аналитика образования . М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Бекова С. К., Терентьев Е. А., Малошонок Н. Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID‑19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74-92. doi
- Статья Бедный Б. И., Бекова С. К., Рыбаков Н. В., Терентьев Е. А., Ходеева Н. А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9-21. doi
- Статья Дремова О. В., Бекова С. К. Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют? // Образовательная политика. 2021. № 1. С. 88-98. doi
20206
- Статья Bekova S., Smirnov I. Determinants of doctoral degree aspirations: insights from a nationally representative panel study // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. Vol. 4. No. 25. P. 14-16.
- Глава книги Bekova S., Maloshonok N., Terentev E. Russia, in: The Making of Doctoral Supervisors. Routledge, 2020. doi
- Статья Bekova S. To work or not to work during a PhD? // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. No. 3. P. 21-22.
- Статья Бекова С. К. Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 83-109. doi
- Статья Бекова С. К., Терентьев Е. А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 51-64. doi
- Статья Бекова С. К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422-442. doi
20192
- Статья Бекова С. К., Джафарова З. И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20183
- Статья Bekova S., Makenov M. Two Sides of the City: Dog-keeping Practices in Russian Urban Areas // Anthrozoos. 2018. Vol. 31. No. 4. P. 423-432. doi
- Статья Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22. С. 54-66. doi
- Статья Бекова С. К., Кашарин М. Ю. Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 324-335. doi
20171
20161
20153
- Статья Макенов М. Т., Бекова С. К. Демографическая характеристика домашних собак г. Омска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Биология. 2015. № 3. С. 362-372. doi
- Статья Макенов М. Т., Бекова С. К. Опыт построения территориальной выборки при исследовании домашних собак крупного города // Ветеринарный врач. 2015. № 4. С. 56-61.
- Глава книги Бекова С. К. Практики содержания владельческих собак в городе // В кн.: Социология в действии — 2015. Избранные материалы VII социологической межвузовской конференции студентов и аспирантов / Отв. ред.: М. Р. Демин. СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2015.
20111
Информация*
- Общий стаж: 8 лет
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
На аспирантуру не остается сил: маленькие стипендии заставляют молодых ученых искать подработку
Время, когда люди сначала учились в вузе, а потом работали, осталось в далеком прошлом. Сейчас даже на первом курсе бакалавриата каждый пятый имеет постоянную работу. К первому курсу магистратуры постоянно работают уже 63%. В аспирантуре — 90%. Ситуация проанализирована в бюллетене Мониторинга экономики образования, составленном Сауле Бековой (на момент подготовки доклада научным сотрудником Центра социологии высшего образования). То, что аспирант не может всецело посвятить себя будущей диссертации — реальность, к которой нужно подстраиваться: автор предлагает решения, как снизить негативные эффекты совмещения работы с учебой в аспирантуре.
Философ — это образование, хорошее фундаментальное образование
Полина Старосоцкая - выпускница бакалавриата «Философия» и магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», в разговоре со студентками Вышки Дарьей Любимовой и Полиной Ермаковой рассказала, почему она выбрала именно эти программы, что интересного было во время учебы, как она связана с текущей работой над чат-ботами, и почему хорошее философское образование – это умение анализировать с применением к определенной сфере.
Исследовательница из Вышки стала первым лауреатом британской премии Early Career Researchers Award
Британская ассоциация исследователей образования (BERA) вручила премию Early Career Researchers Award. Ее учредили в этом году для поощрения исследователей, карьера которых только началась. Первых лауреатов два – Сауле Бекова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра НИУ ВШЭ, и Бинвэй Лу из Даремского университета. В заявлении оргкомитет назвал их «выдающимися специалистами» и особо отметил потенциальную значимость исследований для сферы образования.
Дистант выставляет проблемы студентов напоказ
Студентам из низкодоходных семей было труднее учиться онлайн во время пандемии, чем их более обеспеченным сокурсникам. Отчасти из-за разных технических возможностей. Но есть и менее очевидные причины: другие навыки работы в онлайне, худшая коммуникация с преподавателем и даже такие «мелочи», как нежелание показывать свое жилье по видеосвязи. Факторы и масштабы неравенства студентов, проявленного дистантом, изучили научные сотрудники Центра социологии высшего образования Сауле Бекова, Евгений Терентьев и Наталья Малошонок. Их статья опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».
У технарей крепкие нервы, чего не скажешь о гуманитариях
В феврале большинство российских вузов снова начали работать в очном формате. Время подводить итоги – как студенты отнеслись к новому опыту. В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования издан доклад Сауле Бековой «Уровень стресса студентов при переходе на дистанционный формат обучения». Согласно исследованию, в котором участвовали 10 тысяч человек из 647 вузов, переход на удаленку стал серьезным испытанием для нервов российских студентов – о повышении уровня стресса заявил 41% опрошенных.
Уровень образования отца влияет на планы детей учиться в аспирантуре
Связь между уровнем образования отца (а не матери) и желанием школьников и студентов в будущем поступать в аспирантуру обнаружили эксперты Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова (Центр социологии высшего образования) и Иван Смирнов (Лаборатория вычислительных социальных наук). Их статья «Детерминанты стремления к получению ученой степени» опубликована в журнале «HERB: Higher Education in Russia and Beyond».
Кандидатская по наследству
Степень кандидата наук, конечно, не похожа на титул графа или лорда. Но все-таки элемент наследования в ее получении есть. Причем, именно по мужской линии: уровень образования отца, а не матери, влияет на планы школьников и студентов в будущем защитить диссертацию. Такую связь обнаружили Сауле Бекова (Центр социологии высшего образования) и Иван Смирнов (Лаборатория вычислительных социальных наук). Их статья «Детерминанты стремления к получению ученой степени» опубликована в журнале «HERB: Higher Education in Russia and Beyond».
Спасти рядового аспиранта
В России крайне высокий процент отсева из аспирантуры: до 90% не защищают диссертацию – по крайней мере, в течение года после окончания учебы. Для сравнения, в США отсеивается лишь половина аспирантов, а в Австралии – треть. Что мешает защищаться и какую роль играет занятость в вузе или на стороне – изучала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бекова. Только что она защитила диссертацию на эту тему и получила степень PhD HSE of Education. Это была одна из первых защит в Инобре, целиком проведенных в онлайн-формате.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
Без отрыва
от производства знания
Какая работа помогает аспирантам защититься
Транзитная зона
Зачем идут в аспирантуру, где работают учащиеся,
и каковы их планы
Must-have курсы для студентов-исследователей
Понимать сущность тестов, уметь применять их в исследованиях и самому их составлять. Правильно ставить научный эксперимент. Ярко и сильно презентовать результаты работы. Институт образования ВШЭ открывает курсы МАГОЛЕГО для тех, кто стремится качественно проводить и представлять свои исследования.
В нашем центре работают лучшие преподаватели
В начале июля состоялись традиционные выборы лучшего преподавателя Высшей школы экономики. В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедурой оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий. В этом году Сауле Бекова стала лучшим преподавателем МАГОЛЕГО.
Участие в AERA
Сотрудники центра, Сауле Бекова и Татьяна Семенова, приняли участие в ежегодной конференции, организованной Американской ассоциацией исследований в сфере образования (AERA).
Дебаты о высшем образовании: КЦП, Дюркгейм и свобода выбора
Предновогоднее занятие общеуниверситетского факультатива "Развитие университетов" прошло в форме дебатов об известных проблемах и задачах высшего образования. Его провели сотрудники лаборатории Ксения Романенко, Екатерина Шибанова и Бэла Таловская.
Портрет современного российского аспиранта
Сколько российских аспирантов совмещают работу с обучением? Хотели бы они сменить научного руководителя? Какая доля молодых людей поступает в аспирантуру, чтобы избежать призыва в армию? Ответы на эти и другие вопросы о российском аспиранте представлены в новом номере серии "Современная аналитика образования", который подготовили сотрудники нашего центра.
Завершилась VIII конференция Российской ассоциации высшего образования "Университеты, меняющие себя и мир"
Подводим итоги VIII конференции РАИВО
Симпозиум международного консорциума SERU-I "Политика и стратегия в новую эру образования"
С 15 по 17 июня 2017 в Ратгерском университете в США прошел симпозиум международного консорциума “Студенческий опыт в исследовательском университете” SERU-I, посвященный перспективам и вызовам высшего образования в мире. Сотрудники центра, курирующие проект SERU-I: Чириков Игорь, Бекова Сауле и Щеглова Ирина, приняли участие в симпозиуме.
Студентка магистерской программы «Сравнительные социальные исследования» стала стипендиаткой фонда Владимира Потанина
Студентка первого курса магистерской программы «Сравнительные социальные исследования» факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сауле Бекова стала победительницей стипендиального конкурса фонда Владимира Потанина. Поздравляем!