Талалакина Екатерина Викторовна
- Доцент:Школа иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 17 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2012Ученое звание: Доцент
- 2008Кандидат педагогических наук: Московский педагогический государственный университет, специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», тема диссертации: Синонимы и антонимы в русском и английском языках как предмет параллельного изучения
- 2003
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, специальность «Педагогика и методика начального образования»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Сертифицированный экзаменатор Американских Советов по Обучению Иностранным Языкам:
ACTFL OPI Tester of English with Full Certification (2014)
ACTFL OPI Tester of Russian with Full Certification (2014)
ноябрь 2019 - декабрь 2019 - "Get Interactive: Practical Teaching with Technology" MOOC by University of London (3 недели, 12 часов) Сертификат
октябрь 2015 - январь 2016 - "Learning as Evidence: Improving ELL's Argumentation Skills through Formative Assessment Practices" MOOC by Stanford University and Oregon State University (8 недель) Сертификат
октябрь 2015 - "Teaching the Oral Skills in English" by Robin Walker, 27-28.10.2015 (16 часов), НИУ ВШЭ.
октябрь 2014 - "Getting Published in International Academic Journals" доцента Открытого университета в Великобритании Притви Шреста, 27-28.10.2014 (12 часов), НИУ ВШЭ.
ноябрь 2013 - "Oral Proficiency Interview Assessment Workshop" by American Council on The Teaching of Foreign Languages, FL, USA. (24 часа)
октябрь 2013 - «Эффективное использование LMS eFront в процессе преподавания английского языка», НИУ ВШЭ. (20 часов)
октябрь 2013 - "Academic Writing Workshop" by Anne Marie Burk, НИУ ВШЭ.
декабрь 2010 - "Использование электронных библиотечных ресурсов в преподавании иностранных языков для подготовки в области мировой экономики и международных отношений", НИУ-ВШЭ.
ноябрь 2009 - "Методика и практика преподавания курса «Академическое письмо» на ступени высшего образования в США", Palm Beach College, FL, USA.
Associate in Arts Degree (in Business) (Флорида, США), 2005 (President’s distinction diploma)
Достижения и поощрения
Лауреат премии Золотая Вышка в категории "Успех педагога" (2018)
Номинант премии Золотая Вышка в категории "Успех педагога" (2016)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2018 в номинации Успех педагога
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
- Персональная надбавка ректора (2010-2011)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2015-2017, 2011-2013)
Надбавка за академическую работу (2014-2015, 2013-2014, 2009-2010, 2008-2009)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2010-2011)
Категория "Новые преподаватели" (2008-2009)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Academic Argumentation (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Academic Writing (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Иностранный язык (английский для профессиональных целей) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Academic Argumentation (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-й курс, 1 модуль)Анг
Academic Writing (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Иностранный язык (английский для профессиональных целей) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Academic Argumentation (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Academic Writing argumentation skills (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Иностранный язык (английский для профессиональных целей) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Academic Writing argumentation skills (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Research Seminar: Academic Argumentation in International Relations (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Иностранный язык (английский) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; "Мировая экономика"; направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Иностранный язык (английский) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; "Мировая экономика"; направление "41.03.03. Востоковедение и африканистика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Научное руководство студентами
Сайт для написания английской версии ВКР (Term Paper Project Proposal) студентов 4 курса
Публикации26
- Статья Talalakina E., Stukal D., Kamrotov M. Developing and Validating an Academic Vocabulary List in Russian: A Computational Approach // Modern Language Journal. 2020. Vol. 104. No. 3. P. 618-646. doi
- Книга Brown T., Talalakina E. Mastering English through Global Debate. 4rd repr. ed.. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2020.
- Глава книги Талалакина Е. В. Чтение в условиях EMI: лексический уровень академических текстов // В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в современном университете : монография / Науч. ред.: Н. Баграмова, Н. В. Смирнова, И. Ю. Щемелева. 2-е издание. М. : Юрайт, 2020. Гл. 6.
- Статья Talalakina E., Brown N. A., Kamrotov M. Lexical Profile of L2 Russian Textbooks // Russian Language Journal. 2019. Vol. 69. P. 195-212.
- Книга Talalakina E., Brown T., Bown J., Eggington W. Mastering English through Global Debate. 3rd repr. ed.. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2019.
- Статья Bown J., Smith L. C., Talalakina E. The Effects of an EFL and L2 Russian Teletandem Class: Student Perceptions of Proficiency Gains // Journal of Language and Education. 2019. Vol. 5. No. 3. P. 35-55. doi
- Книга Talalakina E., Brown T., Bown J., Eggington W. Mastering English through Global Debate. 2nd repr. ed.. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2018.
- Статья Радаев В. В., Медведев С. А., Талалакина Е. В., Дементьев А. В. Пять моих главных вызовов в преподавании. Круглый стол. Москва, НИУ ВШЭ, 8 сентября 2017 г. // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 200-233. doi
- Книга Talalakina E., Eggington W., Bown J., Brown T. Mastering English through Global Debate. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2017.
- Глава книги Talalakina E., Grigoryeva I. Scaffolding Free Choice in Lessons: Negotiating global identity in EFL, in: TESOL voices: Insider accounts of classroom life — Higher Education. Alexandria : TESOL Press, 2017. P. 75-85.
- Глава книги Stukal D., Talalakina E. Incorporating academic skills into EFL curriculum: teacher agency in response to global mobility challenges, in: Teacher Agency and Policy Response in English Language Teaching. L. : Routledge, 2016. Ch. 8. P. 120-132.
- Глава книги Талалакина Е. В. Влияние фоновых знаний на определение предвзятости автора: чтение новостных текстов на английском языке студентами неязыковых специальностей // В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика / Под общ. ред.: Н. В. Баграмова, Н. В. Смирнова, И. Ю. Щемелева. СПб. : Златоуст, 2016. Гл. 6. С. 97-107.
- Статья Мартин С., Талалакина Е. В. Тест-интервью как универсальный инструмент определения уровня владения иностранным языком:американский опыт // Иностранные языки в школе. 2016. № 5. С. 28-37.
- Статья Talalakina E. Fostering Positive Transfer through Metalinguistic Awareness: A Case for Parallel Instruction of Synonyms in L1 and L2 // Journal of Language and Education. 2015. Vol. 1. No. 4. P. 74-80.
- Книга Talalakina E., Brown N. A., Bown J., Eggington W. Mastering English through Global Debate. Washington : Georgetown University Press, 2014.
- Книга Brown N. A., Balykhina T., Talalakina E., Bown J., Kurilenko V. Mastering Russian through Global Debate. Washington : Georgetown Univesity Press, 2014.
- Глава книги Talalakina E. Web-Based Component of American Cultural Studies: International Project Case Study, in: Культурно-политологические аспекты американистики: материалы международных конференций. M. : ., 2013. P. 187-190.
- Глава книги Талалакина Е. В. Лия Павловна Катлинская: Дорогой мой человек // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 85-89.
- Книга Юдкевич М. М., Воскобойников О. С., Иванова Ю. В., Карабекян Д. С., Пеникас Г. И., Талалакина Е. В. Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.
- Статья Brown N. A., Talalakina E., Yakusheva I., Egget D. L. Argumentation and Debate in the Foreign Language Classroom: Russian and American University Students Collaborating through New Technologies // Russian Language Journal. 2012. Vol. 62. P. 141-166.
- Глава книги Talalakina E. Audiobook in Advanced ESL Classroom: Developing Critical Listening, in: 5th edition ICT for Language Learning Conference Proceedings Issue 5. Florence : Simonelli Editore – University Press, 2012. P. 103-107.
- Глава книги Talalakina E. Video-Conference Debates: A Platform for Critical Thinking within Foreign Language Acquisition, in: CSEDU 2012 4th International Conference on Computer Supported Education Proceedings / Рук.: J. Cordeiro.; сост.: J. Cordeiro.; отв. ред.: J. Cordeiro.; Ed. by J. Cordeiro.; Ed. by J. Cordeiro, M. Helfert, M. J. Martins. Vol. 2. Porto : SciTePre, 2012. P. 88-93.
- Статья Талалакина Е. В. Дебаты в формате видеоконференций как способ развития общекультурных компетенций // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4(48). С. 47-52.
- Книга Yakusheva I., Talalakina E. Academic Skills through Cases in American Studies. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2011.
- Статья Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178-201.
- Статья Talalakina E. Fostering Cross-Cultural Understanding through E-Learning: Russian-American Forum Case-Study. // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2010. Vol. 5. No. 3. P. 42-46. doi
Опыт работы
2006 - по настоящее время: доцент кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ (Москва);
2007-2009: преподаватель-совместитель кафедры английского языка ВШБ МГУ (Москва);
2003-2005: тьютор лаборатории по чтению Государственного Колледжа Палм Бич (Флорида, США).
Проведение мероприятий повышения квалификации
сентябрь-октябрь 2015 года: разработан и проведен курс повышения квалификации (18 часов) для преподавателей иностранных языков НИУ ВШЭ "Актуальные образовательные технологии в теории и практике создания курса иностранного языка". Курс на базе ЦПК НИУ ВШЭ успешно прошли 26 представителей ППС.
май 2012 года - ноябрь 2016: проведение регулярных методических мастерских для кадрового резерва (группы высокого профессионального потенциала) НИУ ВШЭ
июнь 2015 года - по настоящее время: проведение мастер-классов для Административного кадрового резерва НИУ ВШЭ
Участие в проведении конференций в НИУ ВШЭ
Член програмного комитета Первой международной научно-практической конференции ДИЯ "Иностранные языки в науке и образовании" (2015) и Второй международной научно-практической конференции ДИЯ «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (2016)
Модератор секций Первой всероссийской конференции "Кадровые резервы университетов" (2014) и Второй всероссийской конференции "Кадровые резервы университетов" (2016)
Членство в профессиональных ассоциациях
TESOL (Teachers of English to Speakers of Other Languages)
ACTFL (American Council on The Teaching of Foreign Languages)
Эффект кадрового резерва
С 2007 года кадровый резерв – важный инструмент академического развития и профессионального роста преподавателей и научных сотрудников нашего университета. В настоящем выпуске «Окон роста» выпускники кадрового резерва Вышки рассказывают о своем опыте и оценивают эффект программы по прошествии времени.
Названы победители «Золотой Вышки» — 2018
Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.
Following a Journey from a Small Brazilian Town to Moscow, a Recent HSE Graduate Looks to a Future in Diplomacy
Leandro Cassius, a recent graduate from HSE’s Faculty of World Economy and International Affairs, has long been interested in languages and international affairs. He actually started learning Russian on his own when he was 14 years old and still living in his native Brazil. He would later spend a year taking a Russian course at Belgorod State University before being admitted to HSE.
Data Science in IR
On June 15, the Faculty of World Economy and International Affairs of the School of International Affairs hosted Denis Stukal, a former HSE graduate, who gave a Guest Lecture to the students of the Parallel Degree Bachelor's Programme in International Relations.
Дискуссия "5 моих главных вызовов в преподавании"
В пятницу 08 сентября прошла дикуссия "5 моих главных вызовов в преподавании". Своими историями поделились Радаев Вадим Валерьевич, Медведев Сергей Александрович, Талалакина Екатерина Викторовна, Дементьев Андрей Викторович и Чириков Игорь Сергеевич.
Data Science в международных отношениях
15 июня на факультете мировой экономики и мировой политики прошла встреча студентов образовательной программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета с Денисом Стукал – кандидатом политических наук, выпускником бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Вышки.
Круглый стол "Academic cultures in higher education: values, ethics, practices"
1 июня на образовательной программе двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета студенты и преподаватели Вышки и Northeastern University (MA, USA) в формате круглого стола обсудили вопросы академической культуры и поделились опытом организации учебного процесса в своих странах.
Состоялся выездной семинар кадрового резерва «Peer review в преподавании: как обратная связь от коллег помогает преподавать еще лучше».
28-30 октября в учебном центре Вышки в Вороново прошел выездной семинар кадрового резерва «Peer review в преподавании: как обратная связь от коллег помогает преподавать еще лучше».
Административный кадровый резерв: быть услышанным
Шесть проектов участников административного кадрового резерва: «Паспорт научного подразделения и рабочий кабинет научного проекта», «Вышкинский генератор идей», «Шпаргалка бизнес-процессов», «Копилка практик», «Электронное портфолио студента» и «Бизнес-процессы для жизни» получили поддержку Экспертного совета для дальнейшей реализации.
Социальная работа: всемирное измерение
На Всемирной конференции по социальной работе, прошедшей в Стокгольме, Высшую школу экономики представлял аспирант факультета экономики ВШЭ Сергей Виньков.
Как совместить преподавание и исследования
С 25 по 27 мая в Подмосковье прошел десятый выездной семинар кадрового резерва ВШЭ на тему «Академическая среда: развитие научных компетенций преподавателей в рамках повышения квалификации группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ».
Академическое письмо: по-английски без чопорности
В Вышке в течение полугода действует Academic Writing Center. О работе подразделения и планах его развития рассказывает руководитель центра Женя Бакин.
«Идея не в том, чтобы положить отчет на полку»
17 июня состоялась встреча членов и руководителей группы высокого профессионального потенциала («кадрового резерва») ГУ-ВШЭ, на которой подводились итоги реализации проектов, запущенных в рамках конкурса инициативных и образовательных проектов в 2009–2010 годах.
Среди молодых преподавателей
Благотворительный фонд Потанина подвел итоги конкурса на гранты среди молодых преподавателей государственных вузов России. Два представителя ГУ-ВШЭ: Ольга Солычева и Екатерина Талалакина, вошли в число победителей.