Пащенко Тарас Валерьевич
- Главный эксперт, Заведующий лабораторией: Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 18 лет.
Oбразование
Кандидат наук об образовании (2024)
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2024)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2017)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2021–2022, 2018–2019, 2012–2016
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2022
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2008)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История и философия образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 4 модуль)рус
- История и философия образования (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Современное общество (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 18 лет
- Преподавательский стаж: 18 лет
Полномочия/обязанности
- разработка стратегии развития Лаборатории, ежегодное планирование деятельности лаборатории;
- руководство исследовательскими, аналитическими и прикладными проектами в рамках сферы компетенций Лаборатории, в том числе планирование таких проектов и поиск потенциальных заказчиков;
- создание и руководство командой Лаборатории, организация работы сотрудников Лаборатории, согласование годовых планов сотрудников Лаборатории, отслеживание публикационной активности сотрудников Лаборатории;
- аналитическая или экспертная работа по запросам руководства Института, НИУ ВШЭ, органов власти в сфере содержания образования;
- организация и участие в экспертных публичных и непубличных обсуждениях документов в рамках сферы компетенций Лаборатории;
- подготовка аналитических и исследовательских продуктов, включая белые книги, аналитические доклады, академические публикации в журналах, индексируемых в базах научного цитирования Scopus, Web of Science, в сфере компетенций Лаборатории;
- консультирование по поручению руководства Института органов законодательной и исполнительной власти, органов управления образованием, иных организаций в рамках сферы компетенций Лаборатории.
HSE Researchers Develop Novel Approach to Evaluating AI Applications in Education
Researchers at HSE University have proposed a novel approach to assessing AI's competency in educational settings. The approach is grounded in psychometric principles and has been empirically tested using the GPT-4 model. This marks the first step in evaluating the true readiness of generative models to serve as assistants for teachers or students. The results have been published in arXiv.
Делает непростительные ошибки: искусственный интеллект проверили на компетентность в образовании
Кто работал с искусственным интеллектом, уже оценил его пользу и удобство. ИИ быстро обрабатывает информацию и генерирует текст, что делает его потенциальными помощниками в образовательной среде. Но можно ли ему доверять? Эксперты ВШЭ разработали первую научную методику для проверки компетентности ИИ в роли образовательного ассистента.
Ученые из ВШЭ разработали новую методику оценки ИИ для образовательных задач
Исследователи из НИУ ВШЭ предложили новый научный подход для оценки компетентности искусственного интеллекта в области образования. Подход основан на психометрических принципах и проиллюстрирован на примере проверки GPT-4. Это первый шаг к проверке реальной готовности генеративной модели к роли ассистента педагога или ученика. Результаты работы опубликованы в arXiv.
Критическому мышлению задали курс: или как научить взрослых работать с информацией за восемь недель
«Пойди туда, не знаю куда» — многие достаточно критически относятся к задаче развития критического мышления. Кажется, что этот навык сложно освоить, а тем более измерить.
Трёхдневный курс для преподавателей КамГУ: Развитие компетенций первооткрывателя с ВШЭ
Преподаватели Высшей школы экономики провели обучающую программу для коллег из КамГУ им. Витуса Беринга в рамках работы Зеркальной лаборатории. Курс «Активные методы обучения для развития компетенций первооткрывателя» погрузил участников в интенсивный трёхдневный процесс, наполненный насыщенными занятиями.
На онлайн для взрослых посмотрели критически
Специализированные онлайн-курсы могут значительно улучшить навыки критического мышления у взрослых, следует из диссертационной работы Тараса Пащенко. Это может повлиять на подходы к непрерывному образованию и профессиональному развитию в современных условиях, полагают эксперты.
25-30 марта 2024 г. в Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае
С 25 по 30 марта 2024 года в г. Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае. В течение недели команда проекта работала с управленческими командами школ, параллельно на трёх площадках занимаясь с педагогами вопросами формирования правовой, финансовой и цифровой грамотностей, а также реализации проектной деятельности подростков.
Эксперты ВШЭ помогут камчатским школьникам спроектировать будущее
На Камчатке в основную стадию вошел проект социального воздействия в сфере образования, который поможет школьникам разобраться, кем они хотят стать и куда пойти учиться после школы. Ребят научат ориентироваться в цифровых технологиях, законах и финансах. Они будут работать над своими собственными проектами, которые помогут им прокачать востребованные навыки и понять, какая профессия им по душе. Все для того, чтобы через полтора года стало больше выпускников, у которых есть четкий план на будущее. Правительству региона в этой непростой задаче помогают эксперты из Института образования НИУ ВШЭ.
Эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС провели серию мастер-классов по человеческому потенциалу
Осенью 2023 года ведущие эксперты Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследования человеческого потенциала» уже во второй раз провели серию образовательных мастер-классов по человеческому потенциалу. В этот раз они были адресованы студентам старших курсов бакалавриата и магистратуры Уфимского университета науки и технологии (УУНиТ). Партнером образовательного цикла выступила Научная лаборатория социальных и демографический исследований УУНиТ.
Занимательное право: эксперты ВШЭ превратили тест правовой грамотности в увлекательную игру
Самая большая проблема обучения в сфере права заключается в том, что студенты много заучивают, но мало практикуются в реальных задачах. На открытом семинаре презентовали тест, который не просто проверяет навыки, знания и установки, но и сам по себе является вовлекающим учебным материалом. Его разработали эксперты из центра психометрики и факультета права ВШЭ для оценки правовой грамотности студентов неюридических специальностей.
Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс
В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
«Мы проектируем будущее»: в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции прошли Любимовские чтения
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошли Любимовские чтения в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. К участию в Чтениях были приглашены эксперты в области образования, ученые, педагоги, специалисты и руководители общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования.
Из «России для грустных» в «Россию для деятельных и увлеченных»
Очередной открытый семинар по образованию прошел 16 марта в ВШЭ в онлайн-формате. Он был посвящен теме развития икигай-концепции. Докладчик, руководитель «Яндекс.Практикума» Михаил Янович рассказал слушателям, как компания реализует образовательные проекты для взрослых людей и обучает их востребованным и приносящим радость профессиям.
Большие идеи: эксперты Вышки рассказали, как сделать учебу более осмысленной и интересной
Понять концепцию предмета и суть явлений школьники смогут без зубрежки, заучивания разрозненных фактов, формул и правил. Формировать мыслительные навыки и умение абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи – такова задача проекта «Большие идеи», разрабатываемого в НИУ ВШЭ.
«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу
Проектирование школьного образования на основе больших идей помогает упорядочить и обобщить знания из разных предметных областей, согласовывать программы между собой и тем самым оптимизировать учебное время. На вторничном семинаре рассказали о преимуществах такого подхода и о том, как большие идеи можно превратить в учебное содержание.
Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Способность убеждать и вести переговоры можно измерить
Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
«Ученым можешь ты не быть»: философия в школьном курсе обществознания
Мы начинаем представление одного из ключевых на программе курсов «Современное общество», отдельные части которого (философия, социология, политология, экономика) составляют основу школьного курса Обществознания. В рамках курса «Современное общество» обучающиеся на программе получают знание о том, что из себя представляет наше общество сегодня («мир за окном»), и умение интегрировать эти знания в школьный курс. Про первую часть курса рассказывает Тарас Пащенко, старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук, заведующий лабораторией проектирования содержания образования.
Тарас Пащенко: «Критическое мышление как навык XXI века»
Тарас Пащенко прочитал лекцию о сути и значении критического мышления в рамках Лектория Вышки на ВДНХ
Лекторы ВШЭ научат вести конструктивный диалог и критически мыслить
Летний сезон лектория Вышки на ВДНХ завершится в августе циклом лекций «Мыслить критически». Из него слушатели узнают, почему современному человеку необходимо критическое мышление, как выстраивать общение с пользой для себя и собеседников и каким образом fake news и постправда влияют на нашу жизнь.
Майнор "Философия" победил в конкурсе образовательных инноваций
Команда курса "Логика и основы критического мышления" (майнор "Философия") вошла в число победителей конкурса ФОИ ВШЭ в номинации «Практика преподавания майноров»
Критическое мышление: проблемы преподавания
1 июля в антикафе "Кочерга" прошла конференция по преподаванию критического мышления с участием специалистов из ВШЭ, РАНХиГС и нескольких независимых образовательных площадок
Конференция по blended learning: преподавание выходит за пределы университета
Внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы» собрала более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки для обсуждения стратегических и практических вопросов интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс.
В Вороново прошла Вторая Осенняя школа философии для старшеклассников
С 23 по 29 октября в учебном центре «Вороново» прошла философская школа философии для учащихся 9-11 классов, организованная студентами и преподавателями НИУ ВШЭ.
Экспериментальная философия: эвристический и аргументативный потенциал мысленных экспериментов
30 ноября Логико-философский клуб (ЛФК) и Философский дискуссионный клуб (ФДК) провели встречу, посвященную использованию мысленных экспериментов в решении теоретических и этических головоломок
«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»
В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.
Интеллектуальная игра IQ для школьников-2013
15 декабря состоялась очередная, уже четвертая по счету ежегодная интеллектуальная Игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная совместно факультетом довузовской подготовки и Ассоциацией интеллектуальных клубов ВШЭ.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Конференция "Отражение" в лицее 1598
В рамках конференции работали секции экономики, правоведения, культурологи, краеведения и социального проекта.