Семенова Татьяна Вадимовна
- Старший научный сотрудник:Факультет социальных наук / Департамент социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 7 лет.
Образование
- 2013
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология», квалификация «Магистр»
- 2013
Магистратура: Высшая школа экономики, факультет: Социологии, специальность «Прикладные методы социального анализа рынков»
- 2011
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Социология», квалификация «Социолог. Преподаватель социологии»
- 2011
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Социологический, специальность «Социология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- The EERSS 2019 Summer School "Quantitative and Mixed Methods Research Designs: From designing to publishing (8 - 12 July, Brno)
- The 6th LCSR International Summer School (25 July - 5 August 2016, Moscow). Workshops: "Latent Curve Models: a Structural Equation Perspective" with Prof. Kenneth A. Bollen, "Introduction to Structural Equation Modeling (SEM) and SEM Software" with Boris Sokolov
- IV Весенняя магистерская школа "Вещь, время, ритуал в социологии и социальной антропологии" (14-17 апреля 2016, МВШСЭН)
- ECPR Winter School in Methods and Techniques (13 - 20 February 2015, University of Bamberg, Germany). Workshop: “Agent-Based Modelling in the Social Sciences” with Nils B Weidmann
- ICPSR Summer Program in Quantitative Methods of Social Research (21 July-15 August 2014, Ann Arbor, USA). Workshops: “Longitudinal Analysis” with Michael Berbaum, “Structural Equation Models With Latent Variables” with Douglas Baer and “Applied Multilevel Models” with Mark Manning
- Summer school “Who are the Students in Higher Education? Changing Roles, Changing Systems, Changing Lives” (8-14 June 2014, St.Petersburg, Russia)
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (июль 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2018)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2021-2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023-2024)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2017)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
20224
- Статья Semenova T. Not only the intention to complete: the role of action-oriented intentions in MOOC completion // Technology, Knowledge and Learning. 2022. No. 27. P. 707-719. doi
- Статья Semenova T. The role of learners’ motivation in MOOC completion // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2022. Vol. 37. No. 3. P. 273-287. doi
- Статья Семенова Т. В. «Когда сидишь просто перед компьютером, он от тебя ничего не требует»: трудности и стратегии студентов при прохождении МООК в вузах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 292-316. doi
- Статья Семенова Т. В., Сологова С. С., Завадский С. П., Григоревских Е. М., Маргарян А. Г., Тращенкова Д. А., Авакян Э. И., Сохин Д. М., Литвинова Т. М., Смолярчук Е. А. Выбор формата лекции в высшем фармацевтическом образовании // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 216-233. doi
20211
20203
- Статья Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilcec R. F. Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost // Science advances. 2020. Vol. 6. No. 15. P. 1-10. doi
- Статья Ларионова В. А., Семенова Т. В., Шмелева Е. Д., Дайнеко Л. В., Юрасова И. И. Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 22-29. doi
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
20193
- Статья Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. Т. 3. С. 101-129. doi
- Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 262-277. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20183
- Глава книги Larionova V., Semenova T., Bystrova T., Tretyakov V. Models of Using MOOCs in Higher Education: Organization and Finance Aspects, in: INTED2018 Proceedings 12th International Technology, Education and Development Conference / Ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia : IATED Academy, 2018. doi P. 9223-9229. doi
- Статья Semenova T., Vilkova K., Shcheglova I. The MOOC Market: Prospects for Russia / Пер. с рус. // Educational studies. 2018. No. 2. P. 173-197.
- Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Рынок МООК: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197. doi
20171
20165
- Статья Semenova T., Rudakova L. Barriers to Taking Massive Open Online Courses (MOOCs) // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 3. P. 228-245. doi
- Препринт Semenova T. Participation in Massive Open Online Courses: The Effect of Learner Motivation and Engagement on Achievement / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2016. No. 37.
- Статья Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37.
- Глава книги Балясин М. А., Семенова Т. В. Вовлечение студентов в онлайн-обучение // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 290-298.
- Глава книги Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Эффект самоотбора при формировании онлайн-панели: опыт первого года лонгитюдного исследования студентов НИУ ВШЭ // В кн.: Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред.: А. В. Шашкин, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдов. М. : ООО "Онлайн маркет интеллидженс", 2016. С. 237-266.
20155
- Статья Kupriyanov B., Kosaretsky S., Mertsalova T., Semenova T. After-school Centres Statistical Information and Monitoring of the Economics of Education // Russian Education and Society. 2015. Vol. 57. No. 7. P. 614-641. doi
- Статья Gruzdev I., Makarovs K., Semenova T., Terentev E. Who Takes HSE Courses on Coursera? The Differences between Economics, Humanities and Math-Intensive Courses // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. Vol. 3. P. 22-24.
- Статья Семенова Т. В., Рудакова Л. М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 36-48.
- Статья Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185-194.
- Статья Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
20133
- Статья Семенова Т. В. Межвузовские исследования как важный инструмент изучения системы высшего образования // Universitas. 2013. Т. 1. № 3
- Книга Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Семенова Т.В. Мониторинг экономики образования. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей. Информационный бюллетень. / Сост.: Л. Д. Гудков, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 5 (68). НИУ ВШЭ, 2013.
- Статья Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Семенова Т. В. Учреждения дополнительного образования детей // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232.
Научный руководитель диссертационных исследований
Конференции
- 2019EDEN 2019 Annual Conference (Брюгге). Доклад: MOOCs Integration into Campus-Based Curricula: The Case for Russia
- BERA Annual Conference (Манчестер). Доклад: The effect of MOOC integration in the educational process of universities on students' academic outcomes
- 2018AERA “The dreams, possibilities, and necessity of public education” (Нью-Йорк). Доклад: Predictors of Achievement in Massive Open Online Courses
- XIX ISA World Congress of Sociology "Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities" (Торонто). Доклад: MOOC and Inequality in Society
- World Youth Forum Right to Dialogue "Ethics of Complexity" (Триест). Доклад: The problem of Ethics in online learning
- 2017Edcrunch Ural "Новые образовательные технологии в вузе" (Екатеринбург). Доклад: Типы интеграции МООК в учебный процесс университетов
- Четвертая ежегодная международная конференция "Образование и мировые города: Smart Learning и глобальные университеты" (Санкт-Петербург). Доклад: Предикторы успеваемости участников онлайн-курсов: кейс МООК НИУ ВШЭ на платформе НПОО
- 13th Conference of the European Sociological Association (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities (Афины). Доклад: Metaphor about MOOC power: Systematic Metaphor Analysis
- Edcrunch "Образование 3.0. Технологии для индивидуализации и персонализации" (Москва). Доклад: Организационные модели включения онлайн-курсов в учебные планы студентов
- VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Предикторы успеваемости участников онлайн-курсов: кейс МООК НИУ ВШЭ на платформе НПОО
- VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Роль онлайн-курсов в системе высшего образования: систематический анализ метафор
- 42nd annual ASHE (Association for Study of Higher Education) Conference (Хьюстон). Доклад: Students’ Cognitive, Social, and Technical Skills Development in US, China, and Russian Research Universities
- 2016ECER 2016 "Leading Education: The Distinct Contributions of Educational Research and Researchers" (Дублин). Доклад: Massive open online course (MOOC): individual and contextual factors of participation
- The 29th CHER Conference "The University as a Critical Institution?" (Кембридж). Доклад: Participation in massive open online course: effect of motivation and engagement of learners on outcomes
- VII Московская международная конференция исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва). Доклад: Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» (Москва). Доклад: Успешность прохождения MOOCs: от чего она зависит?
- 12th Conference of European Sociological Association "Differences, Inequalities and Sociological Imagination" (Прага). Доклад: MOOCs as a way to achieve equality in higher education...is it possible?
- ECER 2015 Education and Transition - Contributions from Educational Research (Будапешт). Доклад: Factors of success in MOOCs: individual level
- VI международная конференция «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы» (Москва). Доклад: Участники онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera. Различия между экономическими, гуманитарными и математическими курсами
- 2014EAIR 36th Annual Forum "Higher Education Diversity and Excellence for Society", 2014 (Эссен). Доклад: Academic motivation of Economics courses participants on Coursera
Опыт работы
С 2019 года научный сотрудник центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
- руководитель исследовательского направления центра "Цифровая трансформация обучения в университетах и качество онлайн-курсов"
- соруководитель консорциума "Доказательная цифровизация для успеха студентов"
С 2016 по 2018 гг. младший научный сотрудник центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
- координатор проектов центра в области онлайн-обучения
С 2013 по 2016 гг. аналитик центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
- координатор межуниверситетского проекта "Траектории и опыт студентов университетов России"
- координатор межуниверситетского проекта "Мониторинг студенческих характеристик и траекторий"
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 7 лет
Вузы дорого заплатили за дистант
В прошлом году больше 25 тысяч человек подписали петицию о том, что вузы должны снизить стоимость учебы. Студенты настаивали, что формат занятий 2020 года вряд ли можно считать полноценной очной формой, за которую они платили. Требовали пересчитать договоры и приравнять дистант к очно-заочному обучению. Могли ли вузы это сделать и сколько на самом деле стоил дистант? Такие вопросы поставили перед собой исследователи из УрФУ и Центра социологии высшего образования Инобра Виола Ларионова, Татьяна Семенова, Елена Мурзаханова и Людмила Дайнеко. Их статья опубликована в «Вопросах образования».
Вызовы и проблемы онлайн-обучения: как прошел заключительный день eSTARS 2020
2 декабря продолжила свою работу международная конференция eSTARS 2020, организованная Высшей школой экономики в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. Мероприятие проходит в третий раз - и в этом году впервые полностью в дистанционном формате.
Учитель 2.0: как пандемия трансформировала профессию преподавателя
Вузы, которые начали процесс цифровизации задолго до пандемии, значительно легче справились с переходом на дистанционное обучение. При этом студенты позитивнее восприняли онлайн-формат, чем преподаватели, которым потребовалась техническая и психологическая поддержка. Об этом говорили эксперты на XI Международной российской конференции исследователей высшего образования «Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения».
Высшее домашнее
Какая разница между онлайн и офлайн-обучением для студентов-«технарей»
Degree from Home
The difference between online and in-person learning for technology students
A Lack of Transparency: Why Academic Fraud Is Becoming More of Problem
Students cheat and plagiarize more if they believe most of their classmates to do just all the same. A recent study by Evgeniia Shmeleva and Tatiana Semenova, experts at the IOE Center for Sociology of Higher Education, looks at how factors of learning environment, and specifically the way students perceive the stance towards dishonest practices that their peers espouse, act as modulators of academic dishonesty.
A Lack of Transparency
Why Academic Fraud is Becoming More of Problem
Непрозрачная среда
Почему в вузах распространяется
академический обман
В Институте образования ВШЭ обсудили цифровизацию образования
15 ноября в Институте образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа экономики» прошел экспертный семинар «Цифровизация образования: будущие вызовы для политики и права». Семинар был организован Центром образовательного права Института образования.
Must-have курсы для студентов-исследователей
Понимать сущность тестов, уметь применять их в исследованиях и самому их составлять. Правильно ставить научный эксперимент. Ярко и сильно презентовать результаты работы. Институт образования ВШЭ открывает курсы МАГОЛЕГО для тех, кто стремится качественно проводить и представлять свои исследования.
Сотрудники Инобра выступили на социологической конференции в Канаде
Сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева и Татьяна Семенова приняли участие в 19-ом Международном социологическом конгрессе международной социологической ассоциации (XIX ISA World Congress of Sociology), который прошел в Торонто с 15 по 21 июля.
Участие в AERA
Сотрудники центра, Сауле Бекова и Татьяна Семенова, приняли участие в ежегодной конференции, организованной Американской ассоциацией исследований в сфере образования (AERA).
Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы
Доказано экспериментально
Завершилась VIII Международная конференция исследователей высшего образования
В этом году конференция называлась «Университеты, меняющие себя и мир». Доступность онлайн-образования, позиционирование университетов в глобальном мире, рассмотрение университетов как драйверов в развитии страны, коллаборация университетов, политическое участие и философия высшего образования – такие вопросы обсуждались на пленарных докладах, семинарах и сессиях.
Лето – лучшее время для представления научных результатов
Сотрудники ЦСВО приняли участие в двух ведущих конференциях в сфере образования и методологии проведения исследований: CHER и ESA.
В Кембридже, Великобритания, состоялась 29 Международная конференция консорциума исследователей высшего образования (CHER - 2016)
В конференции, которая является одним из ключевых мероприятий в области исследований высшего образования в Европе, приняла участие группа сотрудников Института образования НИУ ВШЭ в составе И. Фрумина, И. Чирикова, М. Лисюткина, Д. Семенова, Д. Платоновой, К. Романенко, Т. Семеновой. Коллеги выступили с докладами и представили зарубежному научному сообществу ряд исследований Института образования.
HSE Scholars at 29th Consortium of Higher Education Researchers Conference
The Annual Conference of the Consortium of Higher Education Researchers, CHER, is a key event in higher education research in Europe. Traditionally, CHER has attracted the best researchers and experts with a unique opportunity to learn about cutting-edge studies in the field, as well as to present their own research to the global community. This year’s conference took place from September 4 to 7, 2016, in Cambridge, England. A group of staff from the HSE Institute of Education took part in the event, including Isak Froumin, Igor Chirikov, Mikhail Lisyutkin, Dmitry Semyonov, Daria Platonova, Ksenia Romanenko, and Tatiana Semenova.
В Дублине прошла очередная Международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования EERA
Конференция 2016 года была посвящена вкладу исследователей в образование и освещала широкий круг исследовательских и прикладных вопросов. Институт образования был представлен на форуме внушительной делегацией.