Захарова Ульяна Сергеевна
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии высшего образования / Лаборатория исследований студенческого опыта
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Полномочия / обязанности
проведение исследований в области онлайн-обучения,
консультативная и экспертная поддержка по вопросам создания и использования онлайн-курсов в высшем образовании
Образование, учёные степени
- 2015Кандидат филологических наук: специальность 10.02.19 «Теория языка», тема диссертации: Языковая репрезентация культурного измерения «маскулинность/фемининность» в этнокультурах (на материале русского и английского языков)
- 2013
Специалитет: Томский государственный университет, факультет: Факультет психологии, специальность «Преподаватель высшей школы»
- 2011
Специалитет: Томский государственный университет, специальность «Перевод и переводоведение»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Проект "Student recruitment and MOOC production", I Международная летняя школа «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов» (июль 2019, Москва)
Проект "Socio-economic differences of students with and without special needs", III Международная Летняя школа «Цифровая среда и неравенство образовательных возможностей» (июнь-июль 2019, Москва)
МООК "Learning how to learn", University of San Diego, Coursera (2017)
МООК "Leaders of learning", Harvard University, EdX (2017)
МООК "Learning to teach online", The University of New South Wales, Coursera (2016)
Стажировка по проекту "Дистанционное бизнес-образование для людей с ограниченными возможностями здоровья" (октябрь 2016, Boise, USA)
ПК Социология академического мира. Томский государственный университет (осень 2013, Томск)
ПК Когнитивные и культурологические исследования. СПбГУ, Stony Brook University, State University of New York (июль 2013, Санкт-Петербург)
Россия в глобальной политике. Международный молодежный форум "Селигер". Федеральное агентство по делам молодежи, МГИМО (лето 2010, Тверская область)
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарность Томского государственного университета (июль 2018)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
20204
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Захарова У. С., Вилкова К. А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 87-96. doi
- Статья Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Захарова У. С., Григорьева А. В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59-74.
- Статья Вилкова К. А., Захарова У. С. Учебная аналитика в традиционном образовании: ее роль и результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 59-76. doi
20193
- Глава книги Zakharova U. Online Course Production and University Internationalization: Correlation Analysis, in: EMOOCs 2019: Digital Education: At the MOOC Crossroads Where the Interests of Academia and Business Converge Vol. 11475: At the MOOC Crossroads Where the Interests of Academia and Business Converge. Springer, 2019. doi P. 102-107. doi
- Статья Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176-202. doi
- Статья Захарова У. С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 46-68. doi
20182
- Глава книги Zakharova U., Можаева Г. В., Малкова И. Ю., Бабанская О. М., Рыльцева Е. В., Танасенко К. И. Identifying competencies for taking online courses successfully, in: INTED2018 Proceedings 12th International Technology, Education and Development Conference / Ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia : IATED Academy, 2018. doi P. 575-581. doi
- Статья Захарова У. С., Можаева Г. В., Бабанская О. М., Дёмин В. В., Танасенко К. И. Обеспечение качества онлайн-курса вузом-разработчиком // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). С. 38-44. doi
20172
- Глава книги Дёмин В. В., Можаева Г. В., Бабанская О. М., Zakharova U. MOOC Quality Evaluation System: Tomsk State University Experience, in: Digital Education: Out to the World and Back to the Campus Vol. 10254: Out to the World and Back to the Campus. Springer, 2017. doi P. 197-202. doi
- Статья Захарова У. С., Можаева Г. В., Бабанская О. М., Танасенко К. И. Развитие онлайн-обучения в программе Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). С. 25-31. doi
20162
- Глава книги Бабанская О. М., Можаева Г. В., Zakharova U. INTEGRATING MOOCS INTO THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING: TSU EXPERIENCE, in: EDULEARN16 Proceedings 8th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona : IATED Academy, 2016. doi P. 4353-4360. doi
- Статья Захарова У. С. Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61). С. 20-23. doi
20141
20131
20122
- Статья Захарова У. С. Анализ национальных особенностей культур: к проблеме синтеза теории ключевых слов и теории культурных доминант // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3(7). С. 15-18.
- Статья Захарова У. С. Осознание и речевая актуализация культурных доминант в условиях межэтнического общения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3(7). С. 18-22.
Конференции
- 2019X Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Онлайн-обучение: обеспечение инклюзии или закрепление неравенства?
- European MOOCs Stakeholders Summit (EMOOCs) (Неаполь). Доклад: Online course production and university internationalization: correlation analysis
- XI Международный Сибирский Форум «Индустрия Информационных Систем» (Новосибирск). Доклад: Мифы и правда об онлайн-образовании
- Уфимский международный салон образования (Уфа). Доклад: Взаимодействие преподавателей с учебной аналитикой МООК
- 2017Coursera Partners Conference (Боулдер). Доклад: Are there universal quality criteria for MOOCs?
Опыт работы
01.09.2018 – наст.вр. Научный сотрудник, Центр социологии высшего образования, НИУ ВШЭ
18.12.2017 – 2.07.2018 Начальник научно-методического отдела, Институт дистанционного образования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ):
*Управление проектом по разработке массовых открытых онлайн-курсов (МООК) НИ ТГУ
*Методическая поддержка и аналитика образовательных онлайн-проектов ТГУ, координатор МООК ТГУ на платформе Coursera
*Координация исследовательской деятельности Института
*Разработка и преподавание программ повышения квалификации в рамках Сибирской школы МООК и проекта «Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения» (приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»)
1.07.2015 – 17.12.2017 Специалист по научно-методической работе, Институт дистанционного образования, НИ ТГУ
*Исследовательская деятельность по темам: онлайн-обучение, современные образовательные технологии, виртуальная и дополненная реальность в образовании и прочее
*Методическая поддержка и аналитика образовательных онлайн-проектов ТГУ, в первую очередь массовых открытых онлайн-курсов, размещаемых на четырёх российских и зарубежных платформах
*Переводческая деятельность
1.07.2015 – 02.07.2018 Младший научный сотрудник, Лаборатория гуманитарных проблем информатики, НИ ТГУ
*Проведение аналитической и исследовательской деятельности в области онлайн-обучения
*Преподавание дисциплины «Механизмы работы с библиографическими базами данных»
1.11.2014 – 01.02.2016 Преподаватель, Институт международного образования, Сибирский государственный медицинский университет
1.10.2014 – 30.06.2015 Преподаватель, Институт международного образования и межкультурной коммуникации, Кафедра лингвистики и переводоведения, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
20.05.2011 – 01.02.2012 Преподаватель, Международная языковая школа “Okey”
2010 – 2011 Учитель на замену, Средняя школа №3 г. Шарыпово Красноярского края
Онлайн-курсы
How Agency Acumen Is Related to Students’ Success Learning Remotely
In December 2020, IOE expert Ulyana Zakharova took part in the eSTARS international conference of e-learning stakeholders, a joint initiative between HSE and Coursera, where she presented at a special session on sociology of higher education. In an interview with the HSE News Desk, Ulyana shared about how students’ prowess in key components of personal agency, such as self-efficacy, initiative, and self-direction, are related to their ability to adapt to and perform in distance education.
Эксперт в эру постправды
Авторская колонка Ульяны Захаровой
Российские постдоки стали приглашенными редакторами журнала Higher Education in Russia and Beyond
Темой выпуска стала позиция постдока и ее роль в жизни университетов
The HSE Look April issue
The second issue of 2020 presents two interviews on history and innovation and our advice on working remotely.
Вузы в шоке
Считается, что на фоне школ вузы – в выгодном положении. Студенты лучше всех владеют технологиями, преподаватели менее консервативны, и вообще, «заочка» – это и есть дистанционный вариант. Но так ли это? Продолжаем серию материалов о том, каким быть образованию после пандемии.
Университет «на дому»
Как работать и учиться онлайн
Постдоки: год в Вышке
Впечатления постдоков, проработавших в НИУ ВШЭ первый год.