Ерофеева Виктория Георгиевна
- Стажер-исследователь, аспирант, Приглашенный преподаватель:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Приглашенный преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Стажер-исследователь:Институт образования / Центр исследований современного детства
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
Образование
- 2021
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2019
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Онлайн-курсы:
"Introduction to Psychology" (Coursera), "The Science of Well-Being" (Coursera)
"Основы статистики", "Основы статистики. Часть 2" (Stepik)
Летние школы:
"Психология образования: современные исследования" - МГУ, ПИ РАО, 21-23 июня 2023 года
"Букварь психометрика" - НИУ ВШЭ, 1-3 июля 2023 года

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2023)
Обучение в аспирантуре
2-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Формирование аутентичности в зависимости от траектории взросления в период «становящейся взрослости»
Научный руководитель: Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Проекты
Проект «Жизненный выбор: рациональность в условиях турбулентности» в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ - исполнитель
20233
- Статья Нартова-Бочавер С. К., Ерофеева В. Г., Байрамян Р. М., Чулюкин К. С. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АУТЕНТИЧНОСТИ: ОТ ДЕТСТВА К ЮНОСТИ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 3. С. 523-547. doi
- Статья Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А. Практики самопомощи обучающихся в периоде «становящейся взрослости» в условиях пандемии COVID-2019 и их связь с субъективным благополучием // Человек. 2023. Т. 34. № 4. С. 149-169. doi
- Глава книги Нартова-Бочавер С. К., Бардадымов В. А., Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г. Трудные жизненные ситуации в жизни современных студентов: идентификация, типологизация, измерение // В кн.: Поляковские чтения 2023. Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф. Полякова). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23–24 марта 2023 г.). М. : Издательство МГППУ, 2023. С. 586-589.
20226
- Статья Серобян А. К., Григорян А. К., Хачатрян Н. Г., Yerofeyeva V. Gender differences of cognitive and motivational predictors of student's psychological well-being // Modern Psychology Scientific Bulletin, Армения. 2022. Vol. 10. No. 1. P. 107-115. doi
- Статья Nartova-Bochaver S. K., Reznichenko S. I., Bardadymov V., Khachaturova M., Yerofeyeva V., Khachatryan N., Кряж И. В., Kamble S., Zulkarnain Z. Measurement Invariance of the Short Home Attachment Scale: A Cross-Cultural Study // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 834421. doi
- Статья Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А. Образ мышления и субъективное благополучие учащихся в период "становящейся взрослости" // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 1. С. 121-135. doi
- Глава книги Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А., Серобян А. К., Хачатурова М. Р. Паттерны компонентов настойчивости и ментальное здоровье учащейся молодёжи разных ступеней образования // В кн.: История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской Академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, 16–18 ноября 2022 г., Москва / Отв. ред.: Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, А. В. Махнач, Н. Е. Харламенкова, А. В. Юревич, И. И. Ветрова. М. : Институт психологии РАН, 2022. doi С. 429-431.
- Глава книги Хачатрян Н. Г., Серобян А. К., Григорян А. К., Ерофеева В. Г. Привязанность к дому и психологическое благополучие у студентов из Армении и России // В кн.: Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Ер. : Издательство РАУ, 2022. С. 731-741.
- Глава книги Нартова-Бочавер С. К., Байрамян Р. М., Чулюкин К. С., Ерофеева В. Г. Что значит быть собой: повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков в России // В кн.: Подросток в мегаполисе: новая реальность. Сборник трудов XV международной научно-практической конференции / Отв. ред.: А. А. Бочавер; под общ. ред.: А. А. Бочавер; науч. ред.: А. А. Бочавер, М. Я. Кац. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. С. 80-84.
20216
- Статья Nartova-Bochaver S. K., Bayramyan R., Chulyukin K. S., Yerofeyeva V. What It Means to Be Oneself: The Everyday Ideas of Authenticity among Primary School Children and Adolescents in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. No. 3. P. 3-21. doi
- Глава книги Ерофеева В. Г., Серобян А. К., Григорян А. К. Анализ связи образа мышления с депрессией, тревожностью и стрессом у студентов из Армении и России // В кн.: Материалы IX Международной конференции молодых учёных "Психология - наука будущего". М. : Институт психологии РАН, 2021. С. 131-135.
- Глава книги Нартова-Бочавер С. К., Ерофеева В. Г. Диспозициональная устойчивость и трудные жизненные ситуации учащихся в период "становящейся взрослости" // В кн.: Ананьевские чтения 2021: материалы международной научной конференции. Скифия-принт, 2021. С. 500-501.
- Статья Ерофеева В. Г. Особенности личных нарративов о достижениях в зависимости от настойчивости // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 75. С. 1-25.
- Глава книги Ерофеева В. Г. Разрешение трудных жизненных ситуаций студентами во время обучения в колледже в зависимости от личностной устойчивости // В кн.: Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Зебра, 2021. С. 64-72.
- Глава книги Ерофеева В. Г. Роль личностной устойчивости в поддержании психологического благополучия учащихся (на примере колледжа) // В кн.: Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021». М. : МАКС Пресс, 2021. С. 1-3.
20203
- Глава книги Ерофеева В. Г. Нарративы настойчивости и успешности // В кн.: Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020». М. : МАКС Пресс, 2020. С. 1-2.
- Глава книги Нартова-Бочавер С. К., Ерофеева В. Г. Настойчивость как ментальный ресурс // В кн.: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, П. А. Сабодош. Институт психологии РАН, 2020. С. 372-380.
- Статья Ерофеева В. Г., Нартова-Бочавер С. К. Что такое “grit” и почему она может быть личностным ресурсом? // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 22-31. doi
Конференции
- 2023Форум имени А.А. Высоковского (Москва). Доклад: Развитие подростковой самостоятельности через призму городских перемещений
- ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ПОИСК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (Москва). Доклад: "Гендерные различия при переживании аутентичности в интерперсональном контексте в период "становящейся взрослости""
- 2022XV Конференция "Подросток в мегаполисе: новая реальность" (Москва). Доклад: "Что значит быть собой: повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков в России"
- Международная конференция "Векторы развития России": позитивная психология и когнитивно-поведенческая терапия (Москва). Доклад: Изучение аутентичности в период "становящейся взрослости": пререквизиты исследования
- V Международная научно-практическая конференция "Герценовские чтения: психологические исследования в образовании" (Санкт-Петербург). Доклад: Личностно значимый выбор как задача развития в образовательной среде
- Международная юбилейная научная конференция, посвящённая 50-летию Института психологии РАН (Москва). Доклад: Паттерны компонентов настойчивости и ментальное здоровье учащейся молодёжи разных ступеней образования
- 2021XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных "Ломоносов" (Москва). Доклад: "Роль личностной устойчивости в поддержании психологического благополучия учащихся"
"XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества" (Москва). Доклад: "Метод изучения аутентичности в школьном возрасте"
- Psy-Вышка: конференция молодых ученых (Москва). Доклад: "Роль личностной устойчивости в поддержании психологического благополучия учащихся"
- "Будущее академической психологии", Институт Психологии РАН (Москва). Доклад: "Роль личностной устойчивости в поддержании психологического благополучия учащихся в период "становящейся взрослости""
- IX Международная конференция молодых учёных "Психология - наука будущего" ИП РАН (Москва). Доклад: Анализ связи образа мышления с депрессией, тревожностью и стрессом у студентов из Армении и России
- 2020Будущее академической психологии (Москва). Доклад: "Нарративы настойчивости и успешности"
- XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва). Доклад: "Нарративы настойчивости и успешности"
- Альянс социальных наук: междисциплинарная конференция по социальным наукам для студентов и аспирантов (Москва). Доклад: "Личные нарративы настойчивости и успешности"
- "Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен" (Москва). Доклад: Настойчивость (grit) как ментальный ресурс
Гранты
РНФ 2020 г., проект № 20-18-00262, "Аутентичность личности: предикторы, проявления, приложения" - исполнитель, руководитель - С. К. Нартова-Бочавер
РФФИ, 2020 г., проект № 20-513-05014 "Субъективное благополучие учащихся в период становящейся взрослости (emerging adulthood)" (совместно с Арменией) - исполнитель, руководитель - С. К. Нартова-Бочавер
РНФ, 2022 г., проект № 22-18-00416, "Развитие самостоятельности детей и подростков в образовании" - исполнитель, руководитель - К. Н. Поливанова
РНФ, 2023, проект № 20-18-00262 "Аутентичность личности: предикторы, проявления, приложения" продолжение - основной исполнитель, руководитель - С. К. Нартова-Бочавер
Информация*
Становящаяся взрослость и ее выборы: самым важным решением молодежь считает учебу
Ребенок проходит подростковый период и становится взрослым — так мы привыкли описывать жизненный путь человека. Однако в последнее время возраст взросления сдвинулся. Многие на третьем десятке, перестав быть детьми, все еще не чувствуют себя «выросшими». Поэтому психологи вслед за Джеффри Арнеттом заговорили о появлении новой фазы жизни, которую назвали становящейся (или появляющейся, или начинающейся) взрослостью. Именно в этот период человек делает ряд определяющих выборов. Ученые ВШЭ взялись исследовать, как протекает этот важный процесс в разных сферах жизни.
«Появляющийся взрослый» — кто это такой и как им стать?
Исследователи Вышки изучили «появляющуюся взрослость» и особенности её формирования в России.