• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Сформировать у студента компетенции сложнее, чем дать знания»

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.


— Готовы ли вузы к переходу на новые стандарты?

Александр Чепуренко

— Судя по тем вопросам, которые мы получаем от коллег, и по полемике в Интернете можно сделать вывод, что на сегодняшний день вузы к этому не очень готовы. Однако до перехода на стандарты третьего поколения, то есть для разработки образовательных программ с учетом новых требований и переформатирования курсов, осталось всего полгода. Ситуация осложняется тем, что никакой апробации в пилотных учебных заведениях с последующим распространением полученного опыта предусмотрено не было.

— Что же вызывает больше всего сложностей?

— На мой взгляд, это компетентностный подход, на основе которого построены стандарты третьего поколения, а также переход к системе кредитных единиц.

Конечно, можно на уровне лозунгов заявить, что если раньше студент должен был «знать то-то и то-то», то теперь он должен «владеть тем-то и тем-то». Но даже в этом случае не уйти от ответа на вопрос, как измерить результаты – полученные студентами компетенции. Наработанные годами практики оценивания, которыми владеет профессорско-преподавательский состав, совершенно не пригодны для того, чтобы измерять компетенции.

Андрей Кожанов:           

— Я бы хотел подчеркнуть, что компетентностный подход не предполагает отказа от знаниевой модели, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Компетенция не имеет фиксированного содержания – мы говорим, например, о способности человека получать знания, применять их, излагать их в статьях, эссе, презентациях.

Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей.

А.Ч.:

— Главное в «знаниевой» модели – чтобы студент мог давать определения социологических понятий, рассказывать об их происхождении. А в рамках «компетентностной» модели подход другой: студент должен использовать необходимые социологические понятия при анализе реальных ситуаций. Например, ему уже недостаточно будет дать определение того, что такое аномия, а нужно будет применить данный концепт для объяснения некоторой прожективной ситуации. Или не просто сказать, что такое регрессия и какие виды регрессий существуют, а выбрать из предлагаемых задач те, которые могут быть решены при помощи регрессионного анализа, и сделать соответствующие расчеты.

— Что меняется в работе преподавателя при переходе на компетентностный подход?

А.К.:

— Во-первых, преподаватели должны понимать, какие компетенции формирует конкретный курс или группа читаемых ими курсов. Во-вторых, они должны научиться измерять эти компетенции, а для этого соответствующим образом формировать свой тематический план и подобрать к нему методики.

На такую модель может легко перейти только тот преподаватель, который не просто перетолковывает чужие статьи, а сам ведет исследования и использует те или иные теоретические модели или методы, например, анализа данных для изучения социальной реальности в социологии. Но доля преподавателей, которые проводят исследования, сегодня очень низка, это известный факт.

А.Ч.:

— В этом смысле социология, пожалуй, находится в более выигрышном положении, чем многие другие социально-гуманитарные направления. Преподаватели социологических факультетов зачастую участвуют в маркетинговых и электоральных исследованиях, и остается только «отрефлексировать» этот опыт, переформулировать его в научных терминах и перенести в учебный процесс. Стандарт второго поколения не создавал соответствующих стимулов для преподавателей, а благодаря стандарту третьего поколения вузы получили возможность скорректировать образовательную программу, разрабатывая, например, курсы по выбору, исходя из исследований, которые ведут их преподаватели.

— В стандартах третьего поколения для бакалариата вариативная часть составляет до 50% учебного времени, для магистратуры – до 70%. Как эта норма будет реализовываться на практике?

А.К.:

— Вузы обязаны предоставить студентам выбор дисциплин, а также возможность участвовать в создании программы своего обучения. Решения о наполнении и распределении вариативной части по годам обучения будут принимать ученые советы.

Стандарт второго поколения предъявлял более жесткие требования к номенклатуре курсов, а в результате оказывалось, что под одним и тем же названием подавались совершенно разные предметы. Сейчас вуз может сформировать программу, исходя из интересов и опыта своих преподавателей, студентов, с учетом потребностей регионального рынка труда и своих академических традиций. Преподаватели могут приходить в аудиторию не с тем материалом, который нужно подогнать под стандарт, а с тем, который может хорошо быть представлен в вузе.

— Изменится ли в связи с переходом на новые стандарты роль социологических курсов при подготовке гуманитариев-несоциологов?

А.К.:

— Здесь все зависит от самих преподавателей социологии – ведь теперь стандарт дает свободу не только студентам, но и преподавателям, и в целом вузам.

При переходе на новый стандарт обострится конкуренция на социологических факультетах технических и педагогических вузов, а также между гуманитарными кафедрами тех вузов, где таких факультетов нет, а социологию преподают в рамках общекультурной подготовки, как философию. Социологи будут вынуждены конкурировать за учебные часы со своими коллегами с кафедр психологии, философии, менеджмента, поскольку новые стандарты позволяют формировать каждую компетенцию средствами разных дисциплин. И это - лишний стимул для кафедр социологии обновить программу, доказать преимущества своих курсов, первыми осмыслить компетентностые преимущества своего предмета.

— Неоднократно говорилось, что при переходе на новые стандарты вузы будут внедрять единую систему академических кредитных единиц для улучшения академической мобильности.

А.К.:

— Да, новый стандарт создает благоприятные условия для использования системы кредитных единиц для облегчения мобильности студентов. Сейчас переход из одного вуза в другой сопряжен с большим количеством бюрократических сложностей: получение академической выписки, взаимозачет курсов. Нет никаких четких правил, что студенту перезачтут при переходе, а что нет. Введение системы академических кредитов упорядочивает ситуацию.

Конечно, в разных странах кредитные системы разные, и проблема Минобрнауки – сделать так, чтобы наши кредиты соответствовали зарубежным. Вообще же академическую мобильность улучшает сам факт перехода на «4 2»: бакалавриат можно окончить в одном вузе, магистратуру – в другом.

— Стандарт по направлению «Социология» и для бакалавриата, и для магистратуры, разработанный консорциумом вузов с участием Высшей школы экономики, победил в конкурсе, проводимом Минобрнауки. Причем это был один из немногих случаев, когда в Совет по стандартам был представлен не один проект, а два, второй – от учебно-методического объединения (УМО) по социологии. УМО продолжает работать на базе МГУ и сегодня. Как в связи с этим будет организована работа по внедрению стандарта в вузах? Кто ее будет проводить?

А.Ч.:

— Примерную основную образовательную программу (ООП) для вузов предлагают те, кто разработал сам стандарт. В настоящее время – после длительной паузы, вызванной неопределенностью с тем, как и кем будет финансироваться эта работа – консорциум вузов-разработчиков взялся за решение этой – прямо скажем, непростой – задачи. В ООП будут включены программы более 60 дисциплин, также планируется создать контрольно-измерительные материалы (КИМы). Часть из них разрабатывает НИУ ВШЭ, часть – вузы-партнеры по нашему консорциуму. Это большая работа, которая требует усилий многих квалифицированных специалистов. И такие специалисты в Вышке и вузах-партнерах есть. На основе всех этих материалов вузы смогут разработать свои программы и рабочие учебные планы.

А.К.:

— Есть реальная опасность, что на местах ныне существующая идеология учебного процесса будет просто объявлена «компетентностной». В этом случае разрабатываемая нами сейчас примерная образовательная программа будет ориентиром для вуза и внешнего аудитора для оценки степени проработанности локальных программ.

Мы будем постоянно осуществлять методическую поддержку внедрения стандартов — по разработке дизайна новых образовательных программ, учебных курсов, программ практик, использованию системы зачетных единиц и проч. Это будет делаться на двух порталах – ГУ-ВШЭ ВШЭ и федеральном образовательном портале «Экономика, Социология. Менеджмент».

Также мы планируем серию семинаров по внедрению стандарта, отдельные семинары по магистерским программам. Будем рассказывать о своем опыте, об опыте др. участников консорциума. Иначе говоря, будет развернута многосторонняя консультационная и методическая помощь тем вузам, которые захотят к ней прибегнуть.

— Знают ли о преимуществах нового стандарта работодатели будущих социологов?

А.Ч.:

— Как правило, работодатели плохо осведомлены о том, что представляет собой стандарт третьего поколения. Те же, кто осведомлен, не верят, что вузы будут следовать стандарту – ведь куда проще выдавать за новые разработки то, что у них уже есть. Поэтому нужно объяснять сообществу работодателей те преимущества, которые содержит стандарт, и их роль будет заключаться в том, чтобы побуждать вузы следовать стандарту, а не просто произносить правильные слова.

Вообще же на сегодняшний день работодатели предъявляют к работникам требования, общий смысл которых сводится к формуле известного героя Грибоедова - «умеренность и аккуратность». Ничего, кроме некоторого набора общекультурных компетенций, от выпускников не требуется.

Причина в том, что, получая на протяжении длительного времени от вузов таких работников, которые не обладают собственно профессиональными навыками, работодатели вынужденно смирились с этим. Они нанимают выпускников вузов на низшие позиции и либо доучивают их сами (но зачем тогда вузы?), либо переманивают опытных сотрудников друг у друга. Если работодатели в лице торгово-промышленных палат, профессиональных ассоциаций смогут, например, помочь вузам с организацией производственных практик, сформировав четкие запросы к набору и уровню навыков, которыми должны обладать по выходе из вуза специалисты в области маркетинговых исследований, связей с общественностью, других релевантных сфер деятельности, куда направляются обычно в подавляющем большинстве выпускники социологических факультетов, то качество молодых специалистов станет гораздо выше.

А.К.:

— В социологии, как и во многих других социально-гуманитарных науках, нет профессиональных стандартов. Это связано с особенностью организации отрасли, для которой мы готовим. Поэтому нам пришлось взять на себя обязанность сформировать список компетенций выпускника, хотя это должны были делать работодатели и профессиональные ассоциации.

Например, мы сейчас можем четко показать различия между магистром и бакалавром. Если бакалавр — это исполнитель в исследовании, то магистр — организатор, инициатор исследования. Точно так же в инженерии есть техник, а есть конструктор. Это наш первый шаг навстречу отрасли, потому что сейчас мы лучше понимаем ее требования к выпускнику, чем она сама. Исследования показывают, что отрасль ставит личностные компетенции выше профессиональных, а что такое профессиональные компетенции, работодателям может быть и совсем неизвестно. У нас умение человека написать структурированный текст считается латентной функцией изучения логики и философии, а не следствием их изучения, как в случае с компетентностным подходом. Мы должны стандартизировать минимальное пороговое значение того, что должен уметь социолог, и постепенно сформировать спрос на профессиональные социологические компетенции у абитуриентов, студентов и работодателей.

Беседовала Екатерина Рылько