• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стандарт по бизнес-информатике соотносится с программами лучших европейских университетов

Светлана Мальцева, и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ: Готовы ли российские вузы к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения? Как проходила работа над новыми стандартами по направлению «Бизнес-информатика»? Что необходимо для его внедрения в вузах?

Светлана Мальцева, и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ: Готовы ли российские вузы к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения? Как проходила работа над новыми стандартами по направлению «Бизнес-информатика»? Что необходимо для его внедрения в вузах?
 

Светлана Валентиновна, несколько лет назад факультет бизнес-информатики ВШЭ принимал участие в разработке стандартов второго поколения, сейчас - третьего. Что изменилось за это время? И почему назрела необходимость в новом стандарте?

— Меняются требования работодателей, возникают новые научные направления, появляются новые образовательные методики, а значит – должно меняться и высшее образование. Еще один важный фактор, требующий пересмотра организации образовательного процесса, - интеграция российских вузов в международное образовательное пространство.

Для нашей сферы появление стандарта третьего поколения вообще принципиально, потому что состав компетенций, связанных с профессиональной деятельностью, должен обновляться, по крайне мере,  раз в 5 лет. Например, еще 10 лет назад компетенции, связанные с Интернет-, мобильной связью были мало востребованы, а сейчас трудно представить себе компанию, у которой  не было бы собственного Интернет-портала.  Другой пример: сегодня  активно развиваются сетевые сообщества, появилась необходимость в таких специалистах, как менеджер и администратор сетевого сообщества, которых  пока никто нигде не готовит.

Неизменным, если сравнивать стандарты второго и третьего поколения, остается только одно:  надо по-прежнему стараться хорошо учить студентов, формировать у них компетенции, которые бы позволили им быть достаточно мобильными и востребованными на рынке и благодаря которым их бы адекватно воспринимали в международном пространстве - стараться давать все самое лучшее.

— Какие новые идеи заложены в стандарте третьего поколения?

— Во-первых, компетентностный подход, на основании которого сегодня выстраивают свои образовательные программы вузы во всем мире. С одной стороны, это все те же знания, умения и навыки, с другой - их проекция на практическую деятельностью. Потому что только на практике при решении конкретных задач проявляется, что же человек знает и умеет.

Во-вторых – существенное расширение возможностей студентов выстраивать собственную образовательную траекторию: значительно увеличена вариативная часть учебного времени, больше значения придается самостоятельной работе.

В-третьих - больше самостоятельности предоставлено и вузам. Очевидно, что у них разные возможности по организации учебного процесса; они ориентированы на разные рынки труда, и увеличенная вариативная часть позволит им, оставаясь в русле стандарта, формировать реальные компетенции студентов.

При этом и вариативная часть, и компетентностная модель сформированы таким образом, чтобы можно было в образовательном процессе учесть требования работодателей.

— Высказывается опасение, что далеко не все вузы смогут легко перейти на новые стандарты, а многие перейдут не на деле, а на словах, по сути, не меняя ничего в учебном процессе.

— Опасения – справедливые: любое новое дело идет нелегко.

Но бизнес-информатика – новое направление, и в этом отношении нам проще, чем многим другим. Разрабатывая стандарт, мы опирались на уже сложившееся учебно-методическое объединение (УМО) вузов, которые открыли у себя направление «Бизнес-информатика». Будем стараться, чтобы члены нашего УМО успешно реализовали стандарт и его компетентностную модель в полной мере.

Наш факультет имеет тесные связи практически со всеми крупными IT-компаниями. Мы стараемся учитывать требования работодателей, но я понимаю, что так обстоят дела далеко не во всех учебных заведениях, не каждый вуз может обеспечить, например, стажировки в компаниях, важные для формирования компетенций.

Не все вузы могут позволить себе набрать лучших преподавателей. И в этом смысле открывается поле деятельности и для нас – Высшая школа экономики могла бы оказывать помощь региональным вузам, проводя стажировки и тренинги для преподавателей, мы могли бы выступать даже в качестве контактного центра с компаниями, с которыми мы тесно связаны.

— Как в свете нового стандарта сложится работа преподавателей? Лекции с кафедры по учебнику уходят в прошлое?

— Принципиальное изменение – ставка на постоянное самосовершенствование преподавателей. Разумеется, оно подразумевалось всегда, и для этого не надо разрабатывать новые стандарты. Но нужна система организационных мер, чтобы повышение квалификации преподавателей было просто обязательным.

Должны быть повышены требования и к научной деятельности преподавателя, к тем формам, в которых они осуществляют образовательный процесс, к новизне учебников, методических материалов, рекомендуемых студентам.

Для нашего направления эти требования - критичны, потому что мы находимся в рамках крайне динамично развивающейся отрасли, где все очень быстро устаревает.

У преподавателей должны быть и стажировки в компаниях, которые являются разработчиками основных программных продуктов, и активная научная работа.

Конечно, потребуются и инновационные методы работы, большее количество интерактивных форм преподавания – тренинги, дискуссии, мастер-классы - все, что выходит за рамки чтения курсов по учебникам. И, конечно, должна увеличиться доля авторских курсов.

Студенты в большинстве своем живо воспринимают подобные инновации, у них нет к этому сопротивления, им нравятся интерактивные формы организации учебного процесса.

— Если у вузов возникнут сложности при реализации стандарта, на какую конкретно помощь со стороны УМО и ВШЭ они могут рассчитывать?

— Думаю, мы сможем оказать необходимую консультационную поддержку тем вузам, которые будут испытывать трудности при реализации стандарта, поскольку мы уже известны как центр по бизнес-информатике.

Сейчас все вопросы - методические, научные, организационные – обсуждаются на ежегодном заседании нашего УМО. Планируется развивать еще одно направление - он-лайн консультирование: на сайте УМО по экономике, менеджменту и бизнес-информатике будет открыта страница с ответами на часто задаваемые вопросы.

У нас есть небольшая практика программ повышения квалификации – например, мы организовывали курсы по электронному бизнесу. Возможно, подобные программы станут регулярными – по крайней мере, члены нашего УМО обращаются к нам с такими предложениями.

— Вы упомянули, что стандарт формировался с учетом требований работодателей… Каковы отзывы представителей ИТ-бизнеса о стандарте?

— Действительно, у нас были очень тесные консультации с представителями бизнеса. На факультете работают базовые кафедры таких компаний, как IBM, Microsoft,  SAP, IBS, Ланит, 1С,  и представители этих компаний оценивали стандарт как эксперты. Стандарт был согласован с Ассоциацией  предприятий компьютерных и информационных технологий, отзывы о стандарте хорошие.

Кроме того, представители бизнес сообщества были привлечены для подготовки таких разделов стандарта, как «Характеристика профессиональной деятельности» и «Требования к результатам освоения основных образовательных программ», где прописаны компетенции, какими должны обладать выпускники.

В основе именно этих разделов - положения профессиональных стандартов  в области  ИТ, создание которых было инициировано Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий и работа над которыми  заняла  у нас около года. Поэтому к моменту формирования образовательных стандартов многие вопросы, связанные с  серьезными  обсуждениями  в академическом и профессиональном сообществе,  были сняты, нам было гораздо легче формировать  разделы стандарта, потому что было понятно, чего  ждет  ИТ- сфера от наших выпускников.

— Одна из задач стандартов третьего поколения – повышение мобильности студентов. Студентам станет проще выезжать на стажировки за рубеж?

— Безусловно. Дело в том, что бизнес-информатика – направление, которое было сформировано на основе изучения лучшего зарубежного опыта по подготовке специалистов в этой области и в сходной области информационных систем. Еще до написания стандарта у нашего факультета была большая практика общения с зарубежными университетами, которые работают по такому же направлению - сейчас оно набирает обороты во всем мире.

И, конечно, мы разрабатывали стандарт, согласовывая его с тем, как готовят по этому направлению в мире. У нас есть практика обучения и стажировок студентов в зарубежных университетах и компаниях, например, после бакалавриата некоторые наши выпускники поступают в зарубежную магистратуру.  И мы можем убедиться на практике, что они востребованы, хорошо работают, быстро адаптируются к учебному процессу.  Мы видим, что по составу дисциплин учебные процессы у нас совместимы. Все это  убеждает нас в том, что по направлению «Бизнес-информатика»  российский ФГОС хорошо соотносится с  программами лучших европейских университетов.

Беседовала Елена Кузнецова