• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ответы на текущие вопросы о реализации дисциплин в «конференционном формате» (модель «25%»)

Про принцип «25%»

Каковы цель введения конференц-формата и потенциальные выгоды для университета и факультета?

Цель введения нового формата, типа дисциплин – расширение возможностей студентов всех наших кампусов для доступа к разнообразному и качественному образованию. При объединении дисциплин в один пул мы можем значительно усилить индивидуализацию образовательных траекторий студентов, оставаясь в рамках имеющихся ресурсов.

Образовательные программы, «не укладывающиеся в затратность», смогут рассчитывать на курсы других образовательных программ вне зависимости от города, в котором реализуется программа.

Развитие методик и технологических рамок дистанционного преподавания помогут быстрее выйти и на решение амбициозных планов программы развития 2030 – по увеличению многократно студентов сетевых программ и франшизных проектов с глубоким вовлечением наших преподавателей.

Какие элементы могут предлагаться в «общий пул»?
  • Учебные дисциплины из РУПов: базовые, вариативные, ДОЦы.
  • НИСы или проектные семинары.
  • Дисциплины миноров, БАКоЛЕГО и разных иных ваших общефакультетских пулов.
  • Дисциплины МАГоЛЕГО должны быть предложены в полном объеме – на них запись студентов еще не проходила. Все такие дисциплины необходимо занести в список предложений и уведомить преподавателей, что требования к формату реализации в 20-21 году – поддержка одновременного синхронного изучения студентами разных кампусов. Если есть аргументы против – направить их в виде служебной записки на имя первого проректора Радаева от имени руководителя департамента, в котором работает преподаватель – автор дисциплины МАГоЛЕГО.
  • Дисциплины майноров – только те по Москве, которые набрали менее 60 студентов. Запись на майноры уже состоялась, дозапись студентов филиалов тоже.
  • Дисциплины ОУФ. Все такие дисциплины необходимо занести в список предложений и уведомить преподавателей, что требования к формату реализации в 20-21 году – поддержка одновременного синхронного изучения студентами разных кампусов. Если есть аргументы против – направить их в виде служебной записки на имя первого проректора Радаева от имени руководителя департамента, в котором работает преподаватель – автор дисциплины ОУФ.
  • Факультативы факультетские.
Как высчитывается целевой показатель в 25% курсов: по отдельной программе или относительно департамента?

Предложения формируются и процент считается от базы всех дисциплин, реализуемых департаментом (кафедрой, институтом, школой).

Соблюдение показателя контролируется по факультету. То есть невыполнение по одному департаменту и перевыполнение по другом в рамках одного факультета возможно, если в целом все сложится.

Нужно ли переводить в онлайн узкопрофильные курсы (например, магистерские дисциплины)?

Магистерские и узкопрофильные курсы могут быть переведены в онлайн. Выбор курсов, которые будут переведены в онлайн, остаётся за подразделением.

Можем ли мы ограничить наши предложения «открытых дисциплин» только вариативной частью и МАГОЛЕГО?

Выбор того, что должно быть переведено онлайн, остаётся за подразделением. Ограничений по типу дисциплин (кроме майноров) нет.

Можно при записи на дистанционные курсы предоставить приоритет выбора студентам своего кампуса или сдвинуть сроки записи для студентов других кампусов?

Запись для студентов всех кампусов будет проведена одновременно и без приоритета для студентов «своего» кампуса - поскольку такие курсы нацелены именно на обеспечение равного доступа к выбору для всех студентов, если речь идет о курсах по выбору. Поэтому – при определении предельного числа мест для записи на дисциплину, переведенную в «конференционный формат» нужно указывать число заведомо большее, чем планируемое число студентов основной образовательной программы.

Возможно, будут установлены нормы – не менее какого числа мест следует предоставить для записи студентов других кампусов.

Как открытые дистанционные курсы вносятся в РУП? Должны ли мы включать в РУП своей образовательной программы курсы, которые выбрали наши студенты самостоятельно?

На дисциплины, которые вы обозначите как открытые, смогут одновременно ходить студенты других кампусов. Вы можете установить верхний лимит по записи, но не сможете полностью заполнить такие курсы только студентами своего факультета, если заинтересованность выразили студенты других кампусов. Ваши студенты также смогут вместо «ваших» курсов по выбору или МАГОЛЕГО выбрать курс другого кампуса, если он подходит для вашего направления подготовки.

Предположим, что мы открываем одну из обязательных дисциплин базового цикла, увеличив при этом число мест для записи. Дисциплина пользуется спросом и часть наших собственных студентов на нее не попадают. Как быть в этом случае, если приоритет для них мы установить не можем? Таким образом, появляется риск, что студенты направления могут не попасть на базовые дисциплины, предусмотренные стандартом.

Обязательные дисциплины базового цикла остаются обязательными для студентов этой ОП, но одновременно открываются для выбора студентов других кампусов.

Студенты каждой ОП ограничены в своем выборе только вариативными дисциплинами и МАГОЛЕГО, т.е. обязательные дисциплины они заменить на какие-либо другие не могут?

Студенты должны изучить все обязательные дисциплины своей образовательной программы согласно учебному плану.

Студенты могут выбрать прослушивание аналогичного базового курса в другом кампусе. Степень соответствиия выбранного базового курса для включения его в ИУП студента в 20-21 учебном году определяет академический руководитель. В дальнейшем такой выбор подтверждать будет интеллектуальный алгоритм, сравнивая результаты обучения и тематику ПУД в информационной системе НИУ ВШЭ.

В будущем учебном году предлагаемые нами в качестве реализуемых в «конференционном формате» дисциплины могут быть выбраны только студентами московского кампуса?

Дисциплины в «конференционном формате» могут быть выбраны студентами любого кампуса. Обеспечение возможности такого выбора – одна из задач модели «25 процентов».

Может ли быть реализована следующая схема: для каждой дисциплины в «конференционном пуле» создается +1 группа, на которую ведется запись только студентов других ОП? А одну группа “зарезервирована” для студентов наших программ для компенсации рисков неисполнения стандарта.

При записи на курс должен соблюдаться принцип равенства студентов всех подразделений. Однако потенциально – если студентов записалось очень много – возможен и такой вариант.

Каким образом предполагается реализовывать «конференционные» дисциплины в новом учебном году? Исключительно через Zoom / Teams? Будет ли возможность трансляции аудиторных лекционных занятий в интернете для студентов других ОП?

Выбор платформы для видеосвязи преподаватели могут совершить сами. Наличие оборудованных мест в аудиториях для одновременной трансляции в филиалы, при том, что студенты кампуса будут сидеть в аудитории – должно решиться на уровне каждого кампуса. Обязательным требованием станет использование LMS (говорят, что она станет SMART уже с сентября 2020 года).

Но можно планировать процесс и так, чтобы студенты не присутствовали в аудитории – тогда, возможно, преподаватель может обойтись домашним оборудованием или типовым оборудованием на рабочем месте. Рекомендуется увеличенное число учебных ассистентов для таких курсов.

Если кто-то из «чужих» студентов, уже имеющих в своем ИУПе 60 кредитов, записывается на одну из наших «открытых» дисциплин – каким образом мы с ним выстраиваем взаимоотношения? Делаем договор на оказание платной услуги по 1 дисциплине?

По текущим нормативам – если это дисциплина «сверх 66 кредитов», то она может быть изучена платно. В этом случае – да, должен быть заключен договор (договоры тоже будут электронными в ближайшие 2 месяца). Но, возможно, эта норма будет пересмотрена в связи с экспериментом.

Если согласованные программой дисциплины из «конференционного пула» будут внесены в РУП, как быть с затратностью, которая, как правило, не позволит внести дополнительные курсы в план?

Предлагаемая модель как раз поможет оставаться в рамках затратности. Так как программы смогут согласовывать свои вариативные курсы и, при этом, давать возможность студентам выбирать из курсов других ОП.

Каким образом нагрузка «за чужих студентов» будет учтена в нагрузке (и оплате работы) наших преподавателей?

При планировании нагрузки по таким курсам следует поступать так же, как и при планировании курсов по выбору, контингент которых пока неизвестен. Если реальный выбор будет радикально отличаться от предположений, то в нагрузку, в соответствии с Порядком планирования нагрузки, внесем изменения. Радикальные изменения могут повлиять на пределы численности ППС факультета как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения – если факт будет радикально отличаться от плана (в пределах 5 процентов)

Можно ли открыть курсы для межуровневого участия? То есть открыть курсы магистратуры для бакалавров и аспирантов?

Можно. Сейчас есть ограничение: студент не может в свой ИУП включить курс, если раньше тот изучался на более продвинутом уровне. Итоговое решение о возможности включения «конференционного» курса другого уровня в ИУП студента будет принимать академический руководитель.

Про запись курсов

Можно ли рассматривать вариант, когда лекции будут записываться вживую в студенческой аудитории во время чтения курса и далее выкладываться в LMS?

Такой вариант возможен, но не решает задачи модели «25%» : студенты должны учиться одновременно и вместе, с одинаковым качеством. В данном случае целесообразно использовать синхронные лекции: например, со студентами московского кампуса - в аудитории, и студентами филиалов - в Zoom.

Обязательно ли в рамках модели «25%» записывать МООК?

Запись МООК - возможный способ перейти на 25% дистанционного обучения, но не единственный. При этом нужно помнить, что запись МООК – важный имиджевый процесс для НИУ ВШЭ. Также, запись МООК упрощает задачу перехода к 25% и даёт определённые «бонусы» для преподавателя по оплате и снижению нагрузки.

В ближайшие годы наиболее применяемой технологией для таких открытых курсов будут не МООК, а синхронные лекции и семинары вживую + фиксация процесса в LMS, или заранее записанные «по одной» лекции и организация асинхронного и синхронного процесса + LMS. Экзамены в прокторингом по таким дисциплинам станут нормой.

Будет ли какая-то оплата за запись курсов и в каких случаях?

Текущие нормативные документы предусматривают оплату за запись полноценного онлайн курса в студии. Вопросы мотивации преподавателей для сопровождения конференционного формата рассматриваются, собираются предложения. Самый вероятный сценарий – иные нормативы учета в нагрузке. Решение будет принято ректором.

Можно ли для записи курсов в рамках модели «25%» получить доступ к студиям Вышки и в каком режиме?

Студиями Вышки воспользоваться можно в двух форматах:

  • когда курс готовится для глобальных платформ (англоязычная Coursera или русскоязычная Открытое образование), заявка на курс рассматривается советом по онлайн-проектам, возглавляемым ректором, и если принято решение инвестировать в создание этого курса - с автором начинает работать команда из менеджера, продюсера, оператора и т.п. Как подать заявку и другие детали описаны тут: https://elearning.hse.ru/online. В этом режиме университет оплачивает работы автора в рамках ГПХ, размещает курсы на внешних платформах, и, в случае получения прибыли, выплачивает автору роялти;
  • когда курс или часть курса записывается для использования в преподавании, в основном, внутри Вышки, можно воспользоваться студией OneButton. Детали тут:  https://elearning.hse.ru/onebutton.

Однако можно записывать лекции и материалы к семинарам и «домашним» способом. Рекомендации и примеры «мастеров» будут в доступе у преподавателей.

Какая поддержка оказываются преподавателям, записывающимся в студии OneButton?

Преподавателям предлагается для начала записаться на ознакомительную экскурсию-консультацию, во время которой методист-продюсер рассказывает об этапах создания курса, демонстрирует основные форматы учебного видео, которое можно создать в студии, показывает функционал и основные приемы работы в студии. В дальнейшем такой сотрудник Дирекции по онлайн-обучению курирует тех, кто работает со студией.

Может ли преподаватель записать лекции своими силами?

Да, лекции можно записывать своими силами.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.