• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценочные средства и контрольно-измерительные материалы (КИМы)

Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение.

Задачи КИМ

  • Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
  • Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки. 
  • «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

Основные требования к КИМ

  • Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать   результат, соответствующий поставленной цели.
  • Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
  • Системность  - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
  • Значимость  -  в оценочные материалы  должны включаться наиболее значимые элементы содержания,  отражающие запланированные результаты.
  • Объективность –  качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении;   обеспечивается максимальной стандартизацией   проведения таких процедур. 

Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств

Методические указания по разработке и предоставлению оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации

Гайд по составлению раздела «Оценочные средства» в программах учебных дисциплин

Методика создания тестов и тестовых заданий по учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла высшего профессионального образования

Полезные ссылки для разработчиков КИМ

К образовательным стандартам НИУ ВШЭ разрабатываются КИМ 2-х видов

  • тесты для проверки знаний, умений и навыков (остаточных знаний) и уровня сформированности компетенций по основным дисциплинам «ядра» направления подготовки бакалавров и магистров;
  • компетентностно-ориентированные тестовые задания (КОТЗ) – экспериментальные КИМ нового типа, направленные на оценку сформированности собственно компетенций и их составляющих.
КОТЗ выявляют связь между компетенциями, заявленными в образовательном стандарте, той их частью, которая формируется и оценивается в рамках конкретной дисциплины, и уровнем сформированности ( см. форма КОТЗ).

Как формирование, так и оценка конкретной компетенции или ее составляющих в рамках дисциплины  могут осуществляться на каждом из заявленных уровней:

  • уровень ресурсной базы (знания, учебные умения и навыки),
  • уровень способов деятельности (конкретные освоенные способы и инструменты, методы деятельности),
  • ценностно-мотивационный уровень.

Предполагается  несколько уровней оценки  компетенции:

 «низкая степень сформированности»,
 «базовая степень сформированности» (это пороговое значение),

 «высокая степень сформированности» (продвинутый и лидерский (у магистров) уровни).

Необходимые формы для создания КИМ

Форма компетентностно-ориентированного задания (КОТЗ)
форма спецификации теста
шаблон для оформления теста

Немного статистики

В проекте 2011-2013 гг. по созданию КИМ нового поколения приняли участие:

  • 159 преподавателей НИУ ВШЭ ( в т.ч. из Санкт-Петербургского и Нижегородского филиалов ВШЭ);
  • 39 экспертов (в т.ч. из Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, НИУ «МЭИ», ФГБОУ ВПО «ГУУ», НИТУ «МИСиС», МГПУ им. И.Федорова). Список экспертов

По итогам 2013 года количество разработанных КИМ к ОС НИУ ВШЭ - 98 вариантов тестов, всего за 2011-2013 гг. по проекту КИМ разработано 256 вариантов тестов.

Количество сертифицированных КИМ - 63 варианта тестов. Общее количество научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, повысивших квалификацию по проекту "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартом НИУ ВШЭ" - 221 человек (из них в 2013 году - 81 чел.).

Сертифицированные варианты тестов по дисциплинам «ядра» направлений подготовки доступны в ЛМС (могут использоваться для тренировочных процедур оценки и самопроверки).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.