• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценочные средства и контрольно-измерительные материалы (КИМы)

Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение.

Задачи КИМ

  • Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
  • Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки. 
  • «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

Основные требования к КИМ

  • Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать   результат, соответствующий поставленной цели.
  • Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
  • Системность  - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
  • Значимость  -  в оценочные материалы  должны включаться наиболее значимые элементы содержания,  отражающие запланированные результаты.
  • Объективность –  качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении;   обеспечивается максимальной стандартизацией   проведения таких процедур. 

Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств

Методические указания по разработке и предоставлению оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации

Методика создания тестов и тестовых заданий по учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла высшего профессионального образования

Полезные ссылки для разработчиков КИМ

К образовательным стандартам НИУ ВШЭ разрабатываются КИМ 2-х видов

  • тесты для проверки знаний, умений и навыков (остаточных знаний) и уровня сформированности компетенций по основным дисциплинам «ядра» направления подготовки бакалавров и магистров;
  • компетентностно-ориентированные тестовые задания (КОТЗ) – экспериментальные КИМ нового типа, направленные на оценку сформированности собственно компетенций и их составляющих.
КОТЗ выявляют связь между компетенциями, заявленными в образовательном стандарте, той их частью, которая формируется и оценивается в рамках конкретной дисциплины, и уровнем сформированности ( см. форма КОТЗ).

Как формирование, так и оценка конкретной компетенции или ее составляющих в рамках дисциплины  могут осуществляться на каждом из заявленных уровней:

  • уровень ресурсной базы (знания, учебные умения и навыки),
  • уровень способов деятельности (конкретные освоенные способы и инструменты, методы деятельности),
  • ценностно-мотивационный уровень.

Предполагается  несколько уровней оценки  компетенции:

 «низкая степень сформированности»,
 «базовая степень сформированности» (это пороговое значение),

 «высокая степень сформированности» (продвинутый и лидерский (у магистров) уровни).

Необходимые формы для создания КИМ

Форма компетентностно-ориентированного задания (КОТЗ)
форма спецификации теста
шаблон для оформления теста

Немного статистики

В проектах по созданию КИМ нового поколения приняли участие:

  • 159 преподавателей НИУ ВШЭ ( в т.ч. из Санкт-Петербургского и Нижегородского филиалов ВШЭ);
  • 39 экспертов (в т.ч. из Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, НИУ «МЭИ», ФГБОУ ВПО «ГУУ», НИТУ «МИСиС», МГПУ им. И.Федорова). Список экспертов

По итогам 2013 года было разработано 98 вариантов тестов, всего за 2011-2013 гг. по проекту КИМ разработано 256 вариантов тестов.

Количество сертифицированных КИМ - 63 варианта тестов. Общее количество научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, повысивших квалификацию по проекту "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартом НИУ ВШЭ" - 221 человек (из них в 2013 году - 81 чел.).

Сертифицированные варианты тестов по дисциплинам «ядра» направлений подготовки доступны в ЛМС (могут использоваться для тренировочных процедур оценки и самопроверки).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.