• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Обучение на программе НИУ ВШЭ «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» (УИРиИК) для Алины Акиншиной стало четвертым высшим образованием. Сейчас она является генеральным директором компании по защите интеллектуальной собственности «Онлайн Патент» и параллельно преподает на кафедре менеджмента инноваций в Вышке. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, как стать студенткой новой программы, что такое интеллектуальные права и почему инновации — не всегда про технологии.

Какова ваша первая вузовская специализация?

Я училась в Ставропольском государственном университете и окончила бакалавриат по направлению «Химия». После школы химия казалась очень интересным направлением профессионального развития. Всего у меня четыре образования, полученных в разных вузах: после СГУ я обучалась на магистерских программах, связанных с IT, строительством и менеджментом инноваций.

Как вы узнали о Вышке?

С темой инноваций я впервые столкнулась в рамках студенческого инновационного проекта, посвященного разработке технологии бестраншейного восстановления трубопроводов. Проект был очень техническим и, как часто случается, с достаточно сложной перспективой коммерциализации. Тогда я поняла: да, классно уметь что-то изобретать, но при этом масса изобретений и вообще новейших технологий не находит применения на реальном рынке, так и не выходя за рамки лабораторных исследований. Между исследованиями и бизнесом существует некая пропасть.

Преодоление пропасти между лабораториями и бизнесом стало той увлекательной темой, которая захватила меня своей сложностью

Это было гораздо интереснее, чем создание новой технологии как таковой. Мне захотелось разобраться в проблеме и понять, как добиться того, чтобы инновации находили быстрый путь к потребителям, к реальному рынку.

Я стала искать программы, где могла бы получить необходимые для решения этих задач компетенции. Поиск был не из легких, поскольку программ по инновациям было крайне мало. Но мне повезло: в Вышке как раз открывался первый набор на магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Программа максимально точно отвечала на мой запрос: как обеспечить дальнейшее внедрение технических инноваций, разрабатываемых внутри компании или отдельных команд.

Правда, существовала проблема: программа была достаточно дорогой. Единственной реальной возможностью поступить стал конкурс Future Innovation Director, организованный в тот момент совместно НИУ ВШЭ и Российской венчурной компанией. Я целенаправленно к нему готовилась и в итоге стала победителем, получив грант на обучение. Круто, что команда Кафедры менеджмента инноваций тогда в меня поверила как в студента, поскольку я бы просто не нашла альтернатив такой увлекательной и насыщенной образовательной программе. Так моя личная история совпала с первой в истории Вышки программой по инновациям.

Автор: Михаил Дмитриев / ВШЭ

Мне очень нравился прикладной фокус этой программы. Реализация инновационных проектов — деятельность, которая направлена на достижение осязаемых результатов. И уже во время обучения ты точно знаешь, на что направлены твои усилия и что твоя работа в будущем принесет пользу и окажется востребована обществом. Я высоко оценила тот факт, что практически каждое занятие программы так или иначе отвечало на вопрос «Как действовать, чтобы проекты развивались и становились успешными?».

Как вы стали частью команды проекта «Онлайн Патент»?

На программе в Вышке мы учились вместе с Александром Атамановым, он в 2013 году запустил «Онлайн Патент». Я присоединилась к команде во второй половине 2013 года, а в 2014-м компания стала резидентом «Сколково». С тех пор вот уже девять лет «Онлайн Патент» продолжает свое развитие как технологическая платформа по управлению интеллектуальной собственностью.

Сегодня «Онлайн Патент» обеспечивает решение широкого спектра задач по защите и управлению интеллектуальной собственностью. С нашей помощью отечественные и иностранные компании защищают свои передовые разработки в самых различных технологических областях .

Что вообще такое интеллектуальные права?

Любая компания, которая выводит на рынок инновационные продукты и технологии, нуждается в том, чтобы сохранить свое преимущество первого игрока, поскольку понесла существенные затраты на проведение исследований, на формирование продуктового предложения и т.д. Эти инвестиции должны быть защищены на определенный период.

Институт защиты интеллектуальной собственности предоставляет для этого инструменты, позволяет инновационной компании легально закрепить монополию на производимые продукты. Что касается индивидуальных изобретателей, то институт патентования обеспечивает получение ими справедливого вознаграждения за созданные технические решения и разработки.

В чем уникальность компании «Онлайн Патент» для российского рынка?

Специфика нашего подхода заключается в разработке цифровых решений для офлайновой сферы управления интеллектуальными правами. Мы изначально формировали свои продукты как IT-компания, обеспечивающая комплексную цифровизацию процессов управления интеллектуальной собственностью. Простая аналогия — онлайн-банк и обычное банковское отделение. Понятно, что онлайн-банки намного удобнее, но они появились далеко не сразу. Точно так же и на рынке защиты интеллектуальной собственности — «Онлайн Патент» предлагает цифровые решения, направленные на то, чтобы процессы были автоматизированы, приносили большую эффективность и экономили время.

Автор: Михаил Дмитриев / ВШЭ

Для небольших компаний-клиентов мы предоставляем простые сервисы, направленные на решение, как правило, одной задачи. Например, нужно защитить домен для интернет-магазина. Пользователь заходит на наш сайт, заполняет простую форму, нажимает пару кнопок и запускает процедуру регистрации товарного знака для своего доменного имени.

Для более крупных игроков платформа предлагает комплекс IT-инструментов, которые позволяют хранить информацию о различных объектах интеллектуальной собственности, систематизировать данные о принятых решениях, о выбранных способах правовой охраны. Это жизненно необходимо для больших компаний, поскольку ценные разработки создаются практически в каждом подразделении, а штат специалистов, занятых управлением интеллектуальной собственностью, редко превышает несколько человек. Представьте себе, какой массив задач ложится на плечи такой маленькой команды на предприятии со штатом в тысячи, десятки тысяч человек. Без разнообразных инструментов технологизации процессов их практически невозможно эффективно решать.

Вы работаете только с инновациями?

Обычно, когда употребляют слово «инновационный», говорят исключительно о новых технических решениях. Хотя это, безусловно, формально, и инновации могут быть как техническими, так и организационными и маркетинговыми. Поэтому скорее будет правильно сказать, что нашими пользователями и клиентами становятся те компании, которые осуществляют запуск новых продуктов (или бизнеса как такового).При этом, мы говорим не только о защите новых технических решений, но и о защите айдентики новых продуктов, которые выводятся на рынок. Например, речь может идти о колбасе с использованием оригинальной упаковки, которая делает ее более привлекательной для широкого круга лиц. Такая упаковка может охраняться с использованием патента на промышленный образец. При этом колбаса как-то брендирована. Бренд также является объектом интеллектуальной собственности, потенциально охраноспособным в форме товарного знака.

Автор: Михаил Дмитриев / ВШЭ

Таким образом, сервисы «Онлайн Патента» востребованы практически в любом бизнесе, который осуществляет запуск новых продуктов или проектов либо намерен оптимизировать существующие процессы. Охраняемыми объектами интеллектуальных прав могут быть бренды, дизайн-решения, компоненты новых продуктов, технологии их производства. Важно отметить, что компания-пользователь может быть заинтересована в их правовой охране на территории разных стран. Недостаточно получить патент только в России, ведь патенты имеют территориальный принцип действия. Если вы хотите продавать свой продукт за рубежом, то нужно закреплять свои интеллектуальные права во всех странах производства и сбыта продукции.

Например, «Яндекс.Такси» владеет целым рядом собственных патентов в сфере беспилотного транспорта. Однако осенью 2021 года разгорелся спор, связанный с претензиями к «Яндекс.Такси» в Казахстане. В итоге по решению суда в связи с нарушением патентных прав одной казахстанской фирмы деятельность «Яндекс.Такси» на территории Казахстана должна была быть приостановлена. Затем решение, конечно же, обжаловали, но сам факт весьма значителен.

Чем особенно было интересно сообщество преподавателей и студентов программы в Вышке?

Практикоориентированность программы во многом обеспечивалась благодаря специалистам из индустрии инноваций, которые приглашались на воркшопы, и их было немало. Это стало крайне важным дополнением к теоретической части: на мастер-классах мы могли переосмыслить новые знания и обсудить конкретные рабочие кейсы. Также огромное значение для программы, как мне кажется, имел сам состав студенческой группы, где учились уже состоявшиеся специалисты с интересным профессиональным опытом. Шел непрерывный обмен знаниями и мнениями, мы постоянно находились в крайне интересной профессиональной среде. На мой взгляд, во многом именно люди и уникальная атмосфера в Вышке делают обучение столь эффективным.

Кафедра менеджмента инноваций участвует в каких-либо коллаборациях с индустрией?

В свое время Клуб директоров по науке и инновациям, одно из первых профессиональных сообществ лидеров инновационного развития в стране, был создан и развивался непосредственно при участии коллектива кафедры, а Вышка стала одним из официальных учредителей клуба. Для студентов магистратуры по инноватике и слушателей программ ДПО кафедры это была особая возможность прямого получения знаний, компетенций, опыта, нетворкинга в рамках мероприятий, проводимых представителями профессионального бизнес-сообщества. В клубе широко представлены ведущие российские компании, такие как «Газпром», «Ростелеком», «Аэрофлот», «Ростех» и т. д. — уникальный состав участников, находящихся в активной фазе реализации программ инновационного развития. Кафедра продолжает сотрудничество с клубом и сейчас, а также выстраивает прямые отношения с участниками рынка и институтами развития, включая совместные программы со Сколково. 

Вы также занимались исследованиями на тему взаимодействия вузов и индустрии. К каким выводам удалось прийти?

Да, действительно, в составе команды Клуба директоров по науке и инновациям мы реализовали несколько исследовательских проектов, в том числе в интересах Российской венчурной компании и Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Работы были направлены на расширение имевшегося на тот момент в русскоязычном пространстве массива знаний о коллаборации университетов и индустрии, выработку новых подходов к структурированию такой работы с учетом специфики российского рынка.

Автор: Михаил Дмитриев / ВШЭ

Это было очень интересно — как минимум удалось развеять некоторые устойчивые и довольно вредные мифы. Например, существовало мнение, что российские университеты должны много зарабатывать на прямой коммерциализации объектов интеллектуальных прав формата «запатентовали и продали» (заключили договор отчуждения) или «запатентовали и предоставили для использования по лицензии».

Российские университеты почему-то на такой модели коммерциализации зарабатывали не так много. Однако оказалось, что и за рубежом университеты через прямую коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности получают лишь малую долю своих доходов. Чаще наоборот: все права на разработки (и будущие патенты) принадлежат компании — заказчику исследований, а самую большую часть доходов от коллаборации университетов с индустрией составляет проведение конкретных исследовательских работ. Или, как говорят в России, традиционные хоздоговорные НИОКР. Работа стала небольшим переворотом во взглядах на форматы взаимодействия университетов и бизнеса.

Сейчас вы вернулись в Вышку в качестве преподавателя. Чему посвящены курсы и лекции, которые вы читаете?

9 апреля стартует наша новая программа повышения квалификации “Прикладные вопросы управления интеллектуальными правами в инновационных проектах”, которую коллектив «Онлайн Патента» разработал совместно с Кафедрой менеджмента инноваций Вышки, как раз сейчас идет набор слушателей. Программа посвящена практическим вопросам управления правами на интеллектуальную собственность. Мы ставим задачу научить собственников и управляющих бизнесом, руководителей направлений и проектов принимать управленческие решения в ситуациях, связанных с созданием, использованием и распоряжением правами на объекты интеллектуальной собственности, использовать весь арсенал инструментов в этой области максимально эффективно, повышая конкурентоспособность своей продукции и выводя бизнес на новый уровень.

Подводя итог: насколько знания, полученные на программе в Вышке, оказались применимы к вашим реальным бизнес-задачам?

Действительно, так получилось, что обучение в магистратуре проходило в какой-то мере синхронно с развитием «Онлайн Патента». Мне хотелось бы отдельно подчеркнуть тот факт, что содержание программы почти сразу же переходило в новое, прикладное качество.

Можно было брать информацию, полученную на лекционных и семинарских занятиях, и буквально сразу применять в «бою» на реальном инновационном проекте

С моей точки зрения, это особое преимущество программы, потому что сейчас рынок требует большого количества специалистов, готовых руководить инновационными проектами. По сути, все конкурентоспособные компании на рынке в том или ином ключе являются инновационными. Даже если они не имплементируют новые технологии, то организационные или маркетинговые инновации однозначно имеют место в любой успешной компании. А это означает большой запрос на менеджеров, готовых работать в сложных условиях внедрения инноваций.