• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

 

Ilya Azar

He graduated from the Faculty of Political Science at the Higher School of Economics in 2006.

He has worked at Gazeta.ru, Lenta.ru, and Echo of Moscow. He has reported on armed conflicts in South Ossetia, Maidan, the Crimea, and Slavyansk and has covered the big political trends.

He left Lenta.ru following a change in the site’s chief editor. He is currently a special correspondent for Meduza.io, a project led by Galina Timchenko.

Ilya’s Twitter feed is one of the most frequently read among Russian journalists and serves as a source of first-hand news.

In 2014, Ilya was awarded by the HSE Alumni Awards ‘for vivid reporting on controversial topics’ and was honoured as the journalist of the year by GQ. He also received the Internet Media Awards prize in the category of ‘News Publication Journalist’.

«Journalism is a very simple profession»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

In November, Ilya Azar, a journalist and graduate of the Higher School of Economics, won the HSE Alumni Awards in the category ‘Fourth Estate’. In this edition of Success Builder, Ilya speaks about how to get a job in the media, what journalistic ethics are, and how to survive in the hot spots without body armour.

You studied in the Faculty of Political Science. Why did you pursue journalism?

I have loved writing since childhood. In high school, my friends and I would flip through Kommersant-Vlast under our desks instead of listening to the teacher. When I started at the university, I confused political journalism and political science, and already in the first year, it was clear that political science wasn’t for me. I didn’t really like to study, but because political science was a rather liberal faculty in how it related to students, I was able to finish my studies, although it wasn’t easy.

Another factor for my popularity is social media. Thanks to it, people occasionally learn about me in unexpected places, and I'm waiting for them to throw a punch. There are many such threats out there.

Along with that, I began writing. I then realized that I had become a journalist. When I was in my third year, Beslan happened. After this, gubernatorial elections were abolished and the screws generally began to be tightened. It became clear that opportunities to work as a political scientist were disappearing before our eyes.

Of the people I studied with, it seems that no one became a political scientist. I went into journalism because journalism is a very simple profession. You do not need to know anything special – you only need to be a reasonable person who can understand everything on a surface level. In essence, the work is to ask questions and write down the answers.

Do you believe that journalists don’t need any particular kind of education?

Excessive education only serves as a hindrance for many journalists. I cannot stand interviews where the question is longer than the answer. An education in economics is obviously necessary for journalists who cover economics. A journalism faculty is needed in order to make it easier to find a job. Especially in Russia, because every day here there are fewer and fewer news media. A faculty of journalism, in theory, should provide students with useful connections while they are still studying. Although I studied political science, I met with community activists and journalists, so it was easy to bring me on board at Gazeta.ru.

Unlike most other professions, a resume does not work in journalism. None of the editors I know ever post job openings online; rather, they go to their employees asking, ‘Hey, do you know anyone good?’ In the office, you can partially forget what you learned in the journalism faculty, because each media outlet has its own format and editor, and after a month or two of real work, you'll get a concrete idea about journalism as a profession.

Photo by Mikhail Dmitriev

At what point did you realize that you were a popular journalist? When did you begin to receive awards?

It was only this year that I started receiving awards. This is a very momentary thing. This year, I did pretty much everything as I had in the past. It's just that this year everything coincided with Ukraine and the firing of Timchenko and me from Lenta.ru (Galina Timchenko was the chief editor of Lenta.ru from 2004-2014, and since 2014 has been the editor in chief of the Meduza news project. - Ed.). Another factor for my popularity is social media. Thanks to it, people occasionally learn about me in unexpected places, and I'm waiting for them to throw a punch. There are many such threats out there. But now, for some reason, people are only shaking hands. The first time I was asked for an autograph, I refused, but my mother said I shouldn’t do that since I might upset a person. Autographs are no longer in style, though; everyone takes selfies.

What does a person need to do to 'take off' in journalism? Keep in line with the trends? Always be at the centre of conflict?

I don’t think one really needs to do that. I didn’t travel to Ukraine to become famous. It just quickly became clear that this was a very important and interesting topic. You need to do a good job, and sooner or later, it will work. On the other hand, becoming famous as a journalist covering academic topics is harder, so if the goal is to become famous, it is best to write on the most popular topics. I still consider personal interest to be the main motivator; you won’t write a good text if you don’t feel the desire to immerse yourself in the subject. If a person is not interested in the topic, don’t force it – nothing good will come of it. Unfortunately, not all editors hold this view.

My sources in Kazakhstan faced questions. People in these situations can be imprisoned. A big question is whether or not the journalist has a moral responsibility for this.

Salary and popularity in journalism – are these things related?

Journalism generally isn’t something you can get rich on. There is money for beer, of course, but as for buying an apartment or a car, or starting a family, it's not the best choice. Journalism is not the most profitable business, although people have a different opinion, which is the stereotype that journalists are people who are for sale, which means they are rich. Journalism is not about the money, though, because it has a very low ‘ceiling.’ In terms of a career, it’s a horizontal profession: newsman - reporter - correspondent. You can rise up to become an editor. Personally, though, I like to write. As for reading, I’d rather have a book than someone else's notes.

Your signature genre is the interview. Has there been at least one good person among the people you've spoken to?

I don't like it when people say that interviews are what I do best. Much more important to me are my texts. Interviews are easy enough, especially when it comes to producing them.

Whereas an ordinary text might take a week to put together – traveling somewhere, talking with people, digging for information, and then writing – an interview can be ready in only a few hours. That’s why I consider it a lowly genre. But a popular one at that. An interview can show a person to a reader. Of course, nobody will stop you from lying in an interview, but it’s still a portrait.

At one time, I would often take interviews that we would jokingly call ‘interviews with a***oles’, and I was frequently asked why I chose these types of people. Conversation with complex people is definitely more interesting; the material is never without conflict. Just imagine an interview with Sakharov. I would begin, nicely, by pressing him about the hydrogen bomb. A universally recognized human rights activist and dissident, he invented a tool for evil. But that would somehow be inappropriate. I don’t find intimate conversation about enduring things interesting as a genre, so a discussion with uncomfortable questions posed to unpleasant people is a lot more relevant to me. But defending and proving one’s point during an interview is not right.

Photo by Mikhail Dmitriev

Should journalists behave diplomatically, or is necessary for them to provoke the people they are interviewing, to ‘eat’ their negative emotions?

Of course, they should provoke. Why have the interview otherwise? Especially in news reporting.

In this case, are there journalistic ethics that you practice?

There can be very difficult situations. Recently, we published a story on Oskemen in Kazakhstan, on the possibility of events taking place there similar to what was taking place in Donetsk. This central Asian nation is even more authoritarian than Russia. You can leave the country, write a story about the people, report their observations and quotes, and then, it’s unclear what will happen to your sources. One person asked that he be concealed as the source, but the rest did not ask. Nothing serious happened, thank God, but my sources in Kazakhstan faced questions. People in these situations can be imprisoned. A big question is whether or not the journalist has a moral responsibility for this.

A colleague recently told me that because of her reporting a woman who had been the main breadwinner in a family had been fired and that her husband had late-stage cancer. Or the journalist who covers films writing that a movie is shit, with the director going and hanging himself. Does this have anything to do with journalistic ethics? Who the hell knows.

The other day I had trouble sleeping. I turned on a video interview that Gazeta.ru had taken with Igor Strelkov and fell asleep right away.

What is your opinion on experimenting with different formats – multimedia projects, infographics, more emphasis on the visual side of the material at the expense of text?

Text will never be replaced; there’s not a single publication that doesn’t use text as its primary content. Take VICE News, for example, which many people cite as an example of a new model for online media that emphasizes video from conflict zones. This is great, but there’s still text.

The other day I had trouble sleeping. I turned on a video interview that Gazeta.ru had taken with Igor Strelkov and fell asleep right away. TV interviews are a completely different genre. There journalists have to constantly interrupt the people they’re interviewing to keep everything on time. But those who write, on the other hand, listen at least three hours and then cut out what is unnecessary to keep the reader from getting bored.

You have found yourself reporting from places where there are conflicts and where people are killed. How scary is it?

There are war correspondents – that is a separate profession that I’m not a part of. I am interested in communicating with people and in stories, not just massacres. Maidan is a frontier story, so it was interesting to me. When I was young, I travelled to the war in Ossetia, but if two armies are at war – trenches, planes, shooting – then what exactly is there to do? A pop there, an airplane flying – so what? It is most interesting to work right before a war and immediately after it.

Hot spots are generally terrible places for photo- and TV journalists. For example, take Maidan and Grushevsky Street that had protesters on one side and Berkut on the other. I could tell from far away what was going on, but it was easier to talk to people at a safe distance. In the centre of fighting people say little except ‘Die, bitch!’

I have never used body armour. I have colleagues from the international media whose contracts require them to wear body armour, but we have always gotten by.

Do you work out of two homes with Meduza?

No, unlike my colleagues, I’m not in Riga, but here in Moscow. I don’t see the point of traveling from Riga to Kazakhstan via Moscow, which itself is an ideal hub for reporting on the CIS. Plus, my parents and friends are here. So I’m happy that I have the opportunity to stay. My colleagues are gradually turning into Europeans. I travelled there and saw people I hadn’t seen in three months. We went to a bar to have a beer, and around 11.00pm everything closed down and people went home to sleep. In Moscow at that hour, the party’s just getting started.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Илья Азар

Окончил факультет политологии Высшей школы экономики в 2006 году.

Работал в «Газете.ру», «Ленте.ру», на «Эхе Москвы». Писал репортажи о вооруженном конфликте в Южной Осетии, с Майдана, из Крыма, Славянска, освещал главные политические тренды.

Ушел из «Ленты.ру» в связи со сменой главного редактора. Сейчас — спецкор проекта Галины Тимченко Meduza.io.

Твиттер Ильи является одним из самых читаемых блогов российских журналистов, а также служит источником новостей из первых рук.

В 2014 году Илья получил премию HSE Alumni Awards «за яркие репортажи на острые темы», был признан журналистом года по версии журнала GQ и стал обладателем премии Internet Media Awards в номинации «Журналист новостных изданий».

«Журналистика — очень простая профессия»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

В ноябре выпускник Высшей школы экономики журналист Илья Азар был отмечен наградой HSE Alumni Awards в номинации «Четвертая власть». В рубрике «Конструктор успеха» Илья рассказывает о том, как найти работу в СМИ, что такое журналистская этика и как выжить в горячих точках без бронежилета.

Вы учились на факультете политологии, почему стали заниматься журналистикой?

Писать мне нравилось с детства, а в старших классах под партой с друзьями листали «Коммерсант-Власть», вместо того чтобы слушать учителя. Видимо, перепутал при поступлении политическую журналистику с политологией, и уже на 1-м курсе понял, что это не мое. Вышка давала массу дополнительных предметов, которые могут в профессии не понадобиться. Например, разные виды математики. Меня как гуманитария, или, иначе говоря, тупицу, это сильно раздражало. Учиться мне не очень нравилось, но благодаря тому, что политология в смысле отношения к студентам была довольно либеральным факультетом, мне удалось доучиться, хотя это было и непросто.

Еще один фактор популярности — соцсети. Благодаря им меня периодически узнают в неожиданных местах, и я все жду, что побьют: угроз такого плана немало.

Параллельно я работал и что-то куда-то писал. Тогда и понял, что надо было становиться журналистом. Ну а когда я был на 3-м курсе, случился Беслан, после которого отменили губернаторские выборы и вообще начали закручивать гайки. Становилось ясно, что поле для работы политологом на глазах исчезает.

Из тех, с кем я учился, политологом вроде бы никто не стал. А я занялся журналистикой, потому что журналистика — очень простая профессия. Не нужно ничего особого знать — надо просто быть адекватным человеком, разбираться во всем поверхностно, а по сути работа состоит в том, чтобы задавать вопросы и записывать то, что на них отвечают.

Считаете, что для журналиста специальное образование неважно?

Многим журналистам излишнее образование только мешает. Я не выношу интервью, в которых вопросы длиннее ответов. Экономическое образование для экономического журналиста, очевидно, нужно, а журналистское — разве что не будет лишним. Журфак нужен для того, чтобы легче было найти работу, ведь это едва ли не самое сложное в журналистике. Особенно в России, потому что тут с каждым днем становится все меньше СМИ, и журфак, по идее, должен обеспечивать студентов полезными связями еще в процессе практики. Я же хоть и учился на политологии, познакомился с тусовкой общественных активистов и журналистов, поэтому меня как-то легко взяли в «Газету.ру», а дальше пошло-поехало.

В отличие от большинства других профессий, резюме в журналистике не работает. Все знакомые мне редакторы никогда не вывешивали вакансии на сайт, а говорили сотрудникам: «Слышь, знаешь кого-нибудь хорошего?» В издании можно отчасти забыть то, что говорили на журфаке, потому что у каждого СМИ свой формат и редактор, и за месяц-два реальной работы ты получишь конкретное представление о профессии журналиста.

Фото: Михаил Дмитриев

В какой момент вы поняли, что вы популярный журналист? Когда начали награды получать?

Награды я начал получать только в этом году. Это очень конъюнктурная вещь. В этом году я делал примерно то же, что и в прошлом, просто одновременно совпали Украина и увольнение из «Ленты» меня и Тимченко (Галина Тимченко — в 2004-2014 годах главный редактор интернет-издания «Лента.ру», с 2014 года — главный редактор новостного проекта Meduza. — Ред.), поэтому среди всей этой катавасии сам бог велел дать мне премию. Еще один фактор популярности — соцсети. Благодаря им меня периодически узнают в неожиданных местах, и я все жду, что побьют: угроз такого плана немало. Но пока почему-то только жмут руку. Когда первый раз у меня попросили автограф, я отказал, а мама сказала: так нельзя, ты обидел человека. Хотя автографы больше не в моде — все делают селфи.

Что нужно делать для того, чтобы «выстрелить» в журналистике? Попадать в тренды? Быть всегда в центре конфликта?

Мне кажется, что такую задачу не надо ставить. Я на Украину ездил не для того, чтобы прославиться. Просто быстро стало понятно, что это очень важная и очень интересная тема. Надо делать свою работу хорошо, и рано или поздно это сработает. С другой стороны, научному журналисту прославиться труднее, так что если цель стоит прославиться, то лучше писать на самые популярные темы. Я все-таки основным мотивом считаю личный интерес: хороший текст не напишешь, если не чувствуешь желания погрузиться в тему. Если человеку неинтересна тема, не надо его заставлять, ничего хорошего из этого не выйдет. К сожалению, такого мнения придерживаются не все редакторы.

К героям моего материала в Казахстане появились вопросы. Кого-то в такой ситуации могут и посадить — и большой вопрос, несет журналист за это моральную ответственность или нет.

Заработок и популярность в журналистике — вещи взаимосвязанные?

Мне кажется, журналистикой нельзя заработать в принципе: на пиво деньги, конечно, есть, но если речь идет о том, чтобы купить квартиру, машину, завести семью — это не лучший выбор. Журналистика не самое прибыльное дело, хотя в народе бытует обратное мнение, которое идет от стереотипа, что журналисты — люди продажные, а значит, богатые. Журналистика не про деньги, хотя бы потому, что здесь очень низкий «потолок». В смысле карьеры это горизонтальная профессия: новостник — корреспондент — спецкор. Можно еще расти вверх, в редакторы, но лично мне нравится писать, а читать я лучше буду книги, чем чужие заметки.

Ваш коронный жанр — это интервью. Был ли хоть один хороший человек среди тех, с кем вы поговорили?

Не люблю, когда говорят, что мне лучше всего удаются интервью. Мне самому намного важнее мои тексты. Интервью — достаточно легкий жанр, особенно в производстве.

Если обычный текст надо собирать неделю — куда-то ездить, разговаривать, копать инфу, потом писать, то интервью можно сделать за несколько часов, поэтому мне оно кажется низким жанром. Зато популярным. Ну и еще с помощью интервью можно показать читателю человека. Конечно, в интервью никто не мешает врать, но это все равно портрет.

Одно время я часто занимался жанром, который мы в шутку прозвали «интервью с му***ми», и меня часто спрашивали, почему я выбираю таких героев. Разговор с неоднозначными людьми определенно интереснее: материал никогда не остается без конфликта. Вот представьте интервью с академиком Сахаровым: по-хорошему я бы должен был начать его прессовать по поводу водородной бомбы — он, всеми признанный правозащитник, диссидент, изобрел орудие зла. Но это было бы как-то неуместно. Мне задушевная беседа о вечном неинтересна как жанр, поэтому дискуссия с неудобными вопросами неприятным людям для меня актуальнее. Я стараюсь говорить с Навальным как нашист, а с Володиным — как Навальный. А вот защищать и доказывать свою точку зрения во время интервью неправильно.

Фото: Михаил Дмитриев

Должен ли журналист вести себя дипломатично или обязан провоцировать собеседника, «есть» его негативные эмоции?

Конечно, должен провоцировать, в чем еще смысл интервью? Особенно в информационной журналистике, в интервью на злобу дня, а не для «Каравана историй».

Существует в этом случае какая-то журналистская этика, которой вы придерживаетесь?

Бывают очень непростые ситуации. Мы недавно опубликовали материал об Усть-Каменогорске в Казахстане, о возможности повторения там донецких событий. Это среднеазиатское государство еще более авторитарное, чем Россия. Ты оттуда уезжаешь, пишешь заметку о людях, приводишь их соображения, цитаты, и неясно, что потом будет с героями твоего материала. Один человек попросил «закрыть» его как источник, остальные не просили. Слава богу, пока ничего серьезного не случилось, но к героям моего материала в Казахстане появились вопросы. Кого-то в такой ситуации могут и посадить — и большой вопрос, несет журналист за это моральную ответственность или нет.

Мне недавно коллега рассказывала, что из-за ее репортажа уволили женщину, которая была кормилицей в семье, а у мужа был рак в последней стадии. Или, скажем, журналист, который освещает кино, написал, что фильм — говно, а режиссер пошел и повесился. Это имеет отношение к журналистской этике или нет? Черт его знает.

На днях у меня была бессонница, я включил видеоинтервью с Игорем Стрелковым с «Газеты.ру» — и заснул.

Как вы относитесь к экспериментам с различными журналистскими форматами — мультимедийным проектам, инфографике, большему акценту на визуальной стороне материала в ущерб тексту?

Текст никогда ничего не заменит, и нет издания, которое не использует текст в качестве основного контента. Вот VICE News, портал, который для многих является примером некоей новой модели интернет-издания, делает акцент на видео из точек конфликтов. Это круто, но текст все равно присутствует. Это все-таки просто фишечка. Попытки сделать фото-СМИ предпринимались, но пока есть разве что bigpicture.ru для просмотра котиков и красивых видов.

На днях у меня была бессонница, я включил видеоинтервью с Игорем Стрелковым с «Газеты.ру» — и заснул. Интервью в телеэфире — это совсем другой жанр. Там журналисту нужно постоянно прерывать собеседника, чтобы уложиться в хронометраж. А пишущие, наоборот, слушают хоть три часа, а потом ненужное вырезают, чтобы читателю было нескучно.

Вы оказываетесь в таких местах, где происходят конфликты и где убивают, делаете материалы оттуда. Насколько это страшно?

Есть военные журналисты — это отдельная профессия, и я этим не занимаюсь. Мне интереснее общение с людьми и истории, а не просто бойня. Майдан — это пограничная история, тем она мне и была интересна. Когда был молодой, ездил на войну в Осетию, но если две армии воюют — окопы, самолеты, обстрелы, то что, собственно, там делать? Вот, пальнуло, вот самолет пролетел — и что? Скорее интересно работать до войны и сразу после нее.

В горячих точках вообще страшнее фото- и тележурналистам. Если взять Майдан и улицу Грушевского, где с одной стороны были протестующие, с другой — «Беркут», то мне с дальней позиции было видно, что происходит, а поговорить с людьми удобнее, находясь на безопасном расстоянии. В центре драки люди мало что говорят, кроме «Cдохни, сука!», поэтому репортажная ценность из сердца конфликта небольшая, в отличие от фото или видео.

Я бронежилет никогда еще не использовал. У коллег из международных СМИ в контракте прописано, что они обязаны надевать бронежилеты, а мы как-то так все бегали.

Вы в «Медузе» на два дома работаете?

Нет, я, в отличие от коллег, сижу не в Риге, а здесь, в Москве. Чисто физически не вижу смысла ездить в тот же Казахстан из Риги с пересадкой в Москве, которая вообще идеальный хаб для освещения СНГ, и кроме того, здесь у меня родители, друзья. Поэтому я рад, что есть возможность не переезжать. А коллеги потихоньку превращаются в европейцев. Вот я приехал в Ригу, не виделись три месяца, пошли в бар, сидим, пьем пиво, и вдруг в 23:00 все подрываются и спешат домой — дескать, поздно уже, пора спать. В Москве в этот час тусовка только начинается.

Все материалы рубрики