• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

 

Elena Barysheva

A graduate of HSE Faculty of Political Science in 2011 (school of business and political journalism – currently the Faculty of Communications, Media and Design), Elena worked as the chief editor of the Moscow News website. After the publication’s closure, she conceived of the Recycle project together with Dmitry Levenets, founder of several websites devoted to utilities and urban infrastructure. Recycle is devoted to an environmentally friendly lifestyle in the city.

«We are not ecologists at all —
and that’s a huge plus»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

The Recycle project began as an online journal about living an environmentally friendly lifestyle in the city, but in less than a year it went offline into real life. Now its staff members organize recycling collection points, give lectures at large companies and battle the myth that sustainability always has a tinge of craziness. In this edition of ‘Success Builder’, Recycle cofounder Elena Barysheva tells about people’s willingness to change, Wi-Fi enabled recycling centres and inexpensive environmentally friendly products.

Recycle sounds more like civic activism. How did this become a business project?

The project was initially conceived as an attempt to create an interesting media platform about making our everyday life as environmentally friendly as possible – from separating our waste to using energy-efficient lightbulbs to portable fans. When we began creating our materials, it became clear that this was interesting to our audience, and that the area of domestic ecology is growing and that we had something to say. We are often called activists because as journalists we quickly became logistics specialists, lecturers, and promoters. Fortunately, the idea easily went offline into real life, and we began to initiate real change in the area of environmentally friendly urban living.

We started with educational lectures, and then we had the opportunity to take part in the big Moscow Spring festival. At first, this was more like promotion than business: we stood on the Crimean Embankment for a few days, talked about how to separate waste, and carried out several promotions. For example, in exchange for conventional plastic bags we gave out canvas bags. We also handed out pens made from Tetra Pak. It was amazing, because one doesn’t need to be an environmentalist to understand how cool things can be that are made from recycled materials. So we became something more than an online resource for ideas; we became people who are embarking on a new lifestyle and who educate people and tell them that this is possible.

How was it that you moved from ideas to action?

Over the course of one summer, we gathered a decent online audience – 60,000 readers per month. This is enough to go offline and get support. Recycle took park in the Afisha Picnic and was ready to hold a large waste collection effort by organizing mobile collection points. The Gruzovichkoff company joined as a partner completely free of charge. Demand for the collection was huge; I still have people calling me and asking when we will come collect their waste. People see me as not only a journalist, but rather as someone who is responsible for advising on which waste to collect and where to take it.

Very soon, we will be opening the first Recycle collection point at the Bauman Garden. We want to make a beautiful and modern collection point that looks like a small pavilion with coffee and Wi-Fi so that nobody is bothered by waste collection. By the way, the sorted recyclables do not smell, so you can come to a nice place, have a cup of coffee, maybe even get a gift and move on. Our dream is for the waste collection process to be modern. Lifestyle is important here.

We will also be collecting waste in schools. We think working with kids is great since they respond so quickly. It is wonderful to see kids grow up understanding the importance of being environmentally friendly.

 

>60 

million tonnes of solid waste are generated by households in Russia each year. This is about 400 kg of waste per person per year. Only about 7-8% of it is sent for process, the rest is buried.

(Source: Comprehensive Strategy for the Treatment of Municipal Solid Waste in the Russian Federation)

 

Where did you get the funds to hold the festival and to carry out your project in general?

The money comes from investors. In December 2013, we turned to four investors, telling them that no one has ever written about the environment like we want to. They all agreed to different conditions, and we chose the most suitable for us. This helped us pay to create the site, and the remaining funds were used to pay freelance writers, photographers, illustrators, and journalists, as well as for equipment for the beautiful mobile waste collection points.

Large companies hire us to give lectures on eco-friendly lifestyles. As a media outlet, we plan to earn on advertising through special projects. Most importantly, we are supported by the readers themselves. For example, we wanted to create a map on the site with collection points, and thanks to our subscribers, we collected enough in two days.

Along with your other responsibilities you also do social media marketing?

When we launched the Recycle group on various social media, I didn’t understand at first how we would attract our initial followers. I simply started sending out 20 messages a day along the lines of ‘Hi, I saw you in a group on healthy lifestyles and thought you might like our project…’ I wasn’t shy, because we had a really good site. I was surprised that we didn’t have that many rejections; about 80% of the people invited liked our page. More than half responded to me: ‘It’s great that you’re here.’ Environmental activism has a dangerous tinge of craziness – when your lifestyle is too natural, when you wash your hair with roots, when you wear hemp shirts and eat artichoke powder. But we don’t impose our way of life; our work is to educate, and many find this a pleasant surprise. As Dima (Dmitry Levenets - co-founder of the Recycle project – Ed.) and I are not ecologists, I believe that this is a huge plus. We can separate ourselves from a narrow story and unify it under a large number of people. But we know good ecologists who advise us and give interviews, so we don’t have to worry about the quality of our materials.

Judging by social media, it looks like your audience is primarily young people who are mindful of the latest trends.

Young is more about a state of mind. Our mobile collection point had an entire family arrive once. The daughter read about us on Village, the mother on Facebook, and the grandma in ‘My Region’. They all brought plastic bottles, cans, and batteries and when it came to their lifestyle and outlook on life, they were all equally modern and young. But the main audience is people who are around 25-35 years, because they already understand what this is for: I have children, I have spent time abroad, I want the same here. Additionally, our audience is rather well off financially.

Of course, separating out recyclables from waste is a trend on a certain level – we call it ‘the new black’ – and many young brands and companies are following along. The Monoroom store has containers to collect batteries, and the Garage centre has recycling bins. When it comes down to it, Afisha would not have invited us to the Picnic if being environmentally friendly wasn’t in style.


Photo: Mikhail Dmitriev

It’s easy to understand about the people who are well off – environmentally friendly products are not cheap, whether you’re talking about food or designer furniture made from recycled material.

There is a choice. For example, we recently wrote about very exclusive designer eco-furniture, but there are plenty of eco-friendly alternatives out there on the market that we talk about in our special ‘Tip of the Day’ category. People have written us that we recommend buying pasta in cardboard containers and that it’s expensive. I went to Auchan and easily found pasta in cardboard boxes for 50-60 roubles, and even pasta sold by weight. Another examples is cosmetics, which there’s no need to purchase from abroad. There are Russian eco-cosmetics with an average price tag of 100 roubles per item.

Is there some kind of identification mark for products that are environmentally friendly?

In Russia, there is still no such a universal sign. For some reason manufacturers do not emphasize this, although H&M hints slightly at its Conscious collection, 30% of which is made up of old things. You're unlikely to read, for example, that this paper bag is made of recycled materials. Manufacturers, especially Russian ones, think that people are not ready. We think that they are ready. We go to manufacturers and tell them that yes, people are ready and that they should tell them that they have this.

 

6 

trucks full of recyclables were collected over two months at Recycle’s mobile collection points (collection points only operated on weekends).

 

Are you helping corporations make an environmental coming-out?

We have a section called ‘Green Corporation’ where we share eco-friendly stories from well-known companies at home and abroad. For example, we told about how Apple pays to ship your broken gadgets to Belgium, because there is a factory there that recycles iPhones. We are interested in studying companies and in helping them get their stories out. I recently visited a Mars plant. They found a way to recycle even dirty napkins with the help of space technologies. Their office furniture is made of bottle caps. Media Markt has launched a campaign to collect batteries, and 50 stores in Russia have placed containers to collect batteries for recycling. MTS now has a similar story. This is not just about large corporations. Recently, the ‘Black Coffee Cooperative’ wrote a whole study on glass packaging. They gathered beer bottles on the street, sent them in to be disinfected and then poured their cold coffee in them. After sending them in for inspection, no sanitary violations were found. People are interested in hearing these kinds of stories.

Do Russian factories truly recycle waste rather than throw it somewhere in the forest?

There is a myth that there’s nowhere to recycle waste. This isn’t true. There are companies that have been certified to accept, sort, compress and send bricks of material to recycling plants. For example, your plastic bottle goes to the Plarus factory in Solnechnogorsk, which sells it to Pepsi as pellets for bottles. Holding it you don’t see that it’s recycled.

My favourite story is Chelyabinsk where there’s a factory that’s just learned how to recycle batteries.

Could a project like yours receive support from the government?

We have started making friends at the Department of Natural Resources Management, and they’ve been remarkably receptive, listening to us and not taking offense at criticism. Where state programmes now intersect with the environment is where consultation is needed, which we can provide. There is no direct support yet, but there are prospects. Our site has a section called ‘Experiment’ where we have large photographs of famous people’s sorted waste. It is beautiful, and we were recently offered by the city to hold an exhibition of photographs on Chistoprudny Boulevard. We did not spend a single rouble on this, and everyone was happy. For New Year’s, we have a lot of ideas on how to make eco-friendly installations and trees from recycled materials.

Photo by Mikhail Dmitriev

What about the city utilities? These agencies don’t follow trends. Have you approached them about using separate containers for waste?

We haven’t communicated with them directly – we’re waiting until they understand what they need to do. We can try to make a section for them. We have a lot of ideas, but we don’t have the resources. When the project starts to attract more financing we’ll be able to expand our staff and cover the city more fully.

What is the most popular waste product in Russia?

The plastic bag, of course. A million bags are used each second around the world. California has banned plastic bags from stores and has gotten away from them completely. Don’t be ashamed to ask a cashier at Auchan to not pack everything in the endless plastic bags. They were surprised at first, but gradually came around. People can get used to anything, especially things that are good. We want to encourage people to refuse plastic by giving fabric bags as a nice bonus, like movie tickets or free coffee.

What kind of impression did HSE make on your life?

I studied journalism, and we had a course on management where they taught us about strategies of managing and building companies. This was great. I felt that I was told that although I was a journalist I could also be a manager, editor and producer. We had very versatile instruction on a lot of issues. For my final paper I wrote an analysis of print and online audiences, but for two years I studied Silver Age literature. HSE is unbelievably lively. We interacted with our instructors on all forms of social media, met in cafes, and this energy gave a feeling of life to a serious temple of academia. I have a huge network from HSE, and we still keep in touch on various things. Recycle has freelance writers whom I studied with, and when I worked at Moscow News and RIA, there were so many HSE graduates that it seemed that I was back at the university. I always feel like nothing has been lost.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Елена Барышева

Выпускница НИУ ВШЭ 2011 года, факультет политологии, отделение деловой и политической журналистики (сейчас — факультет коммуникаций, медиа и дизайна). Работала главным редактором сайта «Московские новости», после закрытия издания вместе с создателем сайтов «ДомДворДороги» и «РосЖКХ» Дмитрием Левенцом придумала проект Recycle, посвященный экологичному образу жизни в городе.

«Мы совсем не экологи —
и это огромный плюс»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Проект Recycle начинался как онлайн-журнал об экологичном образе жизни в городе, но меньше чем за год вышел из интернета в реальную жизнь. Теперь его сотрудники организовывают пункты приема вторсырья, читают лекции в крупных компаниях и борются с мифом о том, что экологичность всегда имеет налет сумасшедшинки. В рубрике «Конструктор успеха» сооснователь Recycle Елена Барышева рассказывает о готовности аудитории к изменениям, пунктах сбора мусора с Wi-Fi и дешевых экопродуктах.

Recycle больше похож на гражданский активизм — как это смогло стать бизнес-проектом?

Проект изначально задумывался как попытка сделать нескучное медиа про экологичную жизнь, предельно нашу, бытовую — от раздельного мусора до энергосберегающих лампочек и портативных ветряков. Когда мы только начинали делать материалы, стало очевидным, что аудитории это интересно, что сфера бытовой экологии развивается и нам есть что сказать. Нас часто называют активистами, потому что из журналистов мы легко переквалифицировались в логистов, лекторов, промоутеров: идея, к счастью, легко вышла из интернета в реальную жизнь, и мы стали инициировать настоящие изменения в области городской экологичной жизни.

Активность мы начинали с просветительских лекций, потом у нас появилась возможность принять участие в большом фестивале «Московская весна». Поначалу это действительно было больше похоже на пропаганду, чем на бизнес: мы стояли на Крымской набережной в течение нескольких дней, рассказывали о том, как собирать мусор раздельно, и проводили акции: например, за обычный полиэтиленовый пакет давали холщовую сумку. Мы также раздавали ручки, сделанные из упаковок тетрапака, — это всех изумляло, потому что не нужно быть экологом, чтобы понять, как круто можно использовать вторсырье. Так мы стали не просто идеологами хорошего интернет-ресурса, а теми, кто насаждает новый образ жизни: мы просвещаем и говорим, что это возможно.

Как получилось так, что вы перешли от идеологии к действиям?

За одно лето мы накопили на сайте порядочную аудиторию — 60 тыс. читателей в месяц. Этого достаточно для того, чтобы выйти в офлайн и получить поддержку. Recycle поучаствовал в «Пикнике Афиши» и был готов к тому, чтобы устроить крупную акцию по вывозу мусора: организовать мобильные пункты вторсырья. Нашим партнером неожиданно стала компания «Грузовичкофф», и совершенно бесплатно. Спрос на вывоз был колоссальный — до сих пор мне звонят люди и спрашивают, когда мы приедем за мусором. В глазах людей я уже вовсе не журналист, а человек, который отвечает за консультации — какой мусор собирать и куда отвозить.

Совсем скоро в саду Баумана мы откроем первый пункт приема вторсырья Recycle. Мы хотим сделать красивый и современный пункт приема, чтобы он выглядел как маленький павильончик с кофе и Wi-Fi, чтобы сбор мусора никого не напрягал. Кстати, особенность рассортированного вторсырья в том, что оно не пахнет, так что ты приехал в приятный хаб, выпил кофейку, может, даже получил подарок и поехал дальше. Мы мечтаем, чтобы процесс сбора мусора был современным. Тут важен лайфстайл.

Еще мы будем принимать макулатуру в школах. Нам кажется, что с детьми очень здорово работать, они быстро откликаются, нам приятно, если ребенок будет расти, зная понятие «экологичность».

 

>60 

млн тонн твердых быто­вых отходов образуется в России ежегодно. Это составляет около 400 кг отходов на 1 человека в год. На переработку отправляется только около 7-8% из них, остальное захоранивается.

(Источник: Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации)

 

На какие средства вы проводили фестиваль и вообще делаете ваш проект?

В основном пока это деньги инвестора. В декабре 2013 года мы обратились к четырем инвесторам. Объяснили, что еще никто не пишет про экологию так, как хотим писать мы. Все они согласились на разных условиях, мы выбрали самого для нас подходящего. Это помогло нам оплатить создание сайта, который мы заказывали в студии. Остальные средства пошли на оплату работы внештатных авторов — фотографов, иллюстраторов, журналистов, на инвентарь для красивых мобильных пунктов по сбору мусора.

Крупные компании заказывают нам лекции об экологичном образе жизни. Как СМИ мы планируем зарабатывать за счет рекламных спецпроектов. И главное — нас поддерживают сами читатели. Мы, например, хотели сделать на сайте карту с пунктами приема вторсырья и благодаря нашим подписчикам за два дня собрали необходимую сумму на ее создание.

Помимо остальных обязанностей, вы еще и сами себе эсэмэмщики?

Когда запускались паблики Recycle в разных соцсетях, я не очень понимала, как набирать первых людей во ВК, и просто отправляла в день 20 сообщений вроде: «Привет, увидела вас в рубрике о здоровом образе жизни, может, вам понравится наш проект...» И я не стеснялась, потому что у нас действительно интересный сайт. Меня удивило, что было немного отказов: примерно 80% приглашенных залайкали страничку. Больше половины мне отвечали: «Как здорово, что вы появились». У экоактивизма есть опасный налет сумасшедшинки — это когда у тебя слишком натуральный образ жизни: моешь голову корешками, носишь конопляные рубашки, ешь порошок топинамбура. Но мы не навязывали своего образа жизни, наше дело скорее просвещать — и это многих приятно удивило. Поскольку мы с Димой (Дмитрий Левенец — сооснователь проекта Recycle. — Ред.) совсем не экологи, я считаю, что в этом огромный плюс. Мы можем абстрагироваться от узкой истории и унифицировать ее под большое количество людей. Но хороших экологов мы знаем. Они нас проконсультируют, дадут интервью, так что за уровень наших материалов мы не переживаем.

Ваша аудитория, судя по соцсетям, — это молодые, чуткие к трендам люди?

Молодые — это скорее про состояние души. Как-то к нам на мобильный пункт приехала целая семья: дочка прочитала о нас на Village, мама — в «Фейсбуке», бабушка — в «Моем районе», и все они привезли пластиковые бутыли, банки, батарейки и в своем ощущении правильного образа жизни были одинаково современны и молоды. Но основная аудитория — это люди примерно 25-35 лет, потому что они уже понимают, для чего это: у меня есть дети, я был за границей, я хочу так же здесь. Кроме того, это и довольно состоятельная аудитория.

Конечно, раздельный сбор мусора — это в какой-то степени тренд, мы называем его «новый черный», и многие молодые бренды и компании не обходят его стороной. Магазин Monoroom ставит контейнеры по сбору батареек, центр «Гараж» — урны для раздельного мусора. В конце концов, «Афиша» не позвала бы нас на «Пикник», если бы экологичность была не в моде.

Фото: Михаил Дмитриев

Про состоятельность поверю: все экопродукты недешевы, начиная от продуктов питания и заканчивая дизайнерским столом из вторсырья, который нужно отважиться себе позволить.

Есть выбор. Например, мы недавно писали об экомебели — это дизайн, авторство, эксклюзивные вещи, но в то же время на массовом рынке есть куча экологичных альтернатив, про которые мы рассказываем в специальной рубрике «Совет дня». Нам пишут: вы рекомендуете покупать макароны в картонных упаковках, а это дорого. Я специально приехала в «Ашан» и без труда нашла макароны в картоне за 50-60 рублей и даже вообще на развес. Или не обязательно заказывать косметику из-за границы, можно пользоваться русской экокосметикой, средний ценник которой 100 рублей за средство.

Есть какой-то опознавательный знак для продуктов, происхождение которых экологично?

В России такого универсального знака нет. Производители это почему-то не подчеркивают, разве что H&M слегка намекает, что есть коллекция Conscious, которая на 30% сделана из старых вещей. Ты вряд ли прочитаешь о том, что, например, данный бумажный пакет сделан из переработанного сырья. Производители, особенно отечественные, думают, что аудитория не готова. Мы думаем, что, напротив, готова. Мы приходим к производителям и говорим им: да расскажите уже, наконец, что у вас это есть.

 

6 

грузовиков вторсырья было собрано для переработки за два месяца работы мобильных пунктов Recycle (пункты работали только по выходным).

 

Вы помогаете корпорациям совершить экологический coming-out?

У нас есть рубрика «Зеленая корпорация», где мы рассказываем об экологичных историях, которые есть в известных компаниях у нас и за рубежом. Например, мы рассказывали, что Apple оплачивает доставку вашего испорченного гаджета в Бельгию, потому что там есть завод по утилизации айфонов. Нам интересно изучать компании и быть своего рода трансляторами их добрых начинаний. Недавно я побывала на заводе Mars. Эта компания в хорошем смысле повернута на экологии. Они нашли способ переработать даже грязную салфетку с помощью каких-то космических технологий. У них в офисе стоит мебель из пробок от бутылок — это вам не кухонная ваза с пробками, все по-настоящему. Media Markt сделал все, чтобы развернуть кампанию по сбору батареек, и в 50 магазинах по России поставили контейнеры для сдачи батареек на переработку. Сейчас МТС запустила похожую историю. И это касается не только крупных корпораций. Недавно проект «Кофейный кооператив «Черный» написал целое исследование о проблемах стеклянной упаковки. Они реально собрали на улице пивные бутылки, отправили на дезинфекцию, налили туда свой холодный кофе и отправили на экспертизу — никаких санитарных нарушений не было найдено. О таких историях людям интересно услышать.

Российские заводы действительно перерабатывают мусор, а не зарывают где-нибудь в лесах?

Есть миф о том, что перерабатывать мусор негде. Это неправда. Есть проверенные компании по приему: они сортируют, прессуют и отправляют брикетами на продажу на перерабатывающий завод. Например, твою пластиковую бутылку отдадут в Солнечногорск на завод «Пларус». Там ее раздербанят в шелуху, потом из нее термически приготовят гранулы, которые продадут на завод «Пепси» для бутылок, — в жизни не поймешь, что это из вторсырья.

Самый любимый мой кейс — это Челябинск. Там находится завод, который единственный в России научился перерабатывать батарейки.

У такого проекта, как ваш, могла бы быть господдержка?

Мы начали дружить с Департаментом природопользования, они на редкость адекватны, слушают нас, не обижаются на критику. Там, где госпрограммы сейчас пересекаются с экологией, нужны консультации, которые мы можем дать. Прямой поддержки пока нет, но это в перспективе. На нашем сайте есть рубрика «Эксперимент»: мы крупно фотографируем рассортированный мусор известных людей — это красиво, и недавно нам город предложил сделать выставку этих фотографий на Чистопрудном бульваре. Мы не потратили ни рубля, и все довольны. Сейчас грядет Новый год, и у нас куча идей, как сделать экологичные инсталляции, елки из вторсырья.

Фото: Михаил Дмитриев

Как насчет предприятий ЖКХ? Эти структуры вне трендов. Выходили на них с идеей раздельных контейнеров для мусора?

Мы напрямую не общались — ждем, когда они сами поймут, что это нужно. Можно попробовать сделать часть за них. У нас очень много идей, но пока со всем не справляемся. Когда будут еще финансовые вливания в проект, расширим штат и займемся городом вплотную.

Какой самый популярный мусорный продукт в России?

Конечно, пластиковый пакет. В секунду в мире потребляется миллион пластиковых пакетов. Калифорния полностью отказалась от пластиковых пакетов, просто запретила их в магазинах. Не бойтесь просить кассира в «Ашане» не упаковывать все в бесконечные пластиковые пакетики. Они сначала изумляются, но потихоньку втягиваются: люди ко всему привыкают, особенно к хорошему. Мы хотим поощрять людей за отказ от пластика: выдавать матерчатые сумки, приятные бонусы вроде билетов в кино или бесплатного кофе.

Какой след в вашей жизни оставила Вышка?

Я училась на журналиста, у нас был «менеджмент», где рассказывали о стратегии управления, построении компаний, это было круто: чувствовалось, что ты журналист, но можешь еще быть менеджером, редактором, продюсером. Нас очень разносторонне натаскивали по многим вопросам: диплом я писала по анализу аудитории печатных и онлайновых СМИ, хотя два года делала работу по словесности и Серебряному веку. Вышка невероятно живая: во время учебы было нормально общаться с Василием Гатовым или Ольгой Евгеньевной Романовой в скайпе в 3 часа ночи. Мы общались с преподавателями во всех соцсетях, встречались в кафе, и эта живость придавала ощущение жизни серьезному храму науки. У меня осталось гигантское количество связей от Вышки, мы по-прежнему созваниваемся по разным поводам. В Recycle есть внештатные авторы, которые со мной учились, а когда я работала в «Московских новостях», в РИА было столько вышкинцев, что мне казалось, будто я опять пришла в универ. Я постоянно ощущаю, что ничего не потеряно.

Все материалы рубрики