О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Евгений Губарь, выпускник программы «Бизнес-информатика», начал свой бизнес в 20 лет, а спустя время компания «КИТ Консалтинг» превратилась в преуспевающий бренд в сфере внедрения корпоративных систем управления. В интервью «Конструктору успеха» Евгений рассказал, как снять со студентов розовые очки и научить приземлять бизнес-решения, чем спорт помогает в предпринимательстве и зачем практикам из индустрии читать лекции в университетах.
— Как вы решили стать технарем?
— Это был не совсем осознанный выбор, скорее такой путь наметили мои родители, за что я им благодарен. Они собирали информацию, советовались со знающими людьми, поскольку сами строили карьеру совершенно в другой сфере: мама преподает в Академии им. Гнесиных, папа работает в театре. Они пришли к выводу, что бизнес-информатика – очень перспективное направление, а Вышка – наилучший университет, в котором действительно можно получить престижное и качественное образование.
На тот момент мало кто представлял себе, кем можно работать в области бизнес-информатики, поскольку направление было новым, но по факту очень востребованным, специалистов было крайне мало. Даже когда я начал учиться, еще не понимал, что за навыки получу в итоге. На первом курсе преподаватель по матанализу как-то нас спросил: «Вы знаете, кто такие специалисты по бизнес-информатике?». Мы пожали плечами. «Вы будете теми, кто продает пиратский софт на Савеловском рынке», – отшутился он. Но на Савеловском рынке мы торговать не стали, а софт научились делать свой. На самом деле понимание того, для чего мы приобретаем знания, пришло довольно скоро: уже к концу первого курса я знал, что нащупал свою нишу в цифровых технологиях, и увидел отчетливые перспективы развития.
— Как вы выбирали для себя место работы? Какую позицию хотелось получить?
— Со второго курса я начал ценить свое окружение именно в профессиональном смысле. Это были умнейшие ребята, которые смогли построить успешную карьеру в России и за рубежом, я вдохновлялся их успехами и старался тянуться за ними. Все хотели и могли работать, с жадностью ходили на стажировки, не тушевались перед самыми престижными работодателями и получали лучшие позиции, я стал таким же – дерзким и желающим найти лучшее применение моим знаниям.
При всем этом у меня обнаружилось одно отличие от коллег по учебе: я всегда в рамках профессии хотел делать что-то свое
Конечно, я, как и другие, получил опыт хождения по собеседованиям в разные компании: куда-то я не попал, где-то прошел стажировку. И с конца третьего курса я начал изучать рынок и потребности бизнеса в технологиях. Я нашел нишу и понял, что нужно делать собственный проект, и совместно с коллегами по учебе создал компанию «КИТ Консалтинг», которая успешно работает и сегодня, в ней трудится много ребят из Вышки на самых разных позициях.
— Это вообще был первый опыт собственного бизнеса?
— Да, проба пера, и, надо сказать, мне повезло, что проект оказался удачным с самого начала. Я хотел самостоятельно и для собственных целей применять знания наилучшим образом. Конечно, было непросто, через невероятные усилия и ошибки, как и любой предприниматель, я вырастил успешный бизнес. На момент его старта мне было 20 лет, и сейчас с высоты опыта я могу сказать, что этот путь можно было пройти в два раза быстрее и дешевле, без выпавших волос и бессонных ночей. Но сейчас у меня богатый предпринимательский багаж, и я могу поделиться ценными кейсами с теми, кто только начинает этот путь.
Недавно я встречался с одним из моих первых вышкинских преподавателей, он меня спросил: «Как считаешь, чего не хватало тебе на программе?». Первое, что я ответил, – навыков предпринимательства. Ты изучаешь применение технологий в оптимизации бизнеса, при этом тебя не обучают реальным навыкам «в полях», не предоставляют возможности общаться непосредственно с предпринимателями, знакомиться с их промахами и взлетами через конкретные ситуации, возникающие в компаниях. Мне пришлось проходить эти прикладные аспекты уже в процессе работы над своим проектом, поэтому я стараюсь как можно больше делиться со студентами в разных университетах полезными решениями для бизнеса, которые проверил на себе.
— Каковы эти предпринимательские навыки, что это за качества и как им можно научить?
— За свою карьеру предпринимателя я видел сотни разных специалистов, брал на работу, в партнеры и пришел к выводу, что университет может дать студентам как можно больше реальных, очень приземленных знаний о рынке, чтобы они могли научиться принимать решения без всяких розовых очков. Например, никто им не рассказывает про разные аспекты налогообложения, и если ты ведешь бизнес в какой-то определенной сфере, то лучше выбрать вот этот путь, а если в другой – то действовать так-то. Немаловажно научить ребят работать с командой, выстраивать бизнес-коммуникацию, мотивировать людей, правильно отбирать специалистов в коллектив, привлекать инвестиции, масштабировать производство, искать клиентов, наконец.
Мне кажется, что нужно рассказывать про трудности, которые могут возникнуть при принятии того или иного решения, как работать с бюджетом, когда выручка компании достигает 50-70 млн рублей в год.
Научить предпринимательству невозможно, но дать как можно больше прикладной информации и способов набить руку важно и нужно
Как показывает практика, чем больше людей пробуют, тем больше остаются в бизнесе, даже при том, что по-настоящему успешных предпринимателей единицы. Я всегда радуюсь, что студенты проявляют инициативу сами, создают кейс-клубы, проводят встречи с бизнесменами, компаниями, пробуют реализовывать собственные проекты, в том числе в рамках университетских активностей. Хотелось бы крепче подружить университеты с предпринимателями и сделать общение с ними частью учебного процесса.
— Думаю, в предпринимательском опыте играют роль и личные качества. Например, предпринимательство – всегда риск, и нужно уметь не бояться.
— Безусловно, умение брать на себя риски – базовое качество предпринимателя. Каждый день ты понимаешь, что можешь потерять все, с этой мыслью ты ложишься спать и встаешь каждый день. Без этого не может быть больших результатов. Другое важнейшее качество – целеустремленность. В школьные и студенческие годы я профессионально занимался спортом, играл за сборную Вышки по футболу, и у меня неплохо получалось. Я учился никогда не сдаваться, а когда что-то не получалось, то оставался после тренировок и занимался сам. Как бы банально это ни звучало, я морально был готов к тому, чтобы выдержать и справиться, у меня не получалось много раз, хотелось послать все к черту, но самое главное в такие моменты – не ломаться.
В бизнесе всегда приходится преодолевать проблемы, просто их масштаб с годами увеличивается, а ты привыкаешь делать это регулярно. Сейчас риски увеличились в сотни раз и измеряются десятками миллионов, соответственно, возрос мой уровень несдаваемости. В какой-то степени этому качеству поспособствовал и университет: в мое время Вышка переходила с пяти модулей на четыре, было сложно адаптироваться. Не было поводов расслабляться, приходилось держать себя в тонусе на протяжении всего времени обучения. Так же и в предпринимательстве: на минутку расслабишься – и обязательно что-то произойдет. Поэтому учеба в Вышке поспособствовала моему закаливанию духа.
— Как вы нашли удачную нишу для бизнеса и в целом чем интересно предложенное рынку решение?
— Когда я стажировался во время учебы, то попал в одну компанию – кстати, сейчас мы очень дружны с ее владельцем. Она занималась внедрением различных корпоративных информационных систем, таких как ERP, CRM, BI-система, – всем тем, чем занимаюсь сейчас я. Мне хотелось проявить себя в большом офисе, показать, что я что-то умею. Мне нравилось, как все устроено в компании, сама сфера, где велся бизнес, определенный корпоративный дух, интересные клиенты, заряженные сотрудники, эмоции, которые дают хорошо сделанные проекты, и интересные задачи, хотелось делать все это самому для собственной цели. А когда я увидел, как директор подъезжает к офису на крутейшей машине, то решил: все, хочу так же, делаю свой бизнес не откладывая.
Это было на третьем курсе, в начале четвертого мы сделали похожий проект и зарегистрировали компанию. Знания были, был коммерческий опыт, и нашей главной на тот момент задачей было просто не бояться и начать искать клиентов. Помню, первым нашим клиентом стала компания, которая занимается дренажными системами для загородных домов, проект вышел на 50 тыс. рублей, но для нас тогда это было невероятное событие. Мы ужасно радовались, и это вселило в нас уверенность в том, что мы сделали что-то нужное и востребованное.
Компания «КИТ Консалтинг» по своей сути является системным оператором полного цикла, на данный момент мы внедряем по большей части CRM- и BPM-системы. Проекты сейчас масштабные, клиенты как из госсектора, например Пенсионный фонд РФ, Олимпийский комитет, так и из крупного частного бизнеса, в частности компания «Достависта», крупнейшее агентство недвижимости, IT-компании, такие как «Яндекс». Мы автоматизируем некоторые бизнес-процессы, у нас сейчас в работе около 20 проектов.
— Вы сотрудничаете с ВШБ как эксперт. Чем можно дополнить образование с привлечением практиков из индустрии в вашем направлении?
— Например, можно устраивать встречи со специалистами с разных позиций, которые расскажут про задачи и способы их решения. У меня в компании работает очень крутой бизнес-аналитик, он мог бы провести лекцию о том, как правильно проектировать бизнес-процессы и применять нотацию BPMN и другие алгоритмы, в чем у нас высокий уровень экспертизы. Я же с удовольствием бы встречался со студентами и рассказывал про масштабирование бизнеса, работу с командой, особенности найма сотрудников, способы кредитоваться и т.п. Вопрос мотивации сотрудников, например, сейчас является большой проблемой для многих компаний, и про это не почитаешь в какой-то книжке.
Мы активно выходим на зарубежные рынки, в страны СНГ и Персидского залива, что открыло для меня новые способы выстраивания бизнес-партнерств. Поскольку такой информации студенты не получают во время учебы, для них были бы полезны мастер-классы с разбором реальных кейсов с учетом правовых особенностей бизнес-партнерств и поиска клиентов среди зарубежных компаний. Ранее я читал небольшие лекции, где рассказывал про проекты, но в последнее время университет не слишком заинтересован в коммуникациях с индустрией, что неправильно.
Также для меня общение со студентами – это повод набрать себе стажеров с последующим трудоустройством.
Я, будучи еще студентом четвертого курса, уже нанимал на работу ребят с первого курса магистратуры и старался не пересекаться с ними в каких-то бытовых университетских ситуациях, чтобы не потерять авторитет
Но, надо отдать тому образованию должное, контингент был супер. Первые несколько сотрудников были студентами бизнес-информатики, они принесли компании огромную пользу, и им самим очень нравилось у нас работать, так что и сейчас мы стараемся сохранять эту преемственность.
— Что изменилось за последний год в вашей работе с уходом части компаний с рынка и с учетом возникших сложностей у бизнесов различного уровня?
— Мы круто поменяли стратегию, это было верным решением, поскольку компания за этот год выросла на 25–30%. Было тяжело, но, когда уходили компании, мы нанимали лучших специалистов, в том числе из международных структур. В нашем портфеле мы заменили некоторые западные системы российскими, которые стали очень востребованными. Например, известная табачная компания, где был внедрен SAP, перерегистрировала юрлицо, оставшись на российском рынке, и обратилась к нам, чтобы внедрить отечественный софт на замену SAP. Таким образом ей удалось сохранить позицию на рынке и число клиентов на том же уровне. С конца 2022 года мы стали работать на зарубежных рынках и внедрять технологии иностранным клиентам для того, чтобы они могли поддерживать бизнес с самыми разными регионами мира, в том числе с Россией. Это был трудный и насыщенный год, но правильно выработанная стратегия нашего менеджмента помогла нам вовремя собраться, принять радикальные решения и пойти по правильному пути.