About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Sergey Korotkikh, graduate of Faculty of World Economy and International Affairs, now manages consulting for CAG and teaches at HSE University. He has managed to make mentoring not only his profession but also his mission. In this interview with Success Builder, he explains how students can get the most from a university, the true meaning of ‘agile’, how to raise a new generation of managers and how goal-setting skills help in life.

How did your life at HSE begin?

I lived in Voronezh and found out in the 9th grade that HSE ran a regional University Preparation Centre in our city. Before that, I had been thinking about going to MGIMO, but when I attended the Centre, I realised that HSE is more interesting and modern and that it produces great specialists. I took part in various Academic Olympics and won First Place in social studies and economics. This gave me the right to enter any HSE economics programme without taking entrance exams. I chose the World Economy in FWEaIA [the Faculty of World Economy and International Affairs – Ed.] because it offered the additional opportunity to study Chinese.

When I went to Moscow to submit my documents for admittance, I took them only to the World Economy programme at HSE University and did not even consider other options. My first-year courses were held at the campus on Pokrovka Street. I was inspired, motivated and full of enthusiasm. From the very first month, I volunteered at international events, and this later played a major role in my development.

Students should generally immerse themselves in the social environment of the university, city and country from the very start of their studies because it develops innumerable skills and useful connections. In fact, my management experience began when I supervised a team of volunteers at the Winter Olympics in Sochi.

I interned at McKinsey as I completed my bachelor’s. I hadn’t planned to pursue a consulting career and only learned of the field from a friend at HSE, but my experience turned out to be relevant and I passed the selection process.

Speaking from years of experience, I would say that discipline is essential for students who want to get the most out their university experience

Looking back on my student days, one word comes to mind: discipline. And now as an HSE teacher, I tell my students to focus on formalities and finish what they start. Every day at HSE, I passed by a poster with the word DISCIPLINE in large letters on it. This motivated me and was a good reminder that I had to stay sharp and focused on the goal.

What else, in your opinion, played a role in your success as a student?

My undergraduate years were a special time when I could completely immerse myself in learning new things, get to know incredibly talented and outgoing classmates, not think about grades, results and achievements, and just enjoy living in the moment. That’s why I think that being fully engaged in your studies is key for any student. It always brings results.

ЧAs a teacher, what advice do you give to your students?

Along with delivering lectures and seminars, I am working on a hypothesis to create an educational platform that will help students better navigate the changing world. In a sense, this is the digitisation of my accumulated experience at HSE in mentoring and coaching — that I carry out with the heads of various organisations —to develop students’ goal-setting skills. To succeed at anything, you first have to understand what you are trying to accomplish. I often ask students to forget about grades and focus only on what useful thing they want to take away from each course so that they can derive maximum benefit from their teachers’ knowledge and experience. Knowing how to set goals is important in life in general because it is very useful to know your worth and what you want to bring to this world.

Today’s students often fail to understand the purpose of the knowledge they are obtaining, how and where to apply it and what benefit it will bring

How can you develop the awareness that by coming to every class — even one that you do not understand at all — you gain a certain benefit that will invariably pay off later? After all, that is far from obvious right now. Nevertheless, if you try to convert everything that the teacher says into a certain set of tools for use in life, then the amount of knowledge and skills that the university provides is enormous. The most important thing is to be able to define your life mission, after which it is only a matter of time until you can make use of those tools.

Why did you stay at HSE and choose a master’s programme in the same faculty? Didn’t you want to try something new?

I realised in my undergraduate years that life was leading me along and that my only job was to figure out how I could best follow that path. I wanted a master’s programme with an active student environment and that would enable me to improve my professional and academic qualifications — especially because I would earn a full scholarship if I scored high enough on my entrance exams.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

The choice of a master’s programme was simple. At first, I wanted to follow through with a childhood dream of attending MGIMO, but then I realised that it did not match the career path I had chosen. HSE University offered a much wider range of suitable programmes and I had already come to appreciate the unique culture the university offered. What’s more, I saw an opportunity to develop my relationship with the department because I could become a teacher there!

As a high school student, I never even considered the possibility of applying to foreign universities because, honestly, I didn’t have a clear example of how it was done or what was required. Plus, I lacked the resources for it then. As a result, I remained at the World Economics faculty specialising in Global Management and Finance — where I continue working to this day.

How did working at McKinsey help your career and why did you leave consulting?

To a certain extent, it provided me with a new and important environment. This is what shapes us as individuals, and in this sense, McKinsey is exactly the right place to be. It is a community of experienced and well-rounded people, strong communicators and first-rate mentors.

The McKinsey setting allowed me to be creative and overcome my self-imposed limitations. My first project was a complete failure, but a senior colleague said, ‘It’s great that you tried. Now keep going!’ It was wonderful realising that a negative experience brings new insights into things, as well as into yourself, and sometimes we face tasks for which there are no definite answers, but they need to be accomplished regardless. Then came several interesting and successful projects that led me to work in the public sector because I have long wanted to do something of significance for the country.

In addition to practical skills, the company helped me develop a sense of style and taste, the ability to communicate with people at different levels and to be attentive to others’ feelings. All this, in general, compelled me to understand that there are different cultures of human interactions, and it became interesting to promote new approaches, such as ‘agile’.

What exactly is ‘agile’ and why is it so popular now?

For me, ‘agile’ is a particular approach to team interactions and decision-making. It could partly be called a culture or even a work philosophy that includes many different techniques and tools — SCRUM, Kanban, SAFe, LeSS, XP and so on. Building relationships with employees is based on the principle of the team’s self-organisation. This requires maturity and the ability to determine priorities correctly and quickly, and that are consistent with the overall strategy.

In ‘agile’, the main thing for all participants is understanding the goal and their place in the chain of actions towards achieving it — not the fact that you’re at work from 9 ‘till 6 or the number of tasks you performed: just the result and the feedback on it.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

Let’s say we worked on a project for two weeks. What did we accomplish? Did we achieve the desired effect? Did it change the world around us? You need to constantly check your activities against these parameters and make adjustments so that, in the end, you can answer these questions in the affirmative as much as possible. What interested me most about ‘agile’ was the team communication aspect that has a major effect on work results. For example, I feel more comfortable working in the context of ‘value leadership’, which gives rise to employees’ self-organisation and sense of responsibility. Such an environment creates the possibility for self-realisation. In my opinion, ‘agile’ arose because the market needed new tools and approaches for testing product hypotheses quickly and, in a rapidly changing world, the old sequential approach had become less effective.

Where can ‘agile’ be applied — in education, government? How will it help?

‘Agile’ can be applied in different areas to align an organisation’s various management levels. However, it is important to note that there is no advantage to or need for applying it everywhere. At CAG, my team and I accumulated a lot of experience in improving management in various organisations, and my main conclusion was that all approaches and tools should serve a specific purpose and develop a specific strategy.

First, it should push employees and managers towards trust, openness, a willingness to accept other people’s ideas and the ability to see their own mistakes as experience. This paradigm multiplies an organisation’s effectiveness.

What problems with management exist in Russia?

Knowledge becomes obsolete very rapidly these days, so in a sense, the current managers in business and government possess a lot of baggage from outdated knowledge and skills. There is also the generational problem: older employees are always more conservative than younger staffers, who tend to go full tilt on everything. In a sense, their behaviour patterns do not suggest flexible views and decisions. They find it more difficult to cope with criticism and, as digital tools and open communication continue to develop, it creates a certain imbalance between soft and hard skills.

Therefore, the key task for modern education — whether a university or continuing education centre — is to retrain managers by showing them new horizons of what is possible and transforming their thinking through examples. And young professionals must learn how to convey their thoughts clearly, understand their responsibilities and develop emotional intelligence.

We need to educate a new generation of Russian managers who will be able to think more broadly and will not be afraid to experiment and make mistakes

In my understanding, the ideal state is a service model designed to provide a high-quality environment for its citizens’ development. The state’s task is to regulate all areas of life carefully, provided it understands the needs of the end-user — the citizen. Personally, I set a rather global goal — that of creating conditions for developing global leaders and managers, conditions in which you can make mistakes, learn from this experience and try again by looking at the problem from a different angle.

How did you become involved in the public sector?

In 2017, I was invited to help develop the Russian Housing Sector Development Strategy through 2024, which is now published on the Ministry of Construction, Housing and Utilities website. I was primarily interested in the scale and purpose of the project. After this success, I worked on government projects constantly. This led to work on the Strategy for Russia, and then the Strategy for Uzbekistan. This cooperation with government agencies helped me better understand the challenges in this area and the opportunities that existed for doing something to improve the country.

‘Strategy’ is a keyword in your portfolio. How does one become a professional strategist?

Strategy is related to the vision of the goal, and this is very important in all processes. Based on my experience with different projects, I have formulated techniques that help identify the goal and the steps towards it, and this is important at any level — in small, medium and large businesses, government and personal development. At HSE, I learned how to structure information well, how to ‘package’ the client’s objectives into a clear and achievable idea.

As a rule, a strategy consists of an analysis of several aspects such as vision, mission, goals, the organisation’s values and its challenges and opportunities based on available resources and market trends. Having a well-defined development plan helps a company provide clear motivation for employees, which makes their work much more effective and meaningful. I am gradually balancing the number of business and state organisations in the portfolio of companies that I work with because it is important to gain experience in both areas.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

I often conduct strategic sessions for business owners designed to take them to a new level of thinking, to determine what they really want from their business and why they need it. As a result, many owners changed their approach to management and their companies achieved 10-20 times greater annual revenues. And it was all simply because they understood why.

Setting the right goals always leads to good results, especially in cases where the business has already achieved its initial goal and must revise its strategy to scale up, or else change the conceptual paradigm to reach new levels. That stage might require a new structure, processes or product line — the very things for which a strategist is needed.

How did you study human behaviour and psychology?

Before entering the master’s programme, I thought about changing my profile and becoming a psychologist. But my decision to pursue an education in economics turned out to be the right choice because it gave me a broader understanding of how the world works. But I still dabble in psychology. I have always liked communicating with people, asking questions, listening and trying to understand and expand my vision of the situation from different sides. This has helped develop my emotional intelligence, especially empathy, with the help of which I began to understand people’s character better and how it influences the decisions they make.

Now I work with different people and companies as a strategist and coach. I am currently in the process of earning my international ICF certification. In general, coaching helps you structure your life experience into applied business tools. My combination of skills in psychology, management, analytics, plus a certain degree of creativity, is what gives me a unique professional competence in my field.

What is the Center for Advanced Government where you work?

The Center was created by governance and data management experts, along with researchers who decided to help those who want to apply best practices in management to the new digital reality.

CAG studies and analyses the factors and conditions pertaining to governance: political platforms and difficulties in building trust between the managerial elite, society and business. Based on this data, we formulate ways to overcome the barriers to implementing the planned reforms without causing political shock. In effect, we implement operational and strategic consulting projects to introduce best management practices into the activities of government agencies and other organisations. This year, we plan to launch an accelerator for ideas, projects and teams to give a green light to the implementation of new management practices.

What is your calling?

When people ask me what I do, an hour-long monologue follows. I am essentially a mentor but I understand that to give advice, you need to have a lot of life experience and a certain position in society. Still, I try to gather people around myself whom I support and promote, for example, as part of the HSE mentoring programme.

In my opinion, this is a purely Russian phenomenon — legitimising the search for oneself through professions. Western employers don’t appreciate a portfolio in which, after graduating from the university, the applicant has worked in multiple companies on a host of projects, instead of staying with a single well-known brand. How did Russians come to have such a liberal option?

I think it has to do with historical continuity. As a rule, large corporations in the West are family-owned. For a Westerner, the history of a family name, a dynasty, the stability of a business and reputation and the components of an environment for transmitting positive experience. Children are imbued with this continuity and focus on the family from an early age.

Unfortunately, our country has had a series of revolutions, wars and crisis over a very short period, which left us with very little continuity. We are searching for ourselves, which is normal. I am glad that we are now in a period of some stability, which makes it possible to pass along experience and values to the next generation.

For me, one of the most important tasks in life is to record my experience as fully and effectively as possible so that I can pass it on to others. That is why I teach: for me, it is an incredibly valuable opportunity to convey to a younger generation the values and skills that can lay the foundation of a new professional culture and enable them to go through life with the knowledge that I did not have.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Сергей Коротких, выпускник ФМЭиМП, сейчас руководит консалтинговым направлением в ЦПУР и преподает в Вышке. Он сумел сделать наставничество профессией и даже миссией. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, как студенту вынести максимум пользы из универа, что на самом деле такое «эджайл», как вырастить новое поколение управленцев и чем навык целеполагания помогает в жизни.

Как началась ваша жизнь в Вышке?

Я жил в Воронеже и в 9 классе узнал, что у нас в городе есть региональный центр довузовской подготовки от Вышки. До этого я думал о поступлении в МГИМО, но когда попал в Центр, то понял, что Вышка интересная, современная и готовит классных специалистов. Я активно участвовал в олимпиадах, в том числе стал победителем «Высшей пробы» по обществознанию и экономике, поэтому имел право поступить на любой экономический факультет ВШЭ без экзаменов. Выбрал МирЭк (бакалаврская программа «Мировая экономика» – прим. ред.) ФМЭиМП из-за возможности дополнительно учить китайский язык.

Когда приехал в Москву подавать документы, то отнес их только в Вышку на МирЭк, даже не рассматривая другие варианты. Первый курс прошел на Покровке с вдохновением, мотивацией и полной эмоциональной отдачей. С первого же месяца я принимал участие в международных мероприятиях в качестве волонтера, что впоследствии сыграло большую роль в моем развитии.

Вообще максимальное погружение в социальную среду университета, города, страны стоит начинать на первых курсах, поскольку это дает бесчисленный набор скиллов и полезных связей. Управленческий опыт начался как раз с волонтерских мероприятий – к моменту Зимней олимпиады в Сочи я уже руководил командой волонтеров.

В конце бакалавриата я пришел в McKinsey на стажировку. Вообще я не планировал строить карьеру в консалтинге и узнал об этой сфере от друга из Вышки, но мой опыт оказался релевантным, я прошел отбор.

С высоты накопленного опыта могу сказать, что дисциплина является важнейшим качеством для студента, который хочет взять максимум от вуза

Возвращаясь к студенческим будням, я вспоминаю одно слово – дисциплина. И сейчас, преподавая в Вышке, я говорю студентам о том, что нужно держать фокус на формальностях и быть исполнительным. Меня в свое время очень мотивировал постер, который висел на стенде по пути в Вышку, там было большими буквами написано DISCIPLINE. Ежедневно это напоминало мне о том, что нужно быть в тонусе и держаться цели.

Что еще, на ваш взгляд, повлияло на ученический успех?

Для меня учеба в бакалавриате стала особым временем, когда можно полностью погрузиться в познание нового, общение с невероятно талантливыми и дружными однокурсниками, не думать об оценках, о результатах и достижениях, а просто быть в моменте и наслаждаться этим. Поэтому я считаю, что быть всецело включенным в учебу – важно для любого студента. Это всегда принесет плоды.

Что советуете нынешним студентам как преподаватель?

Параллельно с чтением лекций и ведением семинаров я прорабатываю гипотезу по созданию образовательной платформы, которая поможет студентам лучше ориентироваться в изменяющемся мире. Это в каком-то смысле оцифровка наработанного опыта менторства в Вышке, наставничества и коучинга, которым занимаюсь с руководителями различных организаций, с целью формирования у студентов навыков целеполагания. Для успеха в любом деле нужно сперва понять, зачем тебе это нужно. Я часто прошу студентов забыть про оценки и помнить лишь о том, что прикладного они хотят вынести из каждого курса, чтобы наиболее эффективно перенимать знания и опыт своих преподавателей. Целеполагание важно по жизни вообще, поскольку довольно полезно понимать, какая ваша ценность, и что вы хотите нести этому миру.

Современные студенты зачастую не понимают, зачем им получаемые знания, как и куда их применить, какая польза от этого будет

Как выработать осознание того, что приходя на каждую пару, даже ту, которую вообще не понимаешь, ты получаешь определенную ценность и непременно ее реализуешь? Ведь в моменте это бывает совсем не очевидно. Тем не менее если стараться конвертировать все, что говорит преподаватель, в определенный инструментарий для использования в жизни, то багаж знаний и умений, который дает университет, колоссален. Самое главное – суметь определить свою жизненную миссию, и тогда применение инструментария станет лишь делом времени.

Почему остались в Вышке, выбрав магистратуру на родном факультете? Не хотелось получить свежий опыт?

Я еще в бакалавриате понял, что жизнь ведет меня сама, от меня лишь требуется развивать осознание того, как я могу лучше реализовывать этот путь. В поступлении в магистратуру я видел несколько задач. Хотелось быть в активной студенческой среде, поднять свой профессиональный и научный уровень, тем более, что была возможность продолжить образование на бюджете при успешной сдаче вступительных экзаменов.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Выбирал программы я просто. Решил попробовать реализовать детскую идею с поступлением в МГИМО, но понял, что этот вуз не совсем совпадает с моим вектором развития. В Вышке же количество подходящих направлений было значительно шире, да и уже ставшая близкой уникальная культура университета для меня оказалась очень ценной. Кроме того я увидел возможность в развитии взаимоотношений с факультетом – я мог преподавать студентам!

Если говорить про иностранные вузы, то, честно, я со школьных лет не рассматривал возможности поступать за рубеж, поскольку банально не имел четкого примера того, как это правильно делать, что для этого нужно. Да и материальной возможности на тот момент не было. В итоге я остался на МирЭке, выбрав специализацию «Глобальное управление и финансы», и моя работа в этом направлении продолжается по сей день.

Чем работа в McKinsey стала полезной в дальнейшей карьере и почему вы оставили консалтинг?

В определенной степени я получил новое и важное окружение. Именно оно формирует нас как личностей, и McKinsey в этом смысле очень правильное место. Это комьюнити опытных и разносторонних людей, прокачанных в коммуникации, первоклассных наставников.

Среда McKinsey дала возможность творить и преодолевать свои внутренние ограничения. На первом проекте у меня был полный провал, но старший коллега сказал: да ты молодец, попробовал – теперь двигайся дальше! Это было круто – понять, что негативный опыт дает новый взгляд на вещи и на себя самого, что иногда есть задачи, в которых отсутствует верный ответ, и их просто нужно делать. Потом был ряд интересных и успешных проектов, которые привели меня на работу с государственным сектором – мне давно хотелось делать что-то реальное для страны.

Помимо практических навыков в компании у меня развились чувства стиля и вкуса, умение коммуницировать с людьми разных уровней и быть внимательным к чувствам окружающих. Все это в целом подтолкнуло меня к осмыслению того, что есть разные культуры взаимодействия людей, и стало интересным продвигать новые подходы, такие как эджайл.

Объясните, наконец, что такое «эджайл» и почему это направление так популярно?

Для меня Agile (от англ. живой, подвижный – прим. ред.) – это определенный подход к взаимодействию в команде и решению задач. Отчасти это можно назвать культурой, даже философией работы, где есть много разных техник и инструментов – SCRUM, Kanban, SAFe, LeSS, XP и так далее. В основе выстраивания взаимоотношений с сотрудниками лежит принцип самоорганизованности команды, что требует зрелости и умения грамотно определять приоритеты на коротких отрезках времени, чтобы они также согласовывались с общей стратегией.

В эджайле главным стержнем для всех участников является понимание цели и своего места в цепочке действий по направлению к ней. Не время, проведенное за работой с 9.00 до 18.00, не количество произведенных тобой манипуляций, а только результат и обратная связь по нему.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Вот мы проработали над проектом две недели, что у нас получилось, дало ли это эффект, изменило ли мир вокруг? Нужно постоянно сверять свою деятельность по этим параметрам и корректировать ее так, чтобы в конце концов ответить на эти вопросы максимально утвердительно. Меня эджайл заинтересовал с точки зрения коммуникационного взаимодействия в команде, которое, очень сильно влияет на результаты работы. Мне, например, внутренне комфортнее работать в условиях «ценностного лидерства», где рождается история с самоорганизацией и ответственностью сотрудников. В такой среде создается возможность самореализации. На мой взгляд, разговоры об эджайле возникли ввиду того, что рынку были нужны новые инструменты и подходы для быстрого тестирования продуктовых гипотез, а старый последовательный подход стал менее эффективно решать эти задачи в условиях динамично меняющегося мира.

На каких уровнях можно внедрять эджайл? В образовании, в госуправлении? Что это даст?

Agile применим в разных сферах для выравнивания этих самых уровней управления в организации, но важно отметить, что повсеместное внедрение эджайла совершенно не обязательно и даже не нужно. В ЦПУР (Центр перспективных управленческих решений) я с командой накопил большой опыт по совершенствованию управления в различных организациях, и основным выводом, который я сделал для себя, стало понимание того, что все подходы и инструменты должны служить конкретной цели и выработке определенной стратегии.

В первую очередь изменения должны касаться мышления сотрудников, руководителей, чтобы подтолкнуть участников рабочего процесса к доверию, открытости, готовности принимать чужие идеи и собственные ошибки как опыт. В такой парадигме организация развивается во много раз эффективнее.

Какие проблемы с менеджментом у нас в стране?

Знания сейчас быстро устаревают, поэтому в каком-то смысле нынешние руководители, в бизнесе и государстве, зачастую обладают устаревшим багажом знаний и умений. Также есть проблема «отцов и детей» – более возрастные коллеги всегда будут консервативнее юных максималистов. В некотором смысле их паттерны поведения не предполагают гибкости во взглядах и решениях, им сложнее мириться с критикой, да и по мере развития цифровых инструментов и открытой коммуникации возникает некоторый дисбаланс между софт и хард-скиллз.

Поэтому ключевая задача для современного образования, будь то университет или курсы повышения квалификации, в том, чтобы переобучить руководителей, показать новые горизонты возможного, трансформировать мышление примерами. А молодым специалистам предстоит научиться четко доносить мысли, осознавать возложенную ответственность и развивать эмоциональный интеллект.

Предстоит воспитать новое поколение российских управленцев, которые смогут мыслить шире, не бояться экспериментов и ошибок

В моем понимании идеальное государство – сервисная модель, призванная обеспечить качественную среду для развития граждан. Задача государства в аккуратном регулировании всех сфер жизни при условии понимания потребностей конечного пользователя – гражданина. Перед собой лично я ставлю довольно глобальную цель: создание условий для развития мировых лидеров и руководителей. Таких условий, в которых можно ошибаться, выносить из этого опыт и пробовать снова, посмотрев на задачу под другим углом.

Как вы связали свою жизнь с государственным сектором?

В 2017 году мне предложили поучаствовать в разработке стратегии жилищной сферы РФ до 2024 года, которая сейчас опубликована на сайте Минстроя. Меня в первую очередь заинтересовал масштаб проекта и его цель. После достигнутых успехов проектная деятельность в государственном секторе стала для меня постоянной и привела к работе над Стратегией для России, а потом и Узбекистана. Сотрудничество с госструктурами позволило лучше понять вызовы, которые стоят перед этой сферой, и возможность реализовать что-то для блага страны.

Слово «стратегия» ключевое в вашем портфолио. Как можно стать стратегом на уровне профессии?

Стратегия связана с видением цели, что для меня очень важный аспект во всех процессах. Я на опыте различных проектов сформулировал техники, которые способствуют пониманию цели, путей и шагов по направлению к ней, и это важно на любом уровне – в малом, среднем и крупном бизнесе, правительстве, личном развитии. В Вышке я научился хорошо структурировать информацию, и это очень помогло также в моем интересе к человеческой психологии, чтобы «упаковывать» желания клиентов в понятные смыслы для дальнейшей реализации.

Стратегия, как правило, складывается из анализа нескольких аспектов, таких как видение, миссия, цели, ценности организации, ее вызовы и возможности исходя из располагаемых ресурсов и трендов на рынке. Четкий план развития компании помогает сформулировать очевидную мотивацию для сотрудников, что делает их работу намного эффективнее и осмысленней. Я постепенно восстанавливаю баланс количества бизнесовых и государственных организаций в портфеле компаний, с которыми работаю, поскольку важно подпитываться опытом из двух этих сфер.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Я часто провожу стратегические сессии для владельцев бизнесов, чтобы вывести их на новый уровень мышления, определить, что на самом деле они хотят от своего бизнеса, зачем он им. В итоге многие руководители поменяли подходы в управлении, а компании показывали кратный рост выручки в 10-20 раз в течение года. И все это просто потому, что они понимали – зачем.

Правильное целеполагание всегда приводит к хорошим результатам, особенно в тех случаях, когда первоначальная цель в бизнесе достигнута и требуется пересмотр стратегии в сторону масштабирования или смены концептуальной парадигмы для выхода на новые уровни. На этом этапе могут потребоваться новые структура, процессы, продуктовая линейка. Собственно, для этого и нужны стратеги.

Как вы изучали человеческое поведение и психологию?

Перед поступлением в магистратуру, я думал, не сменить ли профиль и не стать ли психологом. Но в выборе экономического направления я оказался прав, поскольку это дало более широкое понимание мироустройства. Все-таки психологией я увлекался в фоновом режиме. Я всегда любил общаться с людьми, задавать вопросы, слушать и слышать, расширять видение ситуации с различных сторон. Это сильно развило во мне эмоциональный интеллект, особое сопереживание, через которое я начал очень хорошо понимать характеры, определяющие во многом принятие решений той или иной личностью.

Сейчас я работаю с разными людьми и компаниями как стратег и коуч – да, в данный момент я получаю международную сертификацию ICF. Коучинг в целом очень помогает структурировать собственный жизненный опыт в прикладные бизнес-инструменты. Комбинация навыков в психологии, управлении, аналитике и определенного творчества создает мою уникальную компетенцию, формирующую меня как профессионала в своей сфере.

Что такое Центр перспективных управленческих решений, где вы работаете?

Центр был создан экспертами в сфере госуправления, работы с данными и исследователями, которые решили помочь тем, кто хочет внедрить в свою работу передовые практики управления в условиях новой цифровой реальности.

ЦПУР изучает и анализирует факторы и условия, в которых система государственного управления существует: политические курсы, сложности в выстраивании доверия между управленческой элитой, обществом и бизнесом. На основе этих данных мы формируем пути преодоления ограничений для реализации задуманных реформ, без политических шоков. По сути, мы реализуем проекты в сфере операционного и стратегического консалтинга с целью приземления передовых практик управления в деятельность государственных органов и иных организаций. В этом году мы планируем реализовать идею по запуску акселератора для идей, проектов, команд, чтобы дать зеленый свет применению новых управленческих практик.

В чем же ваше призвание?

Когда меня спрашивают «чем ты занимаешься?», следует часовой монолог. По сути я наставник, но понимаю: чтобы давать советы, нужно обладать большим жизненным опытом и определенным социальным положением. Все равно я стараюсь собирать вокруг себя людей, которых поддерживаю и продвигаю. Например, в рамках менторской программы Вышки.

По-моему, это чисто российский феномен – легитимизированный поиск себя в профессиях. На западе к такому портфолио, где после вуза следует список компаний и проектов, а не просто один известный бренд-работодатель, относятся без понимания. Откуда такая либеральная опция в нашей стране?

Думаю, это вопрос некоторой исторической преемственности. На западе как правило все крупные корпорации – семейные. Для западного человека история фамилии, династии, стабильность бизнеса и репутации – составляющие среды для передачи позитивного опыта. Такая преемственность и семейность закладывается детям с раннего возраста.

К сожалению, нашей стране выпала череда революций, войн и кризисов на слишком короткий промежуток времени, поэтому о преемственности говорить особенно не приходится. Мы себя ищем, и это нормально. Радует, что сейчас определенный период стабильности, когда есть возможность для передачи опыта и ценностей следующему поколению.

Для меня как раз одна из важных задач в жизни – как можно более полно и эффективно зафиксировать свой опыт, чтобы иметь возможность передать его другим. Поэтому я преподаю – для меня это невероятно ценная возможность донести до более юного поколения ценности и умения, которые могут закрепить новую профессиональную культуру и дать возможность прожить жизнь с теми знаниями, которых у меня, например, не было.