• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Полина Ломоносова, выпускница магистерской программы «Интегрированные коммуникации» НИУ ВШЭ, не только является руководителем пиар-проектов в «Яндекс Музыка», но и преподает в Вышке, знакомя студентов с самыми горячими кейсами индустрии. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала о том, как обучение в Вышке помогло ей найти работу и друзей, что делают пиарщики в самых крутых компаниях и зачем вообще приходят в пиар.

— Что привело вас на программу «Интегрированные коммуникации», вы уже поступали с намерением специализироваться на чем-то?

— Мое первое образование — бакалавриат по психологии. Главное, что мне нравилось в этом направлении, — возможность много общаться с разными людьми. Я тогда работала тренинг-менеджером, обучала персонал, и, несмотря на мой юный возраст, мне это довольно хорошо удавалось. Когда я окончила бакалавриат, думала продолжить обучение психологии, но на бюджет поступить не удалось. С одной стороны, я расстроилась, с другой — решила, что освобожу предстоящий год для того, чтобы понять, что мне ближе, где бы я хотела строить карьеру и нужна ли мне вообще психология.

На тот момент я уже работала в правительстве Москвы, где у меня был проект, связанный с развитием студенческого медиа. Мне очень нравился этот проект и то, какие функции я в нем выполняла. Тогда я подумала о том, чтобы заняться пиаром и коммуникациями со СМИ. Я стала присматривать магистерские программы, мне Вышку посоветовали люди, которые работали в пиаре и коммуникациях, они настоятельно рекомендовали медиаком как самый передовой факультет в своем направлении, где преподают практики из индустрии. Я начала готовиться к поступлению еще осенью. Потихоньку собирала рекомендации, глубже вникала в критерии отбора, в общем значительно усилила свое портфолио и мотивационное письмо и в итоге успешно поступила. Кстати, я оказалась первым психологом на программе.

— Что вы хотели получить от этой магистерской программы, как она в итоге поправила ваш профессиональный статус?

— Когда я пришла учиться на программу, то словосочетание «интегрированные коммуникации» звучало как абракадабра, и все пытались понять, чему именно мы будем обучаться. Я изначально пришла с намерением работать с журналистами и создавать громкие заголовки, но, как это связано с интегрированными коммуникациями, оставалось для меня загадкой, как и для многих моих одногруппников. По результатам обучения могу сказать, что программа дает очень много конкретных инструментов, и ты начинаешь лучше понимать, как устроена работа коммуникатора, каковы самые последние инструменты в задачах пиарщика. Мне понравилось то, что обучение эффективно построено на использовании конкретных кейсов и историй из бизнеса. Как «побочный эффект» это дает тебе очень хороший нетворкинг, поскольку ты много общаешься с одногруппниками и преподавателями из разных компаний и сфер.

Из Вышки я вынесла контакты с огромным количеством людей, с которыми до сих пор продолжаю общаться и дружить

Программа также помогла найти работу: на ней я познакомилась с Настей Жбановой, она преподает на программе и сейчас работает в «AliExpress Россия», а тогда была директором по продуктовым и медиакоммуникациям в Mail.ru Group. После прохождения ее курса она предложила стажироваться, я на тот момент уже работала в агентстве и решила на время отпуска все же выйти и попробовать. В процессе моей стажировки я прониклась работой там и той атмосферой, которая тогда царила на 26-м этаже, много с кем познакомилась и в итоге получила предложение выйти работать в «Ситимобил», в который тогда инвестировала Mail.ru Group. Вообще, после окончания программы у меня в гору пошла карьера: я быстро адаптировалась в «Ситимобил» и в итоге выросла там до PR-директора.

— Ваше предыдущее образование в сочетании с пиаром дало какой-то интересный эффект? Было ли это полезным фундаментом?

— Я никогда специально не пыталась скрещивать два этих образования. Потому что, изучая психологию в университете, ты сталкиваешься с огромным пластом теоретических знаний, которые не слишком применимы на практике. Но что действительно дает психология, так это понимание того, как люди воспринимают события, людей и вообще всю информацию, а также помогает лучше понимать эмоции и переживания — как свои, так и людей рядом.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

На самом деле, перед поступлением в педагогический университет я еще училась на преподавателя начальных классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Общение с детьми дало мне очень полезный опыт, научило правильно преподносить информацию, разруливать конфликты среди детей (и они часто похожи на те, что происходят в бизнес-среде), а еще договариваться с детьми, иначе не получится построить комфортную среду для их обучения. Мне кажется, что в процессе всего обучения и работы у меня выработалось важное качество коммуникатора — умение налаживать связи, не бояться написать, познакомиться, позвонить, договориться, решить любой конфликт на словах, без проволочек и сложностей.

— Как выстрелила ваша карьера после обучения на программе и почему?

— После прохождения стажировки мне предложили попробовать себя в «Ситимобил». Это было как раз уже в конце обучения. Сначала я отвечала за региональный пиар, компании было важно освещать экспансию в регионы России, делать интересные проекты с региональными медиа, тогда их было много и они процветали. Это было время бурной активности и роста «Ситимобил», поэтому пиар внутри компании занимал важную роль. Помимо того что мы освещали все, что у нас происходило, включая продуктовые запуски, поддержку маркетинговых кампаний, и рапортовали о росте бизнеса, мы создавали большое количество собственных инфоповодов и спецпроектов. У нашей команды был карт-бланш, поскольку одна из задач бизнеса заключалась именно в том, чтобы увеличивать знание о бренде и компании. Наверное, ньюсджекинг стал одним из любимейших инструментов (это оперативная реакция компании на происходящие в мире события), что, конечно, сейчас скорее неуместно, но тогда это помогало нам всегда быть в информационном поле. Однако в 2020-м случилась пандемия, и всю повестку занял исключительно COVID-19, а всю компанию отправили сидеть и работать по домам, но в моем случае это, наоборот, еще больше загрузило новыми задачами и помогло вырасти профессионально.

Хоть мы и сидели на карантине, но были просто завалены работой, потому что такси в 2020-м вдруг стало основным средством логистики и коммуникации

В тот момент компания реализовывала большое количество разных инициатив, в том числе социальных, а мы поддерживали всю эту работу и старались объяснять, что такси в случае пандемии остается одним из безопасных способов передвижения. В итоге, помимо регионального пиара, я стала заниматься и общим и стала брать на себя все крупные инфоповоды. Спустя время мой руководитель перешел в другую компанию, и мне предложили попробоваться на эту позицию, что в итоге получилось.

— Что для вас является главным драйвером в работе в пиаре?

— Как мне кажется, часто в пиар приходят за деньгами и славой, как артисты. Для меня самое важное в работе — это делать такие проекты, за которые будет не стыдно, которые помогают людям и хоть немного меняют этот мир.

Мой главный драйвер — делать красиво, чтобы твоя работа была заметной как вовне, так и внутри компании

Другая важная для меня мотивация — помогать бизнесу. Пиарщик выступает отчасти как бизнес-консультант, но со стороны внешних и внутренних коммуникаций — в тесной связке с маркетингом. Мне нравится, что ты можешь так явно влиять на бизнес-процессы компании, быть для них важным, особенно в кризисные моменты.

Конечно, для профессионального роста очень важны инструменты, которые ты получаешь в процессе учебы, но не менее важно то, что у тебя горят глаза и тебе по-настоящему интересно работать. Это метафизика, но ее видит и чувствует работодатель.

Пиарщики часто жалуются, что в пиаре отсутствует work/life balance, потому что ты работаешь круглосуточно, ведь все время что-то происходит и тебе нужно на это оперативно реагировать вместе с командой. Меня такие ситуации драйвят. Да, поначалу кажется, что все пропало, но хладнокровность в таких ситуациях приходит с опытом. Надо получать настоящий кайф от команды, от компании, от сферы, где ты работаешь, и, к счастью, это моя ситуация.

— Чем для пиарщика интересен опыт работы в быстрорастущих и крупных компаниях, а не в агентствах?

— Когда, например, после агентства я пришла в бизнес, многие процессы стали куда более понятны, поскольку ты быстро и четко реализуешь задачи с весьма очевидным профитом. В компании ты получаешь глобальное представление о том, как устроены бизнес-процессы и как ты можешь на них влиять, и, самое главное, ты окружаешь себя людьми, с которыми не только работаешь, но и дружески общаешься. Это сильно укрепляет командную работу и коммуникацию между отделами в рамках самых разных задач.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Когда бизнес растет активно, в компании много чего происходит, соответственно, много поводов проявить себя и сделать что-то очевидное. У тебя постоянно в работе с десяток проектов, которые ты сопровождаешь или ведешь в быстром темпе, и не возникают вопросы о том, чем ты будешь заниматься через месяц или полгода. Также в крупных компаниях и на динамичных задачах прорабатывается навык делегирования и распределения ролей в команде и между отделами. Пиарщик связан с СЕО, с маркетингом, с поддержкой, с юристами, с GR, c HR и продуктом, который постоянно меняется. Нужно выстроить очень правильную и эффективную цепочку коммуникации внутри компании, чтобы коллеги понимали, какую ты приносишь пользу и когда к тебе нужно обращаться, а ты, в свою очередь, должен уметь рассказать миру о том, что происходит в компании.

Когда работаешь в агентстве, ты отвечаешь за своего клиента, у тебя небольшая команда, подключенная к процессу и получающая готовые задания. Здесь нет глубокого погружения в бизнес, и команда работает оторванно от ключевых процессов компаний. Сейчас я работаю с двумя агентствами, и это обязательно встречи, рассказы, обсуждения. Когда вы вместе вникаете в ситуацию, результат будет более качественным. Скорость и выстраивание рабочих процессов — это то, что отличает работу в агентствах или маленьком бизнесе от работы в крупных компаниях.

Также в большом и динамичном бизнесе важно быть гибким и быстро реагировать, не затягивая согласования, уметь принимать решение на месте и воплощать идею в жизнь. Соответственно, в таких условиях ты быстрее получаешь нужный опыт и развиваешься как специалист с максимальной скоростью, поэтому для меня работа с лидерами рынка стала очень важным толчком в профессии и в жизни.

— Как вы попали в «Яндекс Музыку»? Чем интересны эта работа и эта компания?

— Про «Яндекс» существует много мифических историй о том, что туда невозможно попасть. Честно признаться, не задумывалась о работе в «Яндексе», но меня рекомендовали мои коллеги, работающие там. Я всегда находила классные позиции через коллег и друзей, а не через ресурсы, поэтому личный контакт сразу помогал мне определить, подходит мне эта работа или нет. В «Яндексе» тщательный процесс отбора, поскольку в компании принято принимать решения большим кругом людей, с которым потом предстоит работать. Здесь очень внимательно относятся к составу команды, но, поскольку со мной многие сотрудники уже были знакомы, интервью прошли довольно легко.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я не так давно в «Яндекс Музыке», пока выстраиваю процесс работы с командами и усиленно работаю над тем, чтобы создавать больше позитивных поводов для разных аудиторий. В последний год много чего поменялось во всех смыслах этого слова, но такие вызовы (только меньшего масштаба) возникают каждый год, и когда мне говорят, что этот год сложный, то я вспоминаю все предыдущие: с 2014 года не приходит на ум ни одного легкого года. Все время что-то происходит, и нужно перестраиваться под эти изменения, но для меня это стимул работать интенсивнее, ведь кризис — это всегда повод для новых идей.

— Что при такой занятости вас побудило заняться еще и преподавательской деятельностью на родной программе?

— Честно говоря, предложение читать курс поступило из Вышки, и для меня это было приятной неожиданностью. Первое занятие проводить было очень волнительно. Я сравнивала нынешних студентов и себя в университетское время: сейчас ребята более активные и постоянно задают тон дискуссии. Я считаю, что это очень круто, потому что сильно развивает всех в аудитории, в том числе и лектора. Когда работаешь, ты вроде бы все знаешь и понимаешь, но ходишь по накатанным рельсам. Но когда начинаешь обсуждать, казалось бы, очевидные для тебя вещи с новыми людьми со свежим взглядом, ты по-новому смотришь на задачи, к тому же в процессе донесения информации ты структурируешь собственные познания, конвертируя их в понятный другому человеку алгоритм.

Также мне нравится, что можно делиться разными кейсами, потому что именно они дают представление о том, что такое хороший пиар или не очень. Каждое наше занятие начинается с того, что мы обсуждаем несколько последних новостей, думаем над тем, для чего события были освещены именно таким образом и как это можно использовать с точки зрения пиара.

Мне кажется, что главный результат моей преподавательской деятельности заключается в том, что студенты хотят идти работать в коммуникациях и увлеченно выбирают PR как профессию

Я очень рада находиться в среде людей, которым искренне есть что сказать, им интересно, они задают тебе вопросы, пытаются разобраться и хотят попробовать что-то новое. Раз я смогла кого-то вдохновить на работу в пиаре, значит, все было сделано не зря.