About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Zhanna Medvedeva, graduate of the HSE Faculty of World Economy and International Affairs (WEIA), works as German space company Exolaunch’s Vice President for Launches and was recently named the 2021 Forbes ‘30 under 30’ winner in Science and Technology. In this interview with Success Builder, she explains how and where to study management for the space industry, who will ‘clean up’ near-earth orbits, what the New Space market is and how to develop it in Russia, and much more.

Did you wind up in the space industry by chance, or was it an interest of yours since childhood?

In my school years, I never imagined that I would one day be dealing with outer space. I had completely different goals and interests back then. I studied Chinese from the age of 12, before it became trendy, and it took us two months just to find a tutor. I entered HSE University in 2008 and planned to specialise in Chinese studies because Russian-Chinese relations were developing well at that time. I wanted to focus my knowledge on one of the more applied fields and so I chose a cutting-edge university that kept its finger on the pulse of world events and the global economy.

I pictured myself participating in global processes and taking part in international negotiations as a specialist with foreign language skills. I always viewed languages not as a goal, but as a means of communicating to carry out major projects. I entered the WEIA faculty with a focus on economics because I wasn’t very interested in politics and I wanted to be involved with implementing commercial projects in the future.

What changed when you saw all the hype connected with China?

I spoke Chinese fairly fluently when I came to HSE, whereas all my classmates were studying it from scratch. I was able to take it easy during Chinese classes and use that time to bone up on economic subjects that were more difficult for me. My bachelor’s years coincided with the rise of China, its growing influence on the world economy and the increased media coverage connected with that. We began our studies with a class on the Economy and Politics of China taught by Petr Mozias that introduced me to the country from different angles.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

I consider Petr Mozias one of the best teachers. Students really loved his lectures and I would still love to go back and attend his classes again. We dove right into studying different sectors of the Chinese economy. And, because of the financial news at the time, I was interested in foreign direct investment in the Chinese economy and I wrote my term paper on it. After my second year, we had a research paper competition in which I won a one-year internship in China and went to study in Shanghai.

What was it like seeing the subject of your research with your own eyes?

I had been to China several times before to study the language, but I had always dreamed of going to Shanghai. Now, I was able to go. The university had placed me in the advanced group where I began studying business Chinese. Shanghai is a very dynamic and international city with a huge number of expats. It is also convenient to travel to other Chinese cities from there. I travelled south to Hong Kong, Macau, Shenzhen and Guangzhou. It was one of the best and most intense periods of my life. That year enabled me to see and learn more than I could have from afar and to think about what I wanted to do next.

And what thoughts did you have about your future?

The geopolitical situation was more favourable then and there were so many opportunities that it was difficult to settle on a particular company and industry. Representatives from Ernst & Young, McKinsey and KPMG often visited HSE and offered tempting and promising careers. But they needed applicants with good analytical skills, general erudition and strong English, not fluent Chinese. This didn’t fit my goals exactly.

I started looking at areas in which Russia and China were cooperating most actively at the time — oil and gas, the nuclear industry and space. Oil and gas struck me as too traditional, with a minimum of freedom and creativity.

The nuclear industry seemed to involve potential danger whereas space was romantic

More or less by chance, I wound up in a commercial structure of the Roscosmos state corporation dealing with Russian-Chinese cooperation in the civilian space industry. That was when I began learning about the space industry, practically from scratch.

Why did you take a year off before entering the master’s programme?

I really liked the work, which was inevitable, but I felt that my education was incomplete: I wanted a master’s degree. I also wanted to study under Alexey Mazlov, whose articles I had enjoyed reading and with whom I shared research interests in Sinology. The choice of a programme was also determined by the fact that there was no high-quality education in space industry management available at the time, only an empirical path that I still follow in my current job. I, therefore, allowed myself to continue doing what I liked most — at my favourite university and with the best instructors. And, as a result, I earned a master’s degree in Oriental Studies.

China is very much in the headlines now. Given that interest, aren’t you tempted to return to work connected with China?

It would be interesting to get back into that area, but unfortunately, geopolitical issues currently eclipse economic ones. I dealt with Russian-Chinese relations at Roscosmos in 2013-2014. However, it involved a lot of administrative work and I decided to switch to the department for launching small satellites, which are called secondary or piggyback payloads. That job was more dynamic because the department worked with private companies and engaged in commercial projects. What’s more, I arrived just as preparations were underway for the next launch campaign of the Soyuz-2 rocket and I was immediately invited to accompany the team to the Baikonur cosmodrome. I was thrilled.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

Like any other HSE graduate, I was used to doing everything quickly and efficiently and in a competitive environment. So I was happy to switch over to working on commercial projects. I began by implementing the launch campaign at Baikonur for foreign clients. I handled communication with foreign technical specialists and coordinated the overall logistics. I immersed myself completely in the launch of small satellites and came to realise that this was a very unique and promising area. At that time, the New Space segment was only starting to pick up, and I was growing rapidly along with the market and our team.

Did you have the necessary training in this field, including in physics and technology?

No educational programme exists that prepares specialists specifically for what I am doing now. If I had graduated from Bauman Technical University, I would definitely be a good techie, but I probably wouldn’t have the skills needed to coordinate international commercial projects and I wouldn’t speak foreign languages so fluently.

It doesn’t take a rocket scientist to launch satellites into space

Not having a classical technical education has never been an obstacle for me. My team includes highly qualified engineers who handle the technical side of projects while I focus on overall project management and development of the business and commercial elements. I am responsible to build the business side of the project from scratch, to sign numerous contracts with both the customers and the providers of the launch, obtain licenses and organise the general logistics and communication. From the experience I now have, I understand how the project works from the engineering standpoint, how satellites are built and how the launch process works. You can only learn these things in practice and I am convinced that good fundamental education like that provided by HSE gives you the skills that make it possible to work with and qualitatively analyse information. Most important is the ability to analyse information at any level and to make the right decisions quickly.

What were your first professional duties in the space industry and what are ‘small satellites’?

I first worked with Glavcosmos, a division of Roscosmos responsible for international commercial projects. My job involved launching foreign satellites on Russian Soyuz-2 rockets flying out of the Baikonur and Vostochny launch sites. We launched a very large number of small satellites for clients from the U.S., Canada, Japan and the UK. The New Space market was only just getting started then, and we were able to ‘catch the wave.’

Access to space has traditionally been a prerogative of states. It was no small task to facilitate the launch of small space devices weighing between 1 kg and 250 kg and mostly made by commercial startups. The private segment of the space industry is now called New Space. It is an alternative part of the traditional, so-called Old Space segment. In that system, only states and large corporations could afford to create and launch satellites. Standard approaches to launching small commercial satellites have been developed in recent years, but much is still done on a case-by-case basis because space industry regulations are still very complex.

While I was at Roscosmos, our team completed a very unique mission: in 2017, we prepared and launched 70 small satellites from the Baikonur cosmodrome — a Russian record for the number of satellites launched on a single rocket.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

Sanctions were already in place and, despite our considerable success in Russia, I began thinking about starting an international career in the space industry. I decided to join the team of one of our former clients, the German company Exolaunch GmbH. My job there was to develop services for launching small satellites on the various rockets available. And because the U.S., Japan, India, Russia and certain European countries produce rockets for the New Space segment, I discovered a huge field to which I could apply my unique experience and international education.

What makes the New Space market different? Does it exist in Russia?

Since the very first spaceflight, space has always been an expensive private club, open only to space agencies such as NASA, Roscosmos, ESA, JAXA, etc. that could afford the hundreds of millions of dollars required for the long-term project of creating and launching satellites.

State-owned space companies and corporations had the luxury of spending five to seven years developing a satellite and launching it on a large and expensive rocket. The market has changed now and has become much more dynamic. Today, it is possible to develop and assemble a small satellite in 8-12 months, launch it into space, and within one year conduct full-scale testing of technologies in real space conditions and find commercial applications for them. As a rule, such devices weigh between 10 kg and 250 kg.

The New Space segment in Russia began taking shape in 2012-2014. Roscosmos works with startups and major Russian universities that have space programmes. Roscosmos has a good programme supporting Russian university labs, providing free launches of small scientific and educational devices along the lines of the ‘cubesat’ format.

How is space used primarily?

Much of the work in space is devoted to communications, navigation and ERS (Earth remote sensing). There is currently a large demand from various industries for ERS data obtained from orbit. This data is useful for governments, services that make use of maps, insurance companies, private farms and other private companies. There are now satellites that can track the location of ships and aeroplanes and a growing number of satellites that support IoT (Internet of Things) technology are being launched. The U.S. and Europe have also been launching numerous satellites that measure greenhouse gas emissions from orbit. Many scientific missions and experiments are conducted in orbit, especially for measuring helio-physical parameters, and new technologies are being tested for further use on large equipment. Small satellites make it possible to quickly and inexpensively send new devices into orbit and test their performance.

As space opens up to entertainment, a growing number of satellites are being launched for the “fun factor” they provide

For example, the ALE company of Japan is developing a project called Shooting Stars. Like fireworks, the device releases small spheres made from an alloy of refractory metals that, when they burn up in the atmosphere, create the effect of a meteor shower at a certain time over a particular city or area.

What makes Exolaunch interesting? What does it do?

Exolaunch is a German company that has been operating in the New Space market since 2013. Our main office is in Berlin and we recently opened an office in the U.S. The company organises the launch of small satellites from all of the rockets currently available. It also manufactures the electrical and mechanical systems needed to mount satellites on a rocket and for them to separate successfully once the targeted orbit has been achieved. Exolaunch’s services and technical systems are among the best in the world in the New Space segment. We recently announced one of our largest new projects, the creation of the Reliant space tug. An orbital tug is an autonomous device for delivering satellites to a customised target orbit, one that the carrier rocket cannot achieve for this or that reason. Reliant will also have the function of collecting and removing (deorbiting) space debris from the most popular orbits. This is becoming a very important field in the space industry and Europe is devoting particular attention to it.

 

 200-300 small satellites

are launched in the world annually. In 2013, that figure was only 92

 

There are more satellites in space now than ever before. Most fly in near-earth orbit, 500 km.-1,000 km. above the planet, so there is a fear that they might begin colliding with each other at some point. The danger of colliding with space debris would make launches impossible. Our company will be one of the main participants in the movement to clean up outer space.

Why do you think your career has developed with this particular company?

I joined Exolaunch in 2018 when the company was actively developing and testing key technologies, so the team needed a specialist with experience in organising launches. By that time, I had five years’ experience in Roscosmos structures and a strong understanding of the commercial and organisational processes of the space industry, and I was striving to build an international career. I was a good addition to the Exolaunch team, where I could apply and expand my experience in growing a business in the high-tech field.

I was well acquainted with the industry. I knew all the major players, had built a customer base, signed contracts with customers and planned new launches. I had spent a lot of time at launch facilities, so I was well versed in the preparation and implementation of launch campaigns. I was given major managerial responsibilities for working with clients and launch providers and for increasing the company’s market share. In particular, I began establishing communications with SpaceX in the U.S., which had become the world’s largest launch services provider. In January 2021 alone, we launched 30 satellites from Florida on a Falcon 9 rocket using our systems, and we plan to launch another 30 or so devices in June. I often act as the main supervisor of communication and commercial processes.

Besides the Soyuz rockets, does Russia contribute anything interesting to the global space program?

Russia has loads of specialists and unique products and designs, but we need to learn how to sell space technologies, pay more attention to space industry marketing and conduct more high-quality online broadcasts of launches the way SpaceX does, for example. Russia has enormous commercial potential for space technologies and, with the help of highly qualified sales and marketing specialists, it needs to ‘wrap’ its products and services in an attractive package. Russia also needs to stimulate private space exploration, which is almost non-existent there at present.

It would be great to somehow incorporate your experience in space industry management into the formal educational curriculum.

One of my goals is to popularise the space industry business and the New Space segment on a global level. In particular, I would like to see more people in Russia learn about and begin working in New Space. By my example, I try to inspire young professionals to pursue this calling, which offers great prospects. I also hope that more HSE graduates go to work in the space industry. This would speed up the development of the industry because HSE grads make great specialists.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Жанна Медведева, выпускница факультета МЭиМП, работает Вице-президентом по запускам в немецкой космической компании Exolaunch и недавно стала победителем рейтинга Forbes «30 до 30» в номинации «Наука и технологии». В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, как и где учиться космическому менеджменту, кто будет производить «уборку» земных орбит, что такое рынок New Space, как его развивать в России и о многом другом.

Космос – это случайность? Или ваше увлечение с детства?

В школе я не представляла, что когда-нибудь буду заниматься темой космоса. Тогда были совсем другие цели и интересы. С 12 лет я учила китайский язык, еще до того, как это стало трендом – только два месяца ушло на то, чтобы найти мне преподавателя в те годы. Я поступала в Вышку в 2008-м и планировала специализироваться на китаистике, в это время как раз активно развивались российско-китайские отношения. Хотелось направить свои знания в более прикладную сферу, поэтому я выбрала передовой ВУЗ, который держал руку на пульсе мировых событий, и область мировой экономики.

Я представляла себя как специалиста в международных переговорах со знанием иностранных языков, чтобы участвовать в глобальных процессах. Язык я всегда рассматривала не как цель, а как средство коммуникации и реализации больших проектов. Я поступила на «МирЭк», выбрав экономическое направление, поскольку политика была мне не так интересна, хотелось в будущем заниматься реализацией коммерческих проектов.

Что изменилось, когда вы поняли, что Китай – это хайп?

Я пришла в Вышку с довольно свободным китайским, тогда как все одногруппники учили его с нуля. Для меня занятия китайским стали временем, когда можно немного расслабиться и подтянуть экономические дисциплины, которые мне давались сложнее. Период учебы в бакалавриате совпал с подъемом Китая и его влиянием на мировую экономику, когда новости из Поднебесной занимали уже значительную часть повестки в СМИ. В Вышке у нас начались занятия с Петром Михайловичем Мозиасом по экономике и социально-политическому устройству Китая, которые открыли для меня эту страну с разных сторон.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

На мой взгляд, Петр Михайлович – один из сильнейших преподавателей, студенты очень любили его лекции, я бы и сейчас с удовольствием прослушала его лекции снова. Мы начали погружаться в разные сектора китайской экономики, в связи с финансовыми новостями того периода мне было интересно заниматься направлением прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, и я писала по этой теме курсовые работы. После второго курса у нас был конкурс на научные работы, где я выиграла годовую стажировку в Китае и поехала учиться в Шанхай.

Каково было увидеть предмет исследований своими глазами?

В Китай я поехала не впервые, ранее я несколько раз проходила там языковые стажировки, но о Шанхае только мечтала, и теперь смогла там оказаться. В университете меня определили в продвинутую группу, и я начала учить бизнес-китайский. Шанхай – очень динамичный и интернациональный город с огромным количеством экспатов, к тому же оттуда было удобно путешествовать по другим городам Китая. Я ездила на юг – в Гонконг, Макао, Шэньчжэнь, Гуанчжоу – и проживала один из лучших и насыщенных периодов в моей жизни. Этот год дал мне увидеть и понять больше, чем можно издалека, и позволил подумать о том, чем я хочу заниматься дальше.

К чему привели размышления о будущем?

В то время была более благоприятная геополитическая ситуация, и при таком обилии возможностей было сложно определиться с компанией и индустрией. В Вышку часто приходили такие компании, как Ernst & Young, McKinsey, KPMG, где карьера была заманчивой и многообещающей, однако свободный китайский там был не нужен, скорее – хорошие аналитические навыки, общая эрудированность и английский. Я понимала, что это не совсем соответствует моим целям.

Я начала искать сферу, где на тот момент активно развивалось российско-китайское сотрудничество – нефть и газ, атомная промышленность, космос. Нефтегаз на тот момент показался мне слишком традиционным направлением с минимумом свободы и креативности.

Атомная индустрия показалась чем-то потенциально опасным, а космос, наоборот – романтичным

Относительно случайно я попала в коммерческую структуру Госкорпорации «Роскосмос», которая занималась российско-китайским сотрудничеством в области гражданского космоса, где и началось мое знакомство с космической индустрией практически с нуля.

Почему вы не сразу поступили в магистратуру, а взяли год перерыва?

Мне очень нравилась работа – да и не могло быть иначе, но я ощущала вопрос образования не закрытым, хотелось получить диплом магистра. Мне также хотелось поучиться у Алексея Александровича Маслова, чьи статьи я с удовольствием читала и разделяла его исследовательские интересы в китаистике. Выбор программы также определил тот факт, что качественного образования в космическом менеджменте на тот момент не существовало, был только эмпирический путь, которым я по-прежнему иду на своей текущей работе. Поэтому я позволила себе продолжать заниматься тем, что мне нравится, в любимом университете с сильнейшими преподавателями, и в итоге получила степень магистра востоковедения.

Тема Китая сейчас занимает большую часть новостей. Нет ли соблазна вернуться к делам с Китаем при таком спросе?

Было бы интересно снова этим заняться, но, к сожалению, геополитические вопросы сейчас обсуждаются гораздо чаще, чем экономические. Я занималась российско-китайскими отношениями в 2013-2014 годах в структурах «Роскосмоса», было много административной работы, и я решила перейти в департамент запусков попутных нагрузок, то есть, малых спутников. Работа там оказалось более динамичной, так как отдел работал с частными компаниями и занимался коммерческими проектами. При этом я пришла как раз в фазу подготовки очередной пусковой кампании по запуску ракеты-носителя «Союз-2» и мне сразу предложили поехать с командой на космодром Байконур. Я была в восторге.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Я, как и любой другой выпускник Вышки, привыкла делать все оперативно и качественно, в конкурентной среде, поэтому с радостью переключилась на коммерческие проекты. Начала я с реализации пусковой кампании на Байконуре для иностранных заказчиков, вела коммуникацию с иностранными техническими специалистами и координировала общую логистику. Я полностью погрузилась в запуски малых спутников и поняла, что это очень уникальное и перспективное направление. Тогда сегмент New Space только начал активно развиваться, и я быстро росла вместе с рынком и нашей командой.

Вам хватало знаний для этой деятельности? А как же физика? Технологии?

Нет такого образования, которое могло бы прицельно подготовить специалиста к тому, что я делаю сейчас. Если бы я закончила Бауманку, то точно была бы хорошим технарем, но при этом, скорей всего, не имела бы навыков в координации международных коммерческих проектов, не говорила бы так свободно на иностранных языках.

It doesn’t take a rocket scientist, чтобы запускать спутники в космос

Отсутствие классического технического образования для меня никогда не было препятствием. Сейчас у меня в распоряжении есть команда высококлассных инженеров, которая занимается технической реализацией проектов, пока я занимаюсь общим проектным менеджментом, развитием бизнеса и коммерческими вопросами. От меня требуется выстроить проект с нуля со стороны бизнеса, заключить большое количество контрактов с заказчиками запуска и запускающей стороной, обеспечить лицензии, организовать общую логистику и коммуникацию. В силу накопленного опыта я понимаю, как работает проект с точки зрения инженерии, как строятся спутники, как происходит процесс их запуска. Этому можно научиться только на практике, я убеждена, что хорошее фундаментальное образование, как в Вышке, дает навыки, которые позволяют работать с информацией и проводить ее качественный анализ. Уметь анализировать информацию любого уровня и оперативно принимать правильные решения, это самое важное.

В чем были ваши первые космические обязанности и что такое «малые спутники»?

Сначала я работала в структуре «Роскосмоса» в центре, отвечающим за реализацию международных коммерческих проектов (АО «Главкосмос»), и занималась запусками иностранных спутников на российских ракетах «Союз-2», которые летали с Байконура и Восточного. Мы запустили очень большое количество малых спутников для клиентов из Америки, Канады, Японии, Великобритании . В то время сегмент рынка New Space только формировался, и мы «поймали волну».

Доступ в космос традиционно был государственной прерогативой. Сделать возможным запуски малых спутников массой от 1 кг до 250 кг, которые по большей части разрабатывают коммерческие стартапы, было непростой задачей. Сейчас частный сегмент космической индустрии называется New Space и является в какой-то части альтернативой традиционному космическому сегменту, так называемому Old Space – системе, когда только государство и крупные корпорации могли позволить себе реализовывать проекты по созданию и запуску спутников. За последние годы выработались стандартные подходы к запуску коммерческих малых космических аппаратов, но все равно многое выполняется вручную, поскольку система урегулирования в космической индустрии очень сложная.

В период работы в структуре «Роскосмоса» наша команда реализовала совершенно уникальную миссию – в 2017 году мы подготовили и запустили с космодрома Байконур 70 малых спутников, что стало рекордом для России с точки зрения количества спутников, запускаемых одновременно на одной ракете.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Уже действовали санкции, и несмотря на наш значительный успех я задумалась о том, чтобы начать строить международную карьеру в космической индустрии. Так я решила присоединиться к команде одного из моих бывших клиентов – немецкой компании Exolaunch GmbH. Там мне предстояло развивать услуги по запуску малых спутников на различных доступных ракетах. Поскольку на данный момент в сегменте New Space ракеты производят и запускают такие страны, как США, Япония, Индия, Россия, и страны Европы, то я нашла для себя огромное поле для применения своего уникального опыта и международного образования.

В чем особенность рынка New Space, есть ли он в России?

Космос с начала его первого «посещения» всегда был дорогим закрытым клубом, когда только космические агентства (NASA, Роскосмос, ESA, JAXA и т.д.) могли себе позволить бюджет в сотни миллионов долларов на долгосрочный проект по созданию и запуску спутника.

Космические государственные компании и корпорации имели возможность потратить 5-7 лет на разработку спутника и запустить его на большой и дорогой ракете. Сейчас рынок изменился и стал значительно динамичнее. Сегодня можно в течение 8-12 месяцев разработать и собрать малый спутник, запустить его в космос и за год провести натурную апробацию технологий в реальном космическом пространстве и найти им коммерческое применение. Как правило, масса таких аппаратов находится в диапазоне от 10 до 250 кг.

Сегмент New Space в России начал формироваться в 2012-2014 годы. Роскосмос ведет работу с компаниями-стартапами и крупнейшими российскими космическими вузами. У Роскосмоса есть хорошая программа по поддержке лабораторий российских вузов в части бесплатных запусков малых научно-образовательных аппаратов формата cubesat.

Для чего главным образом используется космос?

Большими сегментами являются связь, навигация и ДЗЗ – дистанционное зондирование Земли. В настоящее время есть большой спрос от разных индустрий на данные ДЗЗ, получаемые с орбиты. Эти данные полезны для государственных заказчиков, сервисов, использующих карты, страховых компаний, частных фермерских хозяйств и других частных компаний. Появились спутники, которые могут отслеживать местонахождение морских судов, самолетов, запускается все больше спутников с поддержкой технологии IoT (Internet of Things). Есть спутники, которые с орбиты проводят измерения объема выбросов парниковых газов, их активно запускают США и Европа. На орбите проводится целый ряд научных миссий и экспериментов, в частности, по измерению гелиофизических параметров, тестируются новые технологии для дальнейшего использования на больших аппаратах. Малые спутники дают возможность быстро и недорого отправить в космос и проверить на работоспособность новую аппаратуру.

Запускается все больше спутников «для удовольствия» – космос стал открыт для сферы развлечений

Например, в Японии компания ALE разрабатывает проект под названием Shooting Stars (англ. – звездопад), это аналог фейерверков, когда аппарат выпускает небольшие сферы из сплава тугоплавких металлов, которые, сгорая в атмосфере, создают эффект звездопада в определенное время над определенным городом или местностью.

Чем интересна компания Exolaunch, чем она занимается?

Exolaunch – это немецкая компания, которая работает на рынке New Space с 2013 года. Наш основной офис находится в Берлине и недавно мы отрыли офис в США. Компания занимается организацией запусков малых спутников на всех доступных ракетах, а также производит свои электрические и механические системы, необходимые для установки спутника на ракету и его успешного отделения на целевой орбите. Услуги и технические системы Exolaunch на сегодня – одни из лучших в мире в сегменте New Space. Недавно мы анонсировали один из наших новых крупнейших проектов – создание орбитального буксира Reliant. Орбитальный буксир – это автономное средство доставки спутников на кастомизированную целевую орбиту, которую по тем или иным причинам не может сформировать ракета-носитель. Reliant также будет иметь функцию сбора и увода (деорбитации) космического мусора с наиболее востребованных орбит. Это становится очень важным направлением в космической индустрии и ему уделяется особое внимание в Европе.

 

 200-300 малых спутников

запускаются в мире ежегодно, в 2013 году цифра составляла всего 92

 

Столько спутников, как сейчас, в космосе не летало никогда за всю историю космонавтики. В основном аппараты запускаются на орбиты в 500-1000 км от Земли в «ближний космос», поэтому есть опасение, что в какой-то момент может начаться неконтролируемое столкновение аппаратов друг с другом. В таком случае запуски станут просто невозможными из-за опасности соударения с полями космических обломков. Наша компания будет одним из основных участников движения по очистке космического пространства.

Как вы считаете, почему ваша карьера в этой компании сложилась?

Я пришла в Exolaunch в 2018 году, когда компания активно развивалась, тестировались ключевые технологии, поэтому команда нуждалась в специалисте с опытом организации запусков. К тому моменту я проработала в структурах «Роскосмоса» пять лет и хорошо понимала коммерческие и организационные процессы в космической индустрии, и я стремилась построить международную карьеру. Я удачно дополнила команду Exolaunch, где я могла применить и расширить свой опыт построения бизнеса в высокотехнологичной сфере.

Я была хорошо знакома с индустрией, знала всех основных игроков, выстраивала клиентскую базу, подписывала контракты с заказчиками, планировала новые запуски. Я провела много времени на космодромах, поэтому хорошо разбиралась в вопросах подготовки и реализации пусковых кампаний. На меня были возложены крупные менеджерские обязанности по работе с клиентами и пусковыми провайдерами, увеличению доли рынка компании. В частности, я начала выстраивать коммуникацию со SpaceX в США, которые стали на данный момент крупнейшим провайдером пусковых услуг. Только в январе 2021 года из Флориде мы запустили 30 спутников на ракете Falcon 9 с нашими системами, еще около 30-ти аппаратов планируем запустить в июне этого года. Я часто выступаю как основной куратор коммуникационных и коммерческих процессов.

Чем интересны в глобальном масштабе российские космические разработки помимо «Союза»?

В России есть масса уникальных разработок и специалистов, но нам нужно учиться продавать космические технологии, уделять больше внимания маркетингу космической индустрии, проводить качественные онлайн-трансляции запусков, как, например, это делает SpaceX. В России есть огромный коммерческий потенциал для космических технологий и с помощью высококлассных специалистов по продажам и маркетологов нужно научиться «заворачивать» продукты и услуги в красивую упаковку. Кроме этого, в России необходимо целенаправленно стимулировать развитие частной космонавтики, поскольку сегодня ее практически не существует.

Было бы здорово ваш опыт космического менеджмента как-то внедрить в фундаментальное образование.

Одна из моих задач – популяризация космического бизнеса и сегмента New Space на глобальном уровне. В частности мне бы хотелось, чтобы в России больше людей знали о New Space и начали им заниматься. Своим примером я стремлюсь вдохновлять молодых специалистов идти в это направление, открывающее большие перспективы. Я также надеюсь, что в космических структурах будет работать больше выпускников Вышки, это благоприятно скажется на темпах развития индустрии, потому что вышкинцы – очень крутые специалисты.