About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Ekaterina Mikhailova graduated from HSE University’s Political Science programme in 2019 and is convinced that the knowledge she gained is relevant to the challenges of modern business. She currently holds the position of Head of Strategic Development at Changellenge. In this interview, she spoke about what political scientists do at HSE University, how HR professionals respond when they have doubts about an applicant, and what soft skills are needed to successfully pass an interview.

Why did you apply to the Political Science programme?

I graduated from high school in Podolsk. It was a preparatory school with an economic focus. I could choose between physics & math, chemistry & biology, or economics, so I chose the latter. Starting in the eighth grade, I became interested in social studies and the humanities, and then in Russia’s domestic affairs. As a result, it wasn’t really a choice as to whether I’d be a techie or in the humanities. As I got closer to the 11th grade, the question arose of where I would study. I had always known that I should go to a top university in Moscow.

My homeroom teacher in school, who taught economics, was the one who told me about HSE University. She said, ‘I know you. This is the place for you.’ It was love at first sight with HSE, from the moment I began the application process. At that time, people could apply to up to five universities. I never wanted to attend Moscow State University; it seemed too conservative. I remember that we also looked at the Financial Academy, RUDN University and the Russian State Humanitarian University as backup options. We came to the HSE campus at Myasnitskaya Street and something just clicked at that moment; as soon as I submitted my documents, I realised there was really only one option for me. Having an electronic queue after the five-hour-long physical queue at RANEPA was out of this world and, in general, the atmosphere of the HSE campus on Myasnitskaya really hooked me.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

Why political science? I have always felt that higher education should be truly interesting. I don’t want to attend classes for four years just to say I did it. Even though my parents are both pharmacists and have been working in their professions all their lives, there was no generally held belief in our family that you should go to college simply because ‘education is useful.’ None of us thought about the university from the point of view of career. Instead, we wanted our studies to give us an answer to the question of how everything works in the world and how to live life in general. Of everything available, I really liked political science a lot because it seemed vital and relevant and like it could provide the best grounding in terms of worldview and the formation of a frame of reference in general. It includes philosophy, political theory, and sociology, and all of this resonated with me. At the Open House, I was impressed by the talk given by Andrei Melville, and the teachers tried to honestly convey their beliefs to the incoming students. It was great. The four years of education I received fully met, and even exceeded my expectations.

What was interesting about the programme once you were actually there?

My impressions of my studies changed from one year to the next. The first two years were extremely challenging. I studied with people who had won Academic Olympics competitions and graduated from the HSE University preparatory programme. They were more capable than the average student and it was tough to compete with them. I still remember the words of Mikhail Mironyuk, who was the programme’s science director at the time. It was August 31, the first day we came together before classes began, and he said, ‘If you think this is going to be easy, then you’ve made the wrong choice.’ I tried to remember these words through the next four years of headaches with homework, classes, and endless political sciences terms.

I really liked the attitude teachers had towards first-year students. The first thing we heard in class was, ‘Good afternoon, colleagues.’ You immediately saw yourself in a completely different way and you tried to live up to that.

The feeling that you are on a par with top-level experts is imaginary, but it gives you a completely different attitude towards the information that you have to learn

Another important thing that inspired me was the freedom and the help you received from all quarters in developing your critical thinking. Nobody tried to force their opinion on you. Nobody told you what was right or wrong. You were given introductory tools for analysis and were expected to draw conclusions yourself. All these features of HSE University and, specifically, the programmes there, have become the most important for me in my life.

How do you rate the programme in terms of applied knowledge?

With regard to my background, my experience is very interesting: as a third-year student, I was a candidate for municipal deputy, which coincided with my interest in politics. Political science is not politics, but it was very interesting to try to understand how what we are told about in political technologies classes actually works. All sorts of internships also helped in this—in political consulting and research projects with foreign universities.

Because this programme is part of the humanities, the emphasis is on soft skills, which make you a competitive candidate in the labour market. If, in the first two blocks of classes, you didn’t learn how to collect and analyse information, critical thinking, and working with sources, then you simply wouldn’t survive the flood of tasks that followed. The most important skill of political science students is the ability to defend their point of view and express their thoughts. Because this is part of the humanities, it constantly leads you to being an excellent communicator, which is very important in a career.

It is equally important to be able to overcome difficulties all the time, which is characteristic of of how HSE University students are trained. You constantly need to learn something new, be able to cope with a million deadlines in one week, learn to structure yourself and overcome your limitations. All of this is an integral part of your life.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

In terms of hard skills, from the outside the bachelor’s programme in Political Science seems like it is purely part of the humanities, but this is not the case. When I was a student, we were divided into two tracks—political management and political analysis. Starting in the second year, we had very difficult courses in mathematics, probability theory, mathematical statistics, and programming in Python. All this was tied to qualitative and quantitative research, with the latter extremely challenging in terms of methods. Now I see that this is necessary for anyone doing business analysis and research for a company, whether sociological, marketing-related, and so on. As a specialist responsible for the strategic development of the business, what is most important to me now is the ability to isolate and collect data according to the methodology and to understand what representative data is. What’s more, I am now doing projects to create an employer brand for companies. We are also developing EVPs, which require both research skills and creativity. As a rule, the research is built entirely on a sociological foundation that was laid for me in my studies of political science.

Did your first attempts at starting a career linked in some way to your education?

I began working during my second year of studies, first in a research project conducted by a graduate of the programme who had left to get a PhD at an American university. I was an apprentice researcher there. Interestingly, this was sociological research. After that, I worked in political consulting, and also worked on research projects at the Agency for Strategic Initiatives. In my third year, I also wrote articles as a journalist for HSE media. In short, I tried my hand at everything I found interesting to get a feel for what I would like to do in the future.

I soon found an internship in the recruitment department of Renault, and have since moved to HR. I joined Changellenge in my third year and, until recently, dealt with HR tasks there. On the one hand, I did a lot in terms of HR analytics, which is essentially a research methodology and working with data. On the other hand, since I had a background in qualitative research, I conducted in-depth interviews and conducted focus groups with employees, which helped me to do some important internal projects for our company (for example, create new values and launch internal corporate media) and make a lot of progress professionally.

Does this mean that not only sociologists, but also political scientists go into HR work?

Of course. For example, we are now hiring researchers for our team. We have two priority profiles for the candidates—those from the HSE University School of Sociology and those from the HSE University School of Political Science because these have a strong foundation in terms of analytics.

How did you end up at Changellenge and what kind of company is it?

My college classmate started working there a little earlier than me and invited me to join the company. She worked in marketing. I worked at Renault at the time and it was a cool internship, but it was coming to an end. I already knew what I was interested in, but I also knew for sure that I did not want to go work for a corporation. That’s why I gladly went to Changellenge as an HR intern, becoming the right hand person to our HR director.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

The mission of Changellenge is to shape the next generation of employees and employers. For the student community, our most famous area is talent development and case championships such as the Changellenge >> Cup Moscow or the Changellenge >> Cup Russia. By the way, HSE University students often participate in them and win. Another area we work in is Graduates. For this, we do projects related to recruitment: internships, leadership programmes, recruitment programmes, One Day Offers, and so on. For our partner companies, we do everything from coming up with the creative concept of the programmes and their positioning and marketing to the moment an employee receives an offer or the final selection stage. As a rule, our partners are major companies from different industries—from IT and telecommunications to oil, gas, and pharmaceuticals. The third area in which Changellenge works is employer branding. This includes the creation of EVP, internal communications, and the formulation of values—in a word, everything connected with the development of corporate culture.

I joined the company a little more than four years ago. In two years, I became Head of HR, and since early 2022, I have been the Head of Strategic Development. I am responsible for the strategic development of the company and its effectiveness. I currently supervise the Head of HR and the Operations team. My career track has shifted a bit towards business strategy, operational management, and business performance improvement.

In terms of the tasks involved, how does your current position differ from HR?

When I was in charge of the HR department, I had full responsibility for the management of my team and we did far more than just recruitment. We worked on client projects in which we developed hiring practices for different companies, conducted quality control, and created a system of relationships with applicants. I also took over the development of the Changellenge corporate culture and internal communications . One of my favorite projects was when we reformulated our corporate values and launched our internal corporate media.

Also, as an HR team, we built up our expertise in HR analytics. This is tracking indicators of motivation, demotivation, eNPS, and turnover—in a word, all the classic metrics of HR. Now I am doing roughly the same thing, but with a greater focus on business development through efficiency and processes, since my position is slightly higher and broader than the HR function alone.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

At the moment, I am responsible for two functions: the strategy of not only the HR department, but also of the entire company, as well as for organisational transformation. This includes the structure of the organisation, improving business efficiency, and studying how business processes work and where they can be redesigned, optimised and simplified. What carried over from Head of HR to Head of Strategic Development is the responsibility for hiring. I make decisions on the final job candidates in tandem with our CEO, Andrey Alyasov. I understand who suits us and who doesn’t, because it is important that the team consists of people who share our values and fit our culture.

Do you encounter any ethical issues in your work? You do work with people, after all.

As a rule, most of the people who come to me for an interview have already gone through several stages of the selection process: the primary screening, telephone interview, interview with the hiring manager and HR manager, and completion of a test task. After that, there is a final interview with me, where I actually make the difficult, demanding decision of whether or not they are suitable.

What is important when hiring? That the candidate has the right hard skills, that he can meet the needs of the business, and also that he is a total match in terms of values, that he fits into the corporate culture

On the other hand, this is about integrating culturally with the team. It is easier to reject someone on the basis of their hard skills if you can point to a low score on the test task. But it is more difficult to say ‘no’ on the basis of soft skills because you understand that it will be difficult for the person in a team. He doesn’t suit us in his communication style, for example. Here it is very important to give the candidate feedback, to really explain to him what he can improve in the future, but at the same time not to offend him and to make sure that your statement is objective.

I have a well-defined methodology that helps me communicate with job candidates. As a rule, all the competencies that we look at are triple tested: in a telephone interview, at a personal interview, and at the final stage. By the end of the selection process, I have some hypotheses about the candidate that I can confirm or refute so that I can be sure we have made the right decision. I also have a principle that helps me a lot—never end the interview until you have a clear understanding of your decision. I would rather talk to the candidate for two or three hours than draw a dubious conclusion.

How do current social and political trends affect the work in the company, in particular in HR and strategy?

Lately it has been very interesting to see how the recruitment market is changing, in particular, how IT candidates are leaving Russia how this has created a new need for them. In early spring, companies took a wait-and-see attitude. The focus shifted from external to internal, to growth and to retaining the team that is already on the job. We had many tasks related to corporate culture and the transformation of companies’ internal communications.

Job applicants now focus on stability. They want a clear understanding of how the employer fulfills his promises, how stable he is and whether he can provide the employee with a trouble-free existence in the company. Prior to this, they were more interested in innovative projects and super interesting tasks. In the new reality, motivation has given way to practicality.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

Inside Changellenge, we have also shifted the focus to slightly restructure the business, to make it more adaptive and flexible. This helped us get through a difficult period. We quickly reassembled the team, refocused on a strategy for moving beyond the crisis, effectively put it behind us and came to the conclusion that we were, in fact, moving to a new organisational structure that would allow us to better focus on our products. This is a very interesting process.

Wouldn't you like to put your experience into a teaching context by sending practicing industry specialists to universities?

I don’t think universities have a shortage of industry professionals on their staffs. When I was a student, there was already a major emphasis on practitioners; it was possible to take applied courses and form the focus of learning on my own. For example, I took a course in political marketing, and when at some point I got to tasks related to marketing, I realised that it was extremely useful and applied material that really works in business. The universal tools that were given to us at the School of Political Science are applicable in various aspects of work.

I went to HSE University several times to visit students of the programme and other universities and taught classes, conducted seminars, and gave workshops on resumes, job search and career building. It’s great that the topic resonates with the students, that they are focused on developing and are working on the quality of their representation. Now I am forming my understanding of what can be shared with students in terms of strategic business development and operational processes. I hope to be useful to them in a new capacity soon.

In my HR work, I have seen a lot of people from different fields, from different universities, and those from the School of Political Science are among my personal favourites in terms of soft skills and a comprehensive worldview. Few people get into Political Science by accident. As a rule, it is a conscious choice, and this already makes a person potentially valuable for a good employer. This is why I advise everyone who is thinking about their career to come to a conscious understanding of what interests them, and to use that as a starting point.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Екатерина Михайлова в 2019 году окончила в Вышке программу «Политология» и убеждена, что знания, которые она получила, релевантны современным бизнес-задачам. Сейчас она занимает позицию Head of Strategic Development в компании Changellenge. В интервью она рассказала, чем в Вышке занимаются политологи, что делают эйчары, если сомневаются в кандидате, и какие soft skills нужны для успешного прохождения собеседования.

Почему для поступления вы выбрали «Политологию»?

Я оканчивала школу в Подольске, это был лицей с экономическим уклоном. Выбирая между физматом, химбио и экономическим классом, я отдала предпочтение последнему. С восьмого класса мне нравились обществознание и гуманитарные науки, потом стало интересно то, как проходят внутренние процессы в нашей стране. Поэтому выбора, быть технарем или гуманитарием, у меня не стояло. Ближе к одиннадцатому классу возник вопрос, куда поступать. У меня всегда было понимание, что это должен быть топовый университет Москвы.

Про Вышку мне рассказала классный руководитель, учительница по экономике, она сориентировала: «Я тебя знаю, тебе точно сюда». С Вышкой у меня произошла любовь с первого взгляда, когда мы пришли подавать документы. В тот момент абитуриенту можно было выбрать пять вузов. В МГУ мне никогда не хотелось, казалось, что это очень консервативное образование, также помню, что мы ездили в Финансовую академию, в РУДН и РГГУ как запасной вариант. В Вышку мы пришли на Мясницкую, в тот момент внутри что-то щелкнуло, и когда я уже выходила со сдачи документов, то понимала, что вариант у меня только один. Электронная очередь после пятичасовой живой в РАНХиГС — это было что-то чудесное, и в целом Мясницкая зацепила своей атмосферой.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Почему политология? У меня всегда было отношение к высшему образованию как к чему-то, что должно быть действительно интересно. Не хочется просиживать время на парах четыре года и получать за это галочки. Несмотря на то что мои родители фармацевты и всю жизнь работают по профессии, в нашей семье не было распространенных убеждений вроде того, что нужно идти учиться ради того, чтобы «образование пригодилось». Никто из нас не думал об университете с точки зрения карьеры, скорее от учебы хотелось получить ответ на вопрос, как все устроено в мире и как вообще жить эту жизнь. Из всего, что можно было выбрать, мне реально очень понравилась политология, потому что мне казалось, что это образование живо и актуально, оно может дать максимально классную базу с точки зрения миропонимания и формирования мировоззрения в целом. Там и философия, и политическая теория, и социология, во мне это откликнулось. На дне открытых дверей я была впечатлена выступлением Андрея Юрьевича Мельвиля, а преподаватели честно пытались донести до абитуриентов то, во что верили. Это было клево. Мои ожидания от образования в полной мере оправдались, и реальность даже превзошла их за четыре года.

Чем интересна оказалась программа на деле?

Мои впечатления от учебы менялись год от года. Первые два курса были диким челленджем. Со мной учились ребята, которые поступали по олимпиадам, окончили лицей Вышки, поэтому были более прокачаны, чем среднестатистический школьник, и соревноваться с ними было сложно. До сих пор помню слова Михаила Григорьевича Миронюка, который был на тот момент научным руководителем программы. 31 августа, в первый день сборов перед началом учебы, он сказал: «Если вы понимаете, что вам легко, значит, вы сделали неправильный выбор». Все четыре года я пыталась пронести эти слова сквозь тернии домашек, пар и бесконечных терминов политической науки.

Что очень радовало, так это отношение к первакам со стороны преподавателей. Первое, что мы услышали на парах: «Коллеги, добрый день». И ты уже сразу совсем по-другому себя воспринимаешь и стараешься соответствовать этому.

Ощущение, что ты на равных с экспертами высшего уровня, условно, но дает совершенно другое отношение к знаниям, которые тебе предстоит перенять

Еще один важный момент, который вдохновлял, — это реальная свобода и помощь в формировании критического мышления, что ощущалось везде. Тебе никто не навязывал мнений, тебе не говорили, как правильно, как неправильно, тебе давали вводные и инструменты анализа, а выводы полагалось делать самим. Все эти особенности Вышки и конкретно программы стали самыми главными для меня по жизни.

Как можно оценить программу с точки зрения прикладных знаний?

Если говорить про мой бэкграунд, то у меня очень интересный опыт: я на третьем курсе была кандидатом в муниципальные депутаты, что пересекалось с моим интересом к политике. Политология — это не политика, но попробовать понять, как работает то, о чем нам говорят на парах по политтехнологиям, было очень интересно. Помогали этому и всякие стажировки — в политическом консалтинге и исследовательских проектах с зарубежными вузами.

Поскольку это гуманитарная программа, то упор делается на soft skills, что делает тебя конкурентным кандидатом на рынке труда. Умение собирать информацию и ее анализировать, критическое мышление, работа с источниками — если ты не научился этому за первые два модуля, ты потом просто не выживешь в потоке задач. Важнейший навык студентов-политологов — умение защищать свою точку зрения и выражать свои мысли. За счет того, что это гуманитарная наука, она тебя постоянно приводит к тому, чтобы иметь хорошо подвязанный язык, что очень важно и в карьере.

Не менее важно уметь постоянно преодолевать сложности, что вообще характерно для системы воспитания студента в Вышке. Тебе беспрестанно нужно учиться чему-то новому, уметь справляться с миллионом дедлайнов на одной неделе, учиться структурировать и преодолевать себя — это неотъемлемая часть твоей жизни.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

С точки зрения hard skills: извне кажется, что «Политология» как программа бакалавриата сугубо гуманитарная, на самом деле это не так. На момент моей учебы у студентов было разделение на два профиля — политический менеджмент и политический анализ. Так, со второго курса у нас шли достаточно тяжелые курсы математики, теории вероятностей, матстатистики, программирования на Python. Все это было завязано на качественном и количественном ресерче, последний в плане методов просто невероятно прокачался. Это, как я вижу сейчас, необходимо для бизнес-анализа тем, кто в компании занимается исследованиями — социологическими, маркетинговыми и так далее. Умение выделить и собрать данные по методологии, понять, что такое репрезентативные данные, — это то, что мне сейчас наиболее релевантно как специалисту, поскольку я отвечаю за стратегическое развитие бизнеса. Более того, я сейчас делаю проекты по созданию бренда работодателя для компаний, мы формируем в том числе и EVP (ценностное предложение работодателя), что требует как исследовательских навыков, так и креатива. Исследование, как правило, строится чисто на социологической базе, которую мне заложили еще на «Политологии».

Были ли первые карьерные пробы связаны с образованием?

Со второго курса я пошла работать, сначала в исследовательский проект, его делал выпускник программы, который уехал на PhD в американский вуз. Я была в нем стажером-исследователем. Что интересно, это был именно социологический ресерч. После я поработала в политическом консалтинге, а также занималась исследовательскими проектами в Агентстве стратегических инициатив. На третьем курсе я еще писала статьи как журналист для вышкинского медиа. В общем, если коротко, то пробовала все, что мне было интересно, и пыталась нащупать, где та сфера, куда хочу дальше двигаться.

Вскоре я нашла стажировку в компании «Рено» в рекрутмент-направлении, с тех пор ушла в эйчар. Я пришла в Changellenge на третьем курсе, до недавнего времени здесь занималась именно HR-задачами. С одной стороны, я очень много сделала с точки зрения HR-аналитики, что по сути является исследовательской методологией и работой с данными. С другой стороны, поскольку у меня был опыт качественных исследований, я проводила глубинные интервью и вела фокус-группы с сотрудниками, что мне помогло сделать несколько важных внутренних проектов для нашей компании (например, создать новые ценности и запустить внутреннее корпоративное медиа) и сильно продвинуться в профессиональном плане.

То есть в эйчар попадают не только социологи, но и политологи?

Конечно. Например, мы сейчас нанимаем к нам в команду ресечеров, из профилей кандидатов у нас есть два приоритетных направления. Первое — это социология Вышки, а второе — политология Вышки, потому что там сильная база с точки зрения аналитики.

Как вы оказались в Changellenge и что это за компания?

Моя одногруппница начала там работать чуть раньше меня и позвала в компанию. Она работала в маркетинге, я на тот момент работала в «Рено», это была крутая стажировка, но она подходила к концу. Я уже понимала, в чем мой интерес, но при этом точно знала, что не хочу идти в корпорацию. Поэтому я с радостью пошла в Changellenge как эйчар-стажер, став правой рукой нашего эйчар-лидера.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Миссия Changellenge — формировать сотрудников и работодателей нового поколения. Для студенческого комьюнити наше самое известное направление — это развитие талантов и кейс-чемпионаты (например Changellenge >> Cup Moscow или Changellenge >> Cup Russia). Кстати, вышкинцы очень часто принимают в них участие и занимают топ-места. Еще одно направление — Graduates, там мы делаем проекты, связанные с рекрутментом: стажировки, лидерские программы, программы найма, One Day Offers и так далее. Для наших компаний-партнеров мы ведем работу от создания креативной концепции программ, их позиционирования и маркетинга и до момента оффера для сотрудника или финального этапа отбора. Наши партнеры, как правило, крупные компании из разных индустрий — от IT и телекома до нефтегаза и фармы. Третье направление работы Changellenge — это employer branding, который включает создание EVP, внутренних коммуникаций, формулирование ценностей — словом, все то, что завязано на развитие корпоративной культуры.

Я пришла в компанию чуть больше четырех лет назад, за два года доросла до позиции Head of HR, а с начала 2022 года являюсь Head of Strategic Development — отвечаю за стратегическое развитие компании и ее эффективность. У меня в подчинении сейчас Head of HR и команда Operations. Мой карьерный трек немного сместился в сторону бизнес-стратегии, операционного управления, повышения эффективности бизнеса.

Насколько нынешняя позиция отличается от HR-направления по задачам?

Когда я возглавляла эйчар-направление, у меня была полная ответственность за менеджмент моей команды, мы занимались далеко не только рекрутментом. Мы работали на клиентских проектах, где выстраивали подходы к найму для разных компаний, вели контроль качества и формировали систему взаимоотношения с кандидатами. Также я взяла на себя развитие корпоративной культуры и внутренних коммуникаций Changellenge. Один из любимых проектов — когда мы переделали наши корпоративные ценности и запустили свое внутреннее корпоративное медиа.

Также мы как HR-команда наращивали свою экспертизу в эйчар-аналитике. Это трекинг показателей мотивации, демотивации, eNPS, текучесть — словом, все классические метрики, которые есть в эйчар. Сейчас я делаю примерно то же самое, но с большим фокусом на развитие бизнеса через эффективность и процессы, поскольку позиция у меня чуть выше и шире, чем просто одна функция эйчар.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

В данный момент у меня в подчинении находятся две функции: я отвечаю за стратегию не только эйчар-департамента, но и всей компании, а также за организационную трансформацию — это организационная структура, повышение эффективности бизнеса, изучение того, как работают бизнес-процессы, где можно их перестроить, оптимизировать и упростить. Из того, что перетекло из позиции Head of HR в Head of Strategic Development, так это история про наем. Параллельно с нашим СЕО Андреем Алясовым я принимаю решения по финальным кандидатам, понимаю, кто нам подходит, а кто нет, поскольку с точки зрения культурного совпадения важно, чтобы команда состояла из тех ребят, кто разделяет наши ценности.

Есть ли какие-то трудности в этическом смысле в вашей работе? Все-таки люди.

Большинство ребят, которые приходят ко мне на собеседование, уже, как правило, прошли несколько этапов отбора: первичный скрининг, телефонное интервью, собеседование с нанимающим менеджером и эйчар-менеджером, а также выполнили тестовое задание. После этого происходит финальное интервью со мной. Затем ко мне приходят кандидаты на финальный этап, где я уже по факту принимаю сложное ответственное решение, подходят они или нет.

Что важно при найме? Чтобы у кандидата были правильные hard skills, чтобы он мог закрыть бизнес-потребность, а также чтобы у него был полный мэтч по ценностям, чтобы человек мог встроиться в корпоративную культуру.

С другой стороны, это история про культурную встройку в команду. Отказать по hard skills проще, поскольку это более оцифрованная история и ты можешь сказать, где кандидат сделал тестовое задание недостаточно хорошо. А вот отказы по софтам куда тяжелее. Потому что ты понимаешь, что человеку будет сложно в коллективе, например он просто не подходит нам по типу коммуникации. Здесь очень важно дать кандидату обратную связь, реально объяснить ему, в чем он может на будущее прокачаться, но при этом не обидеть и сделать так, чтобы твое высказывание было объективным.

В коммуникации с кандидатами мне помогает четко выстроенная методология отбора. Как правило, все компетенции, которые мы смотрим, проходят тройную проверку: в телефонном интервью, на собеседовании и на финальном этапе. К концу отбора я имею какие-то гипотезы по кандидату, которые могу подтвердить или опровергнуть, и я могу быть уверенной, что мы приняли верное решение. Также у меня есть принцип, который хорошо помогает, — не заканчивать собеседование до тех пор, пока четко не поймешь свое решение. Лучше я пообщаюсь с кандидатом два-три часа, чем сделаю сомнительный вывод.

Как актуальные социальные и политические тренды влияют на работу в компании, в частности в HR и стратегии?

В последнее время было очень интересно наблюдать за тем, как меняется рынок найма. В частности, как идет отток кандидатов IT из России и как формируется новая потребность в них. В начале весны компании заняли выжидательную позицию, фокус переместился извне внутрь, на рост и на удержание своей команды, которая уже работает. У нас было много задач по корпоративной культуре, по трансформации коммуникаций внутри компаний.

У кандидатов появился фокус на стабильность, есть запрос на четкое понимание, насколько работодатель выполняет свои обещания, насколько он стабилен и может обеспечить сотруднику в компании спокойное существование. До этого у кандидатов были запросы больше на инновационные проекты и суперинтересные задачи. В новых реалиях мотивация уступила место практичности.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Внутри Changellenge мы тоже сместили акцент на то, чтобы немного перестроить бизнес, сделать его более адаптивным и гибким. Это помогло пройти сложный период, мы быстро пересобрались командой, переориентировались на антикризисную стратегию, эффективно ее закрыли и пришли к выводу, что по факту переходим на новую организационную структуру, которая позволит нам качественнее фокусироваться на своих продуктах. Это очень интересный процесс.

Вам не хотелось бы свой опыт облечь в обучающую обертку и помочь университетам специалистами-практиками из индустрии?

Не думаю, что университеты испытывают дефицит в прикладных кадрах. Когда я училась, уже был сделан большой акцент на практиков, можно было брать прикладные курсы и формировать фокус обучения самому. Например, я брала курс по политическому маркетингу, и когда по работе в какой-то момент дошла до задач, связанных с маркетингом, то поняла, что это был крайне полезный и прикладной материал, реально работающий и в бизнесе. Универсальные инструменты, которые нам давали на «Политологии», применимы в разных аспектах работы.

Я несколько раз приходила в Вышку к студентам программы и в другие университеты и читала лекции, вела семинары, воркшопы по резюме, по поиску работы и построению карьеры. Это здорово, что тема находит отклик у ребят, они нацелены на развитие и работают над качеством своей репрезентации. Сейчас я формирую свое понимание, чем можно поделиться со студентами с точки зрения стратегического развития бизнеса и операционных процессов, надеюсь скоро пригодиться им в новом качестве.

Через меня как через эйчара проходило много людей с разных направлений, из разных университетов, и ребята с «Политологии» входят в мой личный топ по soft skills и цельному мировоззрению. На «Политологию» мало кто попадает случайно, как правило, это осознанный выбор, что уже делает человека потенциально ценным для хорошего работодателя. Поэтому советую всем, кто задумывается о своей карьере, понять, в чем может быть их осознанный интерес, и отталкиваться дальше именно от него.