About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

The past year has made us all think about the importance of health and how vulnerable we can suddenly become during a global problem. Natalia Belova, graduate of the Faculty of Management and now Director of Market Management at Rosgosstrakh Zhizn, knows everything about how to ensure your financial health. In this interview with Success Builder, she explains why the best and brightest enrolled at HSE in the 1990s, the ins and outs of working with such a ‘product’ as human life, and how to be a good mom and a Board of Directors member at the same time.

Although everyone understands that management is essential, most incoming university students have no clear understanding of what it actually is. Why did you choose this major?

Most people don’t really understand what is taught in management programmes and where those graduates later work. My choice of a major was a happy accident. It was much more difficult to choose a major when I applied to university 25 years ago than it is now. For example, my teenage son has the opportunity to get career counselling, which will help him choose a profession based on his abilities and interests. But we didn’t have the Internet: we gathered information through word of mouth and made our choice based on the advice of friends or parents.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

I come from a small science-oriented town in the Urals where many nuclear physicists live and work. In choosing a future profession, many children there took the well-worn path of following in their parents’ footsteps. Notwithstanding my father’s fascinating stories about the half-life of uranium, I didn’t want to become a physicist. I liked foreign languages and everything related to communication. At the same time, with my strong background in math, I could choose something other than a strict humanities major, something more in the middle. After I had already been admitted to a St. Petersburg technical university based on my performance in an Academic Olympics competition, I learned from my extracurricular teacher that a new, very modern and Western-style economics university had opened in Moscow. I decided to take a chance and try my luck on the unknown: I really wanted to go to HSE, no matter what. I was extremely nervous during my entrance exam because it meant that much to me.

How did your parents react to you taking such a risk? At that time, most people in Russia knew almost nothing about HSE.

In was the 90s, a time of rapid changes. Everyone was ready for something new to come along. I was admitted in 1996 when HSE had four faculties — Economics, Management, Law and Sociology. Mine was only the second class at our faculty and no one had graduated yet, so there was no one to ask about the quality of the education or the prospects it offered. And still, we risked it because HSE at that time was something really cool and daring. It didn’t bother us that dormitory accommodations were not provided. We solved all those kinds of questions ourselves: they seemed so unimportant compared to the boost we expected such an education would provide. And I wasn’t the only one looking for that leg up: many of my classmates at HSE had also won various Academic Olympics, and they had come to study there for the same reason. It was an adventure, and one that I have never regretted, even a little.

What did this adventure look like from the inside: who were your teachers and what did they teach?

It was clear from the very first classes that this was not a purely theoretical education. I have always liked the HSE teachers: they are not just academic luminaries, but also business people who know life outside the classroom and understand exactly what to give students so that they can find their place in that world after graduation. They always supplemented theoretical basics with practical cases. There was a lot of interesting and accessible information given that had real-world applications. The lecturers shared their personal experience with us, with the result that I wanted to get into the business world as soon as possible and experience it for myself.

They gave us a stress test by assigning large and complex tasks. They taught us to think outside the box and to meet deadlines

That toughened us up. Under different circumstances, we would never have become who we are now. We learned important life lessons at HSE, how to think in non-standard ways and overcome difficulties.

Did you figure out what management is, where you wanted to work and in what capacity?

The realization of what I was capable of doing and wanted to do prompted me to study further. I entered the Master’s programme at the same faculty. As a Bachelor’s student, I had already started working, but not because I needed the money. It was more for the sake of professional curiosity and experience. I tried my hand at marketing in a real business setting and government agencies. I had a desire to develop further in a large company that had bigger tasks and more career opportunities. This is why I chose Strategic Management: it resonated perfectly with my desires. My parents persuaded me to go on to graduate school, but at the time, I was leaning toward a career in business, figuring that I could always continue my studies later if I wanted to.

How does Strategic Management translate in terms of career?

It leads to a position as a top manager, of course. But if you look deeper, in terms of managerial qualities, then a specialist at this level acquires system analysis skills, which leads to decisions that benefit the company. The Master’s degree programme enabled me to go deeper into the subjects I had studied earlier, to develop new research and analytical skills that were specially sharpened for practical use in business. The strategic focus successfully combined my interest in math with the project work and the data I received and analyzed in the industry. I studied the competition, drew conclusions and drew up a company strategy. Things that I had previously understood only in theory became an actual tool in my hands.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

In the insurance field, what is valued more in terms of management — experience or education?

When I conduct an interview, I look at the whole person. A solid grounding in math is necessary. It provides a framework for thinking so that the person can plunge into the business world possessing logical thinking skills and the ability to find their way around. But product development, product management and marketing are more specialized things that require practice. I also note whether the candidate has experience working in other fields. It’s good when he or she can go beyond the usual way of thinking, looks for more interesting solutions and takes a real interest in the tasks that will have to be solved. I like to give such people a chance to do something in practice and give them an objective, especially an ambitious one.

My area of activity in the company is very creative. We deal with constant changes within the organization, work on improving the entire business structure, come up with new motivations and goals. That’s why the people around me have to be flexible and open to experimentation. I’m glad that universities and HSE are at the forefront of this movement and devote a lot of attention to personal development. Large firms also offer their employees various programmes for developing soft skills. However, I know from first-hand experience that without the right mindset, without communication skills and the ability to work in a team, as well as the ability to finish what you start, it is extremely difficult to be an effective worker. Students who are future specialist need to give this just as much attention as the main classes in their major.

Why did you choose the insurance industry? Did it allow you to establish yourself and grow as a specialist?

My coming to ROSNO was, in a sense, a combination of circumstance that has defined my life. On the recommendation of my teacher, Efim Galitsky, I wrote my thesis on marketing and was given an internship at the ROSNO insurance company. It was one of the market leaders at the time and a trendsetter in the insurance field. The best insurance specialists passed through the ROSNO school and this left an imprint on the company’s corporate culture. Employees wanted to reform and improve the market, and many young managers and marketing specialists were willing to tackle the most daunting tasks. We believed we could do anything, and we were given carte blanche. Of course, the most important thing for a specialist is to be able to do work that is also interesting.

Work occupies the greater part of your life, and so the only way to be happy is to work at what you like and to do it well

Thanks to the fact that I wound up in such a company and team, the work was very inspiring and things worked out well. I learned the insurance business first by doing various types of research as a marketing intern. Within three years, I became the head of my department and moved on to regional projects. After that, I switched to life insurance, which was a whole new area for me. There I worked in sales support and, later, product development.

What is involved in the life insurance line? I suspect that it has a particular significance in Russia, given the level of medical care here.

Life insurance is not new to Russia. It was common during the Soviet era in connection with the official State Insurance company. Almost all Soviet citizens had savings policies, such as those for children. This was essentially life insurance because children would grow up and receive a monetary gift from their parents or grandparents. The insurance industry experienced some disruptions in the 90s, and it wasn’t until the 2000s that regulators took note of the condition of the market. They decided to give life insurance a green light as a separate line of business. This became a kind of renaissance for insurance.

Life insurance is very developed in the West, and it is the most rapidly developing part of the insurance industry in this country now. I sincerely love working with such a ‘product’ as human life, also because I am contributing to a socially oriented business. We create the conditions for people to receive support at the most critical moments of their lives. Whether it is an illness, the loss of loved ones, a wedding or students choosing a university — the person has financial protection.

Personal financial planning is becoming increasingly important these days. It means setting the right goals and having certain constants in life so that you aren’t just bouncing around, but know where you’re headed. Less and less do you hear someone say, ‘A pension?! I won’t live long enough to receive one!’ It isn’t necessary anymore to prove that the quality of life is improving and that people are living longer. People are becoming more aware, responsible for themselves and their loved ones.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

If to look at human life from the standpoint of management, then everyone is a strategist, concerning financial planning as well. Each person must set the course of their life and learn how to manage their budget effectively. This is new, in a sense, for us Russians. The problem in Russia is not with medicine, but with habits in relations to health and personal finances. Unfortunately, most people don’t think about having a financial cushion, although the ‘formula’ for that is very simple: you should spend less than you earn and regularly invest the rest in, say, your future retirement savings. Life insurance helps you deal with your personal finances and manage them correctly to achieve your goals at a certain stage of your life.

As Stolypin said, we live in a country where, in 10 years, everything changes, but after 200 years, nothing is different, so it is understandable that people are not very interested in long-term planning.

The country and the world have changed a lot, but many people think: why bother with savings if there’s inflation and crises and everything will collapse again? If that’s the case, we should just sit still and wait for the crises to come. But nobody lives that way, do they? Everyone wants to be healthy and happy. But time is running out and we don’t achieve our goals. So good life insurance salesmen and financial consultants are very professional people who have a deep understanding of socio-economic phenomena and see how they play out over time. They understand investment options and know tax regulations.

It’s no simple task to find the right solution because each person is different. The type of insurance depends on the person’s values and goals, on the situation with their family and parents. Does he or she have a lot of debt? A regular income? And so on.

A good financial consultant should be something of a psychologist

A good financial consultant knows how to ask the right questions and listen to the client to solve his particular task, make a step-by-step action plan and choose the right financial instruments. Consultation with such a specialist helps you look at your life from the outside and understand your values if they are not very obvious. It is interesting and rewarding work that fulfils a social mission — to make the maximum number of people financially literate and teach them to plan for the future without fearing anything.

How has the pandemic affected the insurance business?

We have seen an incredible surge in attention to the value of human life. Unfortunately, most people spent the past year in a constant state of fear. They were afraid of getting sick, not surviving, losing their loved ones. It makes sense that the demand for life and health insurance has grown. And it was important for our business to answer that need.

According to a joint study by Rosgosstrakh Zhizn and the Invitro medical company, more than half of Russians spent more on their health in 2020. For example, one in four bought medicines underwent a paid medical exam or diagnosis or took a blood or other medical test. During the pandemic, people have taken greater care of their well-being, and for many families, spending on therapeutic and wellness procedures has become a definite part of the budget.

One of our newest developments at Rosgosstrakh Zhizn is an insurance program covering the need for rehabilitation after a serious illness. This includes COVID-19 because the disease often requires a long and difficult recovery period, and no such rehabilitation programmes are widely available from medical institutions. We launched this project with our medical partners at the right time, and it turned out to be a very popular and high-quality product. In the two months it has been available, more than 20,000 people across Russia, including, of course, our company’s employees, have purchased this policy for themselves and their loved ones.

Have gender stereotypes ever hindered your career advancement?

It seems to me that if a woman focuses on her career and does not devote herself to motherhood, she faces no restrictions at all. But even in my case, as the mother of three children, I have not encountered any infringement of women’s rights at work. At the same time, I am the only woman on our company’s Board of Directors, but unlike Western companies, Russian firms do not impose a gender balance artificially.

The percentage of women in top management has become very high over the last 10 years in Russia, and I often see this at conferences and negotiations. A great many women now run small businesses, while men still more often run large corporations.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

I admit that it isn’t easy to be a mother and a manager at the same time — and to do both at the level they deserve. There should be a balance in life. I was never in a hurry to climb the career ladder: I rose from one position to the next very naturally. What’s more, I had to give up on the idea of being perfect. Sometimes, you consciously have to sacrifice something to focus on whatever is the higher priority for you, and to have the time to do it well.

You have gained unique skills and experience over the years. Have you tried teaching?

I tried giving lectures in the business environment, in the company. And starting last year, I have been involved in various projects at my alma mater. And this year I joined the Academic Council of the HSE Marketing and Market Analytics Programme. We have already held several meetings and I find it truly interesting. I have not become an HSE mentor yet, but I might take on that challenge soon. When I returned to university, I felt very inspired to share my knowledge and experience — and I still have a lot to learn myself from different people. Remembering what I was like at the university, I understand how important teachers are for students, especially with their life experience.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Прошедший год заставил всех нас задуматься о цене здоровья и о том, как в одночасье можно стать таким незащищенным перед лицом мировой проблемы. О том, как обеспечить себе финансовое здоровье, все знает Наталья Белова, выпускница факультета менеджмента, а сейчас – директор по маркет-менеджменту компании «Росгосстрах Жизнь». В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, почему в 90-х в Вышку поступали самые лучшие и смелые, в чем специфика работы с таким «продуктом» как человеческая жизнь и каково одновременно быть хорошей мамой и членом правления компании.

Менеджмент для большинства абитуриентов – размытое понятие, хотя всем понятно – дело нужное. Чем вы руководствовались, выбирая направление в вузе?

Люди в большинстве своем не очень понимают, чему учат на факультетах менеджмента и где потом работают выпускники. Могу сказать, что со мной в выборе направления произошла счастливая случайность. Во время моего поступления 25 лет назад было куда сложнее, чем сейчас, определяться с направлением и вузом. Например, у моего сына-подростка есть возможность пройти профориентацию, что поможет определиться с выбором профессии, учитывая его способности и интересы. Мы же делали выбор по совету знакомых или родителей, в отсутствие интернета собирали информацию по «сарафанному радио».

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Я родом из небольшого научного городка на Урале, где живут и работают физики-ядерщики. Многие дети там, выбирая будущую профессию, шли проторенной дорожкой по стопам родителей. Несмотря на увлекательные рассказы папы про периоды полураспада урана, мне не хотелось быть физиком, нравились иностранные языки и все, что связано с коммуникациями. При этом с имеющейся сильной математической подготовкой я могла выбрать не чисто гуманитарное направление, а что-то посередине. Когда я уже была зачислена по олимпиаде в технический вуз в Петербурге, узнала от своего преподавателя по дополнительным занятиям о том, что в Москве открылся новый экономический вуз западного образца, очень современный. Я решила рискнуть и попытать счастья в неизведанном – мне очень хотелось поступить в Вышку, чего бы мне это ни стоило. Уровень моего волнения перед поступлением был примерно равен зашкаливающей мотивации учиться именно здесь.

Как родители отнеслись к такому риску? На тот момент о Вышке большая часть страны ничего не знала.

Это были 90-е, время стремительных перемен, все ждали и в принципе были готовы к чему-то новому. Я поступала в 1996 году, в то время в Вышке было четыре факультета – экономика, менеджмент, право и социология, наш факультет еще даже никого не выпустил, мы были вторым набором. Мнения о перспективах и качестве образования не у кого было спросить. И все равно мы рискнули, потому что Вышка на тот момент была чем-то очень крутым и дерзким. Мы даже не обращали внимания на то, что там не предоставляют общежития, мы сами решали бытовые вопросы, это казалось таким второстепенным по сравнению с драйвом, который ждали от обучения. Драйва хотелось не только мне. В моей группе учились сплошные медалисты, которые точно знали, зачем сюда пришли. Это была авантюра, о которой я ни капли не пожалела.

Как эта авантюра выглядела изнутри: кто преподавал, как и чему учили?

C первых занятий стало понятно, что это не чисто теоретическое образование. Вышка всегда мне нравилась преподавателями – они не просто академические светила, а люди из бизнеса, которые знают жизнь за пределами учебных лабораторий и понимают, что именно дать студентам, чтобы те нашли себе применение после выпуска. Теоретическая база всегда дополнялась практическими кейсами, было много интересного, понятного и прикладного, лекторы делились личным опытом, так что хотелось скорее попасть в бизнес и пощупать его руками.

Нас испытывали на прочность – давали большие и сложные задачи, приучали мыслить нешаблонно и справляться с дедлайнами

Это нас и закалило. В другой ситуации мы бы никогда не стали теми, кто есть сейчас, в Вышке мы прошли хорошую школу жизни, она научила думать вне шаблонов и преодолевать трудности.

И вы разобрались с тем, что такое менеджмент, поняли, где, как и кем работать?

Осознание того, чем я могу и хочу заниматься, побудило меня учиться дальше – я поступила в магистратуру на своем же факультете. Еще в бакалавриате я начала работать, не потому, что мне нужны были деньги. Скорее, ради профессионального интереса и опыта. Я попробовала себя в маркетинге – в реальном бизнесе и в госструктурах, у меня возникло желание развиваться дальше в крупной компании, где есть большие задачи и карьерные перспективы. Поэтому я выбрала именно направление «Стратегическое управление», как мне казалось, оно идеально резонировало с моими желаниями. Родители уговаривали меня учиться дальше, поступать в аспирантуру, но в тот момент я склонялась к карьере в бизнесе, рассудив, что к академической истории всегда могла бы вернуться, если такое желание возникнет позже.

Что предполагает тематика «Стратегическое управление» в плане карьерной реализации?

Должность топ-менеджера, конечно же. Но если смотреть глубже, в плане управленческих качеств, то специалист на этом уровне приобретает навык системного анализа, результатом которого будут являться решения на благо компании. Магистратура позволяла мне глубже прокачаться в освоенных ранее предметах и на этом базисе развивать новые исследовательские и аналитические навыки, специально заточенные на практическое применение в бизнесе. Стратегический фокус удачно объединил матчасть с проектной работой и данными, которые я получала и анализировала в индустрии. Я изучала конкурентов, делала выводы и работала над составлением стратегии компании – вещи, до этого понятные лишь в теории, стали реальным инструментом в моих руках.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Что больше ценится в менеджменте, в частности, в страховании – практика или образование?

Когда я провожу собеседование, то смотрю на человека целостно. Хорошее образование – необходимая матчасть, своего рода каркас для мышления, чтобы человек погрузился в бизнес, обладая логикой и оптикой. А продуктовая разработка, продакт-менеджмент, маркетинг – уже более специализированные вещи, требующие практики. Я также обращаю внимание на то, что у кандидата есть опыт работы в других сферах, хорошо, когда он умеет выходить за рамки привычного образа мышления, ищет более интересной реализации и в целом неравнодушен к тем задачам, которые придется решать. Думаю, надо позволять такому неравнодушному человеку проработать что-то на практике и дать цель, причем амбициозную.

Моя область деятельности в компании достаточно креативная, мы занимаемся постоянными изменениями внутри организации, драйвим всю бизнес-структуру, придумываем новые мотивации и цели, поэтому и люди в моем окружении должны быть гибкими, открытыми к экспериментам. Я рада, что университеты, и Вышка в авангарде этого движения, уделяют развитию личности много внимания, крупные работодатели в свою очередь также предлагают разные программы по прокачиванию софт-скиллов для сотрудников. Однако на практике знаю, что без адекватного мышления, без навыков коммуникации и умения работать в команде, а также умения доводить начатое дело до результата, выстроить эффективную работу крайне сложно. Будущим специалистам нужно уделять этому внимание наравне с основными предметами специализации.

Почему вы выбрали сферу страхования для того, чтобы обосноваться в ней и расти как специалист?

Мой приход в РОСНО в каком-то смысле – стечение обстоятельств, определившее мою жизнь. По рекомендации преподавателя Ефима Борисовича Галицкого я писала диплом по теме маркетинга и попала на практику в страховой бизнес в компанию РОСНО. Тогда она была одним из лидеров рынка и задавала тон трендам в страховой сфере. Через школу РОСНО прошли лучшие специалисты рынка страхования, это наложило отпечаток на качество корпоративной культуры компании – сотрудники болели за идею реформации и улучшения рынка, было много молодых менеджеров и маркетологов, готовых браться за самые сложные задачи. Мы верили, что можем сделать все, и нам давали этот карт-бланш. Конечно, работать и одновременно заниматься интересным делом — самое важное для развития специалиста.

Работа занимает большую часть жизни, и единственный способ быть счастливым в этих обстоятельствах – делать то, что тебе нравится, и делать хорошо

Благодаря тому, что я попала в такую компанию и команду, меня очень вдохновила работа, дело пошло хорошо. Я узнала страховой бизнес сначала как стажер-маркетолог, делая различные исследования, через три года стала руководителем своего отдела и перешла на проекты регионального уровня. После я переключилась вообще на новое для себя направление – страхование жизни и занялась поддержкой продаж, а после – продуктовой разработкой.

Что за направление «страхование жизни»? Подозреваю, у него в России особая специфика ввиду уровня отечественной медицины.

Страхование жизни в России не новая тема, но хорошо знакомая в советское время и связанная с Госстрахом. Почти у всех граждан СССР были накопительные полисы, например, на детей, по сути это и было страхованием жизни – когда ребенок вырастал и получал денежный подарок от родителей или бабушки с дедушкой. В 90-е работа отрасли была нарушена, и только в 2000-е регуляторы обратили внимание на состояние рынка, было решено дать страхованию жизни зеленый свет как отдельному направлению бизнеса. Это стало своего рода ренессансом направления.

На западе практика страхования жизни очень развита, а у нас она является на данный момент самой бурно развивающейся отраслью в страховом бизнесе. Я искренне люблю работать с таким «продуктом», как человеческая жизнь, еще и потому, что двигаю социально ориентированный бизнес. Мы создаем условия, чтобы люди получали поддержку в самые ответственные моменты их жизни, будь то болезнь, потеря близких, свадьба или выбор детьми вуза, у человека есть финансовая защита.

Вопрос личного финансового планирования вообще сейчас становится очень актуальным, поскольку это история про верное целеполагание и определенные константы в жизни, чтобы человек жил не бесцельно, а знал, к чему двигаться. «Пенсия? Да мы не доживем!», – вот так говорят все реже, уже не нужно доказывать, что качество жизни растет и ее длительность увеличивается, люди становятся более осознанными, ответственными за себя и своих близких.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Если говорить о человеческой жизни как о предмете менеджмента, то каждый человек является стратегом, в том числе в отношении финансового планирования. Ему нужно сформировать траекторию развития жизненного баланса и учиться эффективно управлять собственным бюджетом, поскольку для нас, россиян, это тоже в каком-то смысле культура новая. Проблема в России не с медициной, а с привычками в отношении к здоровью и личным финансам. Большая часть населения, к сожалению, не задумывается о финансовой подушке, хотя формула довольно проста: вы должны тратить меньше, чем зарабатываете, а остаток регулярно инвестировать, к примеру, в свои будущие пенсионные накопления. Страхование жизни помогает разобраться с личными финансами и грамотно ими управлять, чтобы достичь целей на определенном жизненном этапе.

Как говорил Столыпин, мы живем в такой стране, где за 10 лет меняется все, за 200 – ничего, поэтому объяснимо, что люди не увлекаются долгосрочным планированием.

Мир и страна сильно изменились, но многие думают: какие накопления, если инфляция, кризис, снова все схлопнется и т.п.? Тогда давайте сядем и будем ждать кризисов – но так ведь никто не живет, согласитесь? Все хотят быть здоровыми и счастливыми, а время уходит, целей мы не достигаем. Поэтому хорошие продавцы страхования жизни и финансовые консультанты – очень профессиональные люди, которые глубоко понимают социально-экономические явления и видят их в перспективе, разбираются в вариантах инвестирования, знают про режимы налогообложения.

Подобрать человеку решение непросто, оно для каждого клиента свое. Страховая программа зависит от ценностей и целеполагания человека, от его текущей ситуации с семьей, родителями, от того, много ли у него кредитов, есть ли регулярный доход и т.п.

Хороший финансовый консультант должен быть немного психологом

Он умеет задать правильные вопросы, выслушать клиента, чтобы решить его конкретную задачу, составить пошаговый план действий и подобрать подходящие финансовые инструменты. Консультация с таким специалистом помогает взглянуть на свою жизнь со стороны и разобраться с ценностями, если они не так очевидны. Это интересная и благодарная работа, у которой есть социальная миссия – сделать максимальное количество людей финансово грамотными и научить планировать будущее, ничего не опасаясь.

Как ситуация с пандемией повлияла на страховой бизнес?

Мы заметили невероятный всплеск внимания к ценности человеческой жизни. Увы, весь прошлый год большинство людей провели в постоянном чувстве страха. Боялись заболеть, не выжить, потерять близких. Логично, что частым запросом стало страхование жизни и здоровья. И нашему бизнесу важно было на него ответить.

Свыше половины россиян в 2020 году в той или иной степени увеличили расходы на поддержание своего здоровья, об этом говорят результаты исследования СК «Росгосстрах жизнь» совместно с медицинской компанией «Инвитро». Каждый четвертый, например, покупал лекарства, проходил платные медицинские осмотры, диагностику и сдавал анализы. В условиях пандемии люди стали тщательнее следить за самочувствием, и траты на терапевтические и оздоровительные процедуры во многих семьях прочно вошли в бюджет.

Одна из наших последних разработок в «Росгосстрах Жизнь» – это программа страхования на случай потребности в реабилитации после серьезных заболеваний. В их числе и COVID-19, ведь перенесенная болезнь часто требует длительного и непростого периода восстановления, а в широком доступе в медучреждениях таких реабилитационных программ нет. Мы своевременно реализовали этот проект совместно с нашими медицинскими партнерами, получился очень актуальный и качественный продукт. Уже за два месяца продаж такие страховые полисы для себя и своих близких купили больше 20 тысяч людей по всей России, включая, конечно, сотрудников нашего офиса.

Мешали ли вам когда-нибудь в карьерном продвижении гендерные стереотипы?

Мне кажется, если женщина выбирает для себя карьеру и не посвящает себя материнству, для нее вообще нет никаких ограничений. На своем примере могу сказать, что даже учитывая то, что я жена и мама троих детей, с ущемлением женских прав на работе я не сталкивалась. Хотя в составе правления нашей компании я единственная женщина. По крайней мере, российские крупные компании, в отличие от западных, не поддерживают гендерный баланс искусственным путем.

В России в последние лет десять доля женщин в топах компаний стала очень высокой, я регулярно с этим сталкиваюсь на конференциях и переговорах. Очень много женщин сейчас руководит малым бизнесом, большие корпорации чаще все же находятся в подчинении у мужчин.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Признаюсь, это нелегко – выполнять роль мамы и руководителя одновременно, да еще и быть на уровне в том и в другом случае. В жизни должен быть баланс, я никогда не рвалась быстро взлететь по карьерной лестнице, мое переключение ролей происходило органично. Кроме того, мне пришлось отказаться от идеи перфекционизма. Иногда осознанно приходится чем-то пожертвовать, чтобы сконцентрироваться на важном и успеть сделать приоритетные для тебя вещи хорошо.

За годы работы вы накопили уникальную экспертизу и опыт. Вы реализуетесь в качестве преподавателя?

Я пробовала читать лекции в бизнес-среде, внутри компании. С прошлого года стала вовлекаться в разные проекты, связанные с жизнью родного университета, а в этом году вошла в академический совет программы «Маркетинг и рыночная аналитика». Мы уже провели несколько заседаний, и я чувствую, что мне действительно интересно этим заниматься. Пока я не участвую в жизни Вышки как ментор, но для меня это может стать вызовом в ближайшее время. Вернувшись в университет, я почувствовала большое вдохновение к тому, чтобы передавать знания и опыт, и самой еще многому учиться у разных людей. Вспоминая себя студенткой, я понимаю, как в момент учебы для студента важны преподаватели, особенно с их живым опытом.