• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Ekaterina Plastinina

Graduated from the HSE Faculty of Management, currently the Faculty of Business and Management, in 2012.

The same year, Plastinina was accepted into Sotheby’s Institute of Art, studying Art Business, as well as several European languages.

She founded and currently co-owns the art agency Alma Arts, and is also an art consultant and collector.

Ekaterina is an avid traveller and a fan of Bikram Yoga.

«All business ideas are meaningless until you bring them to life»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given

Working with fine art is not only about well-known artists and beautiful paintings; it also requires precise calculation, analysis, management, and even psychology. Art can be a business, and an entirely interesting business at that. HSE alumna Ekaterina Plastinina, who founded and co-owns the art agency Alma Arts, sat down with Success Builder to discuss how to become a connoisseur of the auction business, how to successfully purchase a painting, and why Dubai is better than London.

Why did you go to Sotheby’s Institute of Art in London? After all, the master’s programme at HSE was jointly developed with Sotheby’s.

When I graduated from HSE, the university was only just launching the master’s programme with Sotheby’s. Plus I had been planning to move to London for a long time, so I decided not to change my plans. For me, moving was the right thing to do – professional growth, job prospects, language mastery, a new atmosphere… Also, London is truly the heart of the art market.

What made you decide to study art after graduating from the Faculty of Management?

I’ve always been really interested in art. When I was a student at HSE, I did an internship in the PR division of the Pushkin Museum, and after moving I got some professional experience at a few galleries in London. I have always wanted to combine my management experience with art – that is, to apply my professional knowledge to something that has always captivated and inspired me.

What’s it like studying at Sotheby’s compared to HSE?

 

3 million

 is how much Ilya Kabakov’s painting The Bug sold for in London in 2008, making Kabakov’s work the most expensive of any Russian artist alive today

Source

 

Studying at HSE is structurally different than at other Russian universities, and the teaching style is more similar to that of the West, so when I started studying in my master’s programme at Sotheby’s, it was easy for me to become acclimated to the academic process, which might not be the case for other students from Russia. As concerns English, HSE has a strong language programme, so passing the IELTS wasn’t a problem for me.

Studying at Sotheby’s is different in that academics are really aimed at self-development. More time is devoted specifically to self-education. Students spend their time at the library and conduct their own research, while teachers are viewed more as mentors. There are no homework assignments that have to be checked and turned in by a certain deadline. We were given essays, but instructors were mostly looking at our ability to analyse the art world, particularly the art business. As students of the Art Business programme, we visited tons of galleries and went to art exhibitions all over Europe. We were also given the opportunity to attend a lot of interviews and lectures by professionals in the art business.

What particular professional skills did you acquire there?

The main bonus of studying at Sotheby's – like at HSE – is the other students you meet. The people who surround you as a student become incredibly important down the road. A lot of my friends from the institute have also become my business colleagues, and not just graduates of the institute in London, but from departments in other cities as well, New York being one example. As a student, you build a unique network of contacts that you can’t build anywhere else. The art world is very small, especially in London, which is why the people who stay in the art world work side by side and carry out a lot of their projects together.

What’s the art market like? And what kind of business does it facilitate?

It mostly concerns selling art through galleries, auctions, exhibitions, and art fairs, the last of which is generating more and more turnover. Whereas before, London would host three or so art fairs a year, now the number has grown to between seven and 10.

The colossal turnover the art market generates largely depends on the private sales of dealers, as well as galleries and auction houses.

Phot by Leeroy Johnstone

Is there a difference between your business and that of art dealers?

An art dealer is a person who buys and resells works of art. We are consultants. We have agreements with the artists who are represented in our catalogue. We represent them and sell their work, but not only privately. We act more as agents and consultants on contemporary art, also providing services on the placement of art pieces. Plus we create modern interiors all around the world. We are currently finishing up the interior of a restaurant in Dubai, for instance.

Looking at the Russian art market with western eyes, how does the Russian market differ from the London market, for example?

In the West, art is bought more willingly than in Russia, so to speak. In Europe, for example, art is traditionally perceived as a long-term investment; after all, its value grows over the years. Also though, several collectors have had quite unsuccessful experiences investing in art, and this happens quite regularly. As concerns Russia, there are simply no stable opportunities to invest in art.

How do you check the authenticity of a work of art?

London and New York have special foundations and associations that are able to confirm the authenticity of a work of art. One example is the Andy Warhol Foundation.

The history of a work of art is also very important. In English this is called provenance. There’s currently a problem surrounding art that was confiscated by the Nazis. During the war, these works were not only taken from Jewish families, but from Jewish collectors as well. Before, if these paintings ended up at an auction, the price couldn’t increase very much. And the opposite could occur; if a painting had a perfect reputation, was exhibited frequently, and belonged to well-respected collectors, the ultimate price could exceed the auction house’s expectations. Currently, art that was stolen during the war is gradually starting to be sold without any look at the past. This is due to changes in collectors’ relationships.

The more time you spend reflecting on something, the less likely it is it will work out

But if there are any gaps in a painting’s chronology, it’s dangerous to take it to an auction because you could lose a lot of money. An auction opens up information about a work of art to the entire world, and any name that was associated with a painting can demand restitution at any point in time. Such cases have come up, and I’m sure we’ll experience them in the future.

Even though someone, say, put down several thousand pounds for it at an auction?

Right. There was an instance involving the Chinese government, when a collection of Chinese art was put up for auction in London. China declared it had a right to these works because they were stolen and were considered national heritage. After the scandal, the works were returned to China.

How is the internet of the 21st century affecting the work of art institutions?

The art business is gradually adapting to the internet. The auction house Sotheby’s, for example, broadcasts auctions on its website now, and you can bid online during the auction. 
At the university, we watched auctions right on the website, and this is how we studied the auction business and the public’s reaction. I would thoroughly analyse the results of the auctions and write material for a Russian-language newspaper in London. I also wrote articles about exhibitions and auctions for the website Russian Gap, which allowed me to get a taste of journalism.

Photo by Leeroy Johnstone

In the business I’m in, it’s really important to know about trends and keep your eye on the sales that take place at several auctions so you can analyse the results. Something unbelievable might happen, and thanks to an unexpected trend, the price could rise to several times the appraised value.

I’ve always wanted to know what role the guy with the gavel plays during an art auction. Is he just a showman or does he really have an impact on the process?

An auction is a performance of sorts with its own characters and conflicts. Everything depends on the person carrying out the auction – they might engage the public by putting on a real show, or they might just go through the lots without really leaving people with a memorable evening. First and foremost, the auctioneer has to be an active leader and involve the public to make sure a certain spirit is created in the room. A good auctioneer is able to recognize practically everyone at the auction, having known them for a long time or simply having seen them at the preliminary showing of the paintings, which the auction house carries out a week before the event. The psychology of it all is very important when selling artwork.

What role does a psychological approach play when interacting with a client?

It’s good to be tactful and sincere since you’re talking with people directly. And if you yourself aren’t interested in the sale of a painting, it’s better to not take on the endeavour. A lot depends on the art dealer or consultant, but as for me, I can say that when I buy a painting, even though I’m a beginning collector, I only listen to myself. My main motivation is my own personal preference.

 

~$380 bln

is the annual turnover of the art market. The Russian market is estimated at $1.5 billion

Source

 

What about taking a subjective approach towards modern art? I’d think that it’s totally impossible to look at it objectively.

As for one’s personal perception, yes. But a sale also depends on whether a person is buying a painting as an investment or simply because they like it personally. If a consultant says that it’s an excellent investment for the coming 10 years, then a business-minded person might acquire the painting for the sole purpose of investing, i.e., there will be no emotion involved.

What’s more important in your business, really understanding art or being a good manager?

Management is the basis of any business, which is why HSE was a good platform for me as concerns organizing my own business. The school taught me to manage my time and my own effectiveness.

In our field, a knowledge of art plays a key role, but my business partner and I don’t only use this art knowledge in our projects; it also make it easier to work in architecture, interior design, sales, marketing, and PR.

How did you ultimately decide to start your business? After all, it comes with certain risks and investments.

There’s a saying I really like – ‘risk it all once and you might end up being happy for the rest of your life.’ I believe that the more time you spend reflecting on something, the less likely it is it will work out. That’s why as soon as my partner and I got the idea for our joint business, we decided to carry it out right here. The basis of any business is confidence and a clear understanding of what you do. From the very get-go, we knew what we wanted to do and how we wanted to represent our artists. Throughout the entire process, we dealt with all difficulties and issues right as they would arise. The main thing is not putting anything off for later. Before that, I had other projects in the works, and the only thing I can say as far as advice is concerned is to never put anything off. Do it, take risks, and bring your ideas to life. All ideas are meaningless until you bring them to life.

How do you like Dubai? What is it about Dubai that makes you prefer it to London?

I’ve always been drawn to new markets, and there are a lot of professional opportunities here. To make it in the art business in London, you have to spend many years working without a whole lot of profit. The reason for this is the level of competition and a general inability to bring something new to the industry. After all, all of the best art businesses in the world are based in London. But when I travelled to Dubai for a few exhibitions, I understood that there is a niche here offering a host of art and design opportunities. This is why I decided that Dubai would be a platform for me to uncover new ideas. There are a lot of people here who are open to art. The Dubai Design District just opened, for example, so there’s an entire region for galleries, design studios, and new fashion brands. Alserkal Avenue, the largest platform for contemporary art in Dubai, has also opened up new pavilions. A real art boom is currently underway here, and I want to be at the very heart of it. But the local art market also has certain boundaries you have to factor in. There are, for example, a number of things we don’t sell: nudes, works that might offend local traditions, or artwork with any religious theme.

Phot by Leeroy Johnstone

In what way do you work with artists?

I initially had a circle of artists that I potentially wanted to represent as their contemporary art and design consultant. For me, this circle started coming together back when I was a student in London, and the majority of the artists we represent come directly from my Sotheby’s connections. It’s important not only to sell budding talent, but to develop it as a creative identity as well, thereby making people want to see the work and buy it now and in the future. You need a certain PR approach here. Of course, artists can take the social networking route, but you have to be unbelievably lucky when it comes to selling your work this way. Selling art is a business, and we prefer to leave the creative side to our artists while we take on the marketing aspects.

Do you hope to strengthen your ties with your alma mater?

We are actually in talks with the HSE Alumni Association on a joint project. We’d like to get involved with the joint master’s programme between Sotheby’s and HSE and share our experience. HSE is really dear to me, and I’m always happy to take part in university life and in any special projects that give alumni the chance to interact with current students.

We’ve already proposed becoming HSE’s representative in the United Arab Emirates, which is of course a huge honour for me.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Екатерина Пластинина

Окончила факультет менеджмента НИУ ВШЭ (сейчас — факультет бизнеса и менеджмента) в 2012 году.

В том же году поступила в Sotheby’s Institute of Art и училась по специальности «Арт-бизнес», параллельно изучая несколько европейских языков.

Основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts, консультант по искусству, коллекционер.

Активная путешественница, фанат бикрам йоги.

«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.

Почему вы поехали в лондонский Институт искусств Sotheby’s (Sotheby’s Institute of Art), ведь в Вышке есть магистерская программа, разработанная совместно с тем же институтом?

Когда я заканчивала Вышку, программа магистратуры с институтом Sotheby’s только появилась, а переезд в Лондон я планировала давно, так что решила не менять свои планы. Для меня переезд был правильным шагом — профессиональный рост, перспективы, язык, новая среда. К тому же, Лондон — это сердце арт-рынка.

Почему, окончив факультет менеджмента, вы выбрали именно искусство?

Искусство всегда вызывало во мне большой интерес. Во время учебы в Вышке я проходила практику в PR-отделе Пушкинского музея, а после переезда получила профессиональный опыт в нескольких галереях Лондона. Мне всегда хотелось совместить опыт менеджмента с искусством, то есть применить профессиональные знания к тому, что меня захватывало и вдохновляло.

Как учат в Sotheby’s по сравнению с Вышкой?

 

3 млн

за такую сумму была продана в 2008 году в Лондоне картина Ильи Кабакова «Жук». Таким образом Кабаков стал самым дорогим из ныне живущих российских художников

Источник

 

Учеба в Вышке по структуре сильно отличается от учебы в других российских вузах и более похожа на западную, так что когда я начала учиться в магистратуре в Институте Sotheby’s, встроиться в учебный процесс мне было легко, в отличии от других студентов из России. Что касается языка — в Вышке сильная языковая база, поэтому сдача IELTS для меня не была проблемой.

Учеба в Институте Sotheby’s отличается тем, что направлена на саморазвитие. Больше времени уделяется именно самообразованию. Студенты проводят время в библиотеках, делают свои исследования, а учителя выступают в виде наставников. Там нет домашних заданий, которые проверяются кем-либо или должны быть сданы в срок. Нам задавали эссе, но больше проверялось умение анализировать арт-мир и арт-бизнес в частности. Обучаясь именно на программе «Арт-бизнес», мы посещали многие галереи, ездили на арт-выставки в Европе. Нам предоставлялась возможность присутствовать на многих интервью и лекциях профессионалов арт-бизнеса.

Какие особые профессиональные навыки вы там приобрели?

Главный бонус, который ты получаешь после учебы в Sotheby’s, такой же, как и в Вышке — это твои коллеги по институту. Люди, которые тебя окружают во время учебы, становятся невероятно важны в дальнейшей жизни. Многие из моих друзей по институту стали моими коллегами в бизнесе, причем не только выпускники лондонского института, но и из филиалов других городов, например Нью-Йорка. Во время учебы строится уникальная сеть контактов, которую невозможно построить где-либо еще. Арт-мир очень маленький, особенно если говорить о Лондоне, поэтому люди, которые остаются в нем, работают бок о бок и ведут многие проекты вместе.

Арт-рынок — какой он? И что за бизнес произрастает на его почве?

Это продажа искусства через галереи, аукционы, выставки и арт-ярмарки. Последние сейчас набирают все большие обороты. Если раньше в Лондоне было по три арт-ярмaрки в год, то сейчас — семь—девять.

Весь колоссальный оборот на рынке искусства в основном опирается на частные продажи дилеров, галерей и активность аукционных домов.

Фото: Лирой Джонстон (Leeroy Johnstone)

Есть разница между вашим бизнесом и арт-дилерами?

Арт-дилер — это человек, который покупает и перепродает предметы искусства. Мы — консультанты. У нас есть договоренности с художниками, представленными в нашем каталоге. Мы их предствляем и продаем, но не только в частном порядке. Выполняем скорее роль агентов и консультантов по современному искусству, оказывая услуги по размещению арт-объектов, а также создаем современные интерьеры по всему миру. В данный момент мы завершаем интерьер ресторана в Дубае.

Если посмотреть с Запада на российский арт-рынок — чем он отличается от лондонского?

На Западе искусство покупается более охотно, чем в России. К примеру, в Европе искусство традиционно воспринимается как долговременная инвестиция, ведь оно с годами растет в цене. Кроме того, на русском арт-рынке отразились неудачные эксперименты по вложению в искусство у некоторых коллекционеров — в последнее время они происходят с завидным постоянством. Если говорить о России, здесь нет возможностей продавать искусство стабильно.

Как проверяется подлинность предмета искусства?

В Лондоне и Нью-Йорке существуют специальные фонды и ассоциации, которые могут подтвердить подлинность объекта, например, фонд Энди Уорхола.

Также очень важна история предмета искусства. Это то, что по-английски называется «provenance». Сейчас есть проблема с искусством, конфискованным нацистами. Такие предметы искусства были отобраны у не только еврейских семей, но также у европейских коллекционеров во время войны. Раньше, если такие картины появлялись на аукционе, цена не могла существенно вырасти. И напротив, если у картины идеальная репутация, она много выставлялась и принадлежала уважаемым коллекционерам — конечная стоимость могла превзойти ожидания аукционного дома. На сегодняшний день искусство, украденное во время войны, постепенно начинает продаваться без какой-либо оглядки на прошлое из-за изменения отношения коллекционеров.

Чем больше тратишь время на раздумья, тем меньше вероятность того, что что-то получится

Но если в родословной картины есть какие-то пробелы, с ней опасно идти на аукцион, так как можно потерять большие деньги. Аукцион открывает информацию о предмете искусства всему миру, и любая фамилия, которая имела отношение к картине, в любой момент может потребовать реституции. Такие случаи имели место, и мы столкнемся с ними еще не раз.

Несмотря на то, что кто-то, скажем, выложил на аукционе за нее не одну тысячу фунтов?

Верно. Однажды была подобная история с китайским правительством, когда была выставлена коллекция китайского искусства на аукционе в Лондоне. Китай заявил свои права на эти объекты, потому что они были украдены и являлись их национальным достоянием. После скандала предметы были возвращены на родину.

Как интернет-структуры ХХI века влияют на работу институтов арт-рынка?

Арт-бизнес постепенно адаптировался к интернету, например, аукционный дом Sotheby’s транслирует торги на своем сайте, можно делать ставки на лоты онлайн, непосредственно во время торгов.

В университете мы смотрели аукционы прямо на сайте и таким образом изучали реакцию публики и аукционное дело. Я тщательно анализировала результаты аукционов и писала материалы для русскоязычной газеты в Лондоне. Я также писала статьи для портала Russian Gap о выставках и аукционных историях, что позволяло мне проявить себя в журналистике.

Фото: Лирой Джонстон (Leeroy Johnstone)

В моем деле очень важно знать тренды, которые можно проследить, наблюдая за продажами на нескольких аукционах сразу и анализируя их результаты. Иногда может произойти невероятное, и благодаря неожиданному тренду цена может вырасти на несколько порядков от оценочной цены.

Всегда хотела узнать, какова в продаже искусства роль мужчины с молотком — он шоумен или действительно влияет на процесс?

Аукцион — это своего рода представление, со своими героями и переживаниями. Все зависит от человека, который проводит аукцион — он может задействовать публику, сделав настоящее шоу, а может просто пройтись по лотам, не оставив особого воспоминания от проведенного вечера. Аукционщик в первую очередь должен быть активным ведущим и вовлекать публику, чтобы в зале, где проходит аукцион, был кураж. Хороший аукционщик узнает в лицо практически всех участников торгов, зная их долгое время или просто заметив их на предварительном показе картин, который аукционный дом проводит за неделю до торгов. Психология вообще очень важна в продаже искусства как инструмент.

Какую именно роль играет психологический подход к клиенту?

Полезно владеть методами тактичного и искреннего убеждения, ведь вы разговариваете с человеком напрямую, и если сами не заинтересованы в продаже картины, лучше не браться за продажу. Многое зависит от арт-дилера или консультанта, но могу сказать по себе: когда я покупаю картину, хотя я и начинающий коллекционер, то слушаю только себя, и главная мотивация: «нравится — и все тут».

 

~$380 млрд

составляет годовой оборот мирового рынка искусств. Российский рынок в оценивается в 1,5 миллиарда долларов

Источник

 

А как насчет субъективного восприятия современного искусства? Мне кажется, что его объективно оценивать вообще невозможно.

В случае личного восприятия — да. Но продажа также зависит от того, покупает человек картину как инвестицию или только для того, чтобы лично наслаждаться ею. И если консультант скажет, что это отличное вложение на ближайшие 10 лет, то человек с бизнес-складом ума может приобрести картину без участия эмоций.

Что важнее в вашем бизнесе: разбираться в искусстве или быть хорошим менеджером?

Менеджмент — основа любого бизнеса, поэтому Вышка стала для меня хорошей платформой для организации собственного дела, научила распоряжаться временем и собственной эффективностью.

В нашей области знание искусства играет ключевую роль, но мы с бизнес-партнером применяем на проектах не только специфику арт-знаний, но и легко ориентируемся в архитектуре, интерьере, продажах, маркетинге и пиаре.

Как вы решились стартовать? Ведь бизнес — это определенные риски и вложения.

Есть хорошая фраза — «Однажды рискнув, можно остаться счастливым на всю жизнь». Моя позиция заключается в том, что чем больше тратишь время на раздумья, тем меньше вероятность того, что что-то получится. Поэтому, как только нам с моим партнером пришла идея нашего совместного бизнеса, мы решили тут же ее реализовать. Четкое понимание и уверенность в том, чем ты хочешь заниматься — основа любого бизнеса. Нам сразу стало понятно то, что мы хотим делать и как представлять наших художников. Все трудности и вопросы, которые возникали в процессе, мы решали по мере поступления. Главное — ничего не откладывать на потом. До этого я планировала и другие проекты, и единственное, что могу сказать в качестве совета — не откладывайте, а делайте, рискуйте, воплощайте в жизнь свои идеи. Все размышления пусты, пока не попробуете что-то на деле.

Как вам работается в Дубае? И почему вы предпочли этот город Лондону?

Меня всегда привлекали новые рынки, и в профессиональном плане тут много возможностей. В Лондоне, чтобы преуспеть в арт-бизнесе, нужно много лет проработать без особой прибыли. Причина — конкуренция и отсутствие возможности привнести что-то новое в индустрию, ведь там находятся все самые известные в мире институции арт-бизнеса. Когда я приезжала в Дубай на выставки, я понимала, что здесь есть ниша для возможностей в разных областях искусства и дизайна. Поэтому решила, что именно Дубай будет для меня площадкой раскрытия идей. Здесь очень открытые к искусству люди — например, сейчас открылся Dubai Design District то есть целый район, где будут сосредоточены галереи, дизайн-студии и новые бренды моды и дизайна. Alserkal Avenue, самая большая площадка для современного искусства в Дубае, также открыла новые павильоны. Здесь сейчас происходит настоящий арт-бум, и хочется быть в самом его центре. Но есть также и определенные рамки местного арт-рынка, которые приходится блюсти: мы, к примеру, не продаем изображения обнаженных тел, объекты, которые могут оскорбить местные традиции, а также картины на любые религиозные темы.

Фото: Лирой Джонстон (Leeroy Johnstone)

Как вы работаете с художниками?

У меня изначально сформировался круг художников, которых я хотела потенциально представлять как консультант по современному искусству и дизайну. Этот круг для меня начал формироваться еще во время учебы в Лондоне, и большинство представляемых нами художников пришли именно от связей с Sotheby’s. Начинающий талант важно не только продать, но и развить как творческую личность, чтобы его захотели видеть и покупать сейчас и в дальнейшем. Тут нужен особый PR-подход. Конечно, для самого художника есть путь соцсетей, но тут надо быть невероятно удачливым, чтобы продать свою работу. Продажа искусства — это бизнес, и мы предпочитаем оставить творческую часть нашим художникам, не обременяя их маркетинговой стороной.

Не хотелось бы укрепить связь с alma mater?

С Ассоциацией выпускников мы как раз обсуждаем совместный проект — мне бы хотелось в рамках магистерской программы «Sotheby’s» в Вышке поделиться своим опытом. Вышка мне очень дорога и близка, я с радостью буду участвовать в жизни университета и специальных проектах, которые могут объединить выпускников и нынешних студентов.

Сейчас мне предложили стать представителем Вышки в Арабских Эмиратах, что, безусловно, является для меня большой честью.

Все материалы рубрики