About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Anna-Marie Sargsyan not only graduated with honours from the Master’s programme Marketing Communications and Advertising in Modern Business but also went on to teach the course and later opened a business school in her native Armenia where she teaches future marketing professionals. In this interview with Success Builder, she explains why foreign students choose HSE University programmes, why a marketing professional always has an ‘ethnic’ aspect and how a business can find a common language with clients who have seen it all.

What did you find attractive about marketing as a field and Russia and HSE programmes in particular?

I have always been interested in the stories of famous brands and how they achieved success. I was certain that I would find a job in a large corporation that I would likely end up owning. I idealised the future, but this gave me the ambition and strength to overcome difficulties. I wanted to lead and direct, so I chose to study management at the Faculty of Public Administration at Yerevan State University where it was possible to study my major at different levels of responsibility. At that time, I didn’t think about marketing and didn’t even know that it was part of management. What we studied was probably closer to economics.

I once happened to read a book by Philip Kotler that I thought would be full of boring facts about economics, but which actually contained interesting case studies about successful brands.

I realised that there is a profession in which you study others’ success and deconstruct it to identify the pertinent details

Then, as an experienced specialist, you can turn these details into tools to apply to other cases according to the specified parameters. This is a marketer, and that’s exactly what I wanted to be!

Then I began looking for universities where I could get a high-level education in marketing. I was thinking of going to Europe, but it turned out that HSE had created one of the top programmes in Eurasia, and so I could study in Russia. Reviews from graduates and employers played the final role in my choice of a programme. HSE was clearly the best option. And now as a graduate, I can say that the programme’s rating is fully justified because you gain the knowledge you need to work in any field. What’s more, the prestige of the university — HSE is a brand — plays an important role in the eyes of employers.

I spent a year preparing to derive the maximum benefit as a foreign student. HSE provides several opportunities for this. Although I was coming from abroad, I could qualify for free tuition by participating in any of the academic Olympics that HSE holds in different cities, including Yerevan. I became a prizewinner in one such competition. My portfolio also helped — I had graduated with honours and held an IELTS certificate, which gave me an edge because I could enrol without taking an English exam. I also attended the HSE Winter School, made an impression as a good candidate, learned about the programme in detail and met the instructors. Far from being overly daunting, enrolling here opened up opportunities and gave me a green light, despite my non-Russian citizenship.

Once you were better acquainted with the programme, what did you see as its main advantages?

The first is the connections it gives you. HSE instructors are the kind of specialists you usually only dream of meeting. You constantly read agencies’ news and research and then their directors turn out to be your teachers and advisers with whom you can associate for a whole semester. This gives you a chance to ‘promote’ yourself in the industry, gain access to vacancies, receive recommendations and earn some prestige while still a student.

The second is teamwork. I didn’t come from marketing and didn’t have enough of the target background. Group classes helped me a lot, and HSE University has a lot of work in this format. This is closer to how the industry really works. You perform a task with a team, present it and receive constructive criticism. We still had homework, but the emphasis on completing projects as a team helped me overcome tons of barriers, including my lack of specialised knowledge and the barriers to communication that I had as a student from another country.

How important is knowledge of human psychology to a marketer?

At the start of my studies, not knowing what marketing was all about, I would not have chosen sociology or econometrics as optional classes. But I am thankful to the programme’s creators that it gives students the widest possible perspective and includes important subjects from related fields. You get the necessary minimum from sociology, econometrics, statistics and other disciplines that form the backbone of the field you are studying, as well as aspects of human behaviour and working with data. I found sociology to be really amazing and I took additional courses in it at HSE.

The programme gives you a package of competencies that allows you to continue working independently and with confidence as a marketer — without bringing in specialists from related fields

For marketers, there are questions whose answers depend on the market where you work. For example, Moscow — in fact, Russia, in general, is a big country that has industry research and syndicated data, and if you need to prepare a presentation, write up a strategy or study an audience for a client, you only need to be able to use this data correctly.

In Armenia, you can’t work as a marketer without knowing the basics of sociology and econometrics because you have to collect market data, analyse it and draw conclusions yourself. The smaller the market, the more difficult the work of a marketer is and the more skills in different areas the given tasks require. Working in my home country, I have to regularly initiate and conduct research. Communication skills for ‘working in the field’ with people and understanding the psychology of the market and the behaviour of the audience help me a lot.

Studying at the master’s level still involves a great deal of academic work. At the same time, the programme includes many real-world case studies. How was this balance in practice?

The practical, hands-on aspect of the programme is one of its greatest and most important advantages. Famous clients came to students and gave the teams tasks from their business strategy, and each group had to develop a solution for them. The brand often offered a material bonus. This motivated us and provided a full understanding of an agency’s marketing cycle.

At the same time, HSE University teaches students how to conduct research, which is something that not every specialist with extensive practical experience can do. To search for problematics, you need special skills and optics for looking at issues. You spend two years writing term papers, preparing a dissertation and performing work per academic standards, learn to use logic, see cause-and-effect relationships and formulate conclusions.

I found out later that, when I worked as an intern at BBDO, I was earning 20,000 rubles per month more than the rest of the ‘junior staff’. I think this was because of my education and research qualifications.

Did you start working at BBDO immediately? How important is it for someone just starting to work for a market leader?

From the very beginning of my studies, I wanted to have the opportunity to work in the top echelon of marketing with big brands. But when I wrote my dissertation, I received an offer to work in what at the time was a small company — the Biplan marketing agency, which is now part of MGcom. They gave me complete freedom as a specialist. I learned a lot, but I was worried that the autonomy I had did not meet the corporate standards of major market players. That’s when I decided to move to a big company and was hired by BBDO.

In a major international company, you get “templates” by which you continue to build work with large clients

Even if you don’t plan to pursue a career with a particular company, I think such experience is necessary for building confidence as a professional and for learning the ‘skillset’ that is indispensable in working with clients from different countries.

Where types of jobs can a marketing graduate work?

Honestly, when I graduated from the programme, it was not easy for me to translate my knowledge into tangible results. Now, in just the last few years, HSE University has moved much closer to the needs of the market and business. Therefore, at that stage, I developed a step-by-step strategy for implementing skills at work that turned out to be very effective. Thanks to this method, I received an offer to teach at HSE.

As a rule, graduates start as junior specialists in media planning who are responsible for choosing an effective advertising approach. They can also work as junior specialists in strategies or placement or as consultants on tenders. Marketers often make good brand or product managers for their former clients. In general, the grade you reach depends solely on your motivation and the projects you have implemented.

Has teaching helped you in your professional activity?

It was a mutually enriching experience. Initially, I did not plan at all to become a mentor because it took me a long time to build up self-confidence. When I began giving lectures for the department, I suddenly realised that I was good at speaking in front of an audience. HSE professors provided feedback very quickly and their suggestions were very valuable. They even applauded me when I finished defending my dissertation. I saw at that moment how much I had overcome in myself, how I had mastered a foreign language and conquered my fears.

The start of my studies at HSE was difficult. I cried on the first day of classes because I didn’t understand anything in econometrics and didn’t know Russian very well

I was certain I would get only passing grades at best but wound up graduating with honours. This experience of overcoming obstacles could not but inspire me to take on even greater challenges.

At some point, I set down all of my lectures on work and, attaching my study guide to it, sent a request to HSE in the hope of sharing my experience. I was invited to teach Marketing Communications and Advertising at my old faculty and, after giving several lectures, was confirmed in the opinion that teaching really was for me. In the master’s programme, I taught practical seminars where I illustrated theory using specific case studies and gave students a ‘manual’ of sorts for applying skills that they could use in their future jobs.

Is there a global community of marketers that provides support, certification and networking?

I earned a diploma from CIM (Chartered Institute of Marketing). This is an organisation that confirms your international qualification with a certificate of a certain level. I have a Level Six certification, out of a possible seven. I originally joined CIM for the networking and the library of useful resources available to members. Aside from the certificate, information is CIM’s main draw. In general, a CIM diploma serves as a business card and sign of quality when entering the international labour market or working with major clients in other countries.

I also joined the International Advertising Association (IAA) that one of the HSE teachers recommended and am always looking for new professional communities. Unfortunately, all of the networking events in my field have been cancelled or are held online, which is not really an informal environment where you can make friends and get support from colleagues. I look forward to the borders reopening and a revival of the expert community.

It must be difficult to surprise people when audiences have seen it all. Given this, how do you work with clients and how do businesses communicate with their audience?

The fact is, marketing communications have always been considered a kind of creative endeavour. Indeed, the biggest brands have always surprised people by conveying emotions through creative and very original visual ideas.

Now that everyone has TikTok and apps for creating stories, you could say that people have seen it all

Communication has become not just a bright, exciting bundle of experiences, concentrated in time and format. Now it is a combination of creativity, data and purely technical parameters and arguments. The point of today’s advertising is to convey the necessary information at a convenient moment, as well as in a place that is relevant to the perception of this information. We have moved into the era of nativity when a brand does not try to surprise people or enter their personal space, but based on the data that users leave about themselves, simply tries to communicate with people according to their needs.

It turns out that the communications field has greatly expanded and now includes many new, mainly digital and technological aspects. Marketers’ competencies have also changed, particularly due to data analytics, the ability to dissect conclusions and build communication in social networks.

As a field, marketing communications are aimed at tailoring the message to individual consumers as much as possible. Of course, this is somewhat hindered by the law protecting user data, which has set many large companies back. At the moment, we are working on collecting data on social groups, uniting people by subcultural characteristics, which to some extent blurs personal communication. It is also a challenge for us as specialists and an opportunity to demonstrate our competencies in such related fields as sociology, behavioural economics and others.

What are you doing now? What is BSMI?

BSMI (Business School of Marketing & Innovations) is a business school with a focus on marketing that provides an international level of education. I love Armenia and it was very difficult for me to move to Russia, even for studies. I thought I should do something for my homeland and continue working there for the benefit of the local market. When I realised that I had enough experience, connections, competencies in working with global clients and understanding of innovations, I decided to go back and transfer all this to future specialists in my country.

I opened my educational programmes in Yerevan, and now students don’t have to go down the same road lasting 7-8 years that I did. Now they can get the same global knowledge that I have in five months and without leaving the country. Before this, Armenia had no institutions that could train marketers specifically and provide them with the skills they needed to enter the market immediately after completing their studies. And each lesson is an interactive group task.

As part of their education, students do a huge amount of work analysing competitors, which is the key competence of a marketer. This makes it possible to build a portfolio and present it to anyone, even the most demanding employer. We also cooperate with international brands and help graduates find jobs both in Armenia and abroad.

How would you suggest universities innovate and update their programmes?

I am a very critical person, especially with regards to education, but HSE set such a high bar that I can only advise other universities to try to live up to it. HSE manages to do everything and to attentively make any adjustments the market dictates. In my opinion, the success of any management and marketing programme results from close cooperation with specialists from well-known agencies that have worked on large projects. They have something to say to students. Another important point is that you should give students more real-world case studies and practical tasks.

There has been a lot of discussion concerning online education during the past year. I am not a fan of this format and do not recommend that universities go very deeply into developing it. Fundamental education is primarily about communication. It is an exchange of emotions and experiences in gaining new knowledge as well as social support. I like that HSE maintains this balance.

As for career considerations, it would be great if university studies were presented to students as a roadmap providing access to a specific profession. Applicants would like to know their career prospects at the start. I think that, in the future, short courses could become an alternative to the master’s degree — just look at the range of classes that HSE offers on Coursera. But it’s unlikely that anything can replace the university as a school of life.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Анна-Мари Саргсян, выпускница магистерской программы «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», стала не просто обладателем красного диплома Вышки, но также ее преподавателем, а впоследствии у себя на родине, в Армении, открыла бизнес-школу, где обучает будущих маркетологов. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, зачем иностранные студенты выбирают программы Вышки, почему у маркетолога всегда есть «национальная» принадлежность и как бизнес находит общий язык с клиентом, которого уже нечем удивить.

Чем вам показался привлекательным маркетинг как направление и программа именно в России, в Вышке?

Меня всегда интересовали истории известных брендов и то, как они добивались успехов. Я была уверена, что найду работу в крупной корпорации, которая скорее всего станет моей. Я идеализировала будущее, но это дало мне амбиции и силы преодолевать трудности. Хотелось руководить, направлять, поэтому результатом выбора образования стал именно менеджмент на факультете госуправления в Ереванском государственном университете, где можно было изучить специализацию на разных уровнях ответственности. Тогда я не думала о маркетинге и даже не знала, что в рамках менеджмента существует такое направление. То, что мы проходили, было ближе скорее к экономике.

Как-то мне в руки попала книга Филипа Котлера, от которой я ожидала скучных экономических фактов, но увидела интересные кейсы про успех брендов.

Я поняла, что есть такая профессия, которая изучает чей-то успех и деконструирует его, чтобы извлечь наиболее рабочие детали

Потом, будучи опытным специалистом, эти детали ты можешь превратить в инструменты для применения на других кейсах и в заданных параметрах. Этот специалист – маркетолог, и я хочу быть именно им!

Тогда я начала искать вузы, где можно получить квалификацию маркетолога на высоком уровне. Я думала поехать в Европу, но оказалось, что одна из топовых программ в Евразии создана Вышкой, и можно учиться в России. Отзывы выпускников и работодателей сыграли финальную роль в пользу выбора программы – это был объективно лучший вариант для поступления. Как выпускница, могу сейчас сказать, что рейтинг программы полностью оправдан, потому что ты получаешь знания, достаточные для работы в любой сфере. Кроме того, престиж вуза, а Вышка – это бренд, играет важную роль в глазах работодателя.

Год я посвятила подготовке, чтобы получить максимальную льготу как иностранный студент. Вышка дает для этого несколько возможностей. Несмотря на то, что ехала из-за границы, я могла поступить бесплатно через участие в олимпиаде, которая проводится Вышкой в разных городах, в том числе в Ереване. Я стала ее призером. Также помогло портфолио – у меня был красный диплом и сертификат IELTS, что стало преимуществом в конкуренции, поскольку я могла быть зачислена без экзамена по английскому языку. Кроме того, я приезжала в Зимнюю школу Вышки, показала себя как хорошего кандидата, детально ознакомилась с программой и познакомилась с преподавателями. Поступление сюда «грозило» минимумом сложностей, скорее, наоборот, давало возможности и открывало зеленый свет, несмотря на нероссийкое гражданство.

Когда познакомились с программой ближе, в чем обнаружили главные ее преимущества?

Первое – это связи. В Вышке преподают специалисты, о знакомстве с которыми ты можешь только мечтать. Ты постоянно читаешь новости и исследования крупных агентств, их директора оказываются твоими преподавателями и советчиками, к которыми ты можешь обращаться целый семестр. Это дает возможность «пиарить» себя в индустрии, добиться доступа к вакансиям, получить рекомендации, заработать некоторый престиж уже на этапе учебы.

Второе – командная работа. Я пришла не из маркетинга, не хватало целевого бэкграунда. Мне очень помогли групповые занятия, а в Вышке очень много работы именно в таком формате. Это тесно приближает к реалиям индустрии, ты выполняешь задание с командой, презентуешь его, получаешь конструктивную критику. «Домашки» при этом не исключались, но акцент на командной и проектной работе помогал преодолеть массу барьеров, в том числе нехватку специальных знаний и коммуникационный барьер, а у меня, как у студентки из другой страны, он все-таки был.

Насколько хорошо нужно понимать человеческую психологию, чтобы быть маркетологом?

В самом начале учебы, не зная сути маркетинга, я бы осознанно не выбрала социологию или эконометрику как факультативные дисциплины. Но я благодарна создателям программы за то, что она дает студенту максимально широкий кругозор и включает важные предметы из смежных областей. Ты получаешь необходимый минимум из социологии, эконометрики, статистики и других дисциплин, формирующих костяк изучаемого тобой направления, а также аспектов человеческого поведения и работы с данными. Социологию я вообще открыла для себя как что-то удивительное и прошла дополнительные курсы в Вышке.

На программе ты получаешь пакет компетенций, который позволяет тебе в дальнейшем работать автономно как уверенному маркетологу, не привлекая специалистов из смежных областей

В профессии маркетолога есть вопросы, ответы на которые зависят от рынка, на котором работает специалист. Например, Москва, в целом Россия – большая страна, где есть готовые отраслевые исследования, синдикативные данные, и если нужно подготовить презентацию, написать стратегию, изучить аудиторию для клиента, то тебе нужно только уметь верно воспользоваться этими данными.

В Армении ты не можешь работать маркетологом, не зная основ тех же социологии и эконометрики, поскольку тебе приходится собирать данные с рынка самостоятельно, а также анализировать и делать выводы. Чем меньше рынок, тем сложнее работа маркетолога, тем больше навыков работы в разных областях требуют поставленные задачи. У себя на родине я вынуждена регулярно инициировать и проводить исследования, мне очень помогают навыки коммуникации в работе «в полях», с реальными людьми, понимание психологии рынка и поведения аудитории.

Магистерской уровень все-таки предполагает большую долю академической работы. При этом в программе много прикладных кейсов. Как был выстроен этот баланс?

Практика – огромный и главный плюс программы. К нам, студентам, приходили известные клиенты, давали командам задачи из своей бизнес-стратегии, и каждая группа разрабатывала для них решение. Результат зачастую предполагал материальный бонус от бренда, что и мотивирует, и дает полное понимание цикла работы маркетолога в агентстве.

В то же время Вышка учит исследовать, что может далеко не каждый специалист с большим практическим опытом. Для поиска проблематики нужны особые навыки и оптика рассмотрения вопросов. Ты два года пишешь курсовые работы, готовишь диссертацию и выполняешь работу в соответствии с академическими стандартами, учишься пользоваться логикой, видеть причинно-следственные связи и формулировать выводы.

Когда я работала стажером в BBDO, то (как оказалось потом) получала зарплату на 20 тысяч больше, чем остальные «джуниоры», полагаю – благодаря зарекомендовавшему себя образованию и исследовательской квалификации.

Вы сразу пришли работать в BBDO? Насколько вообще важно для новичка на старте попасть к лидеру рынка?

С самого начала учебы мне хотелось иметь возможность трудиться в высшем эшелоне маркетинга с большими брендами. Но когда я писала диссертацию, то получила предложение работать в тогда еще маленькой компании – маркетинговом агентстве «Биплан», сейчас оно входит в состав MGcom. Там мне предоставили полную свободу как специалисту, я смогла многому научиться, но меня тревожило опасение, что я в своей автономности не слишком соответствую корпоративным стандартам крупных игроков рынка. Тогда я приняла решение перейти в большую компанию и попала в BBDO.

В крупной международной компании ты получаешь «лекала», по которым ты будешь дальше строить работу с большими клиентами

Даже если ты не планируешь строить карьеру именно в этой компании, считаю, что такой опыт необходим для профессиональной уверенности и для обучения «скиллсету», незаменимому в работе с клиентами из разных стран.

Кем вообще может работать выпускник программы по маркетингу?

Скажу честно, когда я окончила программу, мне было непросто знания превратить в осязаемые результаты. Сейчас, буквально за несколько лет, Вышка стала намного ближе к запросам рынка и бизнеса. Поэтому на том этапе я для себя разработала пошаговую стратегию по реализации навыков на работе, что оказалось очень эффективным. Благодаря этой методике я получила предложение преподавать в Вышке.

Как правило, выпускники начинают с позиции младшего специалиста по медиапланированию, который отвечает за выбор эффективных направлений в рекламе. Также они могут работать младшими специалистами по стратегиям или размещению, консультантами по тендерам. Часто маркетологи становятся хорошими бренд-менеджерами или продакт-менеджерами у своих бывших клиентов. В целом уровень грейдов зависит исключительно от мотивации человека и успеха реализованных им проектов.

Преподавание помогло вам в профессиональной деятельности?

Это был взаимообогащающий опыт. Поначалу я вовсе не планировала быть ментором, поскольку долго не могла накопить уверенность в себе. Когда же я начала читать лекции с кафедры, то неожиданно поняла, что у меня хорошо выходит выступать перед аудиторией. Профессора Вышки довольно быстро дали обратную связь – а их критика многого стоит – еще когда я защищалась, по окончании выступления мне аплодировали. В тот момент я увидела, как много преодолела в себе, выучила чужой язык в совершенстве и поборола внутренние страхи.

Мне было сложно начинать учебу в Вышке, в первый день занятий я плакала, потому что ничего не понимала на эконометрике и не слишком хорошо ориентировалась в русском языке

У меня была уверенность, что я закончу в лучшем случае на тройки, но получила красный диплом. Этот опыт преодоления не может не мотивировать на еще большие челленджи.

В какой-то момент я сгенерировала весь багаж публичных выступлений по работе и, приложив к нему свою методичку, отправила запрос в Вышку в надежде поделиться опытом. Меня пригласили на родной факультет читать курс «Маркетинговые коммуникации и реклама», и после нескольких лекций я утвердилась во мнении, что преподавание – действительно мое. В магистратуре я вела практические семинары, где иллюстрировала теорию на определенных кейсах и давала некий «мануал» для того, чтобы студенты, выходя на работу, могли включить отработанную логику применения навыков.

Есть ли какое-то профессиональное сообщество маркетологов глобально, где можно получить поддержку, сертификацию, связи?

Я получила диплом CIM (Chartered Institute of Marketing) – это организация, подтверждающая твою международную квалификацию сертификатом определенного уровня. У меня шестой уровень из семи. В CIM я поступала в первую очередь за нетворкингом и библиотекой полезных ресурсов, которые открываются участникам сообщества. Собственно, помимо сертификата, информация – это главная ценность проекта. В целом, диплом CIM работает как визитная карточка и подтвержденный знак качества при выходе на международный рынок труда или работе с крупными клиентами в других странах.

Также я вступила в Международную рекламную ассоциацию (IAA), куда меня рекомендовал преподаватель Вышки, и всегда нахожусь в поиске новых профессиональных сообществ. К сожалению, все мероприятия по нетворкингу в моем направлении сейчас отменены или проходят в онлайне, что, по сути, не является той неформальной средой, где можно завязать дружбу и получить поддержку коллеги. С нетерпением жду открытия границ и оживления в экспертном сообществе.

Кажется, человека сейчас трудно чем-либо удивить – он видел все. В чем заключается нынешний феномен работы с клиентом? Как бизнес коммуницирует с аудиторией?

Дело в том, что маркетинговые коммуникации всегда воспринимались как некий креатив. Действительно, самые крупные бренды всегда удивляли людей, давая эмоции через творческие и очень оригинальные визуальные идеи.

Сейчас, когда у каждого есть Тик-Ток и приложения для создания сторис, можно сказать, что люди видели все

Коммуникация стала не просто ярким, волнующим сгустком переживаний, сконцентрированных во времени и формате. Теперь она – совокупность креатива, данных, сугубо технических параметров и аргументов. Смысл нынешней рекламы заключается в том, чтобы передать нужную информацию в удобный момент, а также в месте, релевантном восприятию этой информации. Мы перешли в эру нативности, когда бренд не пытается удивлять людей, не заходит в их приватные пространства, но просто, основываясь на данных, которые оставляют о себе пользователи, пытается коммуницировать с человеком в соответствии с нуждами последнего.

Получается, что сфера коммуникаций сильно расширилась, она включает в себя много новых, в основном цифровых и технологических, аспектов. Также обновляются и компетенции маркетологов. В частности, это связано с аналитикой данных, умением препарировать выводы и выстраивать коммуникацию в соцсетях.

Маркетинговые коммуникации как направление идут к тому, чтобы сделать сообщение для потребителя максимально индивидуальным. Этому, конечно, несколько мешает закон о защите данных пользователей, который отбросил многие крупные компании на шаг назад. На данный момент мы работаем над сбором данных о социальных группах, объединяя людей по субкультурным признакам, что в какой-то мере размывает персональную коммуникацию. Это также вызов для нас, специалистов, и возможность проявить компетенции в смежных сферах, таких как социология, поведенческая экономика и других.

Чем вы занимаетесь сейчас, что такое BSMI?

BSMI (Business School of Marketing & Innovations) – это бизнес-школа с фокусом на маркетинге, которая дает международный уровень образования. Я люблю Армению, и мне было очень тяжело переехать в Россию даже для учебы. Я думала о том, что должна сделать что-то для своей родины и продолжить работать там на благо местного рынка. Когда я поняла, что у меня достаточно опыта, связей, компетенций в работе с глобальными клиентами, понимания инноваций, то приняла решение вернуться и передать все это будущим специалистам в своей стране.

Я открыла свои образовательные программы в Ереване, и теперь студентам BSMI не нужно идти непростой дорогой длиной в 7-8 лет, которой шла я. Теперь ребята могут за пять месяцев получить те же глобальные знания, которые есть у меня, не выезжая из страны. До этого в стране не было заведений, которые могли бы готовить маркетологов прицельно и обеспечивать их такими навыками, чтобы они сразу после обучения могли выйти на рынок. Каждое занятие – это интерактивное групповое задание.

Так, в течение обучения человек проводит огромную работу по анализу конкурентов, ключевой компетенции маркетолога, что дает возможность наполнить портфолио и представить любому, даже самому требовательному работодателю. Также мы сотрудничаем с международными брендами и помогаем выпускникам трудоустроиться как на родине, так и за рубежом.

Что бы вы предложили вузам ввести в качестве инноваций, например, чтобы обновить программы?

Я очень критичный человек, особенно в сфере образования, но Вышка задала такую планку, что я могу посоветовать другим вузам только держать на нее фокус. Она успевает делать все и чутко вносить любые коррективы, которые диктует рынок. На мой взгляд, успех любой программы по менеджменту и маркетингу определяется тесным сотрудничеством со специалистами из известных агентств, которые работали с большими проектами, им есть, что сказать студентам. Другой важный момент – нужно давать ребятам больше реальных кейсов и практических заданий.

Последний год идет много дискуссий вокруг онлайн-образования. Я не сторонник такого формата и не рекомендую университетам глубоко развиваться в этом направлении. Фундаментальное образование – это в первую очередь коммуникация. Это эмоциональный обмен, обмен опытом переживаний новых знаний и социальной поддержки. Мне нравится, что Вышка держит этот баланс.

Что касается карьерных моментов, было бы здорово, чтобы обучение в университетах представляли студентам в качестве дорожной карты, которая обеспечит выход на конкретную профессию. Абитуриентам хотелось бы на старте понимать свои карьерные перспективы. Думаю, в дальнейшем короткие курсы смогут стать альтернативой магистратуре – стоит посмотреть на ассортимент, представленный Вышкой на Coursera. Но университет как школу жизни вряд ли что-то сможет заменить.