• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

About the project «Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Despite the fact that written texts are losing to visual imagery in today’s media, people who have a way with words are still in high demand. In the latest edition of Success Builder, Pavel Sokolov, a graduate of the HSE Faculty of Communications, Media, and Design and the editor-in-chief of the Eksmo publishing house website, discusses what is currently happening in the world of books, what comprises the duty of a Russian intellectual, and how to be both a manager and a playwright.

How did your relationship with text begin?

I was always surrounded by books since my parents bought them willingly and were collectors. Plus I loved to read. But I don’t want to go into my biography. I’ll talk about one distinct episode from my childhood. I got really sick in the fifth grade and lay at home for a long time. I found an old high school history textbook, and I read the entire thing in one evening. This left a huge impression on me.

Why did you decide on entering the journalism faculty?

It just happened I think. Before enrolling at HSE I participated in the TV show Umnitsy I Umniki (The Smarts) and was given preference when applying to MGIMO, but I still decided on HSE. I got in through the multidisciplinary Olympiad. It was 2006, and I saw it as a promising and alluring university with a lot of distinguished professors, including Kucherskaya, Polivanov, Arkhangelsky, and Nemzer – overall, a portrait of Russian language arts. During my undergrad, we formed a literature circle thanks to Elena Penskaja. I wonder if it still exists.

 

21 mln

books is how much Eksmo boosted its print circulation by in 2017

Source: Eksmo

 

There is Book Club with Galina Yuzefovich. So were your expectations met at HSE?

HSE was good because, besides a strong theoretical foundation, it provided students with practice – introductory practical training during freshman year and work placement in the following three years. I ended up interning with the government, so to speak: Channel One, the All-Russia State Television and Radio Broadcasting Company, and the newspaper Izvestia. Thanks to my internship experience, I knew that working for the state-owned media was definitely not for me. At the time, HSE would hold lectures by Olga Romanova, who participated in the launch of the website Slon.ru in 2009. They needed junior-level journalists, and thanks to Olga I got a little bit of experience working for the site as an international news columnist. I would also freelance and write material for various publications to gain experience.

In 2011, when I was in my master’s programme, I got an internship for the website of the Russian edition of Forbes. I initially stayed on as a freelancer writer, but then I became an editor for the Lifestyle section of the website. I then moved on to Harvard Business Review - Russia, where I worked as a website editor until 2016. The work was interested and completely in line with my major, as I focused on the site’s management and relaunch. Before that though, the Harvard Business Review – Russia website was just a hyper-specialised news source that was well known in more narrow circles. When I was leaving the publication, brand recognition had grown tenfold, there were three times more followers on social networks, and our articles and interviews were being shared online. Overall, I was able to bring something besides a diploma to my new job. At the same time, I felt that I’d plateaued and was stuck creatively.

What did you have to do as the site’s editor, and how did these responsibilities correlate with your education?

Firstly, I had to manage a huge workload – at least 15 pieces of material a week. Secondly, I worked with translators of foreign articles and blogs, communicated with Russian bloggers, and supported the site’s concept by promoting it on social networks and other platforms.

My knowledge of economics and sociology really came in handy, especially when it came to routine editorial work. And as for the site’s rollout, the knowledge I had gained during my lectures on mass media theory made the process seamless. Things were sometimes just like the textbook.

Where and how might a graduate of the journalism faculty work now?

You could set up your own media platform, maybe become a blogger like Yury Dud. He’s the editor-in-chief of Sports.ru and also makes money on his YouTube project vDud.

Good marketing doesn’t jump right out at you. We try to strike a balance between quality content and our business interests

Nowadays there are unfortunately only a handful of cases where personal fulfilment is accompanied by good money in the field of journalism. A large number of my classmates do not work in media actually, and instead are somewhere between PR and the digital realm. Someone might be an entrepreneur, someone might immigrate. But judging by their Facebook posts, they are doing all right.

Can you talk about how you ended up at Eksmo?

When I worked at Harvard Business Review – Russia, I also started giving lectures on literature and looking for a creative outlet alongside my profession. The opportunity to work at the country’s largest publishing house as an editor-in-chief seemed like an incredibly interesting offer to me. I send Eksmo my resume, and when they invited me to an interview I was certain I’d be given a lot of creative freedom there. I was drawn to the opportunity to grow and create something interesting. The site was successfully relaunched recently, and this proved that. This was also demonstrated by the fact that our recent relaunch of the site was successful and that we won first place in this year’s Rating Runet for the ‘Media, Publications’ category.

The site was split into a corporate side and Eksmo Journal, which is devoted to different topics. We publish interviews with writers, translators, and editors, and we also write about film and culture in general. And the site improved visually as well.

As a result, is your work more creative than managerial? You’ve done some wonderful interviews, for example.

A large part of it is management, while I have left the creative side of things to my colleagues mostly, though I do work on some things myself sometimes – for example, the interview with one of Russia’s best known Japanese scholars Alexander Meshcheryakov. With this interview, I was in my element, and we had something to talk about.

Photo by Mikhail Dmitriev / HSE

Overall there are three aspects to my work. I’m the site’s main editor, a populizer of literature, and the author of creative works. They all come together somehow.

Is the marketing department super demanding of you? I always worry how these two things coexist in an interesting field of work.

Good marketing doesn’t jump right out at you. We try to strike a balance between quality content and our business interests in order to put out a book properly. After all, reviews by the aforementioned Galina Yuzefovich, for example, are also a type of marketing.

As both an author and an editor, what can you say about censorship?

There’s a paradox – amidst a complete lack of freedom in the modern Russian media (look at what is happening now with the Russian version of Forbes, where I worked five years ago), broad freedom exists in the literary world. This concerns prose, not to mention poetry, which has flourished in the last decade. I won’t even mention playwriting; go see Teatr.doc’s plays, in which total liberation reigns. First and foremost, I’m talking about texts. With theatre you can see for yourself what’s happening. And what turns did the Seventh Studio ordeal take.

At the same time, the internet offers full access to the works of authors and playwrights. A beginning writer can post their poetry or prose online and rely on their own abilities to determine if a community forms around them or not. Here, social networks have become fairly serious instruments for building up a readership. Take a look at the number of followers Boris Akunin, Tatyana Tolstaya, and other opinion leaders have on Facebook. These people themselves have already turned into fully-fledged news sources.

Is the written word currently going through a crisis? Has Eksmo cut the number of books it publishes?

The number of e-books and audiobooks being published is rising, but in spite of everything print is also growing. Books are changing and morphing to meet the demands of certain readers. When driving to work, for example, I listen to an audiobook or a lecture, while I read traditional books or e-books on public transport. Again, it’s always good to flip through a beautiful book with a pretty cover printed on nice paper. I myself collect secondhand books – volumes published by Academia (the one destroyed in 1937), as well as books that came out as part of the Literary Monuments series in the Soviet Union.

I only show my work to a few people whose opinions are important to me. Then I send it to competitions, and if nothing happens, then oh well

Lectures have become a rather important part of your life. For example, at the Nekrasov Library you talked about Japanese literature. How did this all begin?

It started in around 2012 with lectures at Ziferblat, which had a wonderful space and rather intelligent audience. Then there was Punktum, Lecture Kurilka Gutenburg, and finally, Nekrasov Library.

Why Japanese literature in particular – because 2018 is the Year of Japan in Russia?

Not just because of that. I don’t encroach on the territory of professional Japanese scholars; I just speak as a populizer of literature from our neighbours to the East. As for my interest in Japan, I fell in love with it back during my undergrad. I also like 20th century Chinese literature. There have always been incomparably more Japanese authors than Chinese if we are talking about contemporary writers, and this has proven true in practice as well. More people gravitate towards Japanese literature, even though the experience of the Celestial Empire from the second half of the previous century is closer to us in the historical sense.

I have also lectured on 20th century Russian, American, and British literature. One of the most fascinating subjects is also contemporary playwriting. In order to write good plays, you need to read good plays as well, which is easy to do because modern play anthologies are being published with amazing regularity. Contemporary authors also frequently publish both online and in print; take Vyrypaev, for example. But educational lectures on this topic don’t happen very frequently.

When did you first try your hand at playwriting?

I can’t call myself an active playwright; I don’t make money off my plays or even aim to. I’m an armchair writer. I only show my work to a few people whose opinions are important to me. Then I send it to competitions, and if nothing happens, then oh well. I move forward.

Photo by Mikhail Dmitriev / HSE

As for the Author’s Stage competition, participating in a festival is very nerve-wracking. Plus my play is based on real events, and the issues raised in it are fairly problematic. From my experience showing it in Chelyabinsk, I know that contemporary plays really bother people. It lasted for an hour, after which there were two hours of discussion, which sometimes was more of an argument. But a big thank you to Alexey Slapovsky, who was a terrific moderator of the discussion. He was supportive if a lot of ways.

What is your ‘output rate’ as an author?

I write one play a year, sometimes two, but that’s rare. I’ll also write a few essays or short stories here and there. I write by hand and then type everything up, so I work slowly, and I keep a journal, which goes without saying.

As of right now, do you think you’ve realised your full potential professionally and creatively?

A common antiology exists that says when money is the goal, creativity automatically dies. I try to strike a balance. In this sense, I really like the Eastern idea that a person in ancient China could be an official and nothing would stop him from writing poems or studying philosophy. Moreover, this was useful both for the official and his country. I know I can do good while wearing different hats. Marietta Chudakova, with whom I worked at Harvard Business Review – Russia, once said that it is the duty of the Russian intellectual to enlighten people. I completely agree with that statement. Above all, I associate myself with my country and with the Russian language.

Your focus for the distant future?

I don’t venture off that far. It’s important to do your work well, and that’s it.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Несмотря на то что в СМИ сейчас слово проигрывает визуальному образу, люди, умеющие обращаться со словами, по-прежнему востребованы. В рубрике «Конструктор успеха» Павел Соколов, выпускник факультета коммуникаций, медиа и дизайна и главный редактор портала издательства «Эксмо», рассказал, как совмещать в себе менеджера и драматурга, что сейчас происходит с книгами и в чем заключается долг русского интеллигента.

С чего начались ваши отношения с текстом?

Книги всегда меня окружали, поскольку родители их охотно покупали и коллекционировали, а читать я любил. Но не хочется пересказывать свою биографию. Расскажу об одном ярком эпизоде из детства. Классе в пятом я серьезно заболел, долгое время лежал дома и нашел старый учебник по истории для старших классов. За один вечер я прочел его целиком, впечатление было колоссальным.

Что было причиной для поступления на «Журналистику»?

Наверное, случай. До поступления в Вышку я участвовал в «Умницах и умниках» и мне дали льготу при отборе в МГИМО, но пошел я все-таки в Вышку. Поступил по многопрофильной олимпиаде. Был 2006 год, мне показалось, что это перспективный и заманчивый вуз с очень авторитетными преподавателями — это были Кучерская, Поливанов, Архангельский, Немзер. В общем — цвет отечественной словесности. А в бакалавриате благодаря Елене Наумовне Пенской у нас сложился литкружок — любопытно, существует ли он сейчас?

 

21 млн

экземпляров — на столько выросли бумажные тиражи книг в «Эксмо» в 2017 году

Источник: «Эксмо»

 

Есть «Книжный клуб» с Галиной Юзефович. Так ваши ожидания от Вышки оправдались?

Вышка была хороша тем, что обеспечивала студентам помимо сильной теоретической базы еще и практику, на первом курсе — ознакомительную, на последующих трех — производственную. Так получилось, что практику я проходил в государственных структурах, если так можно выразиться: Первый канал, ВГТРК, газета «Известия». Благодаря учебной практике я понял, что работа в государственных СМИ — точно не мое. В Вышке у нас тогда читала лекции Ольга Романова, которая участвовала в запуске портала Slon.ru в 2009 году — там нужны были молодые журналисты, благодаря ей я недолго поучаствовал в работе этого сайта как обозреватель международной хроники. Попутно я делал материалы для различных изданий как автор на фрилансе и набирал опыт.

Учась в магистратуре в 2011 году, я попал на практику на сайт русской версии журнала Forbes. Сначала остался там как внештатный автор, а потом стал редактором рубрики «Стиль жизни» на портале. Потом перешел в Harvard Business Review-Россия, где проработал до 2016 года редактором сайта. Работа была интересная, совершенно соответствовала моей специальности — я занимался менеджментом и перезапуском сайта. До того, как я туда попал, портал Harvard Business Review-Россия было просто узкоспециализированным СМИ, хорошо известным не в очень широких кругах, а когда уходил, узнаваемость бренда возросла в десятки раз, подписчиков в соцсетях стало в три раза больше, статьи и интервью начали кочевать по интернету. В общем, мне было что предъявить на новом месте работы помимо диплома. На прежнем же я чувствовал, что достиг потолка и творчески «застрял».

Что вам приходилось делать в качестве редактора сайта, и как эти обязанности коррелировали с образованием?

Во-первых, нужно было справляться с огромным объемом работы. Это минимум 15 материалов в неделю. Во-вторых, работа с переводчиками зарубежных статей и блогов, коммуникация с отечественными блогерами, авторами, поддержка концепции сайта. Продвижение его в соцсетях и на разного рода других площадках.

Мне очень пригодились знания по экономике и социологии, особенно в плане рутинной редакторской работы. А в отношении раскрутки сайта безошибочно сработали знания, полученные на лекциях по теории массовых коммуникаций. Иногда все было, как по учебнику.

Чем и где сейчас может заработать выпускник факультета журналистики?

Можно организовать собственное СМИ, можно стать блогером, как в случае с Юрием Дудем — главредом портала Sports.ru, который также зарабатывает на своем проекте «вДудь» в YouTube.

Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами

К сожалению, самореализация вместе с очень хорошими деньгами в сфере журналистики — почти единичные случаи в наши дни. Большая часть моих одногруппников и одногруппниц не работают в СМИ, увы. Они занимаются чем-то смежным с пиаром и диджиталом. Кто-то ушел в предпринимательство, кто-то эмигрировал. Но, судя по их постам в Facebook — у них все хорошо.

Расскажите, как вы попали в издательство «Эксмо»?

Когда я работал в Harvard Business Review-Россия, то параллельно начал читать лекции по литературе и искал пути творческой реализации наряду с профессиональной. Возможность работать в крупнейшем издательстве страны на должности главного редактора сайта показалась мне крайне интересным предложением. Я выслал резюме в «Эксмо», и когда меня пригласили на собеседование, убедился, что там мне дадут большую творческую свободу. Там меня привлекла возможность роста, создания чего-то интересного. А успешный перезапуск сайта, который состоялся недавно, только доказал это. Своеобразным подтверждением стало завоеванное нами в этом году первое место в «Рейтинге Рунета» в категории «СМИ, издательства».

Произошло разделение сайта на корпоративную часть и «Журнал Эксмо», в последнем мы освещаем разные темы — берем интервью у писателей, переводчиков и редакторов, пишем о кино и массовой культуре вообще. Да и визуально он стал лучше.

В итоге: в вашей работе больше творчества, чем менеджмента? У вас прекрасные, к примеру, интервью.

По большей части это менеджмент, а творческую работу я в большинстве случаев переложил на коллег, но иногда делаю что-то сам. Например, интервью со знаменитым отечественным японистом Александром Мещеряковым. В данном случае я был «в теме», и нам было о чем поговорить.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Вообще у меня сложилось три направления работы: главный редактор сайта, популяризатор литературы и автор художественных текстов. Они где-то пересекаются.

Отдел маркетинга не наступает вам на горло? Всегда беспокоюсь о том, как в интересной работе сосуществуют две эти ипостаси.

Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами, чтобы грамотно подать ту или иную книгу. Например, рецензии упомянутой вами Галины Юзефович — это ведь тоже маркетинг.

Что скажете о цензуре, как автор и редактор в одном лице?

Есть парадокс: при почти полной несвободе в современных отечественных СМИ (посмотрите, что происходит теперь в редакции русского Forbes, где я работал еще пять лет назад), в литературном творчестве свобода довольно широкая. Это касается прозы, не говоря уж про поэзию, которая блестящая в последние десятилетия, а про драматургию я вообще молчу — сходите на спектакли Театра.doc, где царит тотальное высвобождение. Я говорю в первую очередь про тексты. С театром сами видите, что происходит. И какие обороты приняло дело «Седьмой студии».

При этом — полная доступность творчества различных писателей и драматургов в интернете. Начинающий автор выкладывает свои стихи или прозу и тут уже полагается на собственную пробивную способность — образуется ли вокруг тебя сообщество или нет. В данном случае социальные сети стали довольно серьезным инструментом формирования читающей аудитории. Посмотрите на число подписчиков Бориса Акунина, Татьяны Толстой и других лидеров мнений в Фейсбуке, эти люди сами по себе уже превратились в полноценные СМИ.

Существует ли сейчас кризис печатного слова? «Эксмо» не сократило выпуск книг?

Растет количество электронных книг, аудиокниг, и вопреки всему бумажные тиражи растут. Книга видоизменяется и подстраивается в том числе под потребности тех или иных читателей. По дороге на работу я, например, слушаю аудиокнигу или лекцию, в транспорте читаю глазами традиционную книгу или электронную. Опять-таки: красивую книгу, напечатанную на хорошей бумаге и с красивой обложкой, приятно полистать. Я сам коллекционирую букинистику: тома издательства «Academia» (того, что было разгромлено в 1937 году) и книги, вышедшие в научной серии «Литературные памятники» в советское время.

Показываю работы всего нескольким людям, чье мнение для меня важно, потом отправляю на конкурсы, если ничего не происходит — ну и ладно

Лекции стали довольно заметной частью вашей жизни — к примеру, в библиотеке им. Некрасова вы рассказали о японской литературе. С чего все это началось?

Началось году этак в 2012-м с лекций в «Циферблате», где были и замечательное пространство, и довольно интеллигентная публика. Потом уже были «Пунктум», «Курилка Гутенберга» и, наконец, Некрасовка.

Почему именно японская литература? Ах да, год Японии.

Не только. Я не покушаюсь на территорию профессиональных японоведов, а выступаю как популяризатор литературы наших дальневосточных соседей. Что касается интереса к Японии — я ее полюбил еще в бакалавриате, мне также нравится и китайская литература ХХ века. Книг японских авторов было всегда несравнимо больше, чем китайских, если говорить про современных писателей, и проверено на опыте: на японскую литературу идет больше народу, хотя опыт Поднебесной второй половины прошлого столетия нам ближе в историческом плане.

Еще я читал лекции по русской, американской и британской литературе ХХ века. Одна из наиболее интересных тем — современная драматургия. Чтобы писать хорошие пьесы, нужно еще и читать хорошие пьесы, что нетрудно, потому что антологии современной драматургии выходят с завидной регулярностью. Да и современные авторы довольно активно издаются и в сети, и на бумаге, возьмем того же Вырыпаева. Но просветительских лекций на эту тему проходит не так чтобы много.

Когда вы впервые попробовали себя в роли драматурга?

Не могу назвать себя активно пишущим драматургом — я не зарабатываю пьесами и не стремлюсь к этому. Я — кабинетный автор. Показываю работы всего нескольким людям, чье мнение для меня важно, потом отправляю на конкурсы, если ничего не происходит — ну и ладно. Двигаюсь дальше.

Когда я заканчивал бакалавриат, мне рассказали, что есть Всероссийский семинар драматургов. Я тогда участвовал в жизни литературного кружка, писать пьесы мне казалось странным делом, но оно на удивление легко пошло. В 2016 году я попал на интенсив в Creative Writing School к известному российскому драматургу Михаилу Угарову, и моя пьеска понравилась Михаилу Юрьевичу. Над моей последней серьезной вещью я начал работать еще во время учебы у него и получил много ценных советов — в начале июня пьесу «Поминки по Филу» ставили в Челябинском драматическом театре в рамках Всероссийского конкурса драматургов «Авторская сцена». Также она вошла в лонг-листы «Евразии» и «Ремарки», а на Международном конкурсе драматургии «Баденвайлер» даже заняла призовое место.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Если говорить про «Авторскую сцену», то участие в фестивале — очень нервное занятие, к тому же пьеса основана на реальных событиях, и темы, поднятые в ней, довольно проблемные. И по опыту показа в Челябинске я понял, что современные пьесы реально волнуют людей — спектакль шел час, а после было два часа обсуждения, и подчас на повышенных тонах, но спасибо Алексею Слаповскому — он отлично модерировал дискуссию. Да и вообще всячески поддерживал.

 

Какова ваша «норма выработки» как автора?

Я пишу в год одну пьесу, реже — две. А также несколько заметок и очерков, пару рассказов. Пишу я от руки, затем только перепечатываю, так что работаю медленно. И, разумеется, веду дневник.

На данный момент вы считаете себя реализованным профессионально и творчески?

Есть расхожее противоречие: когда цель — деньги, автоматически наступает смерть творчеству. Я стараюсь придерживаться баланса. Мне в этом плане очень нравится восточная концепция: человек в том же древнем Китае мог быть чиновником, но ничто ему не мешало писать стихи и заниматься философией, более того — это было полезно и для него, и для страны. Я понимаю, что могу делать благо, сидя одновременно на разных стульях. Мариэтта Чудакова, с которой я работал в Harvard Business Review-Россия, сказала как-то, что долг русского интеллигента — просвещать людей. И я полностью согласен с этим утверждением. Я в первую очередь связываю себя со своей страной и русским языком.

Фокус на вечное?

Я так далеко не замахиваюсь. Важно хорошо делать свою работу. Вот и все.