• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Анастасия Урнова всегда интересовалась коммуникациями. Это привело ее к работе с социально значимыми проектами и преподавательской деятельности, куда удачно конвертировался ее уникальный практический опыт. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, в чем ценность хорошего гуманитарного образования, как фактчекинг становится частью мышления и почему работать ведущей на ТВ – это трудно.

Почему вы выбрали образовательную программу «Политология»?

Для меня вообще не было вопросов, куда поступать. Я ни на секунду не сомневалась, что это будет Вышка. Мне с детства была интересна социальная и политическая жизнь общества. При этом я не знала, чем конкретно буду заниматься в будущем, просто хотелось получить широкое гуманитарное образование, одно из лучших в стране. Я готова была расшибиться в лепешку, чтобы за этим поступить именно в Вышку. Наверное, у меня не было в жизни времени труднее, чем год подготовки к поступлению.

В фокусе моих интересов были общественно-политические, экономические вопросы, так что я очевидным образом выбрала программу по политологии. Еще предлагали рассмотреть философию, но мне она казалась слишком абстрактной, социология – слишком узкой, юридический – тоже очень специализированный факультет, так что «Политология» вписывалась идеально в мои критерии об отличном образовании и очень отзывалась личным запросам.

Откуда появился интерес к социально-политической стороне жизни?

Думаю, что это комплекс личных характеристик и влияния семьи. Мой папа политолог, так что я с раннего детства была погружена в соответствующий контекст. Кроме того, у каждого из нас есть увлечения, морально-этические установки, есть темы, которые нам глубоко интересны. Мы говорим о них, читаем, у нас складывается круг знакомств в соответствии с этими интересами. Такие темы ты готов развивать бесконечно, а когда заходит речь о чем-то другом – как в моем случае, о моде, например, – сразу хочется спать.

Кстати, мне кажется, ваше окружение и его интересы – тоже отличный способ понять, что вас действительно интересует. Поэтому, когда речь идет об экономике, о социально-политических процессах, об общественных объединениях, я активно включаюсь в разговор. В итоге я любую тему перевожу в эту плоскость, ничего не могу с собой поделать. И так было всегда. Как говорили мои друзья, которые, пока я становилась политологом, учились на юристов и получали «настоящую профессию», ты будешь работать клоуном на днях рождения наших детей. Но смотрите – не работаю. Просто никто не понимал, чем будет заниматься политолог.

Вы упомянули, что было сложно готовиться к поступлению. В чем заключалась сложность?

А вы пробовали поступить в Вышку? Здесь по-настоящему высокие требования. В школе, где я училась, почти не было такого предмета, как история. У нас постоянно менялись учителя, и историю России с древних времен до современности я учила за один год. Я не занималась с репетиторами, ходила на ФДП, перешла на заочный экстернат в школе, чтобы ничего лишнего не отвлекало от профильных предметов. ФДП, должна сказать, был очень полезным и интересным.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я купила себе учебники истории с 5-го по 11-й класс и учила без остановки. Когда я начала делать тестовые задания к экзаменам, то обнаружила, что учила конкретные даты и события, но осмысления и систематизации знаний не было. А на экзамене спрашивают, какие реформы произошли в первой половине XVII века. Экономические, общественно-политические, еще какие-то. А я твердо помнила дату и конкретную реформу, но суть события от меня ускользала. Пришлось поменять методику усвоения знаний, что стало для меня совершенно новым подходом к обучению. Вот это было тяжело, произошло в каком-то смысле взросление. Кроме того, с нуля пришлось учить обществознание, которого в школе тоже не было. К счастью, русский и английский я знала отлично. В итоге я поступила по олимпиадам. Это был значительный рывок, но он потребовал колоссальных сил.

В чем для вас была сильная гуманитарная сторона программы, которую вы так хотели получить?

На 1-м курсе у меня случился мощный когнитивный диссонанс, это было осознание огромного разрыва между школьным и вузовским образованием. В школе я была отличницей и прекрасно писала сочинения, потому что четко знала критерии оценивания. Помню, как в Вышке нам задали эссе и сказали: подумайте, что хотите написать. Правильного ответа не было, нужно было исходить из какой-то загадочной собственной точки зрения.

Я никогда в жизни до Вышки не сталкивалась с ситуацией, что нужно артикулировать собственное мнение

Им никто никогда не интересовался, мне не ставили оценку за мое мнение, оценку ставили за правильный ответ. Это было шоком, нужно было находить новые способы писать, аргументировать, когда ты вообще не знаешь, в каком направлении должен двигаться. Поэтому умение самостоятельно думать, рассуждать и доказывать свою позицию стало для меня новым фантастическим опытом. Мне кажется, что я долго училась этому новому способу мыслить, но приобретенная способность стала фундаментом нового мировосприятия и способа анализировать различные жизненные феномены. Это во многом и есть основа хорошего гуманитарного образования.

В первый год учебы ты вообще не понимаешь, зачем тебе это, все кажется какой-то непрактичной ерундой. Но потом, когда ты становишься взрослым человеком и начинаешь работать с другими взрослыми, умными, эрудированными, разносторонними и развитыми людьми, ты вдруг понимаешь, что вся база твоего знания – это насмотренность, наслушанность, твои границы мира, в котором ты живешь, сформированные в том числе университетом. Эти имена, которые звучали в вузе, ими пользуются, на них ссылаются, и если вспомнить то, что ты изучал, то оказывается, что нужно гораздо меньше самому додумываться до каких-то гениальностей. Потому что Фромм с Макиавелли до тебя уже все написали, и Локк с Гоббсом уже поспорили о том, какова природа государства. Если ты их читал, то у тебя уже есть хороший фундамент для того, чтобы принимать решения и бороться за их правоту.

Когда ты политолог по образованию, то понимаешь, как работает экономика, от чего зависит процентная ставка, что происходит вокруг тебя, и тебе сложнее повесить лапшу на уши. Ты читаешь новости другими глазами, самостоятельно анализируешь, ты в большей степени защищен от того, чтобы создавать себе ложные авторитеты. Потому что, услышав, как известный медийный человек что-то говорит, можешь подумать: да это дикость, так не работает, и мы с вами это знаем.

Ты как образованный в отношении каких-то фундаментальных вещей человек живешь немного в другой реальности, и тебе в ней есть на что опереться

Я сейчас учу своих студентов, что любая цифра, любой факт, любая мысль должны быть чем-то подтверждены, ссылкой на кого-то, на исследование, на цифры. При вынесении какого-то нового суждения нужно найти ему доказательства. Ты перестаешь просто потреблять информацию, но начинаешь анализировать и связывать факты, приводящие к тому или иному информационному результату. Здорово, когда фактчекинг становится частью твоего мышления еще в студенчестве, в моем случае – до того, как это стало мейнстримом, а сейчас действительно все об этом говорят по понятным причинам.

Как вы рассматривали свои карьерные перспективы в ключе таких гуманитарных навыков?

Такое образование дает бесценные софт-скиллз, которые, как сейчас многие говорят, делают тебя гибким для любых задач и направлений и способным коммуникатором в решении разных вопросов. Я никогда не искала способов чистой монетизации своего образования, но исходила из интересов. Политологи нередко идут в большой пиар, но на самом деле они нужны везде. Для себя я уже создала рейтинг неожиданных профессий, которыми занимаются мои бывшие однокурсники (на первом месте девушка, которая стала урологом). Кем только они не работают, но все одинаково интересные и классные специалисты. Я же – тот редкий человек, который работал только по профессии.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я работала в пиаре и медиа, в основном с государственными или окологосударственными коммуникациями, имела дело с развитием гражданского общества, с культурными проектами, так или иначе с антикризисными кампаниями, но моя деятельность всегда имела социальный контекст. Как телеведущая я вела общественно-политическое ток-шоу, и теперь я убеждена, что для журналиста нужно вовсе не журналистское образование, а глубоко гуманитарное. Если ты говоришь про политику и социальные феномены, тебе надо в этом разбираться на уровне причинно-следственных связей и уметь оперировать фактами как исследователь. Это фундаментальный, в том числе карьерный, навык, которому я сейчас учу своих студентов, преподавая в Вышке.

Почему решили продолжать обучение в магистратуре?

В магистратуру меня привело мнение о том, что бакалавриат – это неоконченное высшее образование, и это как-то неприлично. Я считала, что нет иного варианта, кроме как пойти в магистратуру, иначе я останусь недообразованной. Я поступила в магистратуру Вышки сразу после бакалавриата и параллельно с учебой начала работать. Сейчас, возможно, я бы выбрала другую магистратуру, прошло много лет с выпуска из бакалавриата, и я уже могу лучше понять, какие знания хочу получать. Но тогда шла скорее по инерции. Однако о том, что я училась в магистратуре на «Политологии», я вовсе не жалею, наоборот – с гордостью говорю о том, что у меня есть степень магистра в этом направлении.

С чего вы начали свою профессиональную карьеру?

Я пришла в пиар-агентство и задержалась там на пять лет, потом ушла работать в Департамент культуры г. Москвы к Сергею Капкову, что, к сожалению, продолжалось недолго, он вскоре ушел в отставку. Я занималась пиаром культурно-массовых мероприятий и различными социальными проектами как фрилансер. Потом я долго работала в Фонде Кудрина, занималась развитием гражданского общества и пиаром Общероссийского гражданского форума, параллельно с этим работала на телевидении. Работа в фонде укрепила мои связи с людьми, мы работали ради развития гражданского общества в стране, ради культуры взаимоподдержки на социально-политическом уровне. Делали мы это долго, системно и, как мне кажется, довольно плодотворно.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я не так часто меняла работу, по большей части вела проектную деятельность, получая разнообразный опыт. В частности, это интересный опыт работы в медиапродакшене, который я приобрела в том числе благодаря работе на ТВ. Сейчас мне интересна тема образования для взрослых: я преподаю, веду бизнес-тренинги, сама постоянно учусь.

Как специализация политолога конвертируется в пиар в таком контексте?

Мне всегда была интересна социально-политическая сторона, направление работы было очевидно. Понятно, что я бы никогда не стала заниматься пиаром бьюти-бренда – просто не знаю, как вообще за такую тему взяться, и не буду браться. С одной стороны – осознанно, с другой – как что-то логичное и естественное я выбрала для себя государственные и окологосударственные коммуникации. Это общественно-политическое пространство живет по понятным мне законам. Ты понимаешь эти государственные коммуникации в том числе благодаря своему политологическому образованию. Не могу сказать, что в этом направлении есть какая-то конкретная теория, которую ты знаешь и можешь применить.

Ты работаешь с одними и теми же источниками, с политической и деловой прессой, можешь говорить на языке, который принят в этой среде, можешь переводить с чиновничьего на человеческий и наоборот

Везде нужно чувствовать, понимать это социальное полотно, на что есть спрос, что мы можем предложить. Это, конечно, азы пиара, в любом случае нужно понимать еще и бизнес-цели своего заказчика, и неважно, коммерческая это организация или министерство, ты должен угадывать, чего хочет аудитория, чувствовать ее запросы. Я не только профессионально, но и интуитивно чувствую, чего хочет аудитория в рамках социально-политической повестки, что у людей болит, с какой стороны к этому подойти и что с этим делать. Мне это интереснее, потому что, как мне кажется, тут ты можешь сделать какой-то реальный вклад, работа в этой сфере действительно меняет жизнь людей к лучшему. Звучит невероятно пафосно, но для меня это искренне важно.

Когда мы развиваем гражданское общество или поддерживаем культуру памяти, в этом я вижу смысл, понимаю, зачем я придумываю проект памяти жертв политических репрессий, или инициирую благотворительную акцию, или объясняю людям, почему нельзя все делегировать государству. Нет ни одной самой развитой в мире страны, в которой все делает государство. Всюду есть сектор НКО, он должен быть, это нормально. Легко с такой мотивацией работать ночами, допиливая проект и стараясь сделать его хорошо. В таком контексте тебе легче подобрать слова, найти партнеров, объединять людей под эгидой общих интересов.

Можно ли в этой сфере работать без высшего образования? Можно. Однако мне кажется, что Вышка дает тебе не только конкретные прикладные знания как хорошее образование, но и кругозор, умение находить информацию и правильно ею пользоваться, также она дает тебе комьюнити и людей, которые остаются с тобой на всю жизнь. Это твоя возможность прийти в приличное общество и сказать: я окончил Вышку, и, если тебя в том обществе еще не знают, на тебя посмотрят с чуть большим доверием, чем если бы ты пришел откуда-то еще. В этом, на самом деле, главная приложимая к жизни и работе в частности сила образования.

Работа на ТВ – это немного другая, довольно специфическая сфера. Каково вам было в амплуа телеведущей?

Мне всегда казалось, что лучше всего в этой жизни я умею говорить. Поэтому хотелось работать на радио или телевидении. О телевидении я даже не мечтала, потому что была убеждена, что я точно «неформат». Я приняла решение, что, несмотря на желание, не буду даже пытаться попасть туда. Но моя коллега и подруга оказалась более смелой, стала ходить на всякие кастинги и проходить их. Она оказалась на ОТР, куда однажды пригласила на кастинг и меня. Как ни странно, я произвела хорошее впечатление. Начались пилотные съемки, согласования с руководством, все это длилось полгода, вдобавок оказалось, что у меня большие проблемы с голосом, а голос, даже не внешность, – это ваш основной рабочий инструмент, когда вы работаете ведущим на ТВ.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Я три раза в неделю по три часа занималась постановкой голоса, и сейчас звучу совсем не так, как это было до ТВ. В итоге я стала ведущей общественно-политического ток-шоу в прайм-тайм, флагманской программы нашего федерального канала. Можно прочитать целую лекцию о работе телеведущего. Быть модератором ток-шоу – это гораздо больше, чем передавать слово от одного гостя к другому. Именно от тебя зависит логика и глубина разговора, его динамика и то, насколько интересно получится для зрителя. Вообще-то, если ты ведущий, то тебе не диктуют в ухо все, что ты должен сказать, ты должен быть постоянно готов к конструктивным вопросам и ответам, должен быть погружен в тему на уровне присутствующих экспертов. Это было неожиданно и очень сложно. Но опыт прекрасный и ценный.

Почему вы решили преподавать? И что стало предметом специализации?

Я нахожусь в бесконечном поиске себя и своего карьерного трека, но пришла к выводу, что преподавание – самая крутая работа после ведущего на ТВ.

Каждый раз, когда я оказывалась на каком-либо обучении, я захлебывалась завистью по отношению к преподавателю, мне очень хотелось быть таким человеком

Поэтому, когда Сергей Александрович Зверев пригласил меня в Вышку преподавать, я была счастлива и с удовольствием согласилась. Первый год я преподавала как совместитель, а с 2022 года Вышка для меня стала основным местом работы, что очень радует. Преподаю я то, чем всегда занималась, – в школе коммуникаций веду семинары, читаю лекции по предмету «Управление интегрированными коммуникациями». Пиар – это уже давно не только «организовать пару публикаций», но именно интегрированные всеобъемлющие коммуникации, суть всех кампаний. В образовании, которое у нас супер-практико-ориентированное, довольно разумно преподавать то, что ты делала руками, и привносить максимум актуального опыта.

Сейчас, например, я готовлю лекцию, которая на 100% базируется на моем личном опыте и посвящена медиарилейшнз. Мы преподаем дисциплину, которая существует в теории, но по сути базируется исключительно на практических кейсах и методиках. При этом Вышка как исследовательский университет позволяет преподавателю также заниматься исследованиями, используя оригинальный материал. Любые коммуникации сейчас основаны на исследованиях и данных.

На рынке действительно любят наших выпускников, потому что это люди, которые хорошо подготовлены, все, чего им недостает, – это немного личного профессионального опыта, но он появляется довольно быстро. Зато у них есть представление о том, как все работает, оно очень живое и реальное. Также к вопросу приложения личного опыта: с этого года мы в школе коммуникаций запустили свое подкаст-шоу про индустрию коммуникаций, оно называется «После дедлайна». Я выступаю его автором и ведущей. Это тоже классная связка того, что ты можешь делать сейчас в вузе, кроме классического преподавания. Так я продолжаю работать журналистом из личного интереса и делать программу на свою любимую тему – про все, что связано с коммуникациями.