• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День открытых дверей

Где учатся дизайнеры


О проекте
«День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Белые стены со стикерами и остатками разноцветного скотча, смузи и вегетарианские блюда в столовой и студенты, которых с трудом удается отправить домой в 11 вечера — в проекте «День открытых дверей» о Школе дизайна ВШЭ рассказывают студент 3 курса образовательной программы «Мода» Женя Сычев и студентка 3 курса профиля «Коммуникационный дизайн» Инна Зозуля.

Адрес: ул. Малая Пионерская,12/4

Как добраться: пешком от станции метро «Павелецкая»

Здание

У здания Школы дизайна, расположенного на углу Малой Пионерской улицы и Стремянного переулка, — почти напротив Павелецкого вокзала — долгая и богатая история. До революции на этом месте работала фабрика купцов Оловянишниковых, производившая церковную утварь — вторая по величине среди подобных московских предприятий, а в 1926 году сюда переехал оптико-механический завод «Геодезия», где изготавливали знаменитые фотоаппараты «Лейка».

Подробнее об истории здания Школы дизайна ВШЭ можно прочитать в проекте Вышка.Фундамент.

В 1938 году было завершено строительство современного здания, которое уже стало своеобразной визитной карточкой Школы дизайна. Крыло дома, расположенное на Малой Пионерской, сейчас как раз соединяется с бывшей фабрикой Оловяшниковых. В августе 1941 года завод «Геодезия» был эвакуирован в Свердловск, а помещения занял завод № 398, производивший боеприпасы. Можно предположить, что «башенка», которую сейчас хорошо видно над правым крылом здания, появилась именно в этот момент для наблюдения за порядком на объекте стратегического назначения. Из ее окон, выходящих на все четыре стороны, сейчас открывается вид на ближайшие окрестности, и после того, как закончится ремонт, здесь, возможно, будет одна из аудиторий или мастерских.

С 1962 года здесь находился Московский институт электроники и математики, вошедший в состав Вышки в 2011 году. Сейчас, когда МИЭМ окончательно перебрался в собственный корпус в Строгино, в Школе дизайна продолжается ремонт, и она этаж за этажом превращается в современный арт-кластер с мастерскими и аудиториями.

Здание на Малой Пионерской перестраивалось и изменялось с течением времени, поэтому внутри сейчас множество запутанных коридоров, проходов и лестниц, соединяющих дома разного времени постройки. По словам студентов, все это очень напоминает Хогвартс: не каждая из лестниц ведет на любой этаж, поэтому в первое время приходится быть особенно внимательными и запоминать, как попасть в нужную аудиторию. «Например, по одной из лестниц можно подняться максимум на четвертый этаж (всего их восемь), а по другой — только до шестого. А еще тут всегда есть места, которые ты за четыре года можешь так ни разу и не посетить», — говорит Инна Зозуля.

Сейчас в Школе дизайна ВШЭ три образовательных программы бакалавриата с 17 различными профилями, среди которых «Коммуникационный дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн и программирование», «Дизайн и современное искусство», «Комикс», «Художник театра и кино», «Дизайн одежды», «Фотография в моде и рекламе» и «Брендинг в индустрии моды». А еще магистратура, аспирантура и множество программ дополнительного образования. Студенты всех программ учатся в одном корпусе — пожалуй, самом творческом из всех корпусов Вышки. Кстати, в 2018 году состоится первый набор на профиль «Коммуникационный дизайн» в Санкт-Петербургском кампусе.

Университет/галерея/швейная мастерская

В 2017 году у дизайнеров Вышки прошел первый в истории выпускной. За 4 года своего существования Школа дизайна уже успела занять одно из ведущих мест в области дизайн-образования и не собирается останавливаться на достигнутом. Каждый год здесь появляются новые профили и направления подготовки, а параллельно меняется и интерьер.

От остального здания пока сильнее всего отличается второй этаж, потому что там еще сохранились следы от «бывших жильцов» — МИЭМ. Некоторые приборы, вывески и плакаты пока остались на прежних местах: еще в прошлом году тут занимались будущие инженеры, и ремонт только предстоит. Сейчас здесь немноголюдно и тихо, а в аудиториях арт-практики студенты медитативно занимаются творчеством.

Основной поток студентов сосредоточен на третьем этаже, и хотя компьютерные классы уже появились и на втором, и на четвертом, именно на третьем стоит больше всего компьютеров от Apple. Стены аудиторий и коридоров здесь выкрашены в белый цвет, потому что во время сессий они превращаются в выставочное пространство, и все студенческие работы вывешиваются прямо на них. Поэтому на стенах можно увидеть остатки разноцветного скотча, стикеры и другие «пометки». В июле здесь же «развешиваются» абитуриенты, сдающие творческий экзамен.

После успешных экзаменов или зачетов некоторые работы так и остаются висеть. Например, стена рядом с расписанием покрыта рисунками, сделанными студенткой в рамках задания по арт-практике, а постеры с ответами на основные вопросы первокурсников про майноры, справки и другие насущные темы придумала студентка третьего курса профиля «Коммуникационный дизайн» специально для учебного офиса, куда в сентябре поступает огромный поток одинаковых вопросов. При наведении на QR-код открывается ссылка с соответствующим разделом на сайте ВШЭ, где все подробно объяснено. «Лично я занимаюсь фирменными стилями, логотипами, упаковкой, делаю плакаты, — рассказывает Инна, тоже студентка профиля «Коммуникационный дизайн». — Я вижу, что дизайн в России сейчас носит больше «украшательский» характер, а моя задача — показать, как он может решать проблемы с коммуникацией».

Афиши для Электротеатра «Станиславский», которые можно увидеть на стенах третьего этажа, — тоже учебные работы. Кураторы профиля «Художник театра и кино» часто предлагают студентам поработать с реальными брифами, и многие из результатов таких коллабораций с театрами потом становятся оформлением существующих спектаклей. А еще на третьем этаже есть полка для буккроссинга, созданная по инициативе одного из преподавателей.

В Школе дизайна нет распределения профилей по этажам, поэтому аниматоров, гейм-дизайнеров или рекламщиков можно встретить в любой из мастерских или аудиторий. В препрессе печатают книги, буклеты или широкоформатные постеры, в фотостудии готовые продукты снимают для портфолио, которое есть у каждого студента Школы дизайна на сайте, а в звукозаписывающей студии можно озвучить собственный видеоролик или мультфильм.

Но есть исключение — шестой этаж полностью принадлежит студентам профиля «Мода». Здесь слышно жужжание швейных машинок, играет музыка, подходящая для модных показов, стоят раскроечные столы, манекены и прочие вещи, которые могут понадобиться при создании одежды. Каждая из мастерских на этаже закреплена за определенным куратором и его группой.

«Я поступил сюда потому, что всю жизнь любил моду, — рассказывает Женя Сычев. — Сначала я учился на «Востоковедении» в Вышке, но понял, что это не мое, и, отучившись два года, забрал документы и поступил сюда. Я работаю ассистентом стилиста в журнале Harper’s Bazaar, преподаю дефиле в модельной школе, сам тоже занимаюсь моделингом. Я обожаю свою 603 аудиторию, она огромная и напоминает мне проект «Подиум» — манекены, ткани, все время кто-то что-то режет, шьет, гудят машинки, и это всегда очень сильно заряжает энергией, поэтому я сижу там с 8 утра до 10 вечера, пока не выгонят охранники. Самое крутое, что мы все время находимся внутри индустрии, а не просто учимся. Например, каждый год мы готовим коллекцию для Merсedes–Benz Fashion Week. Это безумно интересно, потому что есть возможность себя проявить, познакомиться с полезными людьми, чтобы в дальнейшем устроиться на работу. Уже сейчас, в конце 3 курса, я примерно представляю, что я могу делать. Собрать съемку, найти стилистов и визажистов — уже не проблема».

Столовая

Одно из главных мест притяжения студентов Школы дизайна  — столовая. Она находится на первом этаже, недалеко от входа. В прошлом году здесь был сделан ремонт, и теперь студенты используют ее как полноценный коворкинг, где можно не только перекусить, но и собраться и обсудить будущие проекты или подготовиться к занятию. От интерьеров МИЭМ Школе дизайна достались витражи в окнах между лестничными пролетами и в столовой. А еще здесь стоит пианино — среди студентов много людей, владеющих инструментом, так что обед часто сопровождается звуками музыки. Женя и Инна рассказали, что даже возникла идея запустить краудфандинговую кампанию и объявить сбор средств на настройщика в начале нового учебного года.

Столовая Школы дизайна — пример того, что может сделать студенческое самоуправление. У столовой есть администратор — одна из студенток, которая отвечает за взаимодействие с поставщиком еды, а в Фейсбуке создана группа «Рыцари круглой кастрюли», где публикуется меню столовой, студенты общаются с поставщиком, обсуждают варианты обедов, жалуются или высказывают свои пожелания. Благодаря таким обсуждениям в меню появились смузи и вегетарианские обеды. А еще в столовой проходят недели национальной еды — например, азиатской, с индийскими, японскими и китайскими блюдами.

Мастерские

Мастерские — отличительная особенность Школы дизайна ВШЭ. Попасть в них можно только через внутренний двор, который используется как полноценное арт-пространство для различных мероприятий. Например, летом здесь проходят итоговые экзамены студентов направления «Мода» — показы коллекций одежды.

Из внутреннего двора можно зайти в производственные мастерские. Здесь проходят занятия у студентов, которые выбрали вариатив «Ювелирная мастерская», «Шелкография» или «Фарфор» (про студентов вариатива «Ювелирная мастерская» можно прочитать в нашем материале). Кроме того, если у студента любого профиля в рамках работы над проектом возникла идея напечатать что-то на станке или создать изделие из фарфора, он может сделать это в мастерских. Например, выпускница прошлого года Аня Кошелева для своей дипломной работы — бренда коллекционных футбольных изданий и серий предметов brovka — сделала фарфоровый мяч в натуральную величину.

В мастерских учатся делать посуду, ювелирные украшения из различных металлов, а еще осваивают различные техники печати на всех возможных поверхностях — от ткани до металла.

Вариатив «Ювелирная мастерская» скоро превратится в полноценный профиль в бакалавриате. Студенты профиля «Дизайн среды» разработали 3D-проекты, так что уже сейчас можно увидеть варианты того, как будут выглядеть обновленные мастерские.

В одном из помещений на первом этаже осенью планируется открыть HSE Art Gallery. Галерея станет пространством для общения и обмена опытом студентов и практиков современного искусства. Здесь будут выставляться проекты студентов, курируемые преподавателями Школы и приглашенными экспертами, а к организации выставок будут привлекать ведущие культурные институции, а также независимых кураторов и художников.