• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

OPEN HOUSE

Where Designers Are Made


About the Open House Project

Lecture halls, corridors, the student cafeteria, etc., will all eventually become a ‘home away from home’ for prospective HSE students. We cordially invite you to a virtual tour of HSE. Current HSE students show you around campus through our website.

White walls with stickers and residue from coloured tape, smoothies and vegetarian dishes at the cafeteria, and students whom it’s difficult to send home even at 11:00 p.m. – this is how third-year Fashion student Zhenya Sychev and third-year Communication Design student Inna Zozulya described the HSE School of Design in the latest edition of Open House.

ADDRESS: 12/4 Malaya Pionerskaya Street

HOW TO GET THERE: A short walk from Paveletskaya metro stop

The Building

The building that houses the School of Design has a long and rich history. Located on the corner of Malaya Pionerskaya Street and Stremyanny Pereulok, the structure was the location of a factory controlled by the Olovyanishnikov merchants that produced expensive church vessels in pre-revolutionary Russia. This was the second largest of such enterprises in Moscow, but by 1926 the Geodesy Optical and Mechanical Plant had already found a new home at 12 Malaya Pionerskaya Street. It is here that the first Soviet model camera Leica was manufactured.

To learn more about the HSE School of Design’s building, please visit the HSE.Cornerstone project.

In 1938, construction was completed on the contemporary building, which has already become its own sort of business card for the School of Design. The building’s wing on Malaya Pionerskaya now connects to the former Olovyanishnikov factory. In August 1941, the Geodesy plant was moved to Sverdlovsk, while Factory No. 398, which manufactured ammunition, occupied the space. One might assume that the tower now visible above the right wing of the building came about at this time so that observers could monitor the work of the production facilities. The tower has windows on all four sides, providing a view of the nearby neighbourhoods. After renovations are finished here, the tower might house an auditorium or studio.

Since 1962, the Moscow State Institute of Electronics and Mathematics, which became part of HSE in 2011, has occupied the building. Now that MIEM has completely moved onto its own campus in Strogino, the School of Design is continuing renovations, and floor-by-floor the school is becoming a contemporary art cluster with studios and auditoriums.

The building on Malaya Pionerskaya has changed and been rebuilt over time, which is why the inside now has a lot of confusing corridors, walkways, and stairwells that combine buildings of different construction eras. According to students, it is all rather reminiscent of Hogwarts – not all of the stairwells lead to every floor, which is why one has to be very attentive at first and remember how to get to the right auditorium. ‘For example, one of the staircases will only take you to the fourth floor (there are eight in total), while another takes you to the sixth floor. And there are places all around here that you might not see even once during your four years here,’ Inna Zozulya notes.

The HSE School of Design now has three bachelor’s programmes with 17 different majors, including Communication Design, Environmental Design, Design and Coding, Design and Contemporary Art, Comics, Theatre and Cinema Artist, Fashion Design, Photography in Fashion and Advertising, and Branding in the Fashion Industry. There are also master’s and PhD programmes, as well as various continuing education programmes. Students from all programmes study at the same campus, which may be the most creative of all of HSE’s different campuses. It is also important to note that the first class of students will be admitted for the Communication Design programme at HSE’s St. Petersburg campus for the 2018 academic year.

University/Gallery/Sewing Studio

The first class of designers graduated from HSE in 2017 since the School of Design had been formed four years prior. In this time, the school was able to become one of the region’s best design schools and does not plan to rest on its laurels. Each year the school gets new majors and areas of specialisation, while the inside of the school changes in parallel.

The second floor differs from the rest of the building most of all, as it still has traces of its former ‘resident’ – MIEM. Certain fixtures, signs, and posters have remained. Last year, engineering students reviewed the space, and repairs are planned for the future. There aren’t a lot of people here now and it is quiet; in the art workshops, students focus on their projects almost in a meditative state.

The main flow of students occurs on the third floor, and though the second and fourth floors now have computer labs, the third floor has the most Apple computers. The walls of the auditoriums and corridors are painted white because during exam time, they become an exhibition space, with student works being hung directly on the walls. For that reason, you can see residue from tape and stickers, as well as old markings on the walls. In July, this is where the work is hung of applicants who pass the creative exam.

After exams, some works are kept on display. For example, the wall near the class schedule is covered in drawings done by a student as part of an assignment, and over it there are posters that were thought up by a third-year Communication Design student. The posters contain answers to the main questions HSE freshman typically ask about minors, forms, and other topics. She created them for the academic office, which gets a ton of similar questions each September. When you put in your QR code, a link opens with the appropriate section of the HSE website containing detailed answers to everything. ‘I myself focus on my own styles, logos, and packaging, and I make posters as well,’ comments Inna, also a student in the Communication Design programme. ‘I see that in Russia design now serves a more decorative purpose, but my aim is to show how it can solve problems with communication as well.’

Students also designed the advertisements for the Stanislavsky Electrotheatre that can be sees on the walls of the third floor. Curators in the Theatre and Cinema Artist programme often give students the opportunity to work on real briefs, and a lot of the results of such theatre collaborations go on to become part of existing plays and performances. Additionally, the third floor has a bookcrossing shelf created on the initiative of an instructor.

The school of design does not split up the majors among the floors, so you can find animators, game designers, and advertisers in any of the studios or auditoriums. The prepress prints books, booklets, and large format posters, while the photo studio is where finished works are photographed for students’ portfolio, which each School of Design student subsequently publishes on the website. Additionally, the sound studio can be used to record videos or cartoons.

There is one exception, however – the sixth floor belongs entirely to students from the fashion programme. Here one can hear sewing machines buzzing or music being selected for fashion shows. There are workbenches, mannequins, and other things that might be used to create clothing. Each of the studios on the floor is assigned a curator and group.

‘I came here because I’ve loved fashion my entire life,’ Zhenya Sychev explains. ‘At first I studied in HSE’s Asian and African Studies division, but soon realised this wasn’t for me, and after two years I put together the paperwork and transferred over here. Additionally, I’m an assistant to a Harper’s Bazaar stylist, and I also teach défilé in the modelling school and am a model myself. I love auditorium 603; it’s huge and reminds me of Project Runway with its mannequins and fabrics. Plus, someone is always cutting or sewing here. The sewing machines are always humming, which always fills you with tons of energy. This is why I’m here from 8:00 a.m. to 10:00 p.m. until the security guards kick me out. The coolest part is that we are always immersed in the industry, not just in schoolwork. For example, each year we prepare a collection for Mercedes–Benz Fashion Week. This is incredibly interesting because you have the opportunity to show off your stuff and meet the right people to find a job in the future. Now, at the end of my third year, I have a general idea of what I’d like to do. Putting together a shoot and finding stylists and makeup artists isn’t a problem now.’

The Cafeteria

One of the main places that School of Design students flock to is the cafeteria. Located near the entrance on the first floor, the cafeteria was renovated just last year. Now students use it as a full-fledged co-working space where they can not only grab a bite to eat, but also get together and discuss future projects or prepare for class. The School of Design kept the windowpanes from MIEM in the cafeteria and between the stairwells. There’s also a piano here, and because a lot of students know how to play, lunch is oftentimes accompanied by live music. Zhenya and Inna say that the idea has even been floated of launching a crowdfunding campaign to hire a piano tuner at the start of the new academic year.

The School of Design’s cafeteria is an example of what student self-governance is capable of doing. The cafeteria has a student administrator who is responsible for working with the food supplier. A Facebook group also exists – Knights of the Round Pot – where the cafeteria’s menu is published, students interact with the supplier, lunch options are debated, complaints are expressed, and requests are made. Thanks to such discussions, the menu now has smoothies and vegetarian lunch options. Additionally, the cafeteria holds international food weeks with Asian, Indian, Japanese, and Chinese dishes, for example.

Studios

The studios here are a distinctive aspect of the HSE School of Design. You can get to them only through the internal courtyard, which itself is used as a full-fledged art space for various events. For example, this is where the final exams – that is, fashion shows – take place in the summer for students in the fashion programme.

From this courtyard you can enter the production studios, where classes take place for students taking an elective in jewellery art, silk-screen printing, or porcelain (to learn more about jewellery design students, please visit our website). Additionally, if students from any HSE programme are working on a project and need to print something on a special printer or create something out of porcelain, he or she can do so in one of the school’s studios. Last year, for example, HSE student Anya Kosheleva made a life-size porcelain football last year for her thesis on brovka, a brand of collectable soccer publications and merchandise.

In the studios, students also learn how to make dishware and jewellery out of different metals, and they also master various printing techniques on all possible surfaces, from fabric to metal.

The jewellery studio elective will soon become an actual major in the school’s bachelor’s programme. Environmental Design students have launched 3D projects, so it is already possible to see what the updated studios are going to look like.

The HSE Art Gallery is set to open on the building’s first floor this fall. The gallery will become a space for students to communicate and share their experiences both with one another and with those currently working in modern art fields. Student works will be exhibited here under the leadership of School of Design instructors and invited experts. Additionally leading cultural institutions, as well as independent curators and artists, will be brought in to help organise the exhibitions.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День открытых дверей

Где учатся дизайнеры


О проекте
«День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Белые стены со стикерами и остатками разноцветного скотча, смузи и вегетарианские блюда в столовой и студенты, которых с трудом удается отправить домой в 11 вечера — в проекте «День открытых дверей» о Школе дизайна ВШЭ рассказывают студент 3 курса образовательной программы «Мода» Женя Сычев и студентка 3 курса профиля «Коммуникационный дизайн» Инна Зозуля.

Адрес: ул. Малая Пионерская,12/4

Как добраться: пешком от станции метро «Павелецкая»

Здание

У здания Школы дизайна, расположенного на углу Малой Пионерской улицы и Стремянного переулка, — почти напротив Павелецкого вокзала — долгая и богатая история. До революции на этом месте работала фабрика купцов Оловянишниковых, производившая церковную утварь — вторая по величине среди подобных московских предприятий, а в 1926 году сюда переехал оптико-механический завод «Геодезия», где изготавливали знаменитые фотоаппараты «Лейка».

Подробнее об истории здания Школы дизайна ВШЭ можно прочитать в проекте Вышка.Фундамент.

В 1938 году было завершено строительство современного здания, которое уже стало своеобразной визитной карточкой Школы дизайна. Крыло дома, расположенное на Малой Пионерской, сейчас как раз соединяется с бывшей фабрикой Оловяшниковых. В августе 1941 года завод «Геодезия» был эвакуирован в Свердловск, а помещения занял завод № 398, производивший боеприпасы. Можно предположить, что «башенка», которую сейчас хорошо видно над правым крылом здания, появилась именно в этот момент для наблюдения за порядком на объекте стратегического назначения. Из ее окон, выходящих на все четыре стороны, сейчас открывается вид на ближайшие окрестности, и после того, как закончится ремонт, здесь, возможно, будет одна из аудиторий или мастерских.

С 1962 года здесь находился Московский институт электроники и математики, вошедший в состав Вышки в 2011 году. Сейчас, когда МИЭМ окончательно перебрался в собственный корпус в Строгино, в Школе дизайна продолжается ремонт, и она этаж за этажом превращается в современный арт-кластер с мастерскими и аудиториями.

Здание на Малой Пионерской перестраивалось и изменялось с течением времени, поэтому внутри сейчас множество запутанных коридоров, проходов и лестниц, соединяющих дома разного времени постройки. По словам студентов, все это очень напоминает Хогвартс: не каждая из лестниц ведет на любой этаж, поэтому в первое время приходится быть особенно внимательными и запоминать, как попасть в нужную аудиторию. «Например, по одной из лестниц можно подняться максимум на четвертый этаж (всего их восемь), а по другой — только до шестого. А еще тут всегда есть места, которые ты за четыре года можешь так ни разу и не посетить», — говорит Инна Зозуля.

Сейчас в Школе дизайна ВШЭ три образовательных программы бакалавриата с 17 различными профилями, среди которых «Коммуникационный дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн и программирование», «Дизайн и современное искусство», «Комикс», «Художник театра и кино», «Дизайн одежды», «Фотография в моде и рекламе» и «Брендинг в индустрии моды». А еще магистратура, аспирантура и множество программ дополнительного образования. Студенты всех программ учатся в одном корпусе — пожалуй, самом творческом из всех корпусов Вышки. Кстати, в 2018 году состоится первый набор на профиль «Коммуникационный дизайн» в Санкт-Петербургском кампусе.

Университет/галерея/швейная мастерская

В 2017 году у дизайнеров Вышки прошел первый в истории выпускной. За 4 года своего существования Школа дизайна уже успела занять одно из ведущих мест в области дизайн-образования и не собирается останавливаться на достигнутом. Каждый год здесь появляются новые профили и направления подготовки, а параллельно меняется и интерьер.

От остального здания пока сильнее всего отличается второй этаж, потому что там еще сохранились следы от «бывших жильцов» — МИЭМ. Некоторые приборы, вывески и плакаты пока остались на прежних местах: еще в прошлом году тут занимались будущие инженеры, и ремонт только предстоит. Сейчас здесь немноголюдно и тихо, а в аудиториях арт-практики студенты медитативно занимаются творчеством.

Основной поток студентов сосредоточен на третьем этаже, и хотя компьютерные классы уже появились и на втором, и на четвертом, именно на третьем стоит больше всего компьютеров от Apple. Стены аудиторий и коридоров здесь выкрашены в белый цвет, потому что во время сессий они превращаются в выставочное пространство, и все студенческие работы вывешиваются прямо на них. Поэтому на стенах можно увидеть остатки разноцветного скотча, стикеры и другие «пометки». В июле здесь же «развешиваются» абитуриенты, сдающие творческий экзамен.

После успешных экзаменов или зачетов некоторые работы так и остаются висеть. Например, стена рядом с расписанием покрыта рисунками, сделанными студенткой в рамках задания по арт-практике, а постеры с ответами на основные вопросы первокурсников про майноры, справки и другие насущные темы придумала студентка третьего курса профиля «Коммуникационный дизайн» специально для учебного офиса, куда в сентябре поступает огромный поток одинаковых вопросов. При наведении на QR-код открывается ссылка с соответствующим разделом на сайте ВШЭ, где все подробно объяснено. «Лично я занимаюсь фирменными стилями, логотипами, упаковкой, делаю плакаты, — рассказывает Инна, тоже студентка профиля «Коммуникационный дизайн». — Я вижу, что дизайн в России сейчас носит больше «украшательский» характер, а моя задача — показать, как он может решать проблемы с коммуникацией».

Афиши для Электротеатра «Станиславский», которые можно увидеть на стенах третьего этажа, — тоже учебные работы. Кураторы профиля «Художник театра и кино» часто предлагают студентам поработать с реальными брифами, и многие из результатов таких коллабораций с театрами потом становятся оформлением существующих спектаклей. А еще на третьем этаже есть полка для буккроссинга, созданная по инициативе одного из преподавателей.

В Школе дизайна нет распределения профилей по этажам, поэтому аниматоров, гейм-дизайнеров или рекламщиков можно встретить в любой из мастерских или аудиторий. В препрессе печатают книги, буклеты или широкоформатные постеры, в фотостудии готовые продукты снимают для портфолио, которое есть у каждого студента Школы дизайна на сайте, а в звукозаписывающей студии можно озвучить собственный видеоролик или мультфильм.

Но есть исключение — шестой этаж полностью принадлежит студентам профиля «Мода». Здесь слышно жужжание швейных машинок, играет музыка, подходящая для модных показов, стоят раскроечные столы, манекены и прочие вещи, которые могут понадобиться при создании одежды. Каждая из мастерских на этаже закреплена за определенным куратором и его группой.

«Я поступил сюда потому, что всю жизнь любил моду, — рассказывает Женя Сычев. — Сначала я учился на «Востоковедении» в Вышке, но понял, что это не мое, и, отучившись два года, забрал документы и поступил сюда. Я работаю ассистентом стилиста в журнале Harper’s Bazaar, преподаю дефиле в модельной школе, сам тоже занимаюсь моделингом. Я обожаю свою 603 аудиторию, она огромная и напоминает мне проект «Подиум» — манекены, ткани, все время кто-то что-то режет, шьет, гудят машинки, и это всегда очень сильно заряжает энергией, поэтому я сижу там с 8 утра до 10 вечера, пока не выгонят охранники. Самое крутое, что мы все время находимся внутри индустрии, а не просто учимся. Например, каждый год мы готовим коллекцию для Merсedes–Benz Fashion Week. Это безумно интересно, потому что есть возможность себя проявить, познакомиться с полезными людьми, чтобы в дальнейшем устроиться на работу. Уже сейчас, в конце 3 курса, я примерно представляю, что я могу делать. Собрать съемку, найти стилистов и визажистов — уже не проблема».

Столовая

Одно из главных мест притяжения студентов Школы дизайна  — столовая. Она находится на первом этаже, недалеко от входа. В прошлом году здесь был сделан ремонт, и теперь студенты используют ее как полноценный коворкинг, где можно не только перекусить, но и собраться и обсудить будущие проекты или подготовиться к занятию. От интерьеров МИЭМ Школе дизайна достались витражи в окнах между лестничными пролетами и в столовой. А еще здесь стоит пианино — среди студентов много людей, владеющих инструментом, так что обед часто сопровождается звуками музыки. Женя и Инна рассказали, что даже возникла идея запустить краудфандинговую кампанию и объявить сбор средств на настройщика в начале нового учебного года.

Столовая Школы дизайна — пример того, что может сделать студенческое самоуправление. У столовой есть администратор — одна из студенток, которая отвечает за взаимодействие с поставщиком еды, а в Фейсбуке создана группа «Рыцари круглой кастрюли», где публикуется меню столовой, студенты общаются с поставщиком, обсуждают варианты обедов, жалуются или высказывают свои пожелания. Благодаря таким обсуждениям в меню появились смузи и вегетарианские обеды. А еще в столовой проходят недели национальной еды — например, азиатской, с индийскими, японскими и китайскими блюдами.

Мастерские

Мастерские — отличительная особенность Школы дизайна ВШЭ. Попасть в них можно только через внутренний двор, который используется как полноценное арт-пространство для различных мероприятий. Например, летом здесь проходят итоговые экзамены студентов направления «Мода» — показы коллекций одежды.

Из внутреннего двора можно зайти в производственные мастерские. Здесь проходят занятия у студентов, которые выбрали вариатив «Ювелирная мастерская», «Шелкография» или «Фарфор» (про студентов вариатива «Ювелирная мастерская» можно прочитать в нашем материале). Кроме того, если у студента любого профиля в рамках работы над проектом возникла идея напечатать что-то на станке или создать изделие из фарфора, он может сделать это в мастерских. Например, выпускница прошлого года Аня Кошелева для своей дипломной работы — бренда коллекционных футбольных изданий и серий предметов brovka — сделала фарфоровый мяч в натуральную величину.

В мастерских учатся делать посуду, ювелирные украшения из различных металлов, а еще осваивают различные техники печати на всех возможных поверхностях — от ткани до металла.

Вариатив «Ювелирная мастерская» скоро превратится в полноценный профиль в бакалавриате. Студенты профиля «Дизайн среды» разработали 3D-проекты, так что уже сейчас можно увидеть варианты того, как будут выглядеть обновленные мастерские.

В одном из помещений на первом этаже осенью планируется открыть HSE Art Gallery. Галерея станет пространством для общения и обмена опытом студентов и практиков современного искусства. Здесь будут выставляться проекты студентов, курируемые преподавателями Школы и приглашенными экспертами, а к организации выставок будут привлекать ведущие культурные институции, а также независимых кураторов и художников.