• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

Open House

Where Programmers Become Programmers


About the Open House Project

Lecture halls, corridors, the student cafeteria, etc., will all eventually become a ‘home away from home’ for prospective HSE students. We cordially invite you to a virtual tour of HSE. Current HSE students show you around campus through our website.

What are Euclid and Descartes doing in a building that at one time belonged to the Gosplan? What does M+P+ mean, and how do you get an internship at Google? In the latest edition of Open House, Valentin Biryukov, a second-year student in the Applied Mathematics and Informatics programme, and Maria Gordenko, a fourth-year student in the Software Engineering programme, talk about these questions and more.

ADDRESS: 3 Kochnovsky Proezd

HOW TO GET THERE: 10-15 minute walk from the Aeroport metro station

The building that houses the Faculty of Computer Science is located just two metro stations away from Belorussky Railway Station, which is where commuter trains depart for Odintsovo. This is why it’s easy for out-of-town students who live in the dormitories in Odintsovo and Dubki to get to the faculty. The trip takes about 1-1.5 hours, and there are free HSE buses that go to the dorm and back every 10-20 minutes. The bus schedules are synced with the commuter train schedules as well. Lectures at HSE typically start at 9:00 a.m., but classes start at 10:30 a.m. for computer science students, which allows for travel time.

The Building

The six-storey building at 3 Kochnovsky Proezd is where HSE began. It was specifically here in 1992 that the Faculty of Economics was based, marking the beginning of the university as a whole. Before this, the building was occupied by a division of the Soviet Gosplan, and all of the building’s doorways still have the famous Gosplan engravings. Now, more than two decades later, the HSE Faculty of Computer Science prepares software engineers, developers, and researchers in the field of big data storage and processing.

The building was not initially academic, which it why HSE had to carry out substantial renovations when the university took possession of the building. Faculty offices were turned into auditoriums, seminar halls, and much more. The departments that made up the faculty moved to Kochnovsky in August of 2014: the School of Computer Engineering moved from Kirpichnaya St., while the Applied Mathematics and Informatics School moved from Bolshoy Trekhsviatitelski.

As in 1992, the building underwent changes in 2014 as well, with ordinary lecture halls becoming computer classrooms, offices seminar halls, while the reading hall will become a large lecture hall next year.

The Faculty was created with the participation of the company Yandex, which is shown not only in the Faculty’s programme of study and research activity, but in its design as well. Yandex suggested ideas for the Faculty’s main hall as well. The first thing that catches one’s eye is a set of red benches and a painting on the wall that looks like ‘tag clouds’ with key concepts from contemporary data science. In addition, the first floor has a cardboard cutout of a crow with a laptop and a cup of coffee – the unofficial symbol of the Faculty. This was completed by Applied Mathematics and Informatics student Ekaterina Batalova.

Similar to large IT companies where all of the conference rooms have original names, the Faculty has four large lecture halls named after famous mathematicians – Euclid, Newton, Leibniz, and Descartes

One of HSE’s largest auditoriums – Euclid – is where not only classes are held, but some of the university’s main events as well: the Faculty’s birthday celebration, the Segalovich scholarship award ceremony, Open Doors, informatics conferences, and a host of other important academic events.

‘We also have 11 computer classrooms, some of which are equipped with PCs, some with laptops. One classroom has Apple computers, and this is where classes are held on mobile app development for iOS and OS X devices. I had a class, Cloud App Development, and it was taught completely in English,’ notes Maria Gordenko, a fourth-year student in the computer engineering programme. ‘If we have a window of time, or if students need to collectively prepare for a test or exam, then our office doors are always open, as are the computer labs as well. You can sit in the auditoriums from the time the building opens to the time it closes – if you aren’t interrupting the learning process, of course.’

Each floor has chalkboards hanging in the corridor as well. This was done so that students can do a calculation, make a list, etc. if necessary while preparing for a colloquium, seminar, or just a lecture. The boards are very popular.

‘We also have a large library that holds the books of not only our Faculty, but of other HSE faculties as well. My neighbours in my apartment building study in the Faculty of Law and the Faculty of Economics, and they oftentimes ask me to bring home textbooks from the library at the end of the year; after all, it’s on my way,’ Valentin Biryukov notes. The library also has computers with access to all of HSE’s electronic publications.

‘The first floor has a cafeteria, but we prefer to have lunch in a nearby café called ‘Chez Lara,’ which offers students good discounts on business lunches; a three-course meal only costs 180 rubles. There are also two coffee shops nearby, which is also really convenient,’ Maria adds.

The sixth floor is where the office of the dean of the faculty is, and the office has a panoramic view of the Aeroport region. The dean’s doors are always open to students, and there are meetings there every semester for the class presidents. This is a time for students to share their impressions, discuss specific classes, and more. This is also where meetings with student council, volunteers, and academic assistants take place.

Academics

The Faculty has two bachelor’s programmes – one in Applied Mathematics and Informatics and another in Software Engineering. Though the Faculty only celebrated its second birthday in April, there are also third- and fourth-year students, as well as alumni, as they were able to study at locations that were part of the Faculty of Business Informatics (now called the Faculty of Business and Management). There are also four master's programmes, one of which, System and Software Engineering, is taught in English.

In 2014, the Applied Mathematics and Informatics programme started a ‘pilot group’ for students who scored high on the entrance exams in mathematics and programming. In 2015, this became a pilot project for first- and second-year students, with students being divided into three groups based off of their test scores: the so-called M+ group had an extensive knowledge of basic disciplines in mathematics, the P+ in programming, and the M+P+ group in both disciplines.

‘I’m currently in the M+P+ group,’ Valentin notes. ‘The pilot project is competitive, but absolutely all students from the Applied Mathematics and Informatics programme can take part in the competition if they want. Those who don’t make it into a group can become members of ordinary groups, which are no worse, and then they typically move to pilot groups at a later time. This can happen after a year, for example, or even after exams. Conversely, with time, some people decide that the pilot groups are not for them and become members of an ordinary group.’

Students in the Applied Mathematics and Informatics programme study the programming languages Python and C++, while Software Engineering students study Java and C#. An emphasis is made on learning algorithms and their mathematical foundations. ‘It goes without saying that students are then able to easily demonstrate their skills in any programing language,’ Valentin adds.

The Faculty’s courses in programming and other subjects are often taught by employees of Yandex and other IT companies who actively participate in university life. After their first year, undergraduate students take part in a short, two-week internship either within the Faculty or at a company. Oftentimes though, students opt for a longer internship of between two and nine months.

One of my classmates left for the summer to work at Google on improving YouTube subtitles

Students can select the company themselves, but there is also a large list of several dozen organisations that HSE actively works with. ‘I’m currently interning at S7 Engineering, for example, which provides technical servicing and repairs aviation technology for some of the world’s leading aircraft producers, like Airbus and Boeing,’ Maria notes. ‘Some of the most successful students get jobs immediately after their internships.’

‘After the first year, we had really entertaining projects under the guidance of people with industry experience,’ Valentin comments. For my project, we developed something similar to Prisma or Ostagram (both apps that can put the user’s image into the style of Van Gogh, Munch, etc.). As a result, I got a good summer internship at a digital company and was able to work and write a few solutions for them. My classmate worked on data compression and wrote an algorithm that compressed data faster and better than many existing analogues (it’s hard to believe, but he even surpassed .zip). People took notes of this, and after just a few weeks he was offered a summer internship at Yandex. And there are more cases like this too. One of my classmates left for the summer to work at Google on improving YouTube subtitles,’ Valentin adds.

This year, students of the Applied Mathematics and Informatics programme prepared a group of stories for applicants – #ПмиОбъединяет (#AMIUnites). The students shared their experiences from the application process and talked about some of their accomplishments, including scholarships, internships, and new endeavours.

For a good idea of how the Faculty is growing, look no further than the master’s programmes it now offers. In 2014, there were just two master’s programmes – Data Science and Systems and Software Engineering – but the Mathematical Methods of Optimization and Stochastics programme was added in 2015, and applications are currently being accepted for a fourth master’s programme in Data Analysis for Biology and Medicine.

Science

The Computer Science Faculty also has several research laboratories, with more and more being added each year. In 2014, the Faculty gained the Laboratory of Process-Aware Information Systems (PAIS Lab) and the International Laboratory for Intelligent Systems and Structural Analysis, whose staff recently developed a new mathematical model that describes the development of breast cancer and is able to predict when metastasis occurs. Additionally, a big data analysis lab was created in February 2015, while in 2016, an International Lab in Theoretical Informatics was opened.

Staff of the lab also involve first-year students in their research, both as part of summer internships and during the entire academic year. For students hoping to build an academic career in the future, this is an excellent opportunity to begin that process. According to PAIS Lab Research Fellow Sergey Shershakov, this is a unique process that requires one to develop both methodological and creative skills. ‘You can, for example, learn to haphazardly write software yourself, but in order to carry out research you need a “school,” and the earlier the future researcher comes to this school as an intern, the more likely it is that he or she will be successful in the world of academia in the future,’ Shershakov concludes.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День открытых дверей

Где учатся программисты


О проекте
«День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Что делают Евклид и Декарт в здании, которое когда-то принадлежало Госплану? Что такое «М+П+» и как попасть на стажировку в Google? В проекте «День открытых дверей» о факультете компьютерных наук рассказывают студент 2 курса образовательной программы «Прикладная математика и информатика» Валентин Бирюков и студентка 4 курса образовательной программы «Программная инженерия» Мария Горденко.

Адрес: Кочновский проезд, дом 3

Как добраться: 10–15 минут пешком от метро «Аэропорт»

Факультет находится в двух станциях метро от Белорусского вокзала, откуда идут электрички в Одинцово, поэтому иногородним студентам, которые живут в общежитиях в Одинцово и Дубках, удобно добираться до факультета. Дорога занимает примерно 1–1,5 часа. От станции «Одинцово» до общежития и обратно каждые 10–20 минут ходят бесплатные автобусы с табличками «НИУ ВШЭ», их расписание привязано к расписанию электричек. Первые лекции в Вышке ставят на 9.00, но по факту студенты ФКН начинают учиться в 10.30, так как учебные офисы при составлении расписания учитывают время, необходимое на дорогу.

Здание

С шестиэтажного дома № 3 на Кочновском проезде началась Вышка. Именно здесь в 1992 году базировался факультет экономических наук, с которого, собственно, и начался университет. До этого здание занимало одно из подразделений Госплана СССР, здесь на всех дверных проемах до сих пор сохранились характерные печати. Сейчас здесь на факультете компьютерных наук готовят разработчиков и исследователей в области хранения и обработки больших данных, а также программных инженеров.

Изначально здание не было учебным, поэтому с приходом Вышки пришлось его заметно реконструировать, из кабинетов научных сотрудников сделать аудитории, залы для семинарских занятий и многое другое. Отделения, вошедшие в состав факультета, собрались на Кочновском в августе 2014 года: «Программная инженерия» переехала с Кирпичной, а «Прикладная математика и информатика» — с Большого Трехсвятительского.

Как и в 1992 году, в 2014-м здание претерпело изменения, обычные лекционные аудитории превратились в компьютерные классы, кабинеты — в семинарские аудитории, а читальный зал со следующего года станет лекционной аудиторией.

Факультет был создан при участии компании «Яндекс», что отразилось не только в образовательной программе и научной деятельности, но и на дизайне факультета. Яндекс подсказал идеи для оформления холла факультета. Первое, что здесь бросается в глаза — это красные скамейки и роспись на стенах в виде «облака тегов» с ключевыми понятиями в современной Data Science. Также первый этаж украшает картонная ворона с ноутбуком и чашкой кофе — неофициальный символ факультета. Это работа студентки образовательной программы «Прикладная математика и информатика» Екатерины Баталовой.

По аналогии с большими ИТ-компаниями, где все переговорные имеют оригинальные названия, на факультете четыре большие лекционные аудитории носят имена известных математиков — Евклида, Ньютона, Лейбница и Декарта

В одной из самых больших аудиторий Вышки — «Евклид» — проходят не только занятия, но и главные события — день рождения факультета, вручение стипендии имени Ильи Сегаловича, дни открытых дверей, конференции по информатике, и множество других весьма серьезных научных мероприятий.

«Еще у нас есть 11 компьютерных классов, часть из них оборудована стационарными компьютерами, часть — ноутбуками. Один класс оборудован компьютерами Apple, там проводятся занятия по разработке мобильных приложений под операционные системы iOS и OS X. У меня, например, здесь проходил предмет „Разработка облачных мобильных предложений“, причем полностью на английском языке, — рассказывает Мария Горденко. — Если у нас окно, или же возникла необходимость в коллективной подготовке к контрольной или экзамену, то двери наших кабинетов всегда открыты, кстати, компьютерных классов тоже. Можно сидеть в аудиториях с момента открытия здания и до самого закрытия, если это не мешает учебному процессу, конечно».

На каждом этаже в коридоре висят меловые доски. Это сделано для того, чтобы студенты, готовясь к коллоквиуму, семинару или просто лекции, могли быстро что-нибудь на ней вычислить, пересчитать и так далее. Доски пользуются большой популярностью.

«Еще у нас есть большая библиотека, в которой хранятся книги не только нашего факультета, но и других факультетов Вышки. Мои соседи по квартире и с факультета права, и с факультета экономических наук нередко в конце года просят завезти в библиотеку их учебники, ведь мне все равно по пути», — рассказывает Валентин. В холле библиотеки стоят компьютеры, с которых можно получить доступ ко всем электронным изданиям НИУ ВШЭ.

«На первом этаже находится университетская столовая, но мы больше любим обедать в кафе рядом „У Лары“, здесь на бизнес-ланч студентам предоставляются хорошие скидки: обед из трех блюд обойдется в 180 рублей. Совсем рядышком есть две кофейни, что тоже очень удобно», — говорит Мария.

На 6 этаже находится кабинет декана факультета, из которого открывается панорамный вид на район Аэропорта. Двери в кабинет всегда открыты для студентов, здесь каждый семестр проходят встречи со старостами групп, где студенты делятся своими впечатлениями от учебы, обсуждают учебные курсы и т.д. Также здесь проходят встречи со студенческим советом, волонтерами и учебными ассистентами.

Учеба

На факультете две бакалаврские программы — «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия». Хотя факультет в апреле отметил свой второй день рождения, но здесь есть и 3-й, и 4-й курс, и выпускники — они учились на отделениях, которые раньше входили в состав факультет бизнес-информатики (сейчас — факультет бизнеса и менеджмента).

В 2014 году на программе «Прикладная математика и информатика» была открыта «пилотная группа» для студентов, показавших большие успехи по результатам вводного тестирования по математике и программированию. В 2015 она превратилась в «пилотный поток» для 1 — 2 курсов, где студенты по результатам тестирования делятся на три группы: углублённой подготовки по базовым математическим дисциплинам («М+»), углублённого изучения программирования («П+») или по обоим направлениям одновременно («М+П+»).

«Я сейчас учусь в группе „М+П+“, — рассказывает Валентин Бирюков. — Пилотный поток формируется на конкурсной основе, но принять участие в конкурсе по собственному желанию могут абсолютно все студенты „Прикладной математики и информатики“. Те, кто не попал в пилотный поток, учатся в обычных группах, где знания дают ничуть не хуже, зачастую они потом переводятся в пилотные группы — сделать это можно и в течение года, и после сессии. Некоторые же, наоборот, решают со временем, что пилотный поток не для них, и переходят в обычный».

На «Прикладной математике и информатике» студенты в обязательной программе изучают языки программирования Python и С++, на «Программной инженерии» — Java и С#. Акцент делается на изучении алгоритмов и их математической основы. «Подразумевается, что потом студент с легкостью реализует все знания на любом языке программирования, — так оно и есть», — говорит Валентин.

Занятия по программированию и другим предметам часто ведут сотрудники Яндекса и других IT-компаний, которые активно участвуют в жизни факультета. После первого года обучения в бакалавриате у студентов начинается двухнедельная практика, которую можно пройти либо на факультете (учебная практика), либо в какой-нибудь компании. Часто студенты засчитывают себе в качестве практики стажировку. Стажировки длятся дольше — от 2 до 9 месяцев.

Среди моих одногруппников есть и парень, который на лето улетел поработать в Google над совершенствованием субтитров у YouTube

Компанию можно выбрать самостоятельно, также есть большой список из нескольких десятков организаций, с которыми Вышка активно сотрудничает. «Например, я сейчас прохожу практику в компании S7 Engineering, которая выполняет техническое обслуживание и ремонт авиационной техники ведущих мировых производителей Airbus и Boeing, — рассказывает Мария Горденко. — Наиболее успешные студенты устраиваются на работу сразу после прохождения практики».

«После первого курса у нас были весьма увлекательные проекты — некоторая творческая работа под руководством опытного человека из индустрии, — говорит Валентин. — В своем проекте мы разрабатывали нечто похожее на Prisma или Ostagram (приложение, рисующее изображение пользователя „в стиле“ Ван Гога, Мунка или кого-то еще). Как результат — меня позвали на хорошую летнюю практику в диджитал компанию, поработать и написать пару решений для них. А мой товарищ-одногруппник занимался сжатием данных, и его результат был поразителен — он написал алгоритм, который сжимал данные быстрее и лучше многих существующих аналогов (страшно представить, но он обошел даже .zip), его заметили — и через пару недель его уже позвали поработать летом в Яндексе. И это не единичный случай: среди моих одногруппников есть и парень, который на лето улетел поработать в Google над совершенствованием субтитров у YouTube».

В этом году студенты программы «Прикладная математика и информатика» подготовили для абитуриентов цикл рассказов #ПмиОбъединяет. Они поделились своими воспоминаниями о поступлении и рассказали об успехах, в частности стипендиях, стажировках, и новых увлечениях. Найти их все рассказы можно по ссылке

Как растет факультет, видно по магистерским программам: в 2014 было две образовательных программы — «Науки о данных» и «Системная и программная инженерия», в 2015 добавились «Математические методы оптимизации и стохастики», а сейчас помимо этих трех программ идет набор на новую программу «Анализ данных в биологии и медицине».

Наука

Кроме того, на факультете есть научно-учебные лаборатории, количество которых растет с каждым годом. В 2014 году в структуре факультета появилась Научно-учебная лаборатория процессно-ориентированных информационных систем и Международная научно-учебная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа (сотрудники этой лаборатории недавно разработали новую математическую модель, описывающую развитие рака молочной железы, которая способна предсказать время появления метастазов). В феврале 2015 года была создана научно-учебная лаборатория анализа больших данных, а в 2016 году к ней добавилась международная лаборатория по теоретической информатике.

Сотрудники лабораторий привлекают к исследованиям студентов с первого курса, как на летнюю практику, так и к работе во время всего учебного года в качестве стажеров-исследователей. Для студентов, которые хотят в будущем построить академическую карьеру, это отличная возможность для старта. По мнению научного сотрудника лаборатории процессно-ориентированных информационных систем Сергея Шершакова, работа исследователя — это особый вид деятельности, требующий развития как методических, так и творческих навыков: «Можно, например, научиться худо-бедно самостоятельно писать программы, но проводить исследования — для этого нужна „школа“, и чем раньше будущий исследователь поступит в такую „школу“ в роли стажера-исследователя, тем больше у него или нее шансов в будущем показать хорошие академические результаты».