• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Именные аудитории, цитаты великих педагогов и ученых на стенах, мягкие диваны и книги на любой вкус — вот лишь некоторые особенности здания Института образования НИУ ВШЭ, где учатся студенты десяти магистерских программ. В проекте «День открытых дверей» об институте рассказывают студент магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Михаил Гасинец (2 курс) и студентка магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» (1 курс) Ксения Веринчук.

Адрес: Потаповский переулок, дом 16, стр. 10

Как добраться: примерно 10 минут пешком от станций метро Китай-город или Тургеневская/Чистые пруды/Сретенский бульвар.

Учеба и работа

Бакалаврских программ в Инобре нет — институт работает с магистрами и аспирантами, есть также разные программы дополнительного образования взрослых. Магистерские программы делятся на очные и очно-заочные.

Не только студенты-заочники, но и практически все очники совмещают учебу с работой. Работа в подразделениях самого института особенно приветствуется: это дает возможность сконцентрироваться на будущей карьере и получить навыки исследовательской и проектной работы.

Михаил Гасинец работает стажером-исследователем в Центре изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Института образования. Он уже защитил выпускную квалификационную работу, на днях получит диплом, а осенью приступит к учебе в аспирантуре.

Ксения Веринчук работает учителем в одной из московских школ, причем нагрузка у нее там больше, чем на ставку. На втором курсе объем занятости в школе она планирует сократить, чтобы сосредоточиться на подготовке выпускной квалификационной работы и больше сотрудничать с Центром мониторинга качества образования.

Школа

«Впервые я пришла в Институт образования прошлым летом, — вспоминает Ксения. — Нашла его не сразу – ходила кругами вокруг четырехэтажного здания и была уверена, что это школа, а институт где-то рядом. Когда стала студенткой, не покидало ощущение, что нахожусь в школе, — в конце каждой пары явно не хватало привычных звонков».

Действительно, здание Инобра, построенное в 1939 году, — типовое школьное, и раньше здесь располагалась школа. Ее истории посвящена небольшая выставка в коридоре первого этажа, с фотографиями, отзывами выпускников и прочими артефактами, в числе которых — страница из типичного дневника советских лет. Школа была знаменита тем, что в 1989 году ее коллектив впервые в Советском Союзе выбрал себе директора. В начале 2010-х годов она вошла в состав образовательного комплекса «Покровский квартал», и учеников перевели в другие, расположенные по соседству корпуса.

Школьная планировка в здании сохранилась — поточных аудиторий на сотни слушателей здесь нет, да и для обучения магистров они не нужны (на каждую программу набирают в среднем около 30 человек). Классы переоборудованы в студенческие аудитории (стулья и столы — индивидуальные и эргономичные, их расположение можно легко менять, например, для работы в группах), в офисы для 16 лабораторий и научных центров института. Сотрудники Инобра не только обучают студентов, но и ведут исследования, занимаются экспертно-аналитической деятельностью и консалтингом, участвуют в формировании государственной политики в сфере образования.

На первом этаже, на месте школьной столовой, теперь находится столовая университетская, и для студентов здесь предусмотрены комплексные обеды с большой скидкой.

Двор

Первое, что бросается в глаза при входе во двор института, — бетонный блок в форме игрального куба с английскими словами на гранях. Это памятник анонимному рецензенту, торжественно открытый два года назад. Памятник, с одной стороны, увековечивает вклад рецензентов в науку, с другой — напоминает с изрядной долей иронии, что их вердикты не всегда объективны. Его установка стала возможной благодаря краудфандинговой кампании, в которой приняли участие ученые со всего мира, в том числе два нобелевских лауреата.

Рядом с памятником — небольшое растение с табличкой «Академическое древо Виктора Болотова. Орех маньчжурский. 05.06.2018». Его посадил в день своего рождения один из ключевых сотрудников Инобра Виктор Александрович Болотов. В 2000-х годах, до прихода в Вышку, он отвечал за переход к ЕГЭ во всех школах страны, будучи первым замминистра образования и главой Рособрнадзора, а теперь является научным руководителем Центра мониторинга качества образования.

Стену во дворе здания расписали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — разумеется, на образовательные темы: профессор демонстрирует студентке диаграмму, подростки наблюдают за небом в телескоп, девушка сидит на скамейке с глобусом в руке.

Не менее важная достопримечательность — внутренний двор Инобра. Здесь можно поиграть в настольный теннис, баскетбол, подтянуться на перекладине и покачаться на широких «дачных» качелях. «Мы часто сюда выходим между парами, чтобы снять напряжение и пообщаться с коллегами, — рассказывает Михаил Гасинец. — Не раз бывало так, что именно во внутреннем дворе института завязывалась дружба».

Имена и изречения

Восемь аудиторий института названы в честь выдающихся российских педагогов и исследователей

  • Лев Выготский
  • Эдуард Днепров
  • Евгений Князев и Наталья Дрантусова
  • Анатолий Пинский
  • Василий Сухомлинский
  • Симон Соловейчик
  • Евгений Сабуров
  • Александр Тубельский

У Михаила больше всего воспоминаний связано с аудиторией Эдуарда Днепрова — конференц-залом. Каждый четверг там проводятся исследовательские семинары Инобра, и он посещает их регулярно. А Ксения, работая с электронной подпиской, много времени проводит в компьютерном классе, носящем имя Евгения Князева и Натальи Дрантусовой — исследователей Инобра, погибших в 2013 году в авиакатастрофе.

Еще один проект по оформлению здания получил название «Линия жизни». На этажах института — портреты и изречения шести выдающихся педагогов в детстве, юности, зрелости и старости: Олега Газмана, Василия Давыдова, Джона Дьюи, Антона Макаренко и Марии Монтессори. Студент, сотрудник или посетитель, поднимаясь с этажа на этаж, может задуматься над ключевым вопросом науки об образовании — как человек развивается, как из ребенка вырастает взрослый, как ветвится линия жизни.

«К началу учебы в институте я имела представление далеко не обо всех этих ученых. Когда училась на истфаке МГУ, детально изучала только Дьюи, — признается Ксения Веринчук. — Но со временем, конечно, узнала о них многое, прочла их работы. На стене рядом с каждой именной аудиторией есть QR-код — ссылка на ресурсы с информацией о каждом из них».

На стенах лестничных пролетов, коридоров и аудиторий Инобра можно найти не только цитаты великих, в том числе на латыни, но и шутки про учителей, а также ироничные высказывания ныне здравствующих сотрудников.

Диваны и книги

В отличие от традиционных школьных зданий, где, как правило, нет условий для уединения и отдыха учеников, в коридорах Инобра стоят мягкие кресла и диваны. «В первый год учебы, когда у меня еще не было рабочего стола, я, можно сказать, жил на этих диванах, — рассказывает Михаил. — Всегда можно найти свободное место, посидеть за ноутбуком, подготовиться к занятиям». «Между парами здесь и поспать можно минут пятнадцать, — добавляет Ксения. — А как иначе совмещать работу и учебу?»

Для тех же, кто твердо решил потрудиться, а не отдохнуть, в одном из коридоров есть несколько «жестких» рабочих мест — стулья на высоких ножках и узкие столики, прикрученные к стене.

На третьем этаже между диванами стоят стеллажи для буккросинга. Там есть всё — от БВЛ и прочей классики до новинок о развитии университетов и брошюр, принесенных сотрудниками Инобра с недавних парламентских слушаний. Правила букроссинга выставлены на всеобщее обозрение: можно взять любую книгу на неопределенный срок или принести свою (перед тем, как она попадет на стеллаж, на нее поставят специальный штамп). На одном из стеллажей прикреплен «Список книг, которые должен прочесть каждый», в 1970-х годах составленный для студентов Иосифом Бродским, — почти сто наименований от Бхагавадгиты до Хемингуэя.

Программы

В этом году Институт образования НИУ ВШЭ набирает студентов на десять магистерских программ.

Очных программ, рассчитанных, прежде всего, на вчерашних выпускников бакалавриата и специалитета, четыре: «Доказательная образовательная политика», «Экономика и управление образованием», «Измерения в психологии и образовании» и «Педагогическое образование».

Очно-заочных программ для тех, кто с утра до вечера занят на работе и\или живет в других регионах, — шесть.

Из них три рассчитаны на учителей и тех, кто хочет ими стать, — «Современная историческая наука в преподавании истории в школе», «Современная филология в преподавании литературы в школе», «Современные общественные науки в преподавании обществознания в школе».

Еще три предназначены для руководителей образовательных организаций — «Управление образованием», «Управление в высшем образовании», «Цифровая трансформация образования».