• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

Open House

A Virtual Tour of HSE MIEM


About the Open House Project

Lecture halls, corridors, the student cafeteria, etc., will all eventually become a ‘home away from home’ for prospective HSE students. We cordially invite you to a virtual tour of HSE. Current HSE students show you around campus through our website.

How does one enter into virtual reality? How many hours does it take a 3D printer to print a bust of Van Gogh? And is it true that in one of HSE’s laboratories, you can monitor low Earth orbit satellites in real time? In the newest edition of Open House, Anastasia Zaitseva and Artem Ivanov, both fourth-year students in the Informatics and Computing Technology undergraduate programme, talk about these questions and more.

ADDRESS: 34 Tallinskaya Ulitsa

HOW TO GET THERE: 5-minute walk from the Strogino metro station

The HSE Moscow Institute of Electronics and Mathematics (MIEM) is one of the university’s largest branches and home to the engineering division. MIEM is geared towards future programmers, mathematicians, engineers, and specialists in computer security, electronics, and robotics.

The Building Inside and Out

MIEM acquired the new building in 2014, when we were still sophomores. Our first impression of the building was just, ‘Wow!’ The building is huge (22,000 square meters), bright, and spacious, so students feel comfortable studying and working here. In addition, the building is handicap accessible.

Despite being farther from the city centre, the Strogino region, where the building is located, has very well developed infrastructure. There’s a park nearby, and we’re right by the Moscow River, where students have different watersports classes. There’s even a yacht club.

MIEM has its own parking lot that can fit about 100 cars. The lot is open not only to teachers and staff of the university, but to students as well.

The hall on the first floor has an open area for people to sit and talk. The university created a special group that is constantly getting students’ feedback, and as a result of different questionnaires, the school plans to expand and modernize this area. Now you can grab a table and use your laptop, and there are plugs throughout the space as well. We’re even getting a coffee machine soon. Sometimes people bring big TVs and videogame consoles here, as well. There is complete Wi-Fi coverage throughout the building.

The building has a cafeteria that can seat up to 200 students and staff members and is open daily until 5:00 p.m. The cafeteria has a wide selection of food on the menu, and there is a prix fixe lunch that costs only 110 rubles.

Aside from the main cafeteria, 34 Tallinskaya St. also has two smaller cafes with seating for 50 and 100 people. These cafes close later than the main cafeteria, so students who stay late can always find a place to grab a bite to eat. The prices are very reasonable as well.

Academic Infrastructure

MIEM has 52 auditoriums, some of which can seat 100 people, while others can hold up to 200. The auditoriums are used for lectures, discussion sections, conferences, and open houses that see many more people in attendance. All of the auditoriums are equipped with projectors, boards, and in most cases LCD screens.

There are also fourteen computer labs that are used for classes, lab work, and exam prep.

MIEM’s library is regularly updating its collection, which includes the latest books on a wide range of disciplines: web programming, neural networks, nanotechnology, radiation and quantum physics, electronics and circuit design, robotics, and much more. Visitors can take a look at some of the libraries newest books on the stand located near the entrance. The library also gives visitors full access to HSE’s electronic resources.

In addition, MIEM features 30 learning and research laboratories. The lab classrooms are used for courses such as physics and electronics, while the research labs are working on some of the latest scientific developments in the industry. Let’s take a look at some of the main labs MIEM has to offer.

3D VISUALISATION AND COMPUTER GRAPHICS LEARNING LABORATORY

This laboratory was created in 2015 as a division of the School of Computer Engineering. There are always a lot of people here, and the lab is used for practicums, seminars, business games, and master classes held by university instructors and HSE students themselves for elementary schoolchildren. In addition, the 3D Visualisation and Computer Graphics Learning Laboratory is where bachelor’s and master’s students learn to work with graphics editors and create 3D graphics systems.

The lab has equipment used for visualising academic and medical data on things such as protein structures, human anatomy, visualisation in space, and architectural objects. Our equipment might also be used as the foundation for the training systems typically used to teach engineers, and this could be useful for institutions outside of MIEM as well.

This is how everything works: four projectors project an image on an enormous panoramic screen. In order to see the image in 3D, you have to wear special glasses. Let’s say we are creating a virtual oil and gas complex. The beginning engineer is able to walk around this room and turn virtual valves, thereby learning what to do in emergency situations. And when this engineer goes to a real plant, they already know what to do.

It’s been proven that the time it takes to train these kinds of specialists is decreasing by somewhere around 70%; that is, whereas before it might have taken a year for a specialist in a particular field to learn their trade, now this process has shrunk to two or three months. This represents huge savings for a company. Plus, there is a lower risk that the employee will break something. We can model situations that can be used to train people in an array of professions.

The panoramic system is divided up into sections. On one side is an interactive smart board, while another has a visualisation of certain objects and another – reference information or a browser to search the web. In addition, we are using this system to test out the models we make and see what they look like in 3D.

There is a separate room with 3D printers that are used to print technical parts, robotic limbs, fine art (such as a bust of Van Gogh), and even dishes. The average print time is six hours, and each student can configure a printer’s settings for his or her own purpose.

The neighbouring room has an interactive table that upperclassmen and master’s students created as a thesis project. It has a large surface where several people can, for example, draw comics or play air hockey at the same time. Additionally, the table allows you to display 3D models of something. The centre of the table is also equipped with a special truncated square pyramid, whose four sides are used to project an image, while the inside of the pyramid becomes 3D, creating the effect of a hologram similar to the ones we’ve all seen in Star Wars.

MICROSATELLITE FLIGHT CONTROL CENTRE

The Microsatellite Flight Control Centre allows you to control smaller satellites that are in low Earth orbit. In the Centre, you can observe more than 50 microsatellites in real time, the majority of which were created and are being used by students from different universities around the world. This includes schools in America, Europe, Japan, India, China, and more. The Microsatellite Flight Control Centre is the first student laboratory where you can work with other universities’ microsatellites that have already been launched, sending commands to the satellites and gathering telemetric data from them.

We can’t control the trajectory of other institutions’ satellites, but we are able to use them to gather useful information, such as photographs of a terrain with decent resolution. We can also send data used by meteorologists.

The Microsatellite Flight Control Centre will soon get hardware-in-the-loop (HIL) simulation stands that will help us get closer to creating our own real microsatellite. The 3D laboratory has already printed its plastic mockup that will be used to create a real iron microsatellite in the future. Like the ones currently being used in the lab, this satellite will be placed into low Earth orbit.

TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGY AND COMMUNICATION SYSTEMS LEARNING LABORATORY

This laboratory was created in 2015 as a division of the School of Electronic Engineering. The devices here replace what would be considered a complete radio-engineering lab equipped with digital oscilloscopes, voltmeters, generators, power supplies, analysers, and multimeters, all combined on a single platform. These devices are controlled by LabVIEW, a system-design platform and development environment, and this helps students learn about all areas related to electrical engineering and electronics.

The devices are controlled either manually or with the help of the programme environment.

In addition, the Computer Measurement Technologies Centre was created as part of the Laboratory. At the Centre, undergraduate and graduate students, as well as HSE staff and outside experts, learn how to programme in the LabVIEW environment, and they also learn how to work with National Instruments, a leading provider of test, measurement, and control solutions. In addition, the Centre prepares students for the Certified LabVIEW Associate Developer certification exam. In 2015, the Computer Measurement Technologies Centre went through the process for the Certified LabVIEW Associate Developer international certification and gained the status of authorised National Instruments tech centre.

To learn more about MIEM’s departments and laboratories, visit our website at: https://miem.hse.ru/en/

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День открытых дверей

Виртуальная экскурсия по МИЭМ НИУ ВШЭ


О проекте
«День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Как попасть в виртуальную реальность? Сколько часов печатается на 3D-принтере бюст Ван Гога? И правда ли, что в одной из университетских лабораторий можно в реальном времени следить за спутниками, летающими в околоземном пространстве? В проекте «День открытых дверей» об этом и многом другом рассказывают студенты 4 курса образовательной программы бакалавриата «Информатика и вычислительная техника» МИЭМ НИУ ВШЭ Анастасия Зайцева и Артем Иванов.

Адрес: ул. Таллинская, д.34

Как добраться: 5 минут пешком от метро «Строгино» 

Московский институт электроники и математики (МИЭМ НИУ ВШЭ) — одно из самых крупных подразделений Вышки, ее инженерное крыло. Здесь учатся будущие программисты, математики, инженеры-конструкторы, специалисты по компьютерной безопасности, электронике и робототехнике.

Здание внутри и снаружи

Новое здание МИЭМ НИУ ВШЭ получил в 2014 году, мы тогда учились на втором курсе. Наше первое впечатление от корпуса было: «Вау!» Здание огромное (22 тыс. кв.м.), светлое, просторное. Здесь очень удобно и учиться, и работать. Корпус приспособлен для людей с инвалидностью.

Несмотря на удаленность здания от центра города, в районе Строгино, где находится корпус, очень хорошо развита инфраструктура. Неподалеку есть зеленый парк и Москва-река, где для студентов работают спортивные секции по водным видам спорта и даже яхт-клуб.

У МИЭМ есть собственная стоянка примерно на 100 автомобилей. Ею пользуются не только преподаватели и сотрудники университета, но и студенты, у которых есть личный транспорт.

В холле первого этажа находится свободная зона для общения. Специально созданная университетская группа постоянно мониторит мнения студентов, по итогам опросов планируется расширять и благоустраивать эту зону. Сейчас тут можно сесть за стол со своим ноутбуком, при необходимости подключиться к розетке. Скоро здесь появится автомат с кофе. Иногда ребята приносят сюда большие телевизоры, игровые приставки и весело проводят свободное время. В здании 100% покрытие Wi-Fi.

Для студентов и сотрудников в корпусе оборудована столовая на 200 мест.

Здесь большой выбор блюд. Ежедневно до 17:00, то есть до самого закрытия столовой, действует система комплексных обедов. Цена такого обеда — 110 рублей.

Помимо столовой в здании есть два кафетерия на 100 и 50 мест, которые закрываются позже, чем основная столовая. Засидевшиеся студенты всегда могут найти место, где перекусить. Цены здесь вполне демократичные.

Учебная инфраструктура

В МИЭМ 52 аудитории. Потоковые рассчитаны на 200 и 100 человек. В них проходят лекции, секционные заседания конференций и дни открытых дверей, рассчитанные на большое количество людей. Все аудитории оборудованы проекторами, учебными досками и в большинстве случаев — ЖК-экранами.

В четырнадцати компьютерных классах проходят занятия, лабораторные работы, консультации перед экзаменами.

Библиотека постоянно пополняется новыми изданиями. Так, в прошлом году здесь можно было взять самые новые книги по различным дисциплинам: web-программированию, нейронным сетям, нанотехнологиям и продукции наноиндустрии, радиационной и квантовой физике, электронике и схемотехнике, робототехнике и т.д. Последние поступления можно увидеть на стенде при входе. Есть доступ и ко всем электронным ресурсам ВШЭ.

В МИЭМ НИУ ВШЭ 30 лабораторий — учебных и учебно-исследовательских. Учебные — это лаборатории для занятий по физике, электронике и прочим дисциплинам, а в учебно-исследовательских занимаются научными разработками. Мы покажем вам главные из них.

Учебная лаборатория 3D-визуализации и компьютерной графики

Лаборатория создана в 2015 году как структурное подразделение Департамента компьютерной инженерии. Здесь всегда многолюдно, проходят практические занятия, семинары, деловые игры, мастер-классы для школьников, которые ведут и преподаватели вуза, и сами студенты. Здесь же студенты бакалавриата и магистратуры учатся работать в графических редакторах и системах создания трехмерной графики.

В лаборатории установлено оборудование, которое используется для визуализации научных, медицинских данных, например, строения белков, анатомии человека, визуализации в космосе, а также архитектурных объектов. Наше оборудование может использоваться и как основа для тренажерных систем, которые обычно применяются для обучения инженеров, причем не только в МИЭМ.

Это устроено так: на огромный панорамный экран проецируют картинку четыре проектора. Чтобы увидеть изображение в 3D, нужно надеть специальные очки. Допустим, мы создаем виртуальный нефтегазовый комплекс. Новичок-инженер может ходить по этой комнате и крутить виртуальные вентили, учиться, как действовать в чрезвычайных ситуациях. А когда он приходит на реальное производство, он уже знает, что ему делать.

Доказано, что обучение таких специалистов ускоряется где-то на 70%. То есть если раньше специалист обучался бы год, то теперь этот процесс сокращается до двух-трех месяцев. Соответственно, для компании это очень большая экономия средств. При этом снижаются риски того, что сотрудник что-то сломает. Мы можем моделировать ситуации для тренировки представителей разных профессий.

Панорамная система разделена на участки. На одной стороне — интерактивная доска, на другой — визуализация каких-то предметов, а на третьей — справочная информация или браузер, чтобы одновременно искать нужную информацию в интернете. Также мы апробируем здесь сделанные нами модели, наблюдаем, что они из себя представляют в трехмерном пространстве.

В отдельной комнате располагаются 3D-принтеры, на которых в учебных целях печатаются детали технических средств, конечности роботов, объекты изобразительного искусства (например, бюст Ван Гога) и даже посуда. Среднее время печати — шесть часов. Настройки печати каждый студент конфигурирует самостоятельно под свою задачу.

В соседней комнате установлен интерактивный стол, который студенты-старшекурсники и магистранты создали в рамках дипломного проекта. Во-первых, это большая поверхность, на которой сразу несколько человек могут, например, рисовать комиксы или играть в аэрохоккей. Во-вторых, он позволяет демонстрировать 3D-модели чего-либо. В центре стола устанавливается специальная усеченная пирамида. На нее с четырех сторон проецируется изображение, и внутри пирамиды оно становится объемным, создается эффект голограммы, который мы все видели в «Звездных войнах».

Центр управления полетами микроспутников (ЦУП)

Центр управления полетом микроспутников дает возможность управлять малыми космическими аппаратами разных стран, работающими на околоземных орбитах.

В ЦУП в режиме реального времени можно наблюдать за более чем 50 микроспутниками. Большинство из них созданы и эксплуатируются студентами различных вузов мира: американских, европейских, японских, индийских, китайских и других. Это первая студенческая лаборатория, где есть возможность полноценно работать с уже запущенными университетскими малыми космическими аппаратами других разработчиков, отправляя им на борт команды управления и принимая с них телеметрию.

Мы не можем управлять траекторией чужих спутников, но у нас есть возможность получать с их помощью информацию, например, фотографии местности в достаточно неплохом разрешении, либо передавать данные для метеорологов.

В скором времени в ЦУП появятся стенды полунатурного моделирования, которые позволят нам подойти к созданию собственного реального малого спутника. В 3D-лаборатории уже распечатана его пластиковая модель. В дальнейшем он будет воплощен в железе и запущен на околоземную орбиту Земли.

Учебная лаборатория телекоммуникационных технологий и систем связи

Создана в 2015 году как структурное подразделение Департамента электронной инженерии. Приборы здесь заменяют целую радиотехническую лабораторию, оснащенную цифровыми осциллографами, вольтметрами, генераторами, источниками питания, анализаторами, мультиметрами, объединенными на единой платформе. Эти приборы работают под управлением программной среды LabVIEW. Здесь можно обучиться фактически всем курсам, связанным с электротехникой и электроникой.

Управление приборным комплексом осуществляется в ручном режиме либо с помощью программной среды.

На базе лаборатории создан «Центр компьютерных измерительных технологий». В Центре студентов, аспирантов, сотрудников НИУ ВШЭ и других специалистов учат программированию в среде LabVIEW и работе с аппаратным обеспечением по официальным авторизированным программ и курсам National Instruments. Центр готовит слушателей к сдаче сертификационного экзамена «Certified LabVIEW Associate Developer ». В 2015 году Центр прошел международную сертификацию «Certified LabVIEW Associate Developer » и получил статус авторизованного технологического центра National Instruments.

Узнать больше подробностей о департаментах и лабораториях МИЭМ НИУ ВШЭ можно здесь: https://miem.hse.ru/