• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Домашняя атмосфера, лояльные преподаватели и возможность заниматься наукой уже с первого курса — так устроен один из самых молодых факультетов Вышки, факультет физики. В проекте «День открытых дверей» о нем рассказывают студенты бакалаврской программы «Физика» Арслан Галиуллин (2 курс) и Софья Лопатина (1 курс).

Адрес: ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр.5

Как добраться: примерно 15 минут пешком от станции метро «Курская»

Первый набор на факультет физики прошел летом 2017 года. Здесь открыли сразу и бакалаврскую, и магистерскую программы, но сейчас речь пойдет только об учебном процессе в бакалавриате, так как он существенно отличается от того, как устроено обучение в магистратуре.

Магистранты большую часть времени проводят в физических институтах РАН, в партнерстве с которыми создан факультет, где занимаются научными исследованиями.

У бакалавров научная работа в институтах начнется только с третьего курса. Пока же они в основном ездят туда на экскурсии, выбирая себе область для дальнейшей работы. Основная же учеба в бакалавриате происходит в стенах факультета на Старой Басманной.

 

Учебный процесс

На факультете пока состоялось всего два набора. В общей сложности сейчас в бакалавриате на двух курсах учится чуть больше 70 студентов, поэтому атмосфера здесь очень домашняя («Вон Арслан в тапочках ходит», — смеется Софья), а преподаватели, по словам студентов, «лояльные и понимающие».

Например, расписание составлено так, чтобы студентам не нужно было приезжать в университет ради одной или двух пар, так как многие живут в общежитии далеко от факультета и тратят на дорогу много времени. «Первую пару нам тоже стараются не ставить, чтобы не нужно было ехать по пробкам и можно было поспать подольше», — рассказывает Арслан. Занятия сгруппированы максимально плотно, благодаря этому один-два дня в неделю остаются свободными и их можно потратить на самостоятельную работу. (Впрочем, это справедливо скорее для студентов первого курса, а на старших курсах — только для тех студентов, у кого нет военной кафедры).

«Я могу разобраться в сложной теме и решить сложную задачу, но для этого мне надо погрузиться в нее, а не тратить время на поездки на пары, — рассказывает Софья. — Здесь удается достаточно много заниматься самостоятельно. Я серьезно подошла к выбору университета, знала, что меня здесь ждет и хотела именно этого. У меня есть свобода и я могу делать то, что хочу. Нет лишних предметов, темы «цепляются» друг за друга и мы получаем инструменты, которыми можем пользоваться прямо сейчас». 

Софья и Арслан рассказывают, что преподаватели не требуют посещаемости просто ради посещаемости. Но, во-первых, работа на семинарах оценивается и это существенная часть накопительной оценки, а во-вторых, самостоятельно нагонять пропущенное сложнее. Тем не менее по договоренности с преподавателями второй курс ведет видеосъемку лекций для внутреннего пользования — для тех, кто пропустил или кому нужно послушать лектора еще раз. Для этого даже есть видеокамера – она чья-то личная, но этот неизвестный «кто-то» предоставил ее в общее пользование

Тяжело ли учиться? Халявить не получится, уверены Арслан и Софья, «но жести никакой нет». При этом даже важнее не изначальный уровень подготовки, а желание много работать. «Те, кто пришли с не самым высоким уровнем подготовки, но здесь добросовестно учились, и те, у кого была хорошая подготовка, но здесь ничего не делали, уже через полгода меняются местами, и это очень заметно», — говорит Арслан.

Инфраструктура

В начале этого и конце прошлого года в комплексе на Басманной, который студенты факультета физики делят с факультетом гуманитарных наук, появились две «достопримечательности»: новая библиотека с коворкингом и двухэтажная столовая (новостная служба подробно рассказывала про обе: столовая, библиотека). Но, пожалуй, наряду с актовым залом это единственные общественные пространства за пределами факультета, которыми пользуются физики. В остальном для учебы и отдыха им хватает той инфраструктуры, которая создана на факультете.

Переждать окна между парами, если они все-таки случаются, или вечерний транспортный час-пик ребята могут в специальной комнате отдыха. Там стоит диван, кресла-мешки, на которых можно поспать, компьютер с принтером и усилитель для электрогитары — его в свободное время собирает Арслан. Часто в этой комнате играют в настольные игры. «Иногда здесь появляется еда», — смеется Софья.

Огромных поточных аудиторий на сотни человек на факультете нет — они просто не нужны. Зато есть помещения для проведения лабораторных работ. Сейчас уже оборудованы помещения для лабораторных по механике, термодинамике, электричеству и оптике, химии и радиотехнике. Лабораторные работы проходят на факультете каждый второй модуль раз в неделю.

«Лабы»

Приборы, на которых проводятся эксперименты во время лабораторных, студенты собирают самостоятельно из закупленных факультетом деталей. Сборка оборудования — это элемент творчества, от которого напрямую зависит ход дальнейшего эксперимента и который дает возможность глубже погрузиться в тему. Арслан приводит такую аналогию: «Художники же не покупают готовые картины, они покупают кисти и краски».

Самостоятельно студенты пишут и программы, которые обрабатывают результаты, — для этого в первом модуле у них предусмотрен соответствующий курс по программировнию. После окончания лабораторных студенты защищают их перед преподавателями. «Нужно быть готовым ответить за каждое слово и за все погрешности, — рассказывают студенты. — Приходится готовить практически полноценные научные отчеты о том, что мы сделали».

Наука

Заняться настоящей наукой можно не дожидаясь ни магистратуры, ни старших курсов бакалавриата — на факультете это поощряется. Именно так и поступил Арслан, который с января этого года работает техником в Физическом Институте им. П. Н. Лебедева (на более высокую должность без диплома попасть нельзя).

Все преподаватели факультета одновременно являются научными сотрудниками физических институтов РАН, некоторые из них ищут себе студентов для работы в лаборатории. «Мой научный руководитель, Александр Юрьевич Кунцевич, оказался в их числе, — рассказывает Арслан. — Полтора года назад он предложил мне попробовать себя в роли экспериментатора. Это очень важно — в первые годы обучения определиться, кем именно тебе нравится быть в физике — теоретиком или экспериментатором, так что я сразу же согласился».

Арслан осмотрелся в институте, «параллельно делая что-то руками и разбираясь со всякими приборами», и понял, что этого его. Сейчас он ходит в институт дважды в неделю на полдня.
«Под руководством Александра Юрьевича я занимаюсь подготовкой эксперимента: хочу увидеть предсказанный в теории один гальваномагнитный эффект в кристалле теллурида ртути, — рассказывает Арслан. — Для того, чтобы этот эффект проявился, необходимо на образец воздействовать магнитным полем высокой частоты, а чтобы эффект стал заметным, нужно подготовить образец специальной формы. Я уже нашёл необходимый стеклянный криостат (стеклянный — потому что привычный металлический будет греться магнитным полем), внутри которого будет проводиться эксперимент при низких температурах, достигаемых при помощи жидкого гелия; смоделировал и распечатал на 3D-принтере необходимой формы бобину, намотал на неё катушку из сверхпроводящей проволоки, которая и будет создавать высокочастотное магнитное поле большой амплитуды, и спроектировал схему подключения образца к измерительным приборам. Осталось протестировать катушку при низких температурах, подготовить образец — и можно производить измерения».

По словам Арслана, этот эксперимент имеет настоящую научную ценность: эффект предсказан, но никем в этом кристалле еще не померен. «Так что я буду первым, кто это сделает, — уверен он. — И лично для меня проведение такого эксперимента имеет большую ценность: я получаю новые знания, знакомлюсь с приборами, программами, технологиями и людьми, а также создаю свою экспериментальную установку, которую можно будет совершенствовать и использовать для других измерений в новых экспериментах».

Софью, несмотря на ее успехи на лабораторных, больше привлекает теоретическая физика, и она планирует сотрудничать с Институтом теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН.

Что увидят студенты в партнерских институтах РАН? Смотрите в нашей фотогалерее.