• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

Open House

Where Lawyers Are Made


About the Open House Project

Lecture halls, corridors, the student cafeteria, etc., will all eventually become a ‘home away from home’ for prospective HSE students. We cordially invite you to a virtual tour of HSE. Current HSE students show you around campus through our website.

A piano in the cafeteria, photographs of fingerprints and Malevich prints on the walls – these are the types of interiors that law students of the Higher School of Economics are accustomed to. In the latest edition of the Open House Project, third-year undergraduate law students Alyona Geraschenko and Baira Bembeeva take us on an excursion to the Faculty of Law.

Address: 3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok

How to get there: A 10-minute walk from the Kitai-gorod metro stop (exit to Solyanka Street). It is also possible to take trams 3, 39, or A to the Kazarmenny Pereulok stop.

History of the Building

Before the revolution, the section of land on Bolshoi Tryokhsvyatitelsky housing the five-story building of the HSE Faculty of Law belonged to the Morozovs, a prominent family of merchants and entrepreneurs.

In 1931, construction began on the Moscow Evening Machine-building Institute where the Morozov’s former estate was. But the school was only able to move into the building, which was being built especially for the institute, in 1962. By that time, the Moscow Evening Machine-building Institute itself had undergone several changes; namely, it had become the site of the Moscow Institute of Electronic Machine Building (MIEM), which was later renamed the Moscow Institute of Electronics and Mathematics.

In December 2011, MIEM became part of the Higher School of Economics, and three years later found a new home in the Strogino region of Moscow. Since 2015, 3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok has housed the HSE Faculty of Law, which moved here from Malaya Ordynka Street, as well as the HSE School of Logistics.

The five-story building was constructed with a purpose in mind – to allow for maximum occupancy in its lecture halls, which are very bright thanks to the building’s wide windows. The building also features a beautiful foyer and spacious corridors. The inside of the building is divided into separate zones that facilitate the learning process for the various faculties. One of the most striking features is a set of two wide, symmetrical, stone staircases with spacious landings and stained-glass windows. These windows were installed after the building underwent a complete renovation in 1960. To learn more about the history and décor of 3 Bolshoi Tryokhsvyatitelsky Pereulok, visit its website.

Infrastructure

‘The first floor of the building has a cafeteria that has become very warm and cozy thanks to recent renovations,’ Baira says. ‘One of the walls is now decorated with huge panoramic black-and-white photographs of Soviet Moscow, and they’ve put a piano near the window that students can play. In addition, large boards were put in the cafeteria so that we can exchange short messages amongst ourselves. For example, we write congratulatory messages and wish each other a pleasant day. These are tiny things, but it really lifts your spirits. They sometimes put important information on the board regarding student life. The building has a separate cafeteria for faculty.’

The first floor of the building also houses the HSE sports department, as well as a fitness room and a gymnasium where you can practice wushu, hand-to-hand combat, rhythmic gymnastics, and physical therapy. To visit classes here, all you need are your workout clothes and your medical certificate.

The building’s auditoriums are also used for HSE’s Open Law School, which provides free classes to students in grades 7 through 11. The instructors are made up of high school upperclassmen, PhD students, and graduates of the faculty.

The law students share the third and fourth floors with students from the School of Logistics and the HSE Institute of Demography, while the second floor is a large assembly hall where all of the faculty’s official events take place. This is also where invited professors give lectures and where university-wide events are held, such as the Student Research Paper Competition.

‘In February of this year, the faculty’s Student Council teamed up with first-, second-, and third-year students to organise a huge ‘Prime Time’ concert in the assembly hall for first-year students. At the event, they showed what life was like in the faculty in the form of a colourful television show. This served as a second official initiation of sorts for students, and it was a rather big one [the first takes place in September at HSE Day]. In addition, prior to New Year, the internationally renowned expert in international law Martti Koskenniemi gave a few lectures here. The hall was overflowing with people,’ Alyona Geraschenko comments.

Lectures and seminars mostly take place in the fourth- and fifth-floor auditoriums. ‘There’s a magnificent view of Moscow’s historic centre from the fifth floor, while the fourth has a wonderful auditorium used for criminology courses. Near the door there’s a mysterious box with sand, and it holds gypsum footprints made from boots, as well as a researcher’s description. You can describe a person’s shape rather accurately using footprints, even if you have never seen the person. And hanging on the walls are black and white images of fingerprints,’ Alyona adds.

If students from the Faculty of Law have an open window in their schedule, the girls say, then the majority of people prefer to spend it either in the library, which is located on the third floor, or in one of the three computer labs on the second and fifth floors. These labs give students full access to Consultant Plus, Garant, and other legal resources.

Academics

Until recently, the Faculty of Law had one bachelor’s programme, and it was in Jurisprudence Studies. ‘In the first year, we mostly take required courses, but the amount you take decreases from year to year. We can also take electives, and this allows us to create our own individualised academic plan,’ Baira explains. ‘For example, in our third year we have between five and six required courses, but there’s only one in the fourth year and the rest are all electives.’

This year, the Faculty of Law is partnering up with the Russian School of Private Law to launch a new bachelor’s programme, Jurisprudence: Private Law, the main purpose of which is to allow students to have an area of specialisation starting their very first year.

Students can continue their education within the Faculty of Law by enrolling in one of its 10 different master’s programmes.

The popularity of the HSE Faculty of Law amongst applicants and employers can largely be explained by the fact that students gain applied skills in the faculty and are able to put them into practice right here.

The emphasis on practice comes from two joint departments that operate within the Faculty of Law. One of them is the Joint Department with the Federal Antimonopoly Service (FAS), which was created in 2005 and is headed by FAS Chief Igor Artemyev. Experts from the Russian FAS both instruct students and help them find employment.

The second joint department, in practical jurisprudence, allows practicing lawyers to work and share their experience with students. The programme took its form thanks to the efforts of Faculty of Law alumnus Sergey Savelyev, who oversees the programme.

This department is unique thanks to not only its top-notch teaching staff (which is made up of directors and lawyers from 26 leading foreign and Russian companies), but also to the special organisation of the department’s interior space. Natalia Maslova was the designer, and her sources of inspiration were works by Malevich currently at the Tate Modern in London, as well as the atmosphere of old London.

Research

A lawyer is not prepared to practice law without mastering the foundations of the legal sciences under the supervision of serious scholars. Aside from ten departments, including two joint departments, the Faculty of Law has research divisions as well. This includes the Institute for Legal Studies, the Laboratory of Theoretical Studies of Law and State, the Centre of Comparative Law, and the International Laboratory for Information Technology and Intellectual Property Law. The Faculty of Law’s Academic Supervisor, Anton Ivanov, is also the Chairman of the Russian Supreme Court of Arbitration.

The Department of Criminal Law and Criminology has been a leader in the quantity and quality of its academic publications for several years now. The department focuses largely on the study of materiality in criminal law, in particular as concerns economic criminal law, as well as comparative and international criminal law. The department also offers students a long list of disciplines related to criminal law for them to choose from. Two years ago, the Criminology Laboratory opened within the department, the focus being on gaining a better understanding of the nuances in the work of criminal law specialists.

The Department of Judicial Power and the Department of Constitutional and Administrative Law are well known for their connections with various governmental bodies. Staff of these departments includes current and retired judges from the higher courts, staff from the Russian presidential administration, and other famous scholars and legal practitioners, such as Presidential Envoy to the State Duma Garry Minkh, Constitutional Court Judge Tamara Morshchakova (retired), and Federal Judge Sergey Pashin (retired).

The Department of Civil and Entrepreneurial Law appeared in the faculty two years ago after the merger of two separate departments. Aside from famous specialists from the field of private law, the department has a stellar teaching staff that includes various government representatives: the Russian Presidential Representative to the Constitution Court, a member of the Federation Council, and the State Secretary of the Russian Ministry of Justice. They play a role in making the decisions that determine legal policy and the contents of civil laws in the country. The department regularly holds academic conferences, round tables, and methodological seminars that students are also invited.

‘Our teacher Vera Rusinova, who recently defended her PhD dissertation, works in the Department of International Public and Private Law,’ Baira comments. ‘We like that the department actively invites foreign professors to lecture at [HSE]. This is a unique opportunity to learn about international practices first-hand. There is no language barrier. Several years ago, students of the department organised a club for developing legal English skills, and in February of this year, the team from the HSE Faculty of Law won first place in the prestigious Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День открытых дверей

Где учатся юристы


О проекте
«День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

Пианино в столовой, фотографии отпечатков пальцев и принты Малевича на стенах — в таких интерьерах в Высшей школе экономики учатся студенты-юристы. В проекте «День открытых дверей» экскурсию по факультету права проводят студентки 3 курса бакалаврской программы «Юриспруденция» Алена Геращенко и Баира Бембеева.

Адрес: Большой Трехсвятительский переулок, дом 3

Как добраться: 10 минут пешком от метро «Китай-город» (выход к улице Солянка), от станции метро «Чистые пруды» и «Тургеневская» можно доехать на трамвае №№ 3, 39, «А» (остановка «Казарменный переулок»).

История здания

До революции участок земли в Большом Трехсвятительском переулке, где сейчас находится пятиэтажное здание факультета права НИУ ВШЭ, принадлежала купеческой семье Морозовых.

В 1931 году на территории бывшего морозовского владения началось строительство Машиностроительного вечернего института. Но въехать в здание, которое строилось специально для него, институту удалось не сразу — это произошло только в 1962 году. К тому времени и сам Машиностроительный институт претерпел изменения: на его базе был создан Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ), позднее переименованный в Московский государственный институт электроники и математики.

В декабре 2011 года МИЭМ вошел в состав Высшей школы экономики и через три года получил новое здание в Строгино. С 2015 года в доме № 3 по Большому Трехсвятительскому переулку располагаются факультет права НИУ ВШЭ, переехавший сюда с Малой Ордынки, и Школа логистики НИУ ВШЭ.

Пятиэтажное здание строилось с учетом своего назначения: максимальная заполненность объема учебными аудиториями с естественным благодаря широким окнам освещением, просторные коридоры и фойе. Внутреннее пространство разделено на отдельные зоны, удобные для учебного процесса различных факультетов. Главная достопримечательность дома — две симметричные широкие каменные лестницы с просторными площадками и витражными окнами, появившимися после капитального ремонта здания в 1960 году (более подробно об истории и убранстве дома № 3 на Большом Трехсвятительском переулке можно прочитать здесь).

Инфраструктура

«На первом этаже здания находится столовая, в которой после недавно сделанного ремонта стало очень уютно и тепло, — рассказывает Баира. — Одну из стен теперь украшают огромные панорамные черно-белые фотографии советской Москвы, у окна поставили пианино, на котором иногда играют студенты. Большие доски в столовой нужны для того, чтобы мы могли обмениваться короткими сообщениями друг с другом. Например, мы пишем свои пожелания, желаем приятного аппетита и хорошего дня. Это мелочи, но настроение повышается. Иногда на досках размещают полезную информацию об университетской жизни. Для преподавателей в здании есть отдельная столовая».

Также на первом этаже здания находится общеуниверситетская кафедра физического воспитания НИУ ВШЭ, спортивный зал, где можно заниматься ушу, рукопашным боем, шейпингом и ЛФК, и тренажерный зал. Для посещения секций необходима только спортивная форма и медицинская справка.

Здесь же располагаются аудитории, в которых в основном занимаются слушатели Открытой правовой школы НИУ ВШЭ — это бесплатные занятия для учеников 7–11 классов, там преподают студенты старших курсов, аспиранты и выпускники факультета.

Третий и четвертый этажи юристы делят со студентами Школы логистики и Институтом демографии НИУ ВШЭ. Второй этаж примечателен большим актовым залом, в котором проходят все официальные мероприятия факультета, лекции приглашенных профессоров, а также общеуниверситетские торжественные события (например, конкурс НИРС). «В феврале этого года в актовом зале Студенческий совет факультета вместе со студентами 1, 2 и 3 курсов организовали большой концерт „Прайм-тайм“ для первокурсников, в котором жизнь на факультете представили в виде красочного телевизионного шоу. Это было своего рода второе официальное посвящение в студенты, довольно масштабное (первое посвящение в студенты проходит в сентябре на Дне Вышки — прим.). А перед Новым годом здесь читал лекции всемирно известный специалист в сфере международного права Мартти Коскенниеми, зал был переполнен», — говорит Алена Геращенко.

Лекции и семинары в основном проходят в аудиториях четвертого и пятого этажей. «Из окон пятого этажа открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы, а на четвертом этаже есть очень примечательная аудитория, в которой проходят занятия по криминалистике. Там у двери стоит загадочный ящик с песком, в нем хранятся гипсовые отпечатки следов от ботинок с характеристиками следователя физических особенностей человека. По отпечаткам следов довольно точно можно описать облик человека, даже если вы никогда его не видели. А на стенах весят черно-белые снимки отпечатков пальцев», — рассказывает Алена.

Если у студентов факультета права в учебном расписании появляется свободное окно, то, по словам девушек, большинство предпочитают проводить время либо в библиотеке, которая находится на третьем этаже, либо в одном из трех компьютерных классов на втором и пятом этажах. В компьютерных классах у студентов есть полный доступ к «Консультанту-Плюс», «Гаранту» и другим правовым ресурсам.

Учеба

До недавнего времени на факультете права реализовывалась одна бакалаврская программа общего направления — «Юриспруденция». «На первом курсе мы в основном изучаем обязательные дисциплины, но по мере обучения их количество уменьшается, и мы можем брать курсы по выбору, формируя таким образом свой индивидуальный учебный план, — рассказывает Баира. — Например, на третьем курсе у нас 5–6 обязательных предметов, а на четвертом — всего один, остальные по выбору».

В этом году факультет права в партнерстве с Российской школой частного права запускает новую бакалаврскую программу «Юриспруденция: частное право», основная цель которой — дать студентам специализацию с первого курса.

Продолжить обучение на факультете права можно на одной из 10 магистерских программ.

Популярность факультета права ВШЭ у абитуриентов и работодателей во многом объясняется тем, что здесь студенты получают прикладные навыки и тут же могут применить их в юридической практике.

Акцент на практику поставили две базовые кафедры, действующие на факультете. Одна из них — базовая кафедра Федеральной антимонопольной службы, созданная в 2005 году, ею заведует руководитель службы Игорь Артемьев. Его специалисты ведут занятия у студентов и помогают им с трудоустройством.

Идея создания второй базовой кафедры — практической юриспруденции, где могли бы работать и делиться опытом со студентами Вышки практикующие юристы, была реализована выпускником факультета права Сергеем Савельевым. Он является ее куратором, а по сути — руководителем.

Эта кафедра отличается не только звездным составом преподавателей (на кафедре преподают руководители и юристы 26 ведущих зарубежных и российских компаний), но и особой организацией кафедрального пространства. Интерьеры оформляла профессиональный декоратор Наталья Маслова. Источниками вдохновения для нее стали работы Малевича из лондонской галереи Tate Modern и атмосфера старого Лондона.


Наука

Подготовка юриста-практика невозможна без освоения основ юридической науки под руководством серьезных ученых. Помимо десяти кафедр, в том числе двух базовых, на факультете есть научно-исследовательские подразделения. Это Институт правовых исследований, Лаборатория теоретических исследований права и государства, Центр сравнительного права, Международная лаборатория по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Научный руководитель факультета права — председатель (в отставке) Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов.

Не первый год по качеству и количеству научных публикаций на факультете лидирует кафедра уголовного права и криминалистики. Она в основном изучает проблемы материального уголовного права, в особенности в области экономического уголовного права, сравнительного и международного уголовного права. Для студентов кафедра предлагает большой список уголовно-правовых дисциплин по выбору. Два года назад при кафедре начала работать Криминалистическая лаборатория, где уклон делают на разбор практических нюансов работы криминалистов.

Своими связями с государственными органами известны кафедра судебной власти и кафедра конституционного и административного права. Там работают действующие и находящиеся в отставке судьи высших судов, работники администрации президента России и другие известные ученые и практики. Например, на факультете преподают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе Гарри Минх, судья Конституционного Суда (в отставке) Тамара Морщакова и федеральный судья (в отставке) Сергей Пашин.

Кафедра гражданского и предпринимательского права появилась на факультете два года назад путем слияния двух кафедр. Здесь также звездный состав, включающий в себя, помимо известных специалистов в частно-правовой сфере, представителей органов государственной власти: уполномоченного президента РФ в Конституционном Суде, члена Совета Федерации, статс-секретаря Минюста РФ. Они участвуют в принятии решений, определяющих правовую политику и содержание новелл гражданского права. Кафедра регулярно проводит методические семинары, на которые приглашаются и студенты, научные конференции и круглые столы.

«На кафедре международного публичного и частного права работает наш преподаватель Вера Николаевна Русинова, которая недавно защитила докторскую диссертацию, — рассказывает Баира. — Нам нравится, что кафедра активно приглашает иностранных профессоров читать нам лекции, это уникальная возможность узнать о международном опыте из первых уст. Языкового барьера не возникает. Несколько лет назад студентами кафедры был организован инициативный клуб в области развития юридического английского языка, а в феврале этого года команда факультета права заняла первое место в престижном конкурсе по международному праву имени Филиппа Джессопа».