• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В проекте «День открытых дверей» о здании Лицея на Солянке рассказывают лицеисты 10 класса Алексей Земцов и Александра Фролова.

О проекте «День открытых дверей»

Аудитории, коридоры, студенческая столовая — все это скоро станет для многих из нынешних абитуриентов родным. Если вы еще не успели побывать в здании выбранного вами факультета, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Вышке. На нашем сайте экскурсии для абитуриентов проведут студенты ВШЭ.

АДРЕС: ул. Солянка, д 14А, стр. 1

КАК ДОБРАТЬСЯ: 7 минут пешком от метро «Китай-город»

Лицей НИУ ВШЭ — самая крупная старшая школа в России. Обучение в предуниверсарии ведется по десяти направлениям подготовки, соответствующим профилям факультетов ВШЭ. Задача Лицея — подготовить не только к поступлению в престижный вуз, но и к студенческой жизни. Среди преподавателей профессора НИУ ВШЭ, а один день в неделю ребята проводят на одном из факультетов Вышки.

Здание

Здание Лицея на Солянке открыто для лицеистов с 1 сентября 2018 года. Раньше там размещалась школа с этнокультурным компонентом образования. Перед приходом лицеистов был сделан ремонт по проекту Школы дизайна. Об этом мы рассказывали здесь.

В новый корпус переехали условные «технари» Лицея — направления, на которых углубленно изучается математика: «Информатика, инженерия и математика», «Экономика и математика». В этом году к ним присоединились лицеисты двух новых профилей — «Математика» и «Естественные науки».

Здание славится большими просторными холлами, где удобно и приятно отдохнуть. А еще там любят проводить хакатоны, математические регаты и конкурсы.  В этом корпусе бывают и лицеисты других направлений. Так, в прошлом году именно здесь провели «Медианочь» — одно из самых крупных и ярких мероприятий, ежегодно организуемых лицеистами совместно с преподавателями факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Темой прошлого года были 90-е, кроме лекций и мастер-классов в холле Солянки прошел модный показ Школы дизайна.

Учеба

Алексей Земцов: Я выбрал «Естественные науки», потому что химия и физика — это единственное, что получалось у меня всю жизнь. На самом деле, в сумме они дают очень неплохую базу, чтобы в будущем заниматься материаловедением, что я и планирую. Совмещая химию и физику можно разрабатывать новые материалы, которых не существует в природе. Хотя суровый математический аппарат тоже нужен, чтобы с его помощью обличать реальность в какие-то известные конструкты.

Александра Фролова: Я изначально хотела на «Матинфо» (направление «Информатика, инженерия и математика» – прим. ред.) и, когда защищала программу дальнейшего образования на «Футуритете», я туда прошла. Но потом поняла, что мне нужна сильная математическая база. Это дает больше пространства для маневра. Если в дальнейшем я решу стать программистом, то в университете смогу выучить программирование. С математикой все сложнее.

Углубленное изучение математики накладывает свои особенности на образовательный процесс. Занятия проходят в небольших группах по десять человек, при этом в классе присутствуют как минимум два преподавателя — так у ребят больше возможностей задать вопрос или разобрать непонятную задачу. Здесь очень помогают учебные ассистенты — это могут быть студенты Вышки и других университетов с хорошей математической подготовкой (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана). Среди преподавателей есть настоящие исследователи. Например, одна из любимых преподавательниц Алексея работает в лаборатории Вышки: «Она очень крутая и здорово все объясняет, к ней можно обратиться с кучей вопросов по физике, наукам, инженерным штукам».

Также некоторые студенты, среди которых есть и выпускники Лицея, ведут для лицеистов факультативы — от подготовки к олимпиадам и изучения иностранных языков до навыков ведения бизнеса и актерского мастерства.

Алексей Земцов: «Большая часть преподавателей у нас молодые, и это здорово: у них свежие мозги, они проще передают идеи. Вы общаетесь с ними примерно на одном уровне, от них не услышишь «вышел и зашел нормально!» или «Не пиши мне в два часа ночи по поводу своих оценок».

Жизнь между парами

В некоторых холлах красивого здания на Солянке расположены компьютеры, стоят большие столы — за ними можно собраться группой и обсудить насущное, доделать домашнее задание или поесть. В других зданиях лицея есть специальная зона для отдыха — «лицейский клуб». По словам Алексея, у них в здании холл — это филиал клуба лицеистов на каждом этаже: «Тут уютно и здорово».

Еще одно место, где можно посидеть между парами или в обеденный перерыв — актовый зал на пятом этаже. Он открыт не только для праздничных мероприятий или дискотеки, сюда можно зайти просто так.

В центре Москвы нет недостатка в самых разных кафе. Многие покупают готовую еду на вынос и перекусывают в столовой или холле. Другой вариант — столовая. Здесь накормят завтраком и обедом, но можно прийти со своим сэндвичем или коробкой лапши — для разогрева предусмотрены микроволновки. Кроме обычных столиков, вдоль стен расположены стойки с высокими стульями, крайне актуальные для голодных интровертов.

Алексей Земцов: «Большой плюс в том, что это не стандартная школьная столовка. Здесь красивенько и классно, можно отдохнуть».

Александра Фролова: «Здесь приятно и в перерыве не бывает очередей — большинство идут обедать куда-то еще».

Когда погода располагает, можно провести обеденный перерыв в лицейском дворе — там стоят тренажеры и есть спортивная площадка, где часто играют в футбол или баскетбол.

Так как в здании не предусмотрен спортивный зал, на физкультуру ребята ходят на факультет психологии — он находится в Армянском переулке, в десяти минутах ходьбы.

Дизайн

По задумке дизайнеров, в пространстве должно быть много белого цвета. Это «белая доска», которую лицеисты смогут заполнить собой, своими идеями и проектами.  «Мне нравится, что у нас тут все белое. Меня это мотивирует на работу, — рассказывает Алексей Земцов. — Как и яркое освещение. Я ненавижу, когда заходишь в аудиторию, а там много вещей и все какое-то сумрачное, странный тухлый свет и хочется спать. Здесь минимализм, вещей практически нет. Я сразу думаю: “Так, надо учиться”. Проще сконцентироваться». Другой плюс белых стен — их можно использовать как доску объявлений, чем ребята и занимаются, размещая афиши своих мероприятий.

Также в холлах для самовыражения есть специальные доски. Время от времени на них появляются красивые уравнения. «Красивые — большие, расписанные, с логарифмами и производными, — объясняет Александра Фролова. —  Если у кого-то переменка или окно, можно взять в классе маркер и начать писать. Потом их стирают, появляются новые. Иногда на них рисуют. Вчера были очень красивые рисунки на втором этаже. Многие информатики с «Матинфо» дружат с дизайнерами, увлекаются веб-дизайном, занимаются всякими графическими работами. У меня несколько знакомых — серьезные «прогеры», но в то же время хорошо рисуют и при поступлении выбирали между «Матинфо» и «Дизайном».

Формулы присутствуют и в дизайнерском оформлении — разноцветные холлы на трёх этажах украшены математическими символами. Алексей Земцов: «Интерьеры классные, мне очень нравятся все эти математические штуки, они очень мотивируют на учебу – напоминают о том, зачем ты здесь находишься и чем планируешь заниматься. У меня всегда математика, физика, химия вызывают восторг – и радость от того, что я занимаюсь наукой».