Руководитель социокультурных проектов

осуществляет проектную деятельность в сфере культуры в диапазоне от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития, использует потенциал культурных ресурсов для интенсификации развития территории или сообщества

Искусство расширяет возможности. Искусство помогает трансформировать сообщества, и в результате получается лучшее развитие детей, лучший город, лучшая нация и, конечно, лучший мир

Роберт Р. Линч, президент некоммерческой организации «Американцы за искусство» (Americans for the Arts) (Источник)

Культурное наследие и культура в целом — важный и даже определяющий ресурс территориального и регионального развития. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами — не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. В центре деятельности руководителя социокультурных проектов стоит работа с культурными ресурсами, практиками и смыслами, решение задач регионального, социального и культурного развития.

Для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления. Эти специалисты призваны работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, способны организовать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития, найти уникальное решение. При этом взаимодействие с аудиторией может происходить в различных форматах: от музеев, фестивалей, выставок до социальных сетей и новых цифровых технологий.

Руководитель социокультурных проектов обладает системным и универсальным подходом к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая. Они работают в сфере городского развития, в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах; создают собственные культурные бизнесы.

 

Драйверы профессии

  • Высокий потенциал использования культурных ресурсов для развития территорий
  • Рост «креативной экономики»
  • Развитие как некоммерческого, так и коммерческого сектора в сфере культуры, расширение зоны влияния малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере

 


 

Задачи, которые решает специалист

  • Координация социокультурных проектов на всех этапах
  • Разработка концепций и проектирование новых культурных практик
  • Разработка новых форматов мероприятий, новых сервисов и технологий в сфере культуры
  • Поддержание партнерства с различными государственными, общественными и коммерческими структурами

Необходимые компетенции

  • Владение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры
  • Владение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность)
  • Системное понимание характера современных культурных процессов
  • Знания в истории и современной культурологии, знания в области проблем современной культуры
  • Знание особенностей функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий
  • Навыки организации проектов в сфере культуры
  • Знание истории искусства, основных направлений, эстетических традиций
  • Знания в области медиа и маркетинга
  • Знания в области авторского права

Магистерская программа НИУ ВШЭ

Цифры и факты

Более 8.7 миллионов
человек в Европейском союзе были заняты в сфере культуры в 2017 году (3.8 % от всей занятости)
4,3% ВВП США
в 2016 году создано в сфере культуры и искусства (это в 5 раз больше, чем в сельском хозяйстве)
5 раз за год
в среднем каждый москвич посещает музей, театр, концертный зал
Более 200
культурно-массовых мероприятий по интеграции людей с инвалидностью проведено в Москве в 2017 году
35
СОНКО (социально-ориентированных некоммерческих организаций) приходится на 10 тыс. населения в Ненецком автономном округе – это рекорд по России

 

ДРУГИЕ ПРОФЕССИИ НАПРАВЛЕНИЯ «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ»