Руководитель социокультурных проектов
осуществляет проектную деятельность в сфере культуры в диапазоне от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития, использует потенциал культурных ресурсов для интенсификации развития территории или сообщества
Искусство расширяет возможности. Искусство помогает трансформировать сообщества, и в результате получается лучшее развитие детей, лучший город, лучшая нация и, конечно, лучший мир
Роберт Р. Линч, президент некоммерческой организации «Американцы за искусство» (Americans for the Arts) (Источник)
Культурное наследие и культура в целом — важный и даже определяющий ресурс территориального и регионального развития. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами — не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. В центре деятельности руководителя социокультурных проектов стоит работа с культурными ресурсами, практиками и смыслами, решение задач регионального, социального и культурного развития.
Для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления. Эти специалисты призваны работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, способны организовать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития, найти уникальное решение. При этом взаимодействие с аудиторией может происходить в различных форматах: от музеев, фестивалей, выставок до социальных сетей и новых цифровых технологий.
Руководитель социокультурных проектов обладает системным и универсальным подходом к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая. Они работают в сфере городского развития, в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах; создают собственные культурные бизнесы.
Драйверы профессии
- Высокий потенциал использования культурных ресурсов для развития территорий
- Рост «креативной экономики»
- Развитие как некоммерческого, так и коммерческого сектора в сфере культуры, расширение зоны влияния малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере
Задачи, которые решает специалист
- Координация социокультурных проектов на всех этапах
- Разработка концепций и проектирование новых культурных практик
- Разработка новых форматов мероприятий, новых сервисов и технологий в сфере культуры
- Поддержание партнерства с различными государственными, общественными и коммерческими структурами
Необходимые компетенции
- Владение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры
- Владение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность)
- Системное понимание характера современных культурных процессов
- Знания в истории и современной культурологии, знания в области проблем современной культуры
- Знание особенностей функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий
- Навыки организации проектов в сфере культуры
- Знание истории искусства, основных направлений, эстетических традиций
- Знания в области медиа и маркетинга
- Знания в области авторского права
Магистерская программа НИУ ВШЭ
Цифры и факты
Источники: