• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности для каждого

Исходная проблема

В   российском образовании не решена проблема фактического неравенства образовательных возможностей. Недопустимо высок уровень образовательной неуспешности. В основе этих проблем—отсутствие системных мер по сокращениюнакопленного частью школьников учебного отставания, по компенсации низкой активности школьников, связанной с ограниченными возможностями их семей (для сравнения — в Финляндии более 30% школьников на разных этапах обучения получают индивидуальную поддержку для преодоления учебного отставания и трудностей в обучении).

До половины неуспешных школьников сконцентрировано в 25% школ, что в свою очередь создает негативные эффекты для их обучения, становится для них дополнительным тормозом социальной мобильности. Как правило, такие школы расположены на окраинах крупных городов, в районах с высокой концентрацией семей с ограниченными экономическими и социальными возможностями. Такие школы нуждаются в адресной поддержке. Государственная программа помощи подобным школам в 2014–2016 годах не дала серьезных результатов из-за низкого финансирования, не соответствующего масштабу проблемы.

Еще один барьер в социальной мобильности возникает для учащихся СПО ,поступающих туда после 9-го класса. Значительная часть этих студентов — из семей сограниченными экономическими и социальными возможностями. Однако качество программ общего образования в СПО значительно уступает качеству программы старшей школы, в то время как именно эти программы призваны формировать у студентов СПО необходимые универсальные компетенции как основу для обучения (и успешности) в течение всей жизни.

Другим барьером выравнивания социальных возможностей является платность ряда наиболее качественных программ дополнительного образования даже для высокомотивированных и способных детей. Таким образом, дети из семей с ограниченными экономическими возможностями имеют меньше шансов для развития своих способностей, чем их сверстники из экономически благополучных семей.

В образовательных системах многих стран работают механизмы социально-экономического выравнивания на основе адресной образовательной помощи нуждающимся и предоставления школьникам из соответствующих семей преимуществ и финансовой поддержки при зачислении и обучении на различных образовательных программах. Действовали они и в Советском Союзе. Сегодня в России необходимо реализовать соответствующие инструменты для новых социально-экономи-ческих условий.

Проект включает

  • предоставление каждому ребенку возможности пройти годичную программу подготовки к обучению в школе (в удобном формате по желанию семьи);
  • адресную поддержку образовательной инициативы детей из малообеспеченных семей, включая бесплатные дополнительные занятия по предметам школьной программы, бесплатное дополнительное образование, участие в «летних шко-лах» и в сменах ведущих детских центров;
  • создание комплексной системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у всех учащихся, имеющих соответствующие риски , с учетом особенностей каждой конкретной школы (особое внимание к школам со стабильно низкими образовательными результатами), включая дополнительные занятия, психоло-го-педагогическое сопровождение, наставничество;
  • программы улучшения результатов школ, работающих в сложном социальном контексте, включая укрепление материальной базы,введение дополнительныхставок воспитателей, социальных педагогов, психологов, тьюторов;
  • модернизацию общеобразовательной подготовки и введение ЕГЭ по общеобразовательным предметам на программах СПО;
  • реформирование стипендиальной системы в вузах: социальные стипендии должны предоставляться реально нуждающимся и иметь размер 80% от регионального прожиточного минимума.

Реализация задач данного проекта обеспечивается также инструментами проекта «Школа цифрового века», направленными на повышение возможностей «отстающей» части учащихся полностью освоить образовательную программу с использованием цифровых учебно-методических комплексов.

В результате

  • к 2024 году доля детей с недостаточной подготовленностью к школьному обучению сократится на 20%, к 2030 году — в два раза (результат достигается совместно с проектом «Система поддержки раннего развития — основа благополучия каждого ребенка»);
  • повысится до 85% доля девятиклассников, успешно осваивающих базовые функциональные навыки (результат достигается совместно с другими проектами при ведущей роли данного проекта);
  • уровень равенства возможностей в школе (разрыв в образовательных достижениях между различными социально-экономическими группами учащихся) достигнет значения показателей 10 стран-лидеров;
  • с 20% до 10% снизится отсев с программ СПО по причинам неосвоения программы полного среднего образования;
  • доля студентов из бедных семей и семей с низким уровнем образования родителей, успешно оканчивающих обучение в вузах, вырастет на 25%.

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта за весь период составят 1310 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.135,01198,75215,64234,05253,28272,841309,57

На обеспечение возможности годичной подготовки к школе всех детей в возрасте 6–7 лет, не охваченных услугами дошкольного образования (87 тыс. детей), необходимо по 6 млрд руб. в 2019–2021 годах и по 7 млрд руб. в 2022–2024 годах (исходя из размера норматива подушевого финансирования 70 тыс. руб. в 2019 году и 82 тыс. руб. в 2024 году).

Финансирование адресной поддержки детей из малообеспеченных семей (от 150 тыс. детей в 2019 году до 500 тыс. детей в 2024 году), направленной на дополнительное образование и сезонные программы, при средней стоимости программы в2019 году 50 тыс. руб. с учетом последующей индексации, составит 7 млрд руб. в 2019 году, 10 млрд руб. в 2020 году, 12 млрд руб. в 2021 году, 18 млрд руб. в 2022 году, 24 млрд руб. в 2023 году и 27 млрд руб. в 2024 году.

Создание 31,6 тыс. ставок тьюторов в 2019 году и 36,8 тыс. в 2024 году из расчета соотношения тьюторов к детям 1 к 100 и заработной платы тьютора в размере среднего прогнозируемого уровня зарплат по экономике в 2019 году — 44,8 тыс. руб., в 2024 г. — 64,5 тыс. руб. Понадобится 22 млрд руб. в 2019 году, 25 млрд руб. в 2020 году, 27 млрд руб. в 2021 году, 31 млрд руб. в 2022 году, 34 млрд руб. в 2023 году и 37 млрд руб в 2024 году.

На ежегодную грантовую поддержку 8 тыс. школ, работающих в сложных соци-альных условиях, с целью укрепления материальной базы в размере 5 млн руб. на 1 школу потребуется 48 млрд руб. в 2020 году, 49 млрд руб. в 2021 году, по 51 млрд руб. в 2022 году, и 53 млрд руб. в 2023 году и 54 млрд руб. в 2024 году.

На сдачу ЕГЭ для 450 тыс. выпускников СПО ежегодно необходимо 4 млрд руб в 2019 году, 8 млрд руб. в 2020 году, 10 млрд руб. в 2021 году, по 11 млрд руб. в 2022 в 2023 годах и 16 млрд руб. в 2024 году при расчетной стоимости 1 экзамена 8 тыс. руб. в 2019 году и 33 тыс. руб. в 2024 году.

Реформирование системы стипендий может быть проведено в рамках существую-щего финансирования и не потребует дополнительного финансирования.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к продолжению потери после 2030 года 15% человеческо-го капитала России и, соответственно, около 10% ВВП (эффект рассчитан совместно сдругими мерами). Речь идет о сотнях тысяч детей, которым школа не смогла обеспечить необходимую поддержку и индивидуальное сопровождение образова-тельной траектории. Эти дети не только не смогут внести вклад в экономический рост, но сами будут обречены на существенно более низкое качество жизни. Как следствие, не удастся сократить расходы в социальной сфере (секторы исполнения наказаний, социального обеспечения, здравоохранения), поскольку недостаточ-ным окажется уровень функциональной грамотности у значительной части нового поколения. В этом — главная угроза социальной устойчивости и сплоченности российского общества в ближайшие годы.