• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заключения комиссий ученого совета НИУ ВШЭ

Рекомендация Комиссии по академической этике Ученого совета НИУ ВШЭ по вопросу соавторства преподавателей и студентов

По результатам рассмотрения случая преподавателя М. Комиссия считает необходимым обратить внимание преподавателей и студентов Университета на следующее.

При выполнении студентами творческих задач, в том числе выпускных квалификационных работ (ВКР), студенты работают с преподавателями в тесном сотрудничестве. Первый итог работы обычно – контрольная или курсовая работа, а затем ВКР под авторством студента и с указанием имени преподавателя в качестве научного руководителя (в случае, если в выполненной работе есть творческий вклад третьих лиц (программистов, редакторов, которые внести более, чем технический вклад), не соответствующий критериям авторства, их вклад должен упоминаться в разделе «Благодарности»). Вклад студента обычно – основной, но в отдельных случаях вклад преподавателя может быть очень большим или очень малым. Последнее не означает обязательно неучастие преподавателя, а может быть результатом высокой самостоятельности студента в работе, поддержанной преподавателем.

Дальнейшим этапом жизни исследования может быть опубликование в виде журнальной статьи или иной форме. В Университете предполагается, что, по крайней мере, ВКР преимущественно должны выполняться на уровне, соответствующем требованиям к новизне и актуальности, предъявляемым в научных изданиях.

Комиссия рекомендует всем преподавателям при планировании и развитии творческой работы студента как можно раньше согласовать со студентом перспективу опубликования и варианты соавторства. Следует иметь в виду, что в настоящее время редакции многих журналов не позволяют автору-корреспонденту указывать соавтора без согласия последнего, и даже не позволяют выразить благодарность не-автору, без согласия не-автора на это. В случае, если преподаватель прощается со студентом и не уверен, что в будущем сможет с ним связаться для оформления статьи в соавторстве или для получения согласия на выражение благодарности (acknowledgements), преподавателю следует получить такое согласие в письменном виде заблаговременно.

Неприемлемо использование материалов ВКР и иных творческих работ студентов для публикации под именем преподавателя без соавторства студента или указания на его роль в исследовании. Опубликование научной статьи до защиты ВКР будет приводить к классификации студенческой работы как плагиата с соответствующими последствиями для студента. Опубликование такой статьи после защиты ВКР будет приводить к классификации статьи как плагиата с соответствующими последствиями для преподавателя.

Обращение Комиссии по академической этике Ученого совета НИУ ВШЭ относительно проблем авторства и соавторства

 В связи с тем, что в Комиссию по академической этике все чаще поступают обращения с претензиями, касающимися отказа от включения участников исследовательских проектов в число соавторов при публикации статей, Комиссия, наряду с заключениями по конкретным кейсам, считает необходимым сформулировать некоторые общие принципы определения соавторства в публикациях. В особенности это относится к студентам и аспирантам, которых привлекают к участию в научно-исследовательских проектах.

Описать все возможные ситуации, разумеется, невозможно, и в каждом конкретном случае вопрос о соавторстве решается индивидуально. Однако участники проекта должны ясно понимать разницу между ролью ведущих ученых / авторов (формулирование идеи, постановка конкретных задач исследования, разработка методики, написание и редактирование текста) и вспомогательных научных сотрудников / стажеров (выполнение экспериментов, проведение испытаний, наблюдений, расчетов, выявление документов в архивах и т.п. под руководством ведущих исследователей). Очевидно, что вспомогательная работа не дает безусловного права претендовать на соавторство, в то время как участие в формулировании идеи исследовательского проекта и другого рода творческой работе дает для этого некоторые основания.

Ведущие авторы и руководители проектов обязаны учитывать существующие в их дисциплинарной области рекомендации национальных ассоциаций и этических комитетов - с учётом различий в нормативных критериях определения соавторства в разных дисциплинах, и стремиться явно определить круг участников исследования, которые внесли существенный вклад в замысел, планирование, проведение, анализ и интерпретацию результатов исследовательского проекта, и имеют право на упоминание в качестве соавторов, отделив этот вклад от менее существенного вклада других участников, дающих последним право на упоминание в благодарностях за помощь в реализации проекта. 

В любом случае условия сотрудничества должны быть оговорены заранее, на начальной стадии реализации проекта, и ни в коем случае не следует давать обещаний, выполнение которых не может быть гарантировано. В отношении студентов, участвующих в той или иной мере в реализации научных проектов, всегда следует помнить слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».