• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа Международного образовательного форума «Стань выше с Вышкой!»

26 февраля

10:00–10:05

ЗАПУСК ФОРУМА

10:05–10:30

ВВОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ. ФОРУМ 2021

В.В. Башев, проректор, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ



10:35–11:05

COVID – 19. ТОЧКИ НЕВОЗВРАТА, ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

А.Г. Каспржак, профессор, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель образовательной программы «Управление образованием»

Р.Ф. Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования НИУ ВШЭ



11:10–12:55

МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАМПУСОВ НИУ ВШЭ

8 мастер-классов параллельно 



Педагогические требования по формированию визуально привлекательной образовательной среды

При проектировании образовательной среды современной школы педагогический коллектив и управленцы не рассматривают архитектуру и дизайн помещений как один из ресурсов, обеспечивающих достижение учащимися результата. Как правило отсутствуют содержательные требования к пространству, осознаваемых потенциальными заказчиками и будущими пользователями этого пространства. 
С точки зрения реализации образовательного процесса это означает ограниченность инструментария, которым обладает педагог, а, между тем, с момента появления школ и даже до работ официальных теоретиков педагогики, архитектура и внутреннее устройство менялись вслед за изменением типа преподавания и отношениями между учителями и учеником.
Рассматривая образовательное пространство современной школы, мы пробуем понять, на решение каких педагогических задач должны ориентироваться архитекторы и дизайнеры при проектировании и/или перепроектировании учебных зданий в период эволюции целей и задач образования, связанных с вхождением в цифровую стадию развития и экстенсивным опытом дистанционных практик.

Н.Л. Логутова, руководитель Лаборатории DESIGN LAB

Школа дизайна Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ 

Инженерная школа НИУ ВШЭ. Проектная деятельность в инженерных и ИТ-классах

В рамках мастер-класса будут рассмотрены вопросы подготовки проектов школьников в рамках Инженерных и IT-классов. Особое внимание будет уделено процессу формирования документации по проектам и методам представления проектов на конкурсах, конференция и других мероприятиях. Будут рассмотрены некоторые лайфхаки защиты проектов и особенности подготовки проектных команд к защитам.

А.Ю. Ролич, старший преподаватель Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова/ Департамент компьютерной инженерии
А.Е. Абрамешин, заместитель директора Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова

Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ

Концепция индивидуального состязания для одаренных детей. Высшая проба как интеллектуальный квест

В настоящее время важность участия в олимпиадах очевидна. Для многих школьников это хорошая возможность проверить свои знания и способности в выбранной сфере. Олимпиада для школьников «Высшая проба» профиль «Иностранный язык» также предоставляет возможность развивать свои навыки, умения и способности. Мастер-класс поможет разобраться в новой концепции и новом формате заданий на примере английского языка. Это уникальная возможность разобрать задания олимпиады с методистом Школы иностранных языков, задать вопросы и разобрать интересующие особенности олимпиады.

Е.А. Виноградова, методист
В.Н. Щербенко, методист Центра образовательных технологий Школы иностранных языков

Школа иностранных языков НИУ ВШЭ

Современная гуманитарная наука на уроках истории и литературы

Обновление методов и подходов, появление новых гипотез и фактов происходит в гуманитарных науках не в меньшей степени, чем в науках о природе. Учителю литературы и истории важно не просто узнать это новое, но развить свои исследовательские компетенции, чтобы затем воспитать их у учеников. О том, как это происходит на двух магистерских программах ФГН, участники мастер-класса узнают в диалоге с руководителями этих программ, в опыте которых университет и школа тесно переплетены.  

И.Н. Данилевский, доктор ист. наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе», победитель конкурса «Лучший преподаватель» в 2011-2019 гг.

К.М. Поливанов, PhD, профессор Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», победитель конкурса «Лучший преподаватель» в 2011-2016 и 2018-2020 гг.

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Опыт реализации проекта социального воздействия в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) – комплексного проекта улучшения образовательных результатов учащихся

Выступление посвящено новому формату муниципальных проектов в образовании, цель которых гарантированный социальный эффект за счет использования гибких механизмов негосударственного инвестирования. Проект в Якутии направлен на 10% прирост результатов учащихся старших классов по русскому языку и математике, который обеспечивается комплексом мероприятий с самими учащимися, педагогами и родителями. Какие мероприятия необходимо проводить и как доказать их эффективность для улучшения образовательных результатов будет рассказано в выступлении Н. Бысик. Участники мастер-класса смогут задать вопросы и обсудить возможности использования опыта проекта для решения собственных задач в работе с разными группами учащихся (отстающими, одаренными), повышении профессионализма педагогов и построении партнерства с родителями.

Н.В. Бысик, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А. Пинского, Института образования
Е.А. Мартынова, начальник РУО Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Институт образования НИУ ВШЭ

Деловая игра по этике принятия управленческих решений

В ответ на предложение Германа Грефа ввести в школах предмет «принятие решений», возникает множество вопросов относительного методов преподавания, спектра тем для включения, а также целесообразности внедрения предмета. Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ приглашает участников форума сыграть в деловую игру, которая позволит раскрыть многообразие этических и философских вопросов, связанных с принятием управленческих решений и их ключевого значения. Управленческие решения – это не только про финансы и эффективность, бизнес в первую очередь – про людей. Предлагается один из возможных способов реализации предмета с позиций необходимости обучения будущих поколений предпринимателей, сотрудников и менеджеров компаний принимать взвешенные решения, с учетом моральных и этических ориентиров.

Д.В. Муравский, к.э.н., доцент, академический руководитель программы «Маркетинг и рыночная аналитика»
М.А. Гладкова, к.э.н., доцент, заместитель декана по основным образовательным программам ВШБ, академический руководитель программы «Цифровые инновации в управлении предприятием»

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ 

Коучинговый подход к развитию навыка непрерывного самообучения

В рамках мастер-класса в интерактивном формате участники познакомятся с инструментами выявления убеждений, мешающих самообучению, обсудят вопросы, позволяющие приоритезировать направления самообучения, сформировать траекторию своего профессионального развития.

Ю.А. Платонова, доцент, кандидат философских наук

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Опыт «медленного чтения»: возможности онлайн-работы со старшеклассниками и студентами

«Медленное чтение» или close reading – один из основных профессиональных инструментов работы филолога. Но именно он все чаще применяется в школьной и вузовской практике преподавания, поскольку позволяет грамотно и точно поставить исследовательские вопросы к тексту. Онлайн-обучение предоставляет одновременную возможность использования сетевых ресурсов. На встрече будет рассмотрено несколько кейсов подобной профессиональной работы с текстами, включенными в школьную и университетскую программу.

М.М. Гельфонд, доцент, кандидат филологических наук, академический руководитель образовательной программы «Филология»

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 

13:00–13:30

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Н. А. Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, эксперт в сфере образования, TOP-50 Global Teacher Prize



13:35–14:05

ШАГ РАЗВИТИЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д.Е. Фишбейн, доцент, кандидат педагогических наук, директор Лицея НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ



14:10–15:55

МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАМПУСОВ НИУ ВШЭ

9 мастер-классов параллельно 



Плакат как инструмент формирования образовательного пространства

На мастер-классе будет рассматриваться плакат как важнейший инструмент формирования образовательного пространства. Плакат занимает особое место в дизайне в силу своего очень мощного образного воздействия.  Каждый из видов и жанров плакат обладает своим воспитательным потенциалом.  На мастер-классе рассмотрим набор приёмов, которые позволяют использовать плакат в различных целях для обучения и воспитания: использование шрифтов, инфографики, цвета и др.

Ю.И. Гулитов, руководитель лаборатории плаката в Школе дизайна НИУ ВШЭ, графический дизайнер, в прошлом – арт-директор газеты «Коммерсантъ», креативный директор рекламного агентства «MS Advertising», победитель профессиональных конкурсов, участник международных и российских выставок.

Школа дизайна Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Подготовка исследовательского проекта в старших классах

Проведение исследования – непростая задача, особенно для школьников. В рамках мастер-класса мы обсудим, чем исследовательская проблема отличается от социальной проблемы, зачем для исследования нужен обзор академической литературы, как формулировать гипотезы, как адекватно выбрать метод для сбора и анализа данных, о чем стоит помнить при презентации итоговой работы, а также поделимся некоторыми практическими советами, как справиться с некоторыми трудностями при подготовке исследовательского проекта.

К.П. Глазков, к. соц. наук, старший преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Факультет социальных наук НИУ ВШЭ

Информатика в школе: методы и технологии активного обучения

На мастер-классе мы обсудим вопросы внедрения активных методик обучения в процесс преподавания информатики в школе. Поговорим о том, что такое активное обучение, об его идеологии, методах и примерах успешного применения. Обсудим прогрессивный подход интерактивного коллаборативного обучения (Computer-Supported Collaborative Learning). Участники познакомятся не только с педагогическими, но и с технологическими аспектами активных образовательных практик. Мы на примерах разберем особенности внедрения в учебный процесс следующих методик: формирующего оценивания (в общем виде), взаимного оценивания, игровых и командных практик. Кроме того, мы посмотрим, как разграничивать зоны ответственности при использовании специализированных программных средств в обучении, обсудим примеры и особенности их внедрения в учебный процесс.

О.В. Максименкова, к.т.н., академический руководитель проекта ФКН для школьников КоДиМ, научный сотрудник международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ 

Достижения педагогов: слагаемые успеха

Доказательность педагогического эффекта. Современные технологии предоставления опыта педагогических достижений. Поддержка коллектива. «А судьи кто?». Опора на успешный опыт коллег.

О.Е. Лебедев, доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Технологии коллективного планирования и анализа уроков – эффективный способ удовлетворения профессиональных потребностей педагогов

Одна из главных задач современного образования – мотивация к изменениям и профессиональное развитие педагогов, один из лучших способов ее решения (особенно в условиях перехода к смешанному и онлайн обучению) – создание в школах обучающихся сообществ учителей. Эксперты и руководители школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) расскажут о том, как были организованы в школах команды педагогов и как они повышают профессиональное мастерство, используя технологию коллективного планирования и анализа уроков. Участники мастер-класса смогут сделать первые шаги в освоении указанной технологии.

М.А. Пинская, кандидат педагогических наук
Е.В. Климова, руководитель проекта по внедрению технологии коллективного планирования и анализа уроков в Хангаласском улусе

Институт образования НИУ ВШЭ

Онлайн-профориентация в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород: презентация клубов, школ для старшеклассников

Выбор профессии рождает тысячу вопросов в головах подростков и их родителей. Родители и педагоги мечтают, чтобы взрослеющий ребенок выбирал профессию осознанно – на основе собственного анализа, сравнения, выбора лучшего варианта. Для этого ему нужно предоставить как можно больше информации для размышления. Важно, чтобы новые знания появлялись в деятельности. Во время мастер-класса мы расскажем какие возможности НИУ ВШЭ – Нижний Новгород предлагает для старшеклассников, которые объединяются в клубы онлайн на факультетах: раскрывают смыслы текстов, управляют корпорациями, решают математические и экономические задачи как настоящие филологи, управляющие, юристы, математики, экономисты…

М.М. Гельфонд, доцент, кандидат филологических наук, академический руководитель образовательной программы «Филология»
Н.А. Серова, доцент, начальник отдела развития образования, заведующий Центром довузовской подготовки
Е.О. Сучкова, заместитель декана по работе с абитуриентами и студентами, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
К.И. Шеина, аспирант, стажер-исследователь Международной лаборатории топологических методов в динамике НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Е.Н. Шлягина, аспирант, старший преподаватель, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

'Speaking outside the box' (креативность и оригинальность при подготовке к публичным выступлениям)

Навыки публичного выступления имеют огромное значение для формирования и развития личностных качеств школьника и студента на занятиях по английскому языку. Умение красиво и ярко выразить свою мысль всегда может пригодиться в жизни. Данный мастер-класс подскажет, как креативно подойти к подготовке навыков публичного выступления, как подобрать оригинальное лексическое и грамматическое оформление, название выступления, как правильно использовать наглядные материалы во время выступления.

Мастер-класс ведется на английском

И.Ю. Терентьева, преподаватель Школы иностранных языков

Школа иностранных языков НИУ ВШЭ

Урбанистическое образование: кому это может быть полезно?

Слово «Урбанистика» окутано множеством мифов. Кто-то может ассоциировать это с архитектурой, для кого-то про социологию или географию. Мы расскажем о том, как и чему мы учим на бакалаврской программе «Городское планирование», как устроены образовательные треки и полевые выезды, кому и как стоит поступать к нам.  

К.А. Пузанов, доцент, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Малые онлайн-курсы как перспективное поле взаимодействия школы и университета

Мастер-класс посвящен обсуждению формата микро-онлайн курсов, которые планируется развивать на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В предлагаемом формате сочетаются асинхронные (лекции, материалы для чтения) и синхронные (тесты, семинары) формы. В случае успеха у школ и школьников микро-курсы в этом формате могут стать важной формой взаимодействия факультета (и даже университета в целом) с учебными заведениями во всех регионах России и за ее пределами.

В.В. Файер, кандидат филол. наук, зам. декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, директор Летней историко-филологической школы, руководитель жюри по направлению «Филология» конкурса исследовательских работ школьников «Высший пилотаж»

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ 

Футуритет: комплексный обед или индивидуальное меню?

Что и почему мы считаем предпрофильным обучением?
Можно ли его эффективно организовать только в 9-м классе?
Как формируется преемственность между уровнями подростковой и старшей школы? Легко ли перейти с одной ступени на другую?
Что значит сделать самостоятельный и ответственный выбор направления дальнейшего обучения, от кого и чего он зависит, кем и чем сопровождается?
Над этими и другими вопросами предпрофильного образования мы предлагаем подумать вместе на секции, посвященной особому лицейскому направлению – Футуритету (9-е классы).
Встреча состоит из двух частей. На первой из них руководитель направления, девятиклассники* и их кураторы расскажут об особенностях футуритетской жизни и познакомят с институциональными практиками самоопределения, а также с инструментами, с помощью которых они реализуются. В фокусе внимания – подготовка и презентация программы дальнейшего образования, выбор направления будущего обучения и процедура перехода в 10-й класс.

Формат второй части – круглый стол, за который приглашаются учителя, тьюторы и управленцы, учащиеся 8-9 классов и их родители, а также все, кому небезразличны заданные выше вопросы.

Д.С. Подкопаев, старший методист Лицея ВШЭ, руководитель «Футуритета»
А.В. Белов, учитель биологии, куратор
В.И. Кузнецов, учитель истории, куратор
А.В. Шестопалова, учитель английского языка, куратор

Модератор Д.С. Подкопаев, старший методист Лицея ВШЭ, руководитель «Футуритета»

Итоговый рейтинг выпускников. Модель учета и оценивания социально-полезной деятельности учащихся.

Использование рейтингов в образовании и в школе в частности — вопрос спорный. Но что, если ситуация предзадана: университет предлагает скидки на обучение лучшим выпускникам Лицея, а для этого их нужно определить. Как подойти к формированию критериев рейтинга, как обеспечить его объективность, как избежать гонки за местом в рейтинге среди учеников, позволить не зацикливаться на нём. Как подходить к оценке сложных конструктов вроде «ответственности». Расскажем о нашем видении вопроса и разберём конкретный пример модели итогового рейтинга выпускников Лицея НИУ ВШЭ. Поделимся, какие видим направления развития данной модели.

Модератор Р.Ф. Байбурин, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования НИУ ВШЭ 

Оценивание самостоятельных индивидуальных проектов и исследований старшеклассников.

Предлагаем на примере курса «Индивидуальный проект» разобрать возможные критерии оценивания крупных самостоятельных работ в старшей школе.
В Лицее НИУ ВШЭ и за его пределами зарекомендовала себя критериальная сетка оценивания исследований, основанная на компетентностном подходе. Критерии будут представлены на семинаре. Оценивание проектов в Лицее строится на иных основаниях и находится в более активной фазе развития. С этим связано много интересных вопросов. Приглашённые эксперты представят устоявшиеся модели оценивания проектов, а участники – смогут задать вопросы и поучаствовать в дискуссии.

С.Л. Баринов, канд. геогр. наук, методист и преподаватель в Хорошколе (Москва), доцент НИУ ВШЭ, научный сотрудник МГИМО

В.Н. Галимов, директор старшей школы гимназии "Универс" (Красноярск)

О.А. Францен, заместитель директора старшей школы по УВР, гимназия "Универс" (Красноярск)

В.А. Лагута, руководитель проектной мастерской в 9 классах, гимназия "Универс" (Красноярск)

А.Н. Юшков, ведущий эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО», канд. психол. наук

Модератор Д.В. Шибалина, заведующая кафедрой исследовательской и проектной деятельности учащихся Лицея НИУ ВШЭ, преподаватель

Методология преподавания критического мышления в старшей школе: англо-американская и европейская модель.

Критическое мышление – модный и современный навык, о необходимости развития которого говорят очень много. При этом, в профессиональном методическом и педагогическом сообществе нет единой позиции по поводу того, из каких навыков и компетенций состоит критическое мышление, как оно проверяется и диагностируется. Более того, в Европе и США исторически под критическим мышлением понимаются совершенно разные феномены. Как в этом разобраться и какой путь более актуален для современного образования в России? На нашей секции мы разберем различные подходы, которые существуют сегодня в мире, а также кратко презентуем модель преподавания критического мышления, существующую в Лицее НИУ ВШЭ.

Т.В. Пащенко, заведующий Лаборатории проектирования содержания образования (Институт образования НИУ ВШЭ)
О.Г. Баландин, зам. директора по научно-методической работе ЧОУ "Школа Сотрудничества" (Москва)

Модератор А.А. Гиринский, к.ф.н., заведующий кафедрой теории познания Лицея НИУ ВШЭ

Цифровое чтение в эпоху ковида: что говорят современные исследования и что делать школе?

В докладе акцентируется внимание на таком феномене цифровизации, как цифровое чтение, приобретшее едва ли не массовый характер в период пандемии; исследуются проблемы соотношения чтения с листа и с экрана в читательской деятельности подростков 11-15 лет. Приводятся результаты современных (большей частью зарубежных) исследований в области трансформации чтения в электронную среду и результаты собственного проекта группы психологов ПИ РАО «Бумага vs экран (чтение с листа и с экрана)», проведенного на выборке учащихся 5–8 классов в марте 2020 г. (1835 чел. из 14 регионов РФ), в частности, данные в отношении таких параметров цифрового чтения, как содержание читательской деятельности подростков в интернете, ее широты и интенсивности, предпочтения читателей относительно среды (аналоговая/цифровая), типа текста (художественный/информационный), носителя (для электронных текстов – конкретного устройства) и др. В качестве важнейшего условия эффективности цифрового чтения выделено целенаправленное обучение данному виду деятельности в школе. Приводятся конкретные приемы, позволяющие перевести негативные качества чтения с экрана (поверхность восприятия, фрагментарность и т.п.) в позитивную плоскость («Что делать школе?»).

Н.А. Борисенко, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического Института РАО, специалист в области педагогической психологии.

 

Чтение с экрана в сравнении с чтением с листа: когда у подростков лучше работает воображение?

Воссоздание в своем воображении зрительных, слуховых и иных образов на основе прочитанного текста относится к тем базовым умениям, без которых нет настоящего читателя и невозможно полноценное обучение. В условиях быстрого распространения цифровых технологий и усилившейся визуализации проблема читательского воображения приобретает особую актуальность, особенно когда речь идет о школьниках подросткового возраста, ведь именно в этой возрастной группе процессы трансформации чтения находят наибольшее проявление. В докладе будут рассмотрены следующие вопросы: когда у юных читателей лучше работает воображение – при чтении с экрана или с листа? Каков уровень развития у современных подростков читательского воображения и прослеживается ли здесь возрастная динамика при восприятии текста на электронном и бумажном носителях?

К.В. Миронова, магистр психологии, научный сотрудник Психологического института РАО, автор учебных книг по литературе для учащихся основной школы

Модератор: Грошева О.В., менеджер Управления общего образования НИУ ВШЭ

Продвижение продуктов университета в школы

НИУ ВШЭ всегда значительное внимание уделял подготовке учебников и учебных пособий для российских школ. На секции планируется представление нескольких новинок: две линии учебников по обществознанию («линии Сорвина»): учебники для 6-9 классов (включены в Федеральный перечень), учебники 10-11 классов (подготовлены к включению); и учебник по литературе Е.С. Абелюк, К.М. Поливанова для 11 класса (включен в Федеральный перечень), учебные пособия для 5-9 классов Е.С. Абелюк, С.И. Красовская, Н.А. Шапиро и др.
Общая особенность представляемых учебных материалов – их ориентация на вовлечение школьников в самостоятельный поиск знаний, в исследовательскую и творческую работу, что является лучшей подготовкой к успешному прохождению различных конкурсов и олимпиад.

К.В. Сорвин, доцент, кандидат философских наук, заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Е.С. Абелюк, доцент, заслуженный учитель РФ, руководитель образовательной программы «Современная филология в преподавании литературы в школе»

Модератор: К.В. Сорвин, доцент, кандидат философских наук, заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Взаимодействие НИУ ВШЭ со школами через институт волонтерства. Практики дистанционного режима

Работа волонтерского движения НИУ ВШЭ достаточно разносторонняя, интересная, а главное, помогает наладить многие внутренние процессы за счет собственных ресурсов и быть помощником и поддержкой для школ разных регионов РФ, для учителей, учащихся, родителей и более старших поколений. Это активная социальная позиция, к которой студенты приучаются с первых курсов института.
Мы хотим рассказать об основных направлениях волонтерского движения, о преемственности в рамках волонтерского движения и, конечно, об изменениях, относительно пандемии.

Личный опыт волонтерства, опыт волонтерства в рамках работы «Академии Школьников», что было сделано, какие отзывы, что дало лично, есть ли будущее у подобного движения и в каком формате.
Е.С. Прокущенко, студентка НИУ ВШЭ, ФМЭиМП, программа двух дипломов по международным отношениям совместно с Лондонским университетом

«Добрые» студенческие организации, которые занимаются разными видами благотворительности 
Расскажут о видах волонтерского движения в НИУ ВШЭ, как получилось не растеряться в период пандемии? Какие инструменты помогли не оставить подопечных и расширить круг оказания волонтерской помощи.
МБОУ «Международный образовательный комплекс "Гармония – школа №97"»
Волонтерское движение НИУ ВШЭ, взгляд со стороны. Видеоролик с отзывами о волонтерской работе в рамках школы. Вышка – учащимся.
Лицей ИСТЭК Краснодар
Школьники о волонтерской работе НИУ ВШЭ.

Модератор: А.С. Дмитриева, руководитель Волонтерского Центра НИУ ВШЭ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся в ситуации резкого перехода на дистанционное обучение

Исследовательская и проектная деятельность учащихся традиционно реализовывалась в условиях лабораторий, экспедиций, при непосредственном взаимодействии научного руководителя и команды школьников. В ситуации всеобщего перехода на дистанционные формы обучения – что и как происходило с этим направлением деятельности? На секции будут представлены практики и технологии дистанционной работы по реализации исследований и проектов с учащимися, которые уже реализовывались до ситуации пандемии, а также те, которые появились именно благодаря ситуации резких изменений. Дистант – не повод прекращать реализацию исследований и проектов, а ситуация, когда могут появляться и реализоваться новые подходы и методы их организации и реализации.

Доклады:

  • Исследовательская деятельность школьников, находящихся на длительном лечении в больнице (из практики проекта «УчимЗнаем»)

С.В. Шариков, PhD, руководитель проектного офиса «УчимЗнаем»

Н.М. Курикалова, кандидат филологических наук, руководитель методического объединения проектного офиса "УчимЗнаем"

  • «Парк онлайн»: проект по вовлечению подростков в исследовательскую деятельность в условиях дистанционного обучения

А.С. Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

  • ГлобалЛаб – онлайн-платформа для организации совместной проектно-исследовательской деятельности

Т.В. Крупа, кандидат психологических наук, сооснователь и президент ГлобалЛаб

  • «Дежурный по планете»: деятельностные программы вовлечения школьников в исследование Земли из космоса

О.Н. Гершензон, основатель, соучредитель, заместитель генерального директора ООО «Лоретт»

  • Программа «Топос»: вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как драйвер развития региона

О.В. Глазунова, руководитель лаборатории «Топос. Краеведение» Федерального центре детско-юношеского туризма и краеведения

Модератор: А.С. Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Вклад в развитие общего образования: проект «Распределенный Лицей НИУ ВШЭ» Проект «Распределенный Лицей» был запущен в 2015 году с целью трансляции успешного образовательного опыта Лицея НИУ ВШЭ. За 5 лет количество школ членов проекта возросло до 32, из которых 30 столичных, а 2 представляют регионы.
Распределенный Лицей сейчас – это не только модель современной школы, транслирующей академическую культуру, соответствующую лучшим практикам мировых университетов, но и гарант высокого уровня профильной подготовки, вариативности и индивидуализации образования, а также профессионализма педагогического коллектива.

На секции будут представлены опыт работы в проекте школ Покровский квартал (выступления директора школы и куратора проекта), 2107 (выступление директора школы). Особый акцент будет сделан цифровую трансформацию деятельности в период пандемии, организацию факультетского дня в онлайн-режиме, взаимодействие с Университетом.

Л.И. Акованцева, куратор «Распределенного лицея НИУ ВШЭ» в ГБОУ г. Москвы «Школа «Покровский квартал»
Е.М. Наумова, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №2107» А.Н. Челеховский, старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ
У.В. Аристова, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Школы дизайна, академический руководитель образовательных программ: «Дизайн», «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе»
В.В. Файер, заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками факультета гуманитарных наук
О.С. Минченко, старший преподаватель факультета социальных наук
А.А Солодихина, старший преподаватель Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. 

Модератор: И.В. Резанова, руководитель проекта «Распределенный Лицей»

Выход за рамки обычной олимпиады: новые форматы интеллектуальных состязаний и поддержки их участников

Высшая школа экономики проводит множество олимпиад и конкурсов для школьников, принимает участие в организации Всероссийской олимпиады. По количеству поступивших на первый курс дипломантов ВсОШ Вышка устойчиво занимает первое место среди всех российских вузов. Но задача олимпиад не сводится к тому, чтобы привлечь как можно больше талантливых абитуриентов – своими проектами мы хотим внести вклад в развитие интеллектуальных состязаний в России. Именно поэтому в 2020 году Вышка запустила два всероссийских турнира нового формата – чемпионат сочинений «Своими словами» и кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству.
На круглом столе обсудим:
1) чем отличаются новые форматы интеллектуальных состязаний от широко распространенных и зачем они университету;
2) почему в новых состязаниях стоит участвовать, даже если они не дают автоматического поступления в вуз;
3) как новые форматы интеллектуальных состязаний связаны с запросами общества на обновление образования;
4) могут ли интеллектуальные состязания влиять на повестку современного образования, на эволюцию ее модели.

Е.А. Асонова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Т.А. Протасевич, кандидат экономических наук, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ
М.Г. Павловец, кандидат филологических наук, заведующий проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам, доцент школы филологических наук НИУ ВШЭ
Е.В. Струкова, кандидат филологических наук, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ

Модератор: Д.А. Федоровых, заместитель проректора, начальник управления развития интеллектуальных состязаний, главный эксперт проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ

Вклад Пермского кампуса НИУ ВШЭ в развитие современной школы как пространства новых (дистанционных/ цифровых) образовательных технологий

Пермский кампус НИУ ВШЭ уже более пятнадцати лет ведет работу по созданию и реализации отечественной модели взаимодействия университета и школ, суть которой –добровольная ассоциация школ и университета, в которой университет играет роль центра для программ профессионального развития учительского корпуса ассоциированных школ, центра для осуществления инновационной деятельности по повышению качества школьного образования.
В рамках секции будут представлены результаты сотрудничества Пермского кампуса НИУ ВШЭ и школ-партнеров по созданию и внедрению в работу современной школы новых образовательных практик.

Работа секции включает 3 основных модуля:

  • Презентацию инновационных онлайн-форматов повышения квалификации учителей в НИУ ВШЭ – Пермь – «Университетско-школьный кластер» и «Международная олимпиада учителей «ПРОФИ»;

Т.А. Ратт, доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь;
В.В. Ведерников, менеджер факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь

  • Представление школами Университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь новых образовательных проектов и практик, связанных, прежде всего, с персонализацией, цифровизацией образовательного процесса, организацией внеурочной деятельности в современной школе, формированием развивающей образовательной среды;

А.В. Морозова, директор МАОУ «Лицей № 10» г. Перми
М.Е. Мотырева, заместитель директора МАОУ «Гимназия №6» г. Перми, учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ
Е.В. Смирнова, учитель французского языка высшей квалификационной категории, координатор билингвального отделения школы с 2009 года, почётный работник воспитания и просвещения Российской федерации, кавалер ордена Академических пальм Французской республики
Е.В. Кабанова, учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 33» г. Перми

  • Представление учителями-мультипликаторами Университетско-школьного кластера актуальных методических продуктов, разработанных и успешно апробированных в процессе обучения в кластере в 2019-2020 гг., применение которых в школьной практике способствует повышению качества цифровой образовательной среды и эффективной реализации дистанционного образования.

Г.В. Мехоношина, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 8» г. Краснокамска, почетный работник общего образования РФ

Н.П. Романова, учитель английского языка МБОУ «Верещагинский общеобразовательный комплекс»  г. Верещагино Пермского края

М.Ф. Хлебникова, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Верещагинский общеобразовательный комплекс»  г. Верещагино Пермского края

А.Г. Зиляева, учитель английского языка МБОУ "СОШ № 8" г. Краснокамска 

Н.Н. Васинькова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», учитель-мультипликатор в Университетско-школьном кластере

Л.В. Карелина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», учитель-мультипликатор в Университетско-школьном кластере

Модератор: Т.А. Ратт, доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ – Пермь

14:00–15:45

МАСТЕР-КЛАССЫ 

8 мастер-классов параллельно 



Обзор интерактивных игровых приемов и создание игрового упражнения

Интерактивные приёмы в образовании, дополняющие и заменяющие фронтальную работу с группой, имеют свою специфику. Они не всегда интуитивны, часто более трудоёмки, чем лекционный формат, требуют новых навыков и компетенций от педагога. На мастер-классе рассмотрим набор приёмов, которые позволят легко вводить новые интерактивные формы, чередовать их, включать разные виды мотивации участников, техники интенсивной разработки и креативного мышления. На основе этих форматов прямо во время мероприятия соберём тестовое игровое упражнение для ваших предметных областей.

А.С. Казаков, преподаватель профиля «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, разработчик деловых игр для образовательных проектов «Москва. Анклавы 2030», «Будущие интеллектуальные лидеры России-2014», летней школы фонда Потанина, форума «Амур»

Школа дизайна Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Digital Humanities как инструмент междисциплинарной проектной деятельности в школе

В рамках мастер-класса будут рассмотрены возможности проектной деятельности на основе цифровых инструментов. Основное внимание будет уделено междисциплинарным проектам гуманитарной направленности (по истории, литературе, иностранным языкам, обществознанию и др.). Будут представлены сервисы и программные средства для организации информации по проекту, ее анализа и представления результатов, а также предложены возможные темы и направления проектов школьников.

Д.А. Гагарина, кандидат педагогических наук, декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь

НИУ ВШЭ – Пермь

Уроки из дома: что важно знать учителю о жизни семей и возможностях участия родителей в образовании своих детей

Сегодня родители стали активными участниками образовательного процесса (кто-то вынужденно, в связи с дистанционным обучением, а кто-то и до этого был активно вовлечен в образование детей). Международные исследования показывают, что сотрудничество, налаженная коммуникация семьи и школы помогают вовлекать семью, что в свою очередь повышает мотивацию к обучению и улучшает академические результаты обучающихся. Но не всегда школе и семье удается выстроить продуктивные отношения. Кроме того, семьи обладают разными ресурсами для вовлечения в учебные дела детей. В условиях принудительного перехода в дистанционный формат роль родителей в обеспечении качественного образования становится одной из главных.

Участники секции познакомятся с материалами исследований о вовлеченности родителей Хангаласского улуса (Республика Саха (Якутия)) в учебные дела детей и смогут сами принять участие в интерактивном проектировании форматов вовлечения в учебный процесс школы родителей из разных целевых аудиторий.

К.А. Любицкая, PhD в образовании, исследователь, младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования, эксперт направления «Наша школа» проекта SIB в Республике Саха (Якутия)
М.В. Озерова, кандидат социологических наук, исследователь, разработчик образовательных событий, основатель исследовательской компании SREdA, эксперт направления «Наша школа» проекта SIB в Республике Саха (Якутия)

Институт образования НИУ ВШЭ

Игровые решения на платформе Zoom: практики работы со школьниками

В рамках мастер-класса будет рассказан опыт проведения Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности среди школьников. Будут рассмотрены особенности проведения таких форм интерактивного обучения финансовой грамотности в онлайн-формате с помощью платформы Zoom.

Е.В. Креховец, доцент, кандидат социологических наук, академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом в глобальных условиях»
Е.О. Сучкова, заместитель декана, заместитель декана по работе с абитуриентами и студентами
Н.А. Серова, доцент, начальник отдела развития образования, заведующий центром Довузовской подготовки

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Физика колебаний в лабораторном практикуме

Тема колебаний является одной из ключевых тем любого курса физики. Уже в детстве мы учимся раскачиваться на качелях – и только в университете узнаём, что на самом деле мы при этом параметрически возбуждали колебания физического маятника. Колебания маятника отсчитывают время, позволяют измерять ускорение свободного падения, являются одной из наглядных иллюстраций закона сохранения энергии. Общее представление о колебаниях, как о периодическом процессе перетекания энергии из одной формы в другую, возникает и в других разделах физики - это и колебания в колебательном контуре, и волны на воде, и электромагнитные волны. А в квантовой физике волновые свойства частиц являются ключом к пониманию физических принципов, управляющих нашим миром. Во время мастер-класса мы планируем показать несколько простых лабораторных стендов с механическими маятниками и RLC-цепями, используемых на Факультете физики, которые могут быть собраны и использованы и в условиях школы, и обсудим возможности автоматизации таких измерений при помощи микроконтроллеров Arduino, часто используемых в различных кружках робототехники.

В.Н. Глазков, доцент, старший научный сотрудник Международной лаборатории физики конденсированного состояния, академический руководитель образовательной программы «Физика»

С.А. Лемзяков, старший преподаватель Факультета физики НИУ ВШЭ

М.И. Банников, преподаватель Факультета физики НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Международной лаборатории физики конденсированного состояния

Факультет физики НИУ ВШЭ

Методика успешной подготовки к олимпиадам по праву: как помочь школьнику

Мастер-класс нацелен на выстраивание взаимодействия со школьниками, готовящимися к олимпиадам по праву, на следующих этапах: мотивирование школьников участвовать в олимпиадах по праву, информирование об олимпиадах и льготах, предоставляемых университетами, поиск источников и материалов для подготовки к каждой из олимпиад, регистрация, прохождение этапов олимпиад и написание апелляций. Вовлечённость учителя в олимпиадную деятельность школьника повышает его мотивацию и чувство значимости. Именно о такой вовлечённости пойдёт речь на нашем мастер-классе. Кроме того, будут разбираться олимпиадные задания по праву, предоставляться рекомендации по анализу «форматных» заданий и способам их решения.

Д.П. Ивашко, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

Факультет права НИУ ВШЭ 

Олимпиады по информатике: подготовка, участие, успех

Мастер-класс будет посвящен обзору олимпиад и методов подготовки к ним. Будут рассмотрены различные олимпиады, их специфика, а также льготы, которые они дают при поступлении в вузы и другие возможности, которые открываются перед участниками олимпиад. Участники мастер-класса получат информацию о построении траектории подготовки учащихся к олимпиадам, перечень основных тем, которые нужно изучить для успешного участия в олимпиадах, а также информация об онлайн курсах и очных мероприятиях по подготовке к олимпиадам по информатике, реализуемых с участием сотрудников и студентов Вышки.

М.С. Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ

Появление искусства: курсы по истории искусства в помощь учителям МХК и истории

Факультет гуманитарных наук предлагает множество курсов ДПО, особое место среди них занимают курсы по истории искусства. Они не только дают углубленную информацию и методики, которыми учителя обычно не владеют, но и знакомят слушателей с учеными и хранителями музеев, вводят их в контекст современной науки. Участники мастер-класса смогут на конкретных примерах (в основном из первобытного и древнего искусства) увидеть, как построено обучение на наших программах ДПО.

С.А. Зинченко, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ 

15:55

КРУГЛЫЙ СТОЛ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ФОРУМА

Скачать программу