• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Доклад Александра Головлева: «Политическая экономия Большого театра при сталинизме: как финансовая история престижного учреждения культуры может помочь нам в понимании советской культуры и экономики?»

Мероприятие завершено

После захвата власти большевики оказались перед проблемой: что делать с бывшими императорскими театрами, «элитными», престижными, но в то же время дорогостоящими культурными институциями, унаследованными от старого режима? В 1922 году Ленин настаивал на закрытии театров для того, чтобы использовать освободившиеся средства для борьбы с неграмотностью, а не угождать вкусам узких кругов элиты. Паралич, который вскоре поразил Ленина, по существу спас театры. Позднее Сталин, укрепив свою власть, стал сознательно отдавать преимущество Большому как своему «придворному» театру, который отныне получал растущее внимание и привилегии со стороны государства.

Привилегированное положение Большого стало очевидным во время войны, когда государство организовало срочную эвакуацию театра в Куйбышев, продолжило выплачивать субсидии и оплатило ремонтные работы, когда в конце 1941 г. в здание театра попала бомба. В контексте военной экономики, когда само существование Советского Союза находилось под угрозой, эти решения свидетельствуют о разрыве с ленинским скептицизмом и о том значении, которое придавалось Большому театру как национальному культурному достоянию. Символический капитал Большого обеспечил ему финансовую стабильность и после войны. Как страна-победительница Советский Союз нашёл в Большом театре удачную возможность для демонстрации величия своей культуры. Это делает Большой театр интересным случаем «оперной экономики» при государственном социализме, в рамках которой театр мог пожинать плоды системы, но не страдать от её недостатков, знакомых по другим отраслям советской экономики.

Как функционировала политическая экономия Большого театра в разные периоды советской эпохи? Что было общим, а что частным у Большого театра в сравнении с другими западноевропейскими театрами? Существует ли общая для всех тоталитарных режимов политическая экономия оперы (и, в более общем ключе, культуры), или же Советский Союз является уникальным случаем?

Эти и другие вопросы будут рассмотрены в докладе.

Доклад состоится 28 марта в 17.00 по адресу: Москва, Старая Басманная, 21/4, корпус Л, ауд. Л-413. 

Для гостей запись по адресу: worldwar2@hse.ru

для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ — вход по пропускам.  

Рабочий язык доклада – русский.