• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С 13 по 19 апреля состоялась Весенняя выездная школа в города Краков и Варшава (Польша), в рамках которой прошел совместный семинар студентов Ягеллонского университета и студентов Факультета истории НИУ ВШЭ на тему: "Злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории СССР в годы Второй мировой войны"

13 — 19 апреля 2014 года студенты научно-исследовательского семинара «Вторая мировая война: новые источники, новые подходы» под руководством профессора О.В. Будницкого приняли участие в Весенней выездной школе в Кракове и Варшаве (Польша), в рамках которой состоялся совместный семинар со студентами Ягеллонского университета (Краков) на тему: «Злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории СССР в годы Второй мировой войны».

13 — 19 апреля 2014 года студенты научно-исследовательского семинара «Вторая мировая война: новые источники, новые подходы» под руководством профессора О.В. Будницкого приняли участие в Весенней выездной школе в Кракове и Варшаве (Польша), в рамках которой состоялся совместный семинар со студентами Ягеллонского университета (Краков) на тему: «Злодеяния немецко-фашистских захватчиков на территории СССР в годы Второй мировой войны».

Шестеро студентов IV курса Факультета истории: Камиль Галеев, Юлия Герасимова, Кристина Голомазова, Ирина Махалова, Наталья Полковникова, Арсений Старков, а также первокурсницы: Елена Кривцова и Ксения Савченко в течение недельной поездки познакомились с некоторыми из наиболее важных мест памяти о Второй мировой войне на территории Польши, связанными со Второй мировой войной. В годы войны именно на территории Польши, подальше от глаз «просвещенных» жителей Западной Европы нацистами были созданы лагеря смерти – Треблинка, Собибор, Белжец, Майданек, Хелмно, Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Эти лагеря были созданы для уничтожения евреев, но убивали в них также цыган, поляков, советских военнопленных, людей разных национальностей, обреченных нацистами на смерть за их политические или религиозные убеждения или же сексуальную ориентацию.

Уже в первый день для участников школы была проведена подробная экскурсия по еврейскому району Кракова — Казимеж, а также по территории краковского гетто, куда после начала войны было выселено все еврейское население города. Экскурсия произвела сильное впечатление: проходя по тихим, нешироким улицам, где сегодня мирно гуляют родители с детскими колясками, не спеша проходят пожилые люди со своими домашними питомцами, а издалека доносится стук трамвайных колес; трудно было представить, что несколько десятилетий назад этот район был наполнен плачем и скорбью, что в таком-то доме, где сейчас располагается банк, немцы расстреливали детей прямо в кроватях, а в другом — больных, лежавших в лазарете. Об этом напоминают лишь памятные доски, а также фрагменты стены, которой было окружено гетто. Стена была построена немцами в форме надгробных плит на еврейских кладбищах, и в этом символе наиболее ярко отражается вся трагедия Холокоста и войны. До сих пор местами стоят эти монотонно серые, невысокие стены, напоминая нам о невинных жертвах, о чудовищном времени.

Следующий день школы был особенно значимым для ее участников. Занимаясь исследованиями войны и Холокоста, в частности, их социального, «повседневного» аспектов, работая с дневниками и мемуарами заключенных концентрационных лагерей, свидетелей массовых уничтожений населения; многие из студентов часто говорили, что морально тяжело читать подобные строки. Исследователю проще дистанциироваться от произошедшего для того, чтобы попытаться сделать объективный анализ и выводы. Но во второй день будущие историки воочию увидели то, о чем до сих пор лишь читали. Более шести часов студенты провели на территории вблизи города Освенцим (Аушвиц): в концентрационном лагере и лагере смерти Аушвиц-I и Аушвиц-Биркенау. Достаточно трудно выразить словами впечатление от увиденного. Поражает не только масштаб лагерей, на территории которого находились десятки бараков для многих тысяч людей. Поражает та самая «фабричность», «логичность» и «практичность», с которой были построены эти лагеря: железная дорога Биркенау, ворота смерти, разгрузочная платформа, а дальше путь к газовым камерам с крематориями, которые были разработаны для наиболее быстрого и экономичного убийства: нацисты попытались скрыть следы — взорвали крематории, остался лишь один, самый первый, в Аушвице-I. Заходишь в темное помещение, ступая по полу, где несколько десятилетий назад задыхались от «Циклона-Б» раздетые догола люди, потом дальше крематорий. Носилки, вагонетки для трупов. Все наполнено смертью, по-настоящему страшно.

За стеклом в одном из бараков несколько тонн волос узников: ничто не должно было пропасть в хозяйстве Рейха. Лежат горами за стеклянной витриной. В Аушвице до сих пор включается какой-то инстинкт самосохранения: дистанциируешься, даже не получается осознать масштаб, подлинность произошедшего. Сотни туристов будто бы и не понимают: улыбаются, и лишь внимательно слушают экскурсовода. Потому что иначе невыносимо тяжело.

. . .

Важной научной составляющей школы был семинар, проведенный совместно со студентами Ягеллонского университета: на нем были представлены доклады, посвященные вопросам изучения войны и Холокоста. Со стороны Факультета истории Вышки участники НИСа выступили с докладами, которые были посвящены, например, памяти об Аушвице среди советских граждан; концентрационному лагерю в совхозе «Красный» под Симферополем; преследованиям и уничтожениям нацистами цыганского населения; блокаде Ленинграда; Холокосту на территории Одесской области; антисоветской пропаганде на оккупированных территориях и т. д. Одним из наиболее интересных стал доклад, представленный студенткой Ягеллонского университета Барбарой Мрочек на тему «Сексуальное насилие немецких захватчиков на территории Советского Союза». Доклад вызвал оживленную дискуссию, касающуюся историографии проблемы, а также источников, содержащих статистические данные по рассматриваемому вопросу. Семинар завершился общим обсуждением проблем оккупации и Холокоста, а также их социального аспекта; были подведены итоги первого совместного научного мероприятия Факультета истории ВШЭ и Центра изучения Холокоста при Ягеллонском университете.

В течении следующих дней Школы участники посетили два краковских музея: Музей Шиндлера/Музей оккупации Кракова, а также выставку в Музее истории «Галицийского еврейства», посвященную памяти о массовом уничтожении еврейского населения на территории Польши. Стоит отметить, что эти музеи открыты сравнительно недавно и отличаются интересными и современными экспозициями. Их важным преимуществом является то, что экспонаты и общий интерьер залов «погружают» посетителя в представленную эпоху; заставляют размышлять о событиях, эффективно выполняют функцию сохранения памяти.

Следующим и последним пунктом школы было посещение столицы Польши — Варшавы. Она сама по себе является наиболее сильным и выразительным памятником, мемориалом войне. Стертая с лица земли, полностью взорванная немцами, она особенно ярко показывает масштабы произошедшего. Город был отстроен заново полностью. И, гуляя по улицам Старого города среди недавно сделанных, восстановленных «под старину» дворцов, костелов, жилых домов; невольно ощущаешь преступность войны. Помимо прочего участники школы посетили территорию Варшавского гетто, а также познакомились с наиболее важными и интересными памятниками, посвященными войне: вечным огнем в аркаде разрушенного Саксонского дворца, а также грандиозным памятником Варшавскому восстанию 1944 г., расположенном у здания Верховного суда Польши.

В заключении стоит отметить, что Школа также имела и искусствоведческий аспект: участники подготовили по несколько докладов, посвященных архитекурным памятникам Кракова и Варшавы: студенты, занимающиеся историей Второй мировой войны, попробовали себя в роли экскурсоводов и рассказали друг другу об изменениях исторической застройки городов и выдающихся строениях польской архитектуры.

Автор: А. Старков.