• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возвращение трофейного кино: актуализация послевоенного опыта в мемуарных дискурсах 1980-2000-х годов

В журнале "Новое литературное обозрение" (2020, № 165) опубликована статья начуного сотрудника Международного Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Кристины Танис

Кадр из фильма "Девушка моей мечты" (Die Frau meiner Träume, 1944)

Кадр из фильма "Девушка моей мечты" (Die Frau meiner Träume, 1944)

"Вспоминая годы учебы в Московском университете, Михаил Горбачев пишет, что последний рубль студенческой стипендии «тратился не на еду, а на билет в кино» [Горбачев 1995: 61]. Студенчество последнего генсека ЦК КПСС пришлось на конец 1940-х годов, когда поход в кино являлся едва ли не самым доступным и популярным способом досуга. Поэтому неудивительно, что в позднесоветских и постсоветских текстах воспоминания о кинематографе являются общим местом. Обращаясь к собственной биографии на фоне советской истории, мемуаристы первого поколения, выросшего в кинотеатрах [Kuhn 2002: 1], особое внимание уделяют трофейным фильмам..."


Статья посвящена ретроспективному восприятию феномена трофейных фильмов в СССР и постсоветской России. Основанное на анализе мемуаров, художественных произведений, документальной прозы и публикаций в прессе, это исследование стремится ответить на вопрос: почему в 1980–2000-е годы наблюдается такое интенсивное обращение к феномену трофейного кино? Структура текста следует двум направлениям, исходя из корпуса воспоминаний о двух ключевых трофейных фильмах — «Тарзаниане» и «Девушке моей мечты». Как следствие, в исследовании анализируются дискурсы и интерпретации, которые привносят воспоминания об этих фильмах в культурный и идеологический ландшафт 1980—2000-х годов.