• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сообщество профессионалов

Как изменить восприятие сайта факультета

Сообщество профессионалов

© iStock

Этой весной команда портала по поручению ректора ВШЭ опросила деканов факультетов, изучила зарубежные сайты и провела собственное экспертное исследование, и все с одной целью: понять, как поменять восприятие факультета с формального административного подразделения на сообщество профессионалов.

Мнение деканов

Были опрошены деканы, представители факультетов, представители кампуса в Санкт-Петербурге на предмет их видения концепции факультета как сообщества профессионалов в приложении к сайту факультета. В целом факультеты соглашаются с правильностью такого позиционирования, но на практике видят реализацию по-разному.

Единодушное мнение высказано в отношении позиционирования. Характерна следующая цитата: «Аудиторией сайта должна быть в первую очередь внешняя аудитория: абитуриенты, родители, экспертное сообщество, СМИ. Основная задача – это доставка информации о сути деятельности и перспективах до заказчиков и общественности. Факультет – это единство профессионалов, генерирующее большие научные темы и большие образовательные проекты».

При этом, как показывает веб-анализ, сайт факультета в настоящее время не работает в качестве лендинга для абитуриентов и маршрутизатора пользователей на сайты образовательных программ. В частности, проведенный в конце прошлого года анализ путей пользователей для сайта одного из факультетов показал, что лишь незначительное число пользователей, зашедших на сайт факультета, имели целью перейти впоследствии на сайт образовательной программы.

По статистике, от 50 до 70% посетителей сайтов образовательных программ основного образования НИУ ВШЭ попадают на них органическим путем через поисковые системы. Также значительный трафик на сайты программ идет с основного каталога образовательных программ НИУ ВШЭ и сайтов приемных комиссий в бакалавриат и магистратуру. Для ряда программ это важнейший источник трафика. По мере SEO-оптимизации сайтов образовательных программ такое положение вещей будет только укрепляться. Таким образом, сайт факультета – это, прежде всего, информационный и формирующий имидж ресурс и в меньшей степени – инструмент навигации.

Единство мнений респондентов выявляется в том, что дизайн и в целом внешний вид сайта факультета воспринимается как менее важный, чем его содержательное наполнение. Мнения о целесообразности использования нового макета и его производных, разработанных при участии специалистов по маркетингу Высшей школы бизнеса, были высказаны полярные: полное приятие или полное неприятие (и желание остаться на том шаблоне, в котором сайт факультета функционирует в настоящее время).

При этом большинство сходятся в мнении, что следует соблюдать единство стилистики внутри экосистемы сайтов факультета: «Важно единство стилистики»; «Нужно обеспечить единство стилистики сайта факультета и входящих в него подразделений».

Выделим содержательные элементы сайта, которые респонденты называли наиболее часто, говоря об инструментах позиционирования сайта как площадки сообщества профессионалов. Это:

  • новости («передают движение и жизнь на факультете», «стимулируют стремление к причастности к сообществу профессионалов», «надо рассказывать о сложившихся научных школах, группах и чем они занимаются; о крупных проектах»);
  • сообщения о новых научных публикациях и исследовательских результатах («передают экспертность, качество»);
  • каталог образовательных программ всех уровней, реализуемых факультетом;
  • информация о научных и педагогических лидерах, молодых ученых, студенческих сообществах и коллективах («надо рассказывать о сложившихся научных школах, группах и чем они занимаются; о крупных проектах»; «факультет – это большие темы, что равно проблемам науки и коллективам, их обмолачивающим»).

Легко доступна должна быть полезная информация для абитуриентов и потенциальных сотрудников. Информация об административной структуре, внутренние документы должны быть «интуитивно доступны», но быть на втором плане. Нужен «легкий доступ к перечню сотрудников с одной стороны, к списку приоритетных тем факультета с другой».

Среди других достойных упоминания предложений стоит выделить следующие:

  • сообщество профессионалов – это уровень департаментов, а не факультета («В департаментах существенно меньше администрации и больше науки», поэтому следует сконцентрироваться на развитии сайтов департаментов;
  • формирование профессиональных сообществ проходит на других платформах (Telegram, Хабр, соцсети и т.д.), и нужно сосредоточиться на их развитии;
  • следует в приоритетном порядке развивать сайты проектов и конференций («проекты – это совместная работа, целиком не относится ни к департаменту, ни к образовательной программе»)

Экспертный анализ

Оттолкнувшись от высказываний представителей факультетов, команда портала провела экспертный анализ сайтов факультетов на предмет их соответствия представлениям сотрудников об идеальном сайте сообщества профессионалов и с целью выявления лучших практик. Анализ был ограничен сайтами факультетов московского кампуса.

Анализ не выявил отсутствие на главных страницах сайтов факультетов перечисленных выше тематических блоков типа «Новости» и «Анонсы». Одни факультеты делают акцент на новостях, другие – на анонсах, но в целом эти блоки информации везде легко доступны. Также на всех главных страницах представлена информация о реализуемых основных образовательных программах.

Сложнее найти информацию «о научных и педагогических лидерах, молодых ученых, студенческих сообществах и коллективах». Слабее других в этом плане выглядят относительно новые факультеты физики, химии и биологии, которые ограничились ссылками в меню на автоматические страницы со списками сотрудников и на сайты входящих в структуру факультетов подразделений. Другие факультеты уделили этой теме больше внимания. Выделим, среди прочих, МИЭФ, который разместил информацию о преподавателях и выпускниках на главной странице сайта, ФМЭиМП, создавший два раздела о ключевых преподавателях и оргструктуре; ФКМД со страницей «Факультет в лицах» и сайтом проектных команд, ряд других факультетов.

При этом выявлена следующая проблема. На сайтах факультетов, выполненных в шаблоне 2016 года ссылки на эти разделы визуально теряются за обилием других ссылок. Меню сайта факультета в иных случаях занимает более двух экранов. Такое подробное меню позволяет найти любую нужную информацию пользователю, который задался целью отыскать что-то конкретное, однако в целом не способствует легкой навигации, а также не позволяет акцентировать информацию, признанную респондентами важной. Напротив, факультеты, перешедшие на новый шаблон (напр., МИЭМ, ФГРР, ВШЮА), сумели существенно облегчить основное меню, сделать его рабочим инструментом навигации.

Зарубежный опыт

Также выборочно были проанализированы сайты факультетов топ-3 мирового рейтинга QS: MIT, Stanford University и Harvard University. К слову, сайты отдельных факультетов Стэнфорда и Гарварда в том или ином контексте назывались респондентами.

Возьмем для примера сайты Harvard Business School; Harvard Law School или School of Engineering MIT. Их объединяет максимально легкая и неперегруженная структура главной страницы сайта. Легкость ощущается уже в структуре меню. Этот эффект достигается за счет переноса важных содержательных разделов на страницы второго уровня.

Так, в HLS раздел Faculty & Research – это полноценный минисайт со своим набором подразделов и нарративной структурой подачи контента. Стоит обратить внимание на раздел про исследования на сайте Harvard Business School. Это позволяет, с одной стороны, разгрузить главную страницу от лишней информации, а с другой – дает больше возможностей для технической оптимизации таких страниц для поисковых систем.

В НИУ ВШЭ подобный подход демонстрирует маркетинговая команда ВШБ. Главная страница https://gsb.hse.ru/ максимально вычищена от всего, что можно поставить под сомнение как обязательное для размещения на главной странице. При этом страницы второго уровня серьезно проработаны содержательно, напр., стр. «О нас», которую команда портала рекомендуем в качестве референса, или «Центр карьеры», для верстки которой был использован функционал сайта, а не страницы, или страница сообщества выпускников.Отдельные примеры реализации подобного подхода можно найти и на других факультетах (см., напр., раздел «Наши выпускники» на факультете экономических наук).

Краткие выводы

  1. Сохранить на сайтах факультетов акцент на новости и анонсы мероприятий, уделив основное внимания их качеству (в качестве референса см. https://gsb.hse.ru/).
  2. Сбалансировать представленность на главной странице сайта информации об образовательных программ всех уровней, а не только основных образовательных программ (в качестве референса см. https://law.hse.ru/).
  3. Для сайтов, реализованных в шаблонах 2016 года, переработать меню, сделав упор на его большую компактность (см. в качестве референса меню сайтов факультетов, перешедших на новый шаблон, напр., https://gorod.hse.ru/).
  4. Подготовить контент и создавать макроразделы по важнейшим направлениям деятельности факультета (о факультете, наука, выпускники…) на страницах второго уровня (в качестве референса см. https://gsb.hse.ru/about).

Хотя мнения о реализованных в новом шаблоне сайтах разделились, рекомендуется факультетам, которые еще не перешли на него, рассмотреть возможность такого перехода в будущем. При этом нужно принимать во внимание, что сама по себе смена дизайна без содержательного осмысления требуемых изменений вряд ли приведет к существенным положительным результатам.