• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юристы пишут и разыгрывают сценарий

27-31 января в подмосковном доме отдыха «Покровское» состоялась Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Юриспруденция».

27-31 января в подмосковном доме отдыха прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ для абитуриентов магистратуры по направлению «Юриспруденция».

Участниками школы стали студенты и выпускники вузов не только России, но и Беларуси, Армении, Казахстана и даже Китая, заинтересованные в поступлении на магистерские программы ВШЭ «Корпоративный юрист»«Публичное право»«Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности»«История, теория и философия права», «Правовое обеспечение управления персоналом» и другие.

Абитуриенты магистратуры работали в рамках сценарной игры, посвященной политико-правовому значению Беловежского соглашения. Участники, разбившись на группы («команда Ельцина», «журналисты» и другие) пытались увидеть подписание этого соглашения глазами разных людей. Руководил игрой доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения ВШЭ Булат Назмутдинов. Перед игрой он выступил с докладом, напомнив слушателям о ключевых событиях 1985-1991 годов, рассказал об их политико-правовой «подоплеке», что, безусловно, помогло участникам при построении сцен. Белорусский эксперт А. Посталовский в своем выступлении подробно рассказал об обстоятельствах заключения Беловежского соглашения, его историческом значении, реакции на него в обществе. По мнению эксперта, большинство восприняли Соглашение слишком спокойно: многие думали не о распаде страны, а о праздновании Нового года.

Утром во вторник участников призвали самоопределиться, выбрать  группу. Наибольший интерес вызвали «журналисты», команды Ельцина и Горбачева. Меньший — «американские аналитики», «белорусские хозяйственники» и «команда Кравчука». Однако, как выяснилось позже, многочисленность группы успеха не гарантировала.

После самоопределения участники начали искать фактический материал, писать диалоги, отыгрывать сцены. До двенадцати ночи игротехники отсматривали черновые версии выступлений – советовали, критиковали.

Днем в среду состоялось первое выступление групп, сюжеты впервые собрались в единое действо. Начиналось оно «танковым» выступлением команды Ельцина, завершалось — меланхолическим «отречением» Горбачева и спуском советского флага.
После первого показа, в котором воспроизводились в целом расхожие представления об СССР, особенностях его распада,  игротехники предложили участникам «идти вглубь сюжета» — проблематизировать, усложнять сцены, добиваться внутренней достоверности. Группам посоветовали добавить сюжетные линии, изменить реплики, жесты, детали костюмов, пытаться понять мотивацию героев. Особенно важной для каждой из групп стало общение с теми, кто был очевидцем событий 1990-1991 гг.

Владимир Исаков
Владимир Исаков
Так, группа Ельцина очень долго беседовала с научным консультантом сценарной игры В.Б. Исаковым, который подробно рассказывал о работе в Верховном Совете РСФСР, где он возглавлял одну из палат – Совет Республики.

Начальное выступление показало, как сложно «монтировать» сцены, сводить видео, звук. Тем не менее, группы усложнили свои сюжеты, добавили новые сцены. Так, «белорусские хозяйственники» расширили временной горизонт: показали не только дискуссию 10 декабря 1991 г., связанную с ратификацией Беловежского соглашения, но и ситуацию на белорусском заводе в 1994 г. Участники изобразили те сложности, что возникали в экономике стран СНГ спустя несколько лет после распада Союза.

«Американские аналитики» снова пытались изобразить воображаемый диалог Киссинджера и Бжезинского, дополнив его телеобращением Джорджа Буша старшего к народам СССР. Украинская группа стремилась восстановить беседу трех поколений (бабушки, мамы и внучки) на фоне «конституционной шизофрении», когда из-за частоты референдумов и сложности формулировок люди не могли до конца понять, на какой вопрос им нужно ответить. Группа Горбачева усилила драматизм своей сцены, пытаясь понять, что чувствовал президент, когда подписывал документ о собственной отставке. Но главным здесь был вовсе не он, а безымянный зритель: он видел, как красный советский флаг уходит стремительно вниз, уступая место российскому.

Несмотря на концовку спектакля, Школа сама по себе получилась яркой и бодрой. Зимняя школа — как перезагрузка. Не только для умных студентов, что во время каникул приезжают в Москву, но и для преподавателей — те с неожиданной радостью превратились в сценаристов и режиссеров, почувствовали ответственность не только за качество передаваемых знаний, но за сложный процесс их применения, результаты которого они увидели.

Зарина Шарафутдинова  (5 курс юридического факультета Самарского государственного университета):

— Перед участниками школы была поставлена задача исследовать распад СССР с позиции юриста. Задача усложнялась тем, что участники зимней школы — совершенно новое поколение с собственной системой ценностей. Разобраться в фактическом материале, выработать общее командное видение событий, а также воспроизвести атмосферу перемен, — вот, что предстояло испытать участникам школы. Действительно, такой незаурядный формат мероприятия предоставляет больше возможностей для творчества и научного исследования, не ограничивающегося лекциями и семинарами. Участники  не только выразили собственное видение причин распада последней империи, но и почувствовали себя сопричастными истории своего государства.

Алексей Батищев  (2 курс бакалавриата факультета права НИУ ВШЭ):

— Мне кажется, нельзя утверждать, что цель игры была полностью достигнута. У участников все же не сложилось общего представления о процессе распада СССР. Скорее, отдельные моменты. Однако хочу заметить, что была выполнена другая очень важная задача, которая позволит добиться конечной цели впоследствии: у участников возник интерес к рассматриваемой проблеме. Многие  в последний день зимней школы отмечали, что по приезде домой хотят дочитать книгу, досмотреть документальный фильм, который начали при подготовке сценария.

Булат Назмутдинов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Дмитрия Мазаева