«Все время нужно быть счастливым»
Илья Дерезовский
Окончил бакалавриат факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ по специальности «программная инженерия». Продолжает учебу на ФКН — в магистратуре «Системная и программная инженерия». Работает в Центре академического развития студентов Вышки. Ведет научно-популярный подкаст «Научный сеанс».
Илья Дерезовский занимается анализом образовательных процессов и популяризацией науки среди студентов Вышки. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» он рассказал о своем научно-популярном подкасте «Научный сеанс», желании сделать ретроспективу художника Карла Брюллова и о кофе из Jeffrey’s.
Почему я выбрал научную карьеру
В старших классах я узнал про «Высший пилотаж» — всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников, который проводится в Вышке. У меня уже был довольно большой опыт в написании исследовательских работ, а вот проектная работа мне показалась невероятно интересной — благодаря возможности на основе результатов своего исследования сразу реализовывать социально важный проект. Так, в 11-м классе на конкурсе я представил собственное приложение, которое позволяло людям, больным БАС (боковым амиотрофическим склерозом), управлять компьютером с помощью взгляда. Это могло пригодиться им для общения, учебы и многого другого.
Получился довольно сложный исследовательский и программный проект, где применялись технология отслеживания взгляда при помощи обычной веб-камеры, машинное обучение и сверточные нейронные сети. Проектно-исследовательская работа мне помогает ощущать ценность моей работы, видеть полученный результат и понимать, что все было не зря.
Еще мне всегда везло с наставниками — и в школе, и в Вышке. Какую бы инициативу я ни проявлял, они всегда меня поддерживали — как профессиональными советами, опытом и знаниями, так и морально. Это тоже важно — помогать сохранять мотивацию и вдохновлять своим примером.
В Вышке я поступил на ФКН, где также всецело поощряется синтез науки и прикладных проектов. И уже на первом курсе выступил на своей первой научной конференции в Вышке — сразу на английском языке. На 4-м курсе я прочитал научную работу, которая была посвящена анализу академической успеваемости студентов, сотрудников Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, и заинтересовался анализом образовательных процессов, проявил инициативу и присоединился к работе над проектом лаборатории по этому направлению.
Атмосфера научных лабораторий Вышки уникальна: она заряжена энергией заинтересованных своей темой людей, невероятно ценным опытом и знаниями уважаемых ученых и свободой дискуссии и выбора своего направления развития в науке. Как такое может не вдохновлять?
Что я исследую
На 4-м курсе вместе с научными сотрудниками Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем я занимался разработкой нового метода визуализации потоковых данных (или процессов). Разработанный нами метод визуализации учитывает преимущества и недостатки существующих методов, графов и потоковых диаграмм и наглядно отражает, каким образом протекают процессы. Детально проанализировать и понять суть процессов компании, структурировать и визуализировать данные для полного представления о недостатках в процессах — это основная задача исследований в области process mining.
Применимость нашего метода мы проиллюстрировали на образовательных процессах. Журналы событий таких процессов содержат данные об учебных траекториях студентов — например, получении отметок за домашние и проверочные задания или посещении занятий. Это полезно при анализе эффективности учебного процесса и успеваемости студентов. Также наш метод позволяет выделять на общей модели отдельные случаи процесса (например, траектории отдельных студентов на общем графе), что очень важно при анализе данных. Эта работа является вполне практической, инженерной задачей, но в исследовательской области, что требует как изучения большого числа теоретических материалов, так и творческого подхода: необходимо было придумать информативный и при этом наглядный и эстетичный способ визуализации данных. Написанная в результате научная статья была опубликована в журнале, который входит в «белый список» ВАК.
Моя дипломная работа в бакалавриате была посвящена созданию полноценного приложения с многочисленным функционалом для анализа данных, где как раз и используется разработанный нами метод визуализации данных.
В магистратуре и аспирантуре я планирую продолжить заниматься исследованиями в области process mining и анализа образовательных процессов. Современные бизнес-процессы становятся все более комплексными, генерируются более сложные данные нестандартного формата. Поэтому появляется необходимость в новых методах и алгоритмах для визуализации и анализа сложных взаимодействий в процессах.
Чем я горжусь
О больших достижениях и открытиях мне еще рано говорить, потому что я только начинаю свой путь в науке и пока большая часть работы делается коллективно. Наверное, я горжусь тем, что у меня это все получается, причем на уровне, который удовлетворяет в первую очередь меня самого.
Зачем ученым заниматься научной популяризацией
Научная популяризация дает возможность делиться увлечением наукой. Участие в научно-популярных проектах помогает ученым развивать коммуникационные навыки — способность объяснять сложные идеи простыми словами, навыки публичных выступлений и взаимодействия с разными аудиториями.
А главное — благодаря просветительской деятельности в обществе складывается правильное мнение о современных ученых и науке. Популяризация помогает развенчивать мифы об образе жизни и работе современных ученых. Когда-нибудь при слове «ученый» у людей будет возникать образ молодого исследователя — общительного человека, который горит своим делом, занимается по-настоящему важными исследованиями, всесторонне развит, может не только разговаривать сложными терминами, но и объяснять любые трудные темы простым языком и просто наслаждается своим делом и жизнью.
С 2021 года я работаю в Центре академического развития студентов Вышки, где мы занимаемся популяризацией науки среди студентов и поддержкой студенческих исследовательских проектов. В Вышке у студентов есть масса возможностей для занятий наукой и популяризации своих исследований, и мы стараемся, чтобы таких возможностей становилось больше.
Про подкаст «Научный сеанс»
Это моя отдельная любовь. На протяжении вот уже двух лет я разговариваю с ведущими учеными, научными сотрудниками и преподавателями Вышки про академическую деятельность и важность современного образования для студентов. Каждый выпуск невероятно мотивирующий, пропитан любовью к науке и Вышке. Хочется верить, что, посмотрев выпуски подкаста, кто-то из студентов найдет для себя настоящего наставника.
В рамках интервью гости анализируют свой путь в науке, вспоминают про свое знакомство с Вышкой, рассказывают о наставниках, о том, как формировались их научные интересы и чем они занимаются сейчас в университете. Также гости подкаста анализируют ошибки из своей научной жизни и карьеры, делятся ценными советами, которые когда-то помогли им справиться с трудностями. Мне кажется, важно лишний раз напомнить, что ошибаться — нормально. Все доктора наук, будучи когда-то молодыми учеными, сталкивались с серьезными трудностями. Кому-то много раз отказывали в приеме на работу, кого-то резко критиковали за тему кандидатской диссертации, но в итоге они добились высот, пройдя через эти трудности и получив ценный опыт, которым теперь делятся со студентами.
Я считаю, что студенты должны знать историю университета и людей, которые играют ключевые роли в формировании академической среды. Подкаст «Научный сеанс» рассказывает про людей Вышки, формирует у студентов представление о ценностях, возможностях развития и об атмосфере нашего университета, о ярких представителях всех факультетов. Особенно приятно, что в ходе беседы гости не боятся делиться воспоминаниями и историями из жизни, чутко вникают в суть и концепцию подкаста. Например, Мария Александровна Штейнман, профессор факультета креативных индустрий ВШЭ, прочитала трогательные стихи собственного сочинения, которые посвятила своим студентам. В такие моменты понимаешь, каких крутых людей объединяет Вышка!
Для меня наука — это творческая работа, постоянное развитие и поиск чего-то нового. Конечно, в научной работе достаточно рутинных и бумажных задач, без этого никуда, но это не главное. Наука сегодня стимулирует заниматься интересными задачами, которые до тебя никто не решал или решил неидеально. Это требует креативности и способности мыслить нестандартно — выдвигать новые гипотезы и находить способы их проверить. Баланс строгой методологии и креативного мышления помогает двигаться вперед и преуспевать в исследованиях.
Еще наука для меня — люди, которые объединены общими интересами и мотивированы развиваться и улучшать пространство вокруг себя. Попадая в такую позитивную атмосферу, ощущаешь чувство единства и поддержки, понимаешь важность того, что ты делаешь и частью какого сообщества являешься. В Вышке сформировано прекрасное комьюнити активных студентов, заинтересованных в науке. Не перестаю восхищаться студентами разных направлений, какие крутые и важные исследования они проводят!
Поэтому Вышка — лучшее место для студентов, чтобы попробовать себя в науке и понять, твое это или нет. В Вышке огромное количество крутых и современных научных лабораторий и ведущих научных коллективов, которые обязательно помогут разобраться, какое направление в исследованиях интересно, с чего начать и как в этой сфере развиваться.
Если бы я не стал ученым
Скорее всего, работал бы iOS-разработчиком или проджект-менеджером в IT-компании и, наверное, занимался преподаванием. А если говорить про радикальную смену направления, то попробовал бы себя в качестве искусствоведа и куратора выставок, хотя понимаю, что это достаточно узконаправленная профессия со своей спецификой. Я бы хотел сделать масштабную ретроспективу моего любимого художника Карла Брюллова.
С кем из ученых я хотел бы встретиться
Благодаря подкасту мне удается поговорить с выдающимися учеными из разных областей. Я считаю, что это большая привилегия. Я бы хотел пригласить поучаствовать в подкасте, к огромному сожалению, недавно ушедших Льва Львовича Любимова и Евгения Григорьевича Ясина, экономистов и одних из создателей Вышки. Хотелось бы услышать, какие бы советы они дали молодым ученым, как, по их мнению, должна развиваться студенческая наука и какое значение в их жизни имела Вышка.
Как выглядит мой обычный день
Днем я стараюсь совмещать работу в Центре академического развития студентов, учебу и исследования. Регулярно устраиваем созвоны с одногруппниками и научным руководителем. Иногда рабочий день посвящен проведению различных мероприятий — лекториев, фестивалей или студенческих выездов в загородный центр Вышки «Вороново». Каждый день обязательно захожу в Jeffrey’s за кофе в здании Вышки на Покровском бульваре. А вечером у меня занятия в магистратуре. Если остаются силы, люблю смотреть фильмы и сериалы перед сном.
Бывает ли у меня выгорание
К счастью, я пока с ним не сталкивался. Так получилось, что я занимаюсь только тем, что приносит мне удовольствие. Учеба, исследования, организация научно-популярных мероприятий и проектов, запись подкаста, искусство — часто получается совмещать эти сферы моей деятельности и сферы моих интересов. Например, брать темы по цифровому искусству или тему исследования, которым я занят, в качестве тем для проектов по учебе. Поэтому даже когда выдаются очень загруженные дни или что-то идет не так, я чувствую исключительно приятную усталость, и желание трудиться никогда не исчезает. И важно вовремя обращаться за советом и поддержкой к коллегам и близким людям.
Чем я увлекаюсь, помимо науки
С детства я обожаю изобразительное искусство. Пишу картины сам и люблю посещать наши музеи. Прогулка по залам Третьяковской галереи — один из моих любимых способов отдохнуть от всего. Особенно когда я уже многое знаю про висящие в залах картины и могу просто смотреть на любимые работы Карла Брюллова или Константина Коровина, замечать в них что-то новое и ни на что не отвлекаться, ни о чем не думать. Я нахожу в музее абсолютную атмосферу спокойствия. Это помогает отдохнуть от работы и повседневных дел.
Также я люблю ходить в театр на современные и классические постановки — от «Современника» и МХТ им. Чехова до Театра на Малой Бронной и Театра Наций.
Что последнее я читал и смотрел
Недавно я уже в который раз перечитывал пьесы Чехова. Люблю его «Вишневый сад», «Чайку» и «Дядю Ваню». Вечная классика, приятный сюжет и множество важных, ценных мыслей. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В театре последний раз смотрел спектакль «Игра в джин» в «Современнике». Остался под сильнейшим впечатлением от игры Лии Ахеджаковой — до сих пор удивляет, как человек может настолько искренне прожить эмоции и переживания героя на сцене, что они передаются всем людям в зрительном зале. Определенно, это исключительный талант.
Совет молодым ученым
То, чем вы занимаетесь, должно приносить вам радость. Все время нужно быть счастливым. Поэтому надо правильно определить, что вам действительно интересно. Иначе ничего стоящего не выйдет. Я бы рекомендовал узнавать как можно больше о возможностях и перспективах продолжения карьеры, расспрашивать коллег. И не бояться менять направление работы, если вы потеряли интерес к той или иной деятельности.
Если говорить про академическую карьеру, важно основательно подойти к выбору научного руководителя или научного коллектива, поскольку это самые важные люди в научной жизни любого молодого ученого. Помимо профессиональных качеств, я думаю, нужно в какой-то степени совпадать с ними по темпераменту и мировоззрению. Критический взгляд, коллективное обсуждение, мотивация, эмоциональная и практическая поддержка — это интеллектуальное счастье. Поэтому важно заранее узнать людей, с которыми предстоит работать.
Любимое место в Москве
Здание Новой Третьяковки и «Музеон». Посмотреть выставку, выпить кофе в кофейне во внутреннем дворике, а после прогуляться вдоль Москвы-реки — лучшее комбо для отдыха. Еще очень люблю Чистые пруды. Летом особенно приятно пройти до них от здания Вышки на Покровском бульваре. Пока идешь мимо «Современника» и прекрасных кофеен, вспоминаешь, что работаешь не просто в исследовательском университете, а в исследовательском университете в центре Москвы.